Артикуляционная гимнастика в детском саду: цели, методики, картотека упражнений

Артикуляционная гимнастика

Картотека артикуляционных упражнений для подготовительной группы с целями по ФГОС

Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие подвижности и силы артикуляторных органов, мимических мышц и органов дыхания. Планируемый комплекс в идеале должен совпадать с тематикой занятий подготовительной группы. Ниже представлены артикуляционные упражнения с целями по ФГОС.

Название Цель по ФГОС Описание
Лопатка Выработать умение удержать язык в статичном спокойном положении Приоткрыть рот и немного улыбнуться. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать от 5 до 10 секунд
Маляр Научить малыша при движении языка оставлять его за нижними зубами Немного улыбнуться и с внутренней стороны зубов провести по ним слева – направо и наоборот. Губы при этом неподвижны.
Чашечка Укрепление мышц языка Немного приоткрыв рот, улыбнуться и сделать язык в форме чашечки
Качели Выработать способность к быстрому изменению положения языка (необходимо при соединении сонорных с гласными) Широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз
Лошадка Научить кончик языка подниматься наверх и укрепить мускулатуру На легкой улыбке пощелкать язычком, как лошадка
Зайчик Развитие подвижности верхней губы Малыш слегка приоткрывает рот и поднимает верхнюю губу, обнажая зубы. Упражнение статичное, позиция держится от 10-15 секунд
Лягушка Развитие подвижности нижней губы Зубы сомкнуты, нижняя губа приоткрывает нижние зубы. Позиция неподвижная в течение 15 секунд

Артикуляционное упражнение на логопедическом занятии

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Если у ребенка не наблюдается существенных нарушений речи, то все действия будут носить вспомогательный характер. Они помогут быстрее сформировать артикуляционный аппарат. Если проблема уже существует, то необходимо проконсультироваться с логопедом, который подберет тренировки, необходимые в каждом конкретном случае, а так же предоставит свои рекомендации. Примерно к 4-х летнему возрасту становится понятно, какие звуки у ребенка не получается произнести. Лучшим решением будет посещение логопеда в возрасте до 3 лет для своевременного обнаружения проблем. Однако логопеды предпочитают работать с детьми ближе к 4-летнему возрасту — это необходимо учитывать.

Чем раньше вы начнете делать упражнения с малышом, тем лучше.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо точно понимать, какие звуки вызывают трудности в произношении — например, нужны тренировки только для шипящих. Так же надо убедиться, знает ли кроха названия своих частей тела, может ли сориентироваться, что находится справа, слева, внизу или вверху. Без этого выполнение любых действий может быть весьма затруднительным.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Артикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Родителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед https://rechudetey.ru/logopediya/logopediya.html. Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.

Post Views: 618

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка

Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Как устроена артикуляция

Артикуляция — это работа органов речи для произнесения того или иного звука. Органы, участвующие в речи, подразделяют на активные и пассивные. Активные — это связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя часть зева и нижняя челюсть. Пассивные — зубы, альвеолярные отростки и твердое небо. 

Артикуляция звука состоит из трех этапов:

  • экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
  • выдержка — само произношение звука с сохранением положения речевых органов, необходимого для произнесения;
  • рекурсия — окончание артикуляции, завершение звука, при котором органы речи меняют расположение: готовятся к произнесению следующего звука или переходят в состояние покоя.

В обыденном разговоре не произносится каждая фаза отдельно, а звучит речевая цепочка — экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего. При этом членораздельное проговаривание звуков зависит от подвижности речевого аппарата, степени его разработанности.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка, называют артикуляционной базой. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга нормами артикуляции звуков. Из-за этих различий, например, возникает акцент, когда человек говорящий на иностранном языке, использует артикуляционную базу родного.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Упражнения для логопедической гимнастики

Существует большое разнообразие тренировок для развития речи. Но их можно также придумывать самостоятельно — играйте, веселитесь, и хорошее настроение вместе с полученным результатом не заставят себя ждать. В логопедической практике применяют следующие игры для тренировки языка:

  1. Улыбка — является основой каждого из следующих действий. Для него потребуется губы удерживать в широкой улыбке, при этом зубы должны быть сомкнуты.
  2. Слоненок. Губы надо сомкнуть в трубочку и со всех сил тянуться вперед в течение 5-10 секунд.
  3. Лопата. Расслабленный язык вытягиваем между зубов, при этом к ним не прижимаясь. Остаемся в таком положении 10-15 секунд.
  4. Змея. Положение, как и в прошлом упражнении, но язык нужно держать в напряжении, изображая змею в течение 10 секунд.
  5. Грибок. Прием хорошо растягивает короткую уздечку. Как бы прикрепляем язык к небу и держим его в напряжении 10 секунд.

После освоения статических приемов, рекомендуется переходить к подвижным. К ним относят:

  1. Улыбка с сомкнутыми зубами. Под счет ребенку нужно немного размокнуть зубы, то есть приоткрыть рот. Повторить действие необходимо 10-15 раз.
  2. Вправо-влево. Рот приоткрыт, язык двигается с одного угла к другому.
  3. Мяч. Поочередно нужно упираться языком в щеки, стараясь попадать в одну и ту же точку. Родители могут помогать ребенку, толкая щеки, и тем самым превращая данные действия в веселое времяпрепровождение.
  4. Чистим зубы. При сомкнутых зубах необходимо проводить по ним языком влево-вправо. Затем размыкаем зубы, и делаем аналогичные движения на наружной поверхности.
  5. Качели. Краем языка надо упереться в небо сначала за верхними зубами, а потом за нижними. Во время выполнения рот должен быть полуоткрыт.
  6. Лошадка. Нужно воспроизводить звук цоканья.

Только логопед поможет подобрать правильный комплекс действий.

Бывает, что крохе скучно выполнять тренировки, и не всегда помогает даже игровая форма. В таком случае можно использовать сладости. Например, втянуть мармелад в виде трубочки как макароны, или же зафиксировать тонкое печенье под носом, изображая усы. Так же на помощь может прийти пособие в картинках, которое способно заинтересовать малыша.

Если у малыша при длительном выполнении всех действий не возникает точности, плавности в движениях речевых органов, то это может говорить о том, что техника выполнения была неверной, или же проблема гораздо серьезнее, чем предполагалось изначально. В каждом из случаев обязательна дополнительная консультация логопеда.

Правильная и красивая речь — это прекрасный дар. Родителям необходимо уделять время и поддерживать ребенка в его развитии.

  • Новые методы определения чувствительности бактерий к химиопрепаратам. Автоматические системы учета результатов метода серийных разведений. Е-тест.

      

  • Черный список производителей лекарств: чьи таблетки не стоит покупать

      

  • Давление под контролем: как определить давление без тонометра? Несколько проверенных способов

      

  • Методы обезболивания. Ингаляционная и внутривенная анестезия

      

  • Нейропротективная терапия при хронической ишемии мозга

Целесообразность артикуляционной гимнастики

Как известно, неправильная или слишком нечеткая речь приносит маленьким детям немало моральных затруднений, заключающихся, прежде всего, в насмешках со стороны сверстников и постоянных придирках со стороны взрослых. Из-за этого ребенок может замкнуться в себе, стать менее активным. Дабы психика малыша не испытывала негативных воздействий, ему необходимо вовремя помочь. 

Сложный, но необходимый процесс обучения правильному произношению звуков необходимо начинать с занятий по усовершенствованию артикуляции. Артикуляционная гимнастика является полезной и для детей, у которых с произношением звуков особых проблем нет, но оно является несколько вялым. Про таких обычно говорят, что у них как будто «каша во рту».

Данная гимнастика позволяет разработать подвижность всего речевого аппарата и в особенности языка, а также выработать правильную струю воздуха, образуемую при произношении звуков. Если начать заниматься с ребенком с 2-3 лет, то это будет являться отличной профилактикой, позволяющей избежать речевых нарушений. Специалисты отмечают, что чем раньше начинаются занятия артикуляционной гимнастикой, тем значительней будет конечный результат.

Игры для щек

Цель игр — укреплять мышцы щек.

Шарик

Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.

После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.  

Хомячок

Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот

Надувает хомяк щечки,

Зерно держит он в мешочках.

Щечки мы надуем тоже,

Вместе хомячку поможем.

Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.   

Примеры конспектов занятий

Конспект занятия включает в себя:

  • Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
  • Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
  • Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
  • Цели и задачи комплекса.
  • Ход занятия с таймингом:

Организационный момент – 30 секунд;

Упражнение «улыбка» – 30с;

«Хоботок» – 30с;

Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;

Упражнение «шарик» – 20с;

«Шарик сдулся» – 20с;

Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;

Упражнение «лопатка» – 1 мин

«Наказать непослушный язычок» — 30с;

«Маляр» — 1 мин

«Чашечка» — 30с

Подведение итогов – 1 мин

  • Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
  • Используемая при составлении плана методическая литература.

Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения

https://youtube.com/watch?v=rb8b7eXPvSY

Например, история про кота Рыжика:

  • Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
  • Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
  • Маятник – «Потянулся влево, вправо»
  • Варенье – «Съел варенье из кармана»
  • Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»

Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.

Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей

Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Пример занятия ребенка

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

*Цены актуальны на 3.05.2019

Зачем нужны артикуляционные упражнения

Нарушения речи могут серьезно испортить жизнь малыша, так как нередко становятся поводом для насмешек от сверстников. Но нужно ли предпринимать какие-то действия, если еще рано говорить, что дефект речи присутствует? Ответ прост: да, такие тренировки полезны всем, ведь в возрасте 2-4 лет это поможет быстрее поставить речь, а в 5-7 лет уже исправит имеющиеся нарушения. Чем раньше начнутся занятия, тем легче и быстрее будет достигнут результат.

Почти у всех детей встречаются недостатки произношения в той или иной степени, но большая часть из них носит временный характер. Это можно обосновать тем, что в раннем возрасте слуховой и речевой аппараты функционируют недостаточно хорошо. Связь между ними находиться в процессе становления, мышцы тренируются.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Разминка

Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо размяться:

сделать упражнения на дыхание;

Так ребенок учится распределять дыхание при произношении слов и предложений. 

разработать речевой аппарат;

«Свеча». 

Ребенок представляет, что перед ним — торт с горящими свечами. Первая свеча до пяти секунд, вторая — до семи, а третья — до десяти и с голосовым сопровождением. Воздух не должен закончиться раньше времени. 

Важно поставить губы трубочкой при выдохе. 

«Иголочка». 

Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.

Разминка не должна длиться дольше 15 минут.

Артикуляционные упражнения

Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса. Ниже — примеры самых популярных упражнений для детей двух-трех лет.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;
  • полоскание горла;
  • резкое, отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
  • покашливание.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
  • жевательные движения;
  • движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек:

  • надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
  • перегонка воды из одной щеки в другую;
  • втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:

  • опускание головы вниз;
  • запрокидывание головы;
  • поворот головы вправо-влево;
  • наклоны головы вправо-влево;
  • руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Упражнения для губ и языка:

  • «Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении. 
  • «Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
  • «Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
  • «Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
  • «Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
  • «Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
  • «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10 раз.
  • «Барабанщик» — приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук . Повторить 10-15 раз.

Как проводить артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и правильные положения органов речевого аппарата, необходимые для произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают:

  • беззвучные;
  • с участием голоса; 
  • статические, направленные на выработку правильной вокальной позиции;
  • динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Для того чтобы артикуляционные упражнения принесли пользу, нужно соблюдать следующие условия:

  1. Регулярность.

Артикуляционная гимнастика — это системный процесс. Навык закрепится только при условии ежедневного повторения упражнения. Два занятия от трех до пяти минут будет достаточно для одного дня. 

Для одного захода хватит двух-трех упражнений, каждое из которых нужно повторять пять-шесть раз. 

  1. Правильная техника.

Артикуляционную гимнастику дети выполняют перед зеркалом, чтобы видеть, что делает язык, как правильно складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это тот случай, когда количество не равно качество. Лучше сделать меньше повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения не будут получаться сразу — это нормально. Если быть терпеливым и спокойным, в скором времени все получится. 

  1. Верное положение тела.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Задействуются только необходимые для работы мышцы. Шейно-плечевой отдел остается свободным и расслабленным.

  1. Постепенность.

Нагрузка на артикуляционный аппарат увеличивается последовательно. В начале занятий упражнения всегда выполняются медленно. 

  1. Понимание теории.

Ребенок не сделает правильно упражнение, если не поймет физиологию процесса. Поэтому перед практикой нужно поговорить о теории: как называются артикуляционные органы и какую функцию выполняет каждый из них.

  1. Игровая форма.

Если проводить гимнастику в игровой форме, процесс будет ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, и он будет выполнять упражнения непринужденно и естественно.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

  • «Грибок» — упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков

Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: