Эффективность запоминания
От индивидуальных особенностей восприятия информации зависит эффективность запоминания стихов. Визуалы, у которых превалирует восприятие информации через зрительные каналы, легче воспримут и запомнят строки по печатному тексту в книге.
Аудионоситель, например телефон, или проговаривание стихотворения вслух поможет быстрее освоить текст аудиалам: им проще запомнить услышанное, чем увиденное. Пантомима и жестикуляция – это помощники в запоминании материала для людей с развитой моторной памятью.
Большую помощь могут оказать современные технологии с приложениями для запоминания стихов на смартфоне. Вот пример, где вы можете найти такое:
«Лисьи» приемы для развития памяти
Для ее улучшения и развития применяют так называемые мнемостихи. Они закладывают в хранилища мозга информацию, которой можно будет воспользоваться в нужный момент. Мнемоническая техника запоминания – один из увлекательнейших и действенных методов развития памяти, чем тренировка мозга обычными стихами.
Этим приемом часто пользуются лингвисты, когда необходимо запомнить сложные правила. Для этого скучный текст научного стиля, список действий или перечень товаров превращают в стихотворную строфу. Таким хитрым, или лисьим, приемом легче усвоить и запомнить трудное правило. Например, об особенностях спряжения следующих глаголов:
Короткие стихи, которые легко учатся
Дождь в лицо и ключицы…
Белла Ахмадулина
Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…
Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.
1955 г
Мосты
Валентин Гафт
Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.
О, я хочу безумно жить…
Александр Блок
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
1914 г
Не ставь границ…
Любовь Козырь
Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.
Николай Гумилёв
Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?
1917 г
Любовью дорожить умейте…
Степан Щипачев
Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.
1939 г
— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.
Посредине панели…
Николай Заболоцкий
Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.
1957 г
Открыв наук зелёный том
Даниил Хармс
Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.
1933 г
Правильный подход к изучению стихотворений
Предлагаемая методика запоминания текстов не нова. Она успешно применяется при изучении иностранных языков и основывается на задействовании всех видов памяти. Конечно, быстро выучить стих наизусть за 5-10 минут сразу удастся не каждому. Результат зависит от подготовленности человека и его способностей. И относится это скорей к небольшим произведениям. Но при регулярной тренировке стихотворения любого размера легко будут сохраняться в памяти надолго.
Чтобы быстро выучить стих наизусть:
- Для начала не меньше 3-4 раз прочитайте стихотворение медленно и вдумчиво, обязательно вслух, громко и с выражением, проговаривая каждую строфу. В процессе декламирования постарайтесь сосредоточиться на содержании, смысле прочитанного.
- Запросто выучить стих наизусть за 5 минут поможет и ассоциативная память. Расставленные при прочтении стиха смысловые акценты нужно закрепить конкретными образами, создавая яркие ассоциативные картинки. Четко представляйте, визуализируйте каждое изменение сюжета, главных героев, чувства, вызываемые произведением. И складывайте образы в связанную логическую цепочку в виде рассказа или фильма.
- Когда сюжет сформировался, прочтите стихотворение снова, уделяя на этот раз больше внимания написанию слов, синтаксису каждого предложения. Декламируйте медленно, не особо «заморачиваясь» на выражении.
- Быстро можно выучить стих наизусть, если подключить моторную память. Хотя процесс займет немного больше времени, результат будет впечатляющим. Перепишите аккуратно весь текст на лист бумаги, с которого затем удобно будет читать. Обязательно проговаривайте каждую строфу во время переписывания.
- Если позволяет время и не требуется выучить стих за 5 минут, разместите отдельные группы строк, столбцы в таком порядке, в каком вам удобнее будет воспринимать зрительно и по содержанию. К каждому фрагменту рекомендуется подобрать картинки, соответствующие сюжету, дополнить своими заметками или комментариями. Подобная методика применяется для эффективного изучения иностранных слов.
- В заключение не обойтись без банального зазубривания. Отложите книгу, а используйте написанный вами листок. На этом этапе подключаются и зрительная (при прочтении), и ассоциативная (сформированные образы, картинки и ваши заметки на листе) память. Сначала повторяйте стихотворение вслух для задействования слуховой памяти, а затем про себя. Можно начать с многократного повторения 1-2 строк, постепенно добавляя объем. Старайтесь как можно реже подглядывать в листок. Если вы пытаетесь быстро выучить большой стих наизусть, разделите его на несколько смысловых блоков и заучивайте по частям.
Есть еще одна небольшая хитрость, чтобы запоминать слова или фразы, которые никак не поддаются и вылетают из головы. Напишите их отдельно от всего стихотворения. В эту же шпаргалку можно вписать по первому слову из каждого четверостишья или строфы.
Учим большие стихотворения
Если вам задали объемное произведение, быстро выучить стих за 5 минут и даже за 30, конечно, не удастся. Не отчаивайтесь. И для такого случая существуют действенные методы запоминания.
- Прочитайте весь текст 2-3 раза, вникая в сюжет и создавая визуальные образы, ассоциации.
- В идеале рекомендуется записать стихотворение и учить его с этого листа, проговаривая громко с выражением.
- Не старайтесь запоминать большие блоки. Начните с одной или нескольких строчек и переходите к следующему фрагменту, когда хорошо запомните предыдущий.
- После запоминания небольшого отрезка делайте непродолжительный перерыв.
- В течение дня неоднократно повторяйте выученный тест, особенно перед сном. А утром постарайтесь воспроизвести его пару раз, не подсматривая в исходник.
Быстро выучить большой стих наизусть помогают дополнительные приспособления, такие как диктофон, на который нужно записать собственное прочтение. В течение дня вы можете постоянно прослушивать запись и повторять вслух. Некоторым помогает бросание мячика в ритм стихотворения, даже прочтение в стиле рэп.
Быстро выучить стих за 5 минут или чуть больше вполне реально для любого человека независимо от возраста. Понадобиться лишь немного терпения и желания овладеть полезными навыками.
Чтение вслух
Важно, чтобы вы привыкли к стихотворению, его ритму и интонациям. Потому предварительно стоит читать произведение вслух прямо из учебника
Акцент стоит делать на выразительности – постарайтесь расставить все акценты так, как это задумывал сам автор. Громкость можно выбирать разную – один раз прочитать громко, в другой раз тихо.
Хорошим решением станет зачитывание перед зеркалом. Это также поможет понять. Почему голос на уроке звучит неуверенно или тихо. Причиной может быть зажатость мышц или стеснение.
Многие люди информацию лучше запоминают на слух. Потому пока вы читаете стих, то уже сможете запомнить многое из сказанного.
Плюсы заучивания стихов и прозы
Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.
Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.
Ребенок учится воспринимать произведения литературы.
У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта
К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.
Идет развитие памяти.
Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.
Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.
Инструкция для запоминания
Некоторые родители не могут выучить даже маленькое стихотворение с ребенком. На самом деле мучения такого рода можно убрать из жизни семьи. Тогда уроки по литературе станут не наказанием, а простой задачей.
Обратите внимание! Относительно каждой ситуации: стихотворения, отрывка в прозе, запоминания иностранных слов – существует своя инструкция и методы для быстрого запоминания.
Перед активным применением советов относительно быстрого изучения, нужно подготовить малыша. Заставить ребенка тяжело, но если его заинтересовать, то процесс пойдет быстро и легко.
Оптимальное время для изучения – это вечер. Ночь неблагоприятное время суток для активной мозговой деятельности.
Советы относительно изучения:
Выучить стих за 5 минут легко
Запомнить огромный отрывок в прозе
Тексты на английском языке
Прочитать стихотворение медленно и вслух, расставляя свои смысловые акценты и ударения
Разбить текст на несколько частей, которые для вас кажутся наиболее логичными. Заучивание производится по частям
Прочитать текст несколько раз вслух
Делать это медленно, проговаривая каждый слог, расставляя ударения
Медленное чтение в такой манере осуществляется не менее 3-х раз подряд
Читая каждую часть, нужно внятно и громко проговаривать каждое слово
Подключить моторную память: проговаривая каждое предложение — записывайте его на бумагу
Длинный и короткий стих можно быстро выучить, формируя образы и картинки в процессе чтения
При чтении стоит точно представлять сюжет происходящего, строить ассоциации
Дальнейшие декламации производятся исключительно из рукописного источника
Еще 2 раза вслух прочитать стих, обращая внимание на пунктуацию и орфографию
Те части текста, которые трудно запомнить стоит переписать несколько раз на листе бумаги
Если запомнить иностранный текст все еще трудно, стоит перевести его на русский и приблизительно запомнить перевод
Несколько минут посмотреть на запись внимательно, чтобы подключить зрительную память
Подключить двигательную память, сопровождая каждое слово определенным жестом
Способом накладывания русского текста на англоязычный запоминать легче
Оставить время на зубрежку, которая осуществляется с помощью рукописной копии
На последнем этапе стоит декламировать текст непринужденно перед зеркалом, чтобы создать визуальную память для мозга
Разбить текст на несколько частей, запоминая каждую отдельно
Как быстро выучить стих наизусть
Учителя литературы имеют в запасе несколько способов быстро выучить стихотворение, особенно, если оно довольно большое и сложное. Большинство методов из этой подборки нам знакомы с детства, но есть среди них довольно креативные. Кстати, эти способы заучивания текста могут использовать не только ученики, но и их родители.
Топ-10 методик быстрого запоминания: методика запоминания слов
1. Объяснение смысла. Запомнить стих, смысл которого понятен, намного легче, нежели зазубривание текста с непонятными словами. Особенно много проблем возникает с текстами классиков, которые наполнены устаревшими терминами, редко встречаемыми словами, видоизмененными словоформами. Чтобы учение стиха шло легко и максимально быстро, начинать нужно с полного разбора смысла выбранного произведения, разбирая каждую строчку и непонятное слово в отдельности.
3. Зрительные образы. Эта методика придется по вкусу дошкольникам и ученикам младшей школы. Ее главный инструмент — визуализация. В работе маме пригодятся сюжетные картинки или карточки, которые будут служить подсказками.
Как можно помочь ребенку:
4. Игра в ассоциации. Это интересная интерпретация предыдущего метода. Но, для большей увлеченности ребенка используются не просто картинки, а ассоциативные связи. Например, можно взять любимый мультфильм или фильм. В процессе изучения ребенку нужно читать каждую строку отдельно и связывать с ней зрительный образ, который будет ярко представлять описанный предмет, событие или героя стихотворения. Для примера возьмем стих Тютчева, а ассоциации будем черпать из «Гарри Поттера».
5. Активное запоминание. Быстро запомнить небольшой стих поможет многоразовое рассказывание выученного текста наизусть. Как быть в этой ситуации: ребенок несколько раз читает стих, потом старается его рассказать и повторяет данный алгоритм до полного заучивания наизусть.
6. Пишем и запоминаем. Эффективный способ запомнить текст — написать его несколько раз на бумаге. Если стих длинный, лучше разбить его на 2-4 блока и прописывать каждый по отдельности. Писать лучше под диктовку.
Прописывание стиха состоит из трех механизмов:
7. Эмоций и движения. Чтобы строчки стиха быстрее запоминались, нужно их эмоционально окрасить. Бонусом будут движения, сделанные в паре с интонацией в процессе декламации.
8. Диктофон. Быстро запомнить стих поможет диктофон. Нужно записать стих (обязательно своим голосом!) на диктофон и слушать его между делом. Записывать нужно с выдерживанием правильной интонации, не спеша и с хорошей дикцией. Перед этим стих желательно разобрать, чтобы ребенок мог легко выстраивать ассоциативные связи, а также понимал сюжетную линию.
9. Метод снежного кома. Эта техника основана на многократном и последовательном повторении каждой строчки текста.
10. Нарисованный стих. Необычный метод учения стиха — рисование. Можно схематично изобразить каждую строчку. Сделанные зарисовки должны быть забавными и точно передавать сюжет определенного фрагмента. Такие зарисовки будут не только подсказкой. Они помогут закрепить в памяти связь «рисунок-текст».
Применяем диктофон
Если у учащегося лучше всего развита слуховая память, непременно стоит этим воспользоваться. Замечательно, если удастся найти аудиоверсию басни Крылова, которую читают, например, артисты театра. Альтернативный вариант, еще более эффективный с точки зрения запоминания текста, — использование диктофона.
Наговаривая текст на записывающее устройство, нужно четко выговаривать слова и фразы, беспокоиться о правильной интонации, рассказывать историю с выражением. Перед записью необходимо несколько раз ознакомиться с произведением, понять все выражения, которые применил автор. К работе можно приступать только тогда, когда непосредственное чтение материала не вызывает абсолютно никаких сложностей, школьник не «спотыкается».
Как можно быстро выучить басню, если предложенный выше метод кажется чрезмерно сложным, трудоемким? Можно попросить родственников или друзей несколько раз прочитать текст вслух. Этот способ также заставляет подключиться слуховую память.
Чем полезно заучивание стихов?
Изучение текстов, написанных в стихотворной форме, наизусть тренирует память. Для того чтобы мозг мог в будущем запоминать определенные объемы информации, его нужно тренировать. Для этого идеально подходят стихотворения, особенно из школьной программы.
Заучивание стихов полезно и для взрослых, так мозг остается в тонусе и работает быстрее.
Кроме очевидной пользы, заучивание стихотворений приносит и другую пользу, которая благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Заучивание стихов благоприятно:
- Изучение стихов на память формирует большой словарный запас.
- Заучивание хорошо влияет скорость и качество мысли.
- Формируется красота и полнота речи.
Результаты станут явными, если тренировать память таким образом регулярно, а не от случая к случаю. Теперь становится понятно, как может помочь «Бородино» в жизни.
Если повторять стихотворение перед зеркалом или рассказывать отрывки перед небольшой публикой, то пропадает стеснение и ребенок будет спокойно относиться к публичным выступлениям.
Как выучить верлибр?
Верлибр – это нерифмованный стих в художественной литературе, имеющий свою отдельную стихотворную систему. В нем нет рифмы и поэтического размера. Зато есть определенный ритм, который достигается с помощью напевной интонации. Верлибром может быть написан как обычный стих, так и поэзия в прозе. Такой стих называют еще свободным, и он предельно сложный для запоминания.
Пример свободного стиха:
Этот странный обычай
Присваивать людям имена
(или иногда номера)…
Без имени я уйду.
Без имени разве найдут.
(Арво Метс)
Как правило, такие стихи полностью бессюжетные, описывают эмоции или пейзажи. Такие стихи лучше учить следующим образом.
-
Рисуйте свои ассоциации к каждому слову;
-
Закрывайте отдельные слова и части предложения и попросту угадывайте их;
-
Декламируйте строчки с интонацией, ритмом и соответствующими эмоциями. Запомните свое настроение и смысловую цепочку ассоциаций;
-
Отдельные слова во время чтения и рассказа стиха можно показывать движениями или жестами;
-
Перепишите стих несколько раз, подчеркните и выделите сложно запоминающиеся слова.
Если у вас или вашего ребенка возникают серьезные трудности с изучением поэзии, стоит задуматься о дополнительных занятиях. Репетитор в области филологии, логики и других наук – это хорошая возможность на для стремящихся к саморазвитию. Развивайтесь и достигайте нового вместе с BUKI!
Поэзия для детей
Родителей дошколят и детей младшего школьного возраста часто волнует проблема выбора стихотворений для тренировки памяти ребёнка. Критерии удачного выбора:
- Выбранное стихотворение должно быть понятным для ребёнка, содержание и смысл – соответствовать возрастным особенностям психического развития.
- Для тренировки памяти рекомендуется выбирать поэзию с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным содержанием.
- Сложных конструкций при выборе лучше избегать. Слова в стихах должны легко выговариваться.
- Оптимальным выбором послужит творчество известных поэтов, таких как Агния Барто, Корней Чуковский. Для школьников подойдут стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.
Стихотворения для ребёнка 3–4 лет
Для ребёнка 3–4 лет рекомендуется выбирать четверостишия, состоящие преимущественно из глаголов и существительных. Содержание стихов должно быть увлекательным и описывать уже знакомые ребёнку игрушки, предметы или животных, их действия.
Петушок, петушок, золотой гребешок
Маслена головушка, шёлкова бородушка
Что так рано встаёшь, голосисто поёшь
Детям спать не даёшь?
Чтобы разучить стихотворение с малышом, нужно несколько раз с интонацией и выразительной мимикой прочитать его ребёнку. Родитель читает начало строки, малыш – продолжение.
Стихи для малыша 4–5 лет
Для детей 4–5 лет характерно развитие отчётливой мотивации. Дети заучивают стихи, чтобы рассказать их маме, бабушке или отцу. Содержание стихотворений осложняется, в них говорится о явлениях природы, детсадовской жизни.
Мама чашку молока Маше налила
«Мяу, – киска говорит. – Вот и я пришла!»
Киске в миску отольём – веселее пить вдвоём.
Ну-ка кто скорей допьёт? Кто ни капли не прольёт?
Разучивая стишок, рекомендуется разыгрывать сценку, читать его по ролям, употреблять игрушки и различные предметы во время чтения.
Стихотворения для пяти — шестилетних детей
Для разучивания подбираются стихи с более сложными понятиями, чем для детей младшего возраста. Также произведения для шестилетних ребят отличаются объёмностью. Задавайте ребёнку вопросы, обсуждайте и проанализируйте содержание, замысел, поступки и главных героев произведения.
Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вслед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом.
Произведения для детей 6–7 лет
У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»
Мы – бежать во все Бежалки,
А водитель Проезжалки
Как в Оралку заорёт,
Что открутит нам Бежалки,
Оторвёт Соображалки
И Сиделки надерёт!
Укатила Проезжалка,
Улетела вдаль Леталка.
Грелка по небу плывёт…
Мы сидели на Сиделке
И свистели в две свистелки:
Может Гавкалка пройдёт?!
Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.
Итак, каким же образом произвести выучивание стихотворение за 5 минут наизусть?
Первый метод: Чтоб быстро выучивать стихотворение наизусть, необходимо перечитать его в голос два-три раза. Во время прочтения лучше всего применять методы ассоциации, в мыслях представляя себе картинку, о которой рассказывается в стихе. Ведь стих– это не что иное, как чувства и эмоции, переживаемые лирическим героем, а также самим автором.
Второй метод: Вышеописанный метод является очень эффективным. Он позволяет каждому заучить пару страничек текста в течении одного часа. Но в том случае, если вы все же имеете немного времени в запасе, можете начать учить стихотворение за два дня до сдачи. В 1-ый день заучиванию надо уделить около получаса перед сном, а во 2-й день добавить к этому времени еще столько же. В результате стих, заученный таким способом, вы будете знать от корки до корки.
Третий метод: Для начала вам следует вдумчиво, никуда не спеша прочитать стихотворение, при этом не ставив целью сразу начать выучивание. Вам нужно постараться понять смысл, подтекст стиха, догадаться о том, что желал сказать автор читателю. Можете напрячь ваше воображение и представить , каким образом процессы, описываемые в стихотворении, происходили бы в реальности. Вы также могли бы Вы можете поставить себя на место лирического героя, постараться понять пафос явления, которое описывается в стихотворении.После этих незаурядных действий можете начинать заучивать стих наизусть, запомнить его будет гораздо легче.
Четвертый метод: Можно разбить стих на столбики из четырех строчек. Сначала выучить 1-ое, затем – 2-ое. После этого можно постараться перечитать оба столбика. В случае легкого, свободного чтения можно переходить к следующим строчкам.
Пятый метод: Можно попросить кого-либо перечитать этот стих вам вслух несколько раз. Иногда данный способ отлично содействует выучиванию, особенно в том случае, когда у пытающегося выучить стих неплохо развита слуховая память.
Шестой метод: После прочтения текста можно представить, на какие мелодии возможно его спеть. После того, как вы определитесь с музыкой, можно распевать стих в различном темпе с многократными повторениями.
Седьмой метод: Следует прочитать стих, записать на диктофон и переслушать. Дело в том, что звук собственного голоса самый приятный для человека, и в связи с этим запоминание текста может быть более эффективным, поэтому вам нужно прослушать стих полностью, потом разбить его на маленькие части. После прослушивания очередного фрагмента вам надо остановить запись и проговорить данный фрагмент в голос.
Восьмой метод: Чтоб применить ещё один тип памяти, надо написать стих на бумаге, во время процесса проговаривая его вслух. Данный способ даст возможность выучивать стихотворение ещё быстрее. Учить стихотворение надо лишь с того бумажного листика, на который вы его переписали. Следует несколько раз перечитать первую строчку, затем повторить её в голос, при этом не подсматривая. Потом надо перечитать 1-ю и 2-ю строчки подряд и повторить их. Затем нужно так же поработать с 1-й, 2-й и 3-ей строчками, каждый раз добавляя ещё одну. Но выучивать таким методом весь стих совсем не обязательно.
Девятый метод: Периодически случается, что некоторые места в стихе совсем не хотят поддаваться заучиванию в связи со стыком циклов. С целью решения данной проблемы возможно сделать шпаргалки со словом, которым начинается труднозапоминающийся цикл.
Десятый метод: Можно подойти к зеркалу и порепетировать, вглядываясь в отражение. Подключите мимику, нацепите улыбку, представляйте, что на вас смотрит много-много людей, которые восхищаются вашим ораторским искусством. Выучивать таким образом стихотворение наизусть проще и легче.
Методы быстрого запоминания текста
Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.
При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.
Если у вас хорошая зрительная память:
- прочитайте текст, а затем возьмите яркий маркер и отметьте все ключевые слова, определения, выводы. Так вы структурируете материал и создаете опорные точки для запоминания;
- используйте для заучивания иностранных слов и терминов таблички, на которых будут кратко записаны нужные сведения. Развесьте такие таблички по дому, чтобы читать их в течение дня.
Если вы запоминаете информацию на слух:
- вместо обычных учебников используйте аудиокниги, которые можно слушать во время повседневных дел;
- читайте тексты вслух несколько раз — вдумчиво и выразительно, вслушиваясь в каждое слово. Особенно хорошо этот прием подходит для запоминания стихотворений.
Если у вас преобладает логическое мышление:
- выделите в тексте причинно-следственные связи, обозначьте все термины и выясните их значение, мысленно упростите материал. Этот способ полезен всем, ведь сложно представить, как можно быстро выучить что-то непонятное;
- вместо того, чтобы заучивать текст в одиночку, попробуйте объяснить или пересказать его другому человеку своими словами.
Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.
Пошаговая схема изучения стиха наизусть
Небольшая пошаговая инструкция помогает в процессе запоминания стихотворения и показывает, как правильно учить стихи:
- Первым делом необходимо дважды прочесть стихотворение, обязательно вслух, постараться понять смысл написанного текста и выделить важные интонационные моменты.
- Разобрать все сложные слова, строки, речевые обороты и прочие трудности, вызывающие заминки в понимании сути произведения.
- Во время чтения выстроить ассоциативный ряд, связывая возникающие образы с тем, о чем говорится в стихотворении.
- Если зрительная память отлично развита, то можно переписать каждую строку стихотворения на лист бумаги и учить именно с него.
- Если более развита слуховая память, то можно записать свой голос на диктофон, чтобы потом прослушивать свое выразительное чтение и запоминать. Можно попробовать найти аудиозапись в интернете.
- Стоит учить стихи по строфам. Так в голове будет четче складываться картинка и логическая цепочка.
- Между заучиванием строф рекомендуется делать перерывы в 5-10 минут.
- Перед сном необходимо прочесть стихотворение очень выразительно, не спеша. Уже утром можно увидеть прекрасный результат – выученное произведение, отскакивающее от зубов.
https://youtube.com/watch?v=9Qz2ycW4_dg