Отличия ментальной арифметики от методики Зайцева
Ментальная арифметика и система Зайцева никак не связаны между собой и представляют собой различные методики обучения. Из общих подходов можно определить применение игровых методик, отсутствие давления на учащихся, творческий подход.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: по системе Зайцева учатся маленькие. Малышам проще усваивать математические азы и чтение с помощью разноцветных наглядных пособий: кубиков, лент, таблиц. Ментальная арифметика является универсальной методикой для прокачки головного мозга и развития умственных способностей. Быстрый счет — это только приятный «побочный эффект» от полноценного использования потенциала головного мозга.
Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева
Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:
- дети быстро осваивают методики;
- систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
- малыш начинает «чище» говорить;
- тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
- в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
- малыш учится работать самостоятельно;
- для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
- доступность применения в домашних условиях.
Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:
- несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
- высокая цена;
- громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
- необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
Кто может обучать системе Николая Зайцева?
Очень важно то, что грамотно составленные методические рекомендации позволяют проводить занятия не только профессионалам со специальным образованием, но и «простым смертным», то есть мамам и папам, неравнодушным к образованию своих детей. Авторские приёмы обучения вполне разнообразны, но существует ряд работ методистов-практиков, которые предлагают свои интерпретации упражнений
Более подробно они представлены здесь http://www.metodikinz.ru/must/.
Условия для занятий дома
Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.
Особенности методики Николая Зайцева
Методика Зайцева построена на том, что основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад – комбинация из гласной и согласной буквы или согласной буквы с мягким или твердым знаком. Этот вывод был сделан на основании того, что младенец, который пытается сказать свои первые слова, всегда выговаривает слога, а не раздельные буквы (например, ма-ма, ба-ба). Значит, если обучать ребенка чтению по слогам, то обучающий материал будет восприниматься малышом намного легче, быстрее и естественнее.
Еще одной составляющей успешного обучения по методике нашего соотечественника является наглядность. Обучающий материал должен постоянно находится перед глазами детей: развешенные по стенам таблицы, которые невозможно не заметить, разноцветные кубики Зайцева в качестве игрушки. Кстати, это не просто кубики с нарисованными на них слогами. Они различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию. Благодаря этим особенностям кубики Зайцева обеспечивают как непроизвольное запоминание складов, так их по определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости звучания.
Ну и самое главное, обязательным условием занятий по Зайцеву является непринужденная обстановка. Детям разрешается бегать, прыгать, лежать, шуметь. В общем, они могут играть так, как им хочется, переходят от таблицы к карточкам, от карточек к кубикам и обратно. И вот так, совершенно незаметно для себя и не отвлекаясь от игры, ребенок в считанные часы (дети в возрасте 4-5 лет овладевают чтением и счетом уже через 15-20 часов занятий) овладевает знаниями, пополняет свой словарный запас и приобретает отличную физическую форму.
Как правильно пользоваться кубиками
Оптимальным возрастом для начала обучения чтению считается период от 2 до 3 лет. В это время ребенок имеет достаточно навыков, чтобы выучить склады и слова, а также он активно познает окружающий мир, поэтому заинтересуется новым необычным занятием. По желанию родителей можно начинать занятия раньше или позже, никаких ограничений при этом нет.
Педагоги рекомендуют стартовать обучение с простых игр, чтобы увлечь ребенка новой игрушкой. Сначала можно раскладывать фигурки по цвету, размеру или весу. При этом родителям нужно проговаривать или пропевать написанные склады, чтобы малыш запоминал их звучание.
После знакомства крохи с кубиками можно переходить к планомерному обучению. Детальная инструкция и таблицы представлены в отдельной методичке, но многим родителям она кажется слишком сложной и объемной. Поэтому приводим основные правила и техники занятий, которые помогут обучить ребенка читать:
- родители складывают самые простые слова («мама», «папа», «кошка», «небо» и т.д.), одновременно проговаривая их и показывая на объект, чтобы ребенок понимал значение нового слова;
- для повышения интереса малыша к занятиям используют меховых зверей – например, родитель составляет названия животных и произносит их, а затем просит малыша показать на соответствующую игрушку;
- чтобы ребенок быстрее научился узнавать и читать склады, можно устроить веселые игры наперегонки – родитель называет какой-то склад, а кроха должен найти нужный кубик из 2-3 вариантов и как можно быстрее его принести;
- после получения базовых навыков детки сами с удовольствием берутся за складывание новых слов, а мамам и папам при этом достаточно лишь направлять свое чадо и мягко исправлять ошибки.
Методика с кубиками Зайцева требует от родителей большого терпения и достаточного количества свободного времени. Чем чаще ребенок будет играть с новой «развивашкой», тем быстрее он выучиться читать, поэтому уроки желательно проводить ежедневно. Но не стоит переусердствовать и заставлять малыша заниматься через силу: 50-60 минут в день будет достаточно, при этом ребенок не переутомится и не потеряет интерес к кубикам.
Методика работы с пособием
Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения. Обычно на это уходит от 3 дней до 1 месяца. Автор пособия гарантирует, что уже после 3 занятия карапуз сможет складывать слоги в слова.
Подробная схема работы с кубиками описана в прилагаемой к кубикам инструкции. Однако Чаплыгин советует на начальном этапе не пользоваться никакими руководствами, а просто познакомить ребёнка с полезной игрушкой. Для этого позвольте малышу подержать кубики в руках, построить из них замок или лабиринт – карапуз должен привыкнуть к новой забаве.
Пособие Чаплыгина — отличный способ научить ребёнка читать в процессе игры
Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов:
Познакомьте ребёнка с игрушкой. Малыш должен подержать кубики в руках, покрутить двойные, чтобы понять: на всех четырёх сторонах находятся разные буквы, а при вращении они меняются.
После этого возьмите похожие парные кубы и покажите карапузу, что на них изображены одинаковые буквы. Сложите слово «мама», прочитайте его и попросите ребёнка повторить. Соберите ещё 2–3 слова, но таких, чтобы один слог отличался от другого одной буквой («лапа», «деда»).
Следующее занятие начинайте с повторения. Предложите малышу вспомнить, какие слова вы с ним складывали в прошлый раз.
Затем научите ребёнка определять буквы в слогах. Попросите его найти на одинарных кубиках буквы из знакомых слогов (м, а, п, л). Представьте задание как игру: слоги растеряли деток-буквы, и теперь нужно помочь их найти. Когда малыш отыщет подходящие одинарные кубики, предложите составить слова: «мама», «лапа» и так далее.
Продемонстрируйте ребёнку, как работать с двойными кубиками
Дайте ему покрутить кубики со словом «мама» и обратите его внимание, что в одном из вариантов он получил слово «Маша». Сложите ваши с ребёнком имена, это поможет научиться малышу читать быстрее.
Далее приступайте к введению новых слогов. Начинайте с коротких слов, постепенно добавляя кубики и составляя сложные слова.
Не стоит пытаться пройти все этапы за 1–2 дня. Позвольте ребёнку освоить новую забаву и переварить полученную информацию. Когда же он научится с лёгкостью складывать слова различной сложности, можно будет переходить к составлению словосочетаний и коротких предложений, а также начать работу в специальной тетради из комплекта пособия. В ней находятся контуры печатных букв и простейших слогов, а также слова. Задача ребёнка — «написать» увиденное слово кубиками.
Видео: Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Чаплыгина
https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Читаем с кубиками чаплыгина (https://www.youtube.com/watch?v=MNf6DVTTAhY)
Отличия от кубиков Зайцева
Кубики Зайцева также призваны облегчить взрослым и детям непростой процесс освоения навыка чтения. Но принципиальное различие подходов заключается в следующем: по пособию Зайцева малыш знакомится со складами, которые не всегда совпадают со слогами. Поэтому у ребят, обученных читать по такой методике, часто возникают проблемы с восприятием слогов. Чаплыгин использовал в своём пособии слоги и буквы. В результате работы с его кубиками у малыша не будет проблем с делением слов на слоги. Более того, оригинальные кубики Чаплыгина изготовлены из экологически чистого дерева, а все буквы алфавита, цифры и значки нанесены стойкой нетоксичной краской. Пособие Зайцева же нужно склеить, да и материал – картон – абсолютно не практичен.
Кубики Зайцева учат читать по складам
По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка
Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать — это миф.
Мы учим детей читать противоестественным способом
Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.
Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо «мама» — «ма», вместо «дай» — «да». В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.
Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы — по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова «тетрадь» для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!
У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.
Гениальное решение
Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.
Кубики для ребёнка — это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.
Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.
Плюсы и минусы
Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.
Достоинства
Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.
Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств
Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение
Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.
Недостатки
- Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
- Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
- Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
-
Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.
Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.
- Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.
Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.
Игры для детей 4-6 лет
Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.
И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.
Упражнение «Загадки»
Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.
Игра «Братики»
Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик ( СЮ СЕ СЯ СИ СЬ ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С ( несколько раз повторите ).
Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.
Игра «Посмотри и повтори»
Предложите малышу написать из кубиков свое имя ( или любое другое ). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.
В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.
Игра «Задуманное слово»
Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.
Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.
Игра «Угадай-ка»
Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек ( мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало )
Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга
Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово ( не забывайте вести пальцем по кубикам ), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.
Работа со складовыми картинками
Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.
Суть методик Зайцева
Первой автором была запатентована методика обучения чтению
Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.
Когда начинать заниматься по методике
Начинать игры с кубиками можно уже в доречевом возрасте
Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых — любознательность, а именно:
- желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
- любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
- способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.
Принципы техники обучения по Зайцеву
Заниматься по методикам можно как и индивидуально, так и в группе
За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:
- работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
- связка «образное — наглядно-действенное — словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
- чёткая система разработки материала;
- понятные алгоритмы работы;
- учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:
- информировать маленького ученика;
- ориентировать его в материале;
- тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
Каких результатов можно добиться
Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:
- эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
- насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
- насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
- что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий — решению логопедических проблем у ребёнка.
Как выглядят кубики Зайцева
Педагог не зря выбрал именно кубики при создании авторской методики. Дело в том, что малыш еще не обладает аналитическим мышлением, которое отвечает за преобразование абстрактных символов (букв) в звуки и слова. Зато он отлично может анализировать сигналы, которые получает от органов чувств. Благодаря зрению, слуху и тактильному восприятию дети могут в прямом смысле слова прочувствовать, что передает тот или иной склад и буква.
Кубики отличаются по размеру, цвету, они также наполнены разнообразными предметами (деревянными и металлическими), которые издают при встряхивании разные звуки. Так у малыша формируется стойкая ассоциация между символами и звуками: глухими, звонкими, согласными и гласными.
Разновидности кубиков:
- железные обозначают звонкие склады;
- деревянные обозначают глухие склады;
- золотые маркируют гласные звуки;
- белый кубик обозначает пунктуационные знаки;
- железно-деревянные используются для твердых складов;
- деревянно-золотые используются для складов с мягким знаком.
Всего в наборе 52 кубика. Они могут быть одинарными и двойными; маленькими и большими; также имеют различное окрашивание букв:
- гласные отмечаются голубым оттенком;
- согласные маркированы синим;
- зеленый оттенок закрашивает твердый и мягкий знаки.
Знаете ли вы? В мире есть люди, испытывающие страсть к книгам до такой степени, что воруют их из библиотек. Данное психическое отклонение именуется библиоклептоманией. Так, самому знаменитому похитителю книг Стивену Блумбергу удалось за жизнь украсть более 23 тыс. книг из 268 учреждений. Чтобы пробраться в здание и добыть книгу, он использовал даже вентиляционные системы и лифтовые шахты.
Важно, что в школьной системе обучения используется синий, зеленый и красный цвета для маркировки гласных и согласных букв, а значит ребенок может путаться, его придется переучивать. Зайцев имеет на это свою точку зрения: отказ от классического школьного цветового разнообразия помогает малышам легче воспринимать буквы, поэтому при чтении они делают намного меньше запинок
Для обучения чтению по методике Зайцева можно приобрести кубики в разных наборах: несобранные, собранные и выполненные из пластмассы. Несобранные кубики придется склеить самостоятельно. К этому увлекательному занятию можно пригласить кроху — так получится не только занять малыша на пару часов, но также избежать природного желания ребенка разорвать изделие и посмотреть, что там шумит внутри кубика. Дополнительно их можно обклеить скотчем.
Узнайте, как себя вести при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.
10 плюсов методики раннего развития Зайцева
Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки!
Зачем учить ребёнка читать до школы?
Многие современные родители стремятся обучить ребёнка чтению ещё до того, как он пойдёт в школу, ведь умение читать к моменту поступления в первый класс, пусть даже по слогам — это сейчас не прихоть заботливых родителей, а вполне конкретное и обоснованное требование многих общеобразовательных школ. В этом нет ничего плохого, ведь любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир и усваивать в будущем сложную школьную программу ему будет значительно легче.
Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности. В помощь родителям существует много методик раннего развития помогающих научить ребенка читать, дать первоначальные навыки письма и счёта уже в дошкольном возрасте.
Давать ребёнку знания в игровой форме по чтению и математике чрезвычайно полезно начинать не позднее 3-х лет. В этом возрасте дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними
Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению. Большинство детей в 3 года уже довольно самостоятельны, многое умеют делать и накопили внушительный багаж знаний, у них активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи
Методика Зайцева
Методике Зайцева уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Несомненный плюс методики раннего развития академика Николая Зайцева в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Они играют обучаясь при этом грамотному письму и счёту. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.
Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы. На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены! Методика зарекомендовала себя, как эффективная. Обучаясь по ней, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Методика Зайцева придется по душе любому родителю-новатору.
Плюсы методики
- По методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года;
- Нет нужды сидеть за партой, а двигательная активность очень полезна для детей;
- У детей активно задействована мелкая моторика, что положительно влияет на развитие интеллекта;
- Методика Зайцева эффективно развивает органы чувств, музыкальный слух, чувство ритма и память;
- Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают правильному сочетанию букв;
- Пропевание складов улучшает качество речи;
- Правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
- За счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
- Много упражнений которые формируют навыки самостоятельности;
- Методика Зайцева прекрасно подходит детям (и взрослым), для которых русский является неродным языком.
Минусы методики
- Пособия для обучения по методике Зайцева довольно дорогие, их может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
- Не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, но специалисты с многолетним практическим опытом добиваются успеха в 100% случаев;
- Бывают ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно в 1-м классе общеобразовательной школы среди только начинающих обучение сверстников.
Школа для дошколят «Чудо-Чадо» является ведущим центром развития ребёнка обучающим по методике Зайцева в Бишкеке. Вы можете записать своего малыша на занятия в любое время. Подробную информацию по стоимости и расписанию занятий вы найдёте на нашем сайте.
Опубликовано: 2017-10-28
Плюсы и минусы методики
Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.
Достоинства
- Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
- Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
- Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
- В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
- Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
- Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
- Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
- Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.
В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.
- Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
- Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
- Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
- Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.
Недостатки
Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.
- Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
- Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
- Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
- Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
- Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
- У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
- Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.