Как определить, левша или правша ребенок: тест на леворукость и праворукость

Как определить ребёнок левша или правша?

Проблемы левшей

Большинство людей на Земле праворукие, и это сказывается на всей культуре — от приветствия правой рукой до правил дорожного движения и письма (хотя, как известно, есть исключения).

«Правостороннее» мышление отражено во многих языках, в том числе и в русском: слово «левый» часто используется в значениях «лишний», «неверный», «незаконный» (левая деталь, левый доход, пойти налево), в то время как «правый» ассоциируется с «истинным» и «верным» (правда, правильный, православие).

Впрочем, лингвистическая дискриминация — не самая большая проблема леворуких людей. Куда важнее трудности, которые они испытывают в быту и при обучении.

Чистописание. Начертание букв справа налево придумано не для левой руки. Левше очень трудно выводить буквы с наклоном вправо. А в процессе письма левая рука движется по только что написанному тексту, размазывая чернила. Кроме того, леворукие дети чаще, чем правши, пишут буквы не в ту сторону (R вместо Я, N вместо И). Всё это — причины «грязи в тетради», которую так ненавидят учителя.

Использование ножниц. Обычные ножницы заточены так, чтобы их было удобно держать в правой руке. В левой они часто «зажёвывают» материал (особенно плотный — текстиль или картон) или режут не по намеченной линии. Первый выход — найти удобные ножницы: существуют даже специальные модели для левшей. Второй — научиться резать правой.

Ориентация в пространстве. Даже взрослые левши нередко путают право и лево. Скорее всего, у этой проблемы социальные корни. Левше чаще приходится использовать правую руку, чем правше — левую. Открывать большинство дверей, держаться за поручень эскалатора, переключать передачи в машине. Роль ведущей руки смещается, и возникает лёгкая дезориентация. Вторая возможная причина связана с обучением. Взрослые обычно говорят: «правая рука — та, которой ты ешь». А потом вспоминают, что с их ребёнком эта аналогия не работает, и исправляются: «то есть та, которой ты НЕ ешь». Возникает путаница. Хорошо запомнить, где право, а где лево, помогают подвижные игры, например твистер.

Координация. Родители левшей периодически слышат от воспитателей в садике: «у него (неё) нарушена координация, он(а) не может правильно повторить движение — всё делает в другую сторону». И советуют обратиться к неврологу. Но координация здесь ни при чём: проблема снова в ориентации. Детям-левшам проще «отзеркалить» движение стоящего напротив, чем мысленно развернуть его и сделать в том же направлении. Решение простое: и учитель, и ученик, должны стоять напротив зеркала. Тогда ребёнок без труда сможет повторять за преподавателем.

Музицирование. Некоторые инструменты можно перестроить под левую руку (как делает это Пол Маккартни со своей гитарой), но лишь некоторые. Например, игра на клавишных всегда требует более сложных движений правой рукой. Это не значит, что левше закрыт путь в пианисты, — просто обучение потребует больше времени и терпения.

В ряде случаев ведущая левая рука или нога может быть преимуществом. Левшей очень ценят в спорте — за возможность делать нестандартные подачи, совершать хитрые отборы и наносить неожиданные удары. Хоккеист Евгений Малкин, теннисистка Мария Шарапова, боксёр Султан Ибрагимов и легенды футбола Пеле и Диего Марадона достигли успехов во многом благодаря левшеству. Ловкое владение левой рукой бывает незаменимо в прикладных профессиях: от реставратора до хирурга.

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Как можно определить ведущую руку у ребенка?

Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения:

  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит);
  • открыть (отвинтить) пробку на пузырьке;
  • проделать «сорока-сорока» (водить пальцем одной руки на ладони другой).

Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.

  • Как можно меньше показывать самому, можно проделывать тесты в игровой форме.
  • Нельзя спрашивать: «Покажи, какой рукой ты гладишь котика». Следует говорить: «Покажи, как ты гладишь котика».
  • В каждом тесте одна рука играет пассивную роль, другая – активную.

Для определения ведущего полушария у ребенка необходимо определить ведущие ухо и глаз.

Определение ведущего глаза.

Ребенку дается лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.

Ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ним строго по центру. Каким ухом малыш будет слушать, то ухо ведущее.

Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом — Левополушарники («мыслители»).

Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом — Правополушарники («художники»).

Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом — Смешанный тип.

Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом — Смешанный тип.

Леворукие — Яркие правополушарники («художники»).

Портрет левши в интерьере

Очень часто это маленькие грязнули и лентяи. Их неважная успеваемость, часто трактующаяся преподавателями как умственная несостоятельность, объясняется факторами психологическими и педагогическими: они столь чувствительны, что ни на что не способны в состоянии душевного дискомфорта, и у них так организован мозг, что они по-другому воспринимают учебный материал. Учителей они приводят то в восхищение, то в недоумение тем, что умеют нестандартно ответить на заданные им простые вопросы. Они крайне медлительны, и «тянут» показатели всего класса назад, когда дело касается техники чтения или скорости решения задач. Они рассеянны и несобранны, неграмотно пишут, но часто получают положительные оценки за устные ответы, особенно по тем предметам, где преподаватель — личность творческая и сумел увлечь… Учителя отзываются о них так: «Он способный, но крайне несобранный; отсутствует на уроке… На математике спрашиваю: «Вова, о чем думаешь?», а он: «Как самолет построить!»». В их тетрадях, в комнате и мыслях постоянный беспорядок. На любой призыв к упорядоченности они реагируют безразлично. Спросите у родителей: а легко ли им ежедневно собирать в школу ребенка, который, натягивая брючки, пространно рассуждает, что его двигающаяся по штанине нога «создает иллюзию акулы», и, не натянув их до конца, задумывается о тайнах подводного мира. Когда они «уходят» в свой внутренний мир, то не слышат обращенного к ним вопроса, чем тоже раздражают и учителей, и родителей.

Мир детей-левшей так причудлив и многообразен, что его не так просто разгадать. Но не создается ли у вас впечатление, что общение с этим ребенком, обучение этого ребенка возможно только на эмоциях, только на уважении и понимании его особенностей, только на желании найти, раскопать и увеличить его оригинальные возможности? Да, конечно. Они очень чувствительны, эти дети. Без положительного подкрепления они вянут. Почему же они такие?

Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти.

Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы

Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Какие есть еще методики для определения?

Если ваш малыш уже находится в сознательном возрасте, то есть ему исполнилось 5-6 лет, в таком случае можно попробовать следующие приемы, которые помогут распознать, левшей или правшой ваш малыш является:

  1. Дайте ребенку терку и попросите стереть рисунок.
  2. Проследите, какая рука будет ведущей во время использования ножниц.
  3. Попросите ребенка перелить жидкость из одного стакана в другой (при этом они оба должны быть наполовину полны).
  4. Положите в стакан маленький предмет, дайте ребенку ложку и попросите достать предмет из стакана.
  5. Попросите ваше чадо открыть бутылку, крышка которого завинчена.

Обратите внимание: Родители должны обеспечить одинаковый доступ ко всем предметам, которые ребенка окружают. Не нужно класть предметы справа (например) ближе, а те, что слева – дальше. Возможно, это собьет малыша с толку и он просто возьмет вещь, которая находится ближе к нему

Все тесты необходимо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, и уже тем более, давить на ваше чадо ни в коем случае нельзя. Если на проведение тестов ребенок не настроен – насиловать его не нужно

Возможно, это собьет малыша с толку и он просто возьмет вещь, которая находится ближе к нему. Все тесты необходимо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, и уже тем более, давить на ваше чадо ни в коем случае нельзя. Если на проведение тестов ребенок не настроен – насиловать его не нужно.

Не нужно пытаться «слепить» из вашего ребенка человека, которым он не является – в будущем он может выбрать совершенно не ту профессию, и станет несчастным человеком. В любом случае, задача каждого родителя – прислушиваться к своему чаду, направлять его в жизни и помогать адаптироваться в этом непростом мире.

Найдите описание своего типа ниже:

ПППП – Человек ориентируется на определенные стереотипы поведения, общепринятые нормы. Он скорее всего консервативен, стабилен, с устойчивым поведением.

ПППЛ – Человек – консерватор, но со слабым темпераментом, нерешительный.

ППЛП – Решительный, активный, темпераментный человек, обладающий артистизмом и некоторым кокетством. В общении с ним необходимы юмор и решительность, т.к. он не воспринимает слабые типы.

ППЛЛ – Редко встречающийся тип характера: самостоятелен, артистичен, мягог, с чувством юмора и некоторым кокетством в поведении. Обладает противоречивостью: нерешительность – твердость; контактность – медленность привыкания.

ПЛПП – Тип характера – деловой, сочетающий в себе аналитический склад и мягкость. Характерен для «»деловых женщин»

Им характерна: избегание конфликтов «в лоб», расчет, осторожность, холодность, терпимость, «вязкость в отношениях» (медленное привыкание и замедленность в развитии отношений)

ПЛПЛ – Очень редко встречающийся и самый слабый тип характера женщин. Беззащитность, слабость, подверженность влиянию.

ПЛЛП – Чаще встречается у женщин: любит новые впечатления, непостоянна, не любит конфликты, эмоционально медлительна и томна. В общенни проста и смела, легко меняет тип поведения.

ПЛЛЛ – Непостоянный и независимый тип характера. Аналитик. Встречается нечасто.

ЛППП – Хорошо адаптирующийся тип к самым разным обстоятельствам. Эмоционален (у мужчин скорее — флегматичен), но недостаточно настойчив (проявляется в важных вопросах жизни – брак, образование ит.п.), подвержен влиянию других. Легко сходится с другими типами характеров.

ЛППЛ – Тип «маленькой королевы» (короля)

Мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность, требует тщательного к себе отношения

ЛПЛП – Сильный тип характера. Его трудно убедить в чем либо. Настойчивость иногда бывает излишней – человек «зацикливается» на второстепенных целях. Индивидуальность ярко выражена, энергичность, способность преодолевать трудности

Не всегда принимает во внимание чужую точку зрения, некоторый консерватизм. Не любит инфантильности в других

ЛПЛЛ – Человек, обладающий сильным, но ненавязчивым характером

Убеждению поддается с трудом. Внутренне может быть агрессивным, но внешне прикрыт мягкостью и эмоциональностью. Быстро вступает во взаимодействие, но медленно приходит к взаимопониманию

ЛПЛЛ – Человек, обладающий сильным, но ненавязчивым характером. Убеждению поддается с трудом. Внутренне может быть агрессивным, но внешне прикрыт мягкостью и эмоциональностью. Быстро вступает во взаимодействие, но медленно приходит к взаимопониманию.

ЛЛПП – Для человека данного типа характерна дружелюбность и простота. Но присутствует некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – Этот редкий тип встречается лишь у 1% женщин, для мужчин практически не характерен. Основные черты: мягкость, доверчивость, простодушие.

ЛЛЛП – Основная черта: решительность в сочетании с эмоциональностью. Энергичность, но некоторая разбросанность приводит к принятию непродуманных, эмоционально окрашенных решений. Поэтому общаясь с таким типом людей неплохо включать дополнительные «тормозные механизмы».

ЛЛЛЛ – Тип, не приемлющий консерватизма, способен по новому смотреть на вещи. Высокая эмоциональность. Не чужд эгоизма, индивидуализма и упрямства, иногда проявляет замкнутость.

Как определить: левша ребенок или правша?

Автор — Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА, детский психолог.

Еще не так давно было признано, что левша – это ненормальное развитие ребенка, что это дурная привычка, от которой надо избавляться. Считалось необходимым переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма – все должны были писать правой.

В настоящее время многочисленные исследования доказали, что леворукость не является привычкой, результатом ошибок педагога и болезнью. Леворукость – это один из вариантов нормального развития организма и зависит от врожденных особенностей.

Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

В левом полушарии расположены речевые центры и происходит переработка всей информации с помощью словесно-знаковых систем. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные связи, цепочки. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным. Левому полушарию свойственно рационально-логическое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное. Правое полушарие называют эмоциональным, интуитивным. Ему свойственно пространственно-образное мышление.

Итак, наши полушария не равноценны. И среди людей встречаются те, которые предпочитают больше «пользоваться» левым полушарием (это, как правило, люди с хорошо развитым логическим мышлением), другие – правым (это, как правило, люди с хорошо развитым образным, творческим мышлением).

Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:

первый тип – правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;

второй тип– левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;

третий тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой.

Ведущее полушарие можно определить не только с помощью сложных медицинских исследований, существуют и простые тесты.

Как определить ведущую руку?

Даже в младенчестве родители могут отметить, что карапуз предпочитает ту или иную руку. Так, грудничок чаще манипулирует предметами главной ручкой – сосёт кулачок, хватает и держит игрушки, бутылочку, соску. К двум годам уже можно говорить о выработавшейся привычке, например, ребёнок берёт столовые приборы только одной конкретной ручкой.

Понять, какой ручке отдаёт предпочтение ребёнок, можно и в домашних условиях, наблюдая, как он рисует, копается в песочнице, завтракает, чистит зубы. Но более точную информацию даст специальный тест. При его выполнении нужно соблюдать несколько важных условий:

  • ребёнок не должен догадываться о цели заданий, поэтому проводите тест в игровой форме;
  • сядьте напротив малыша;
  • весь инструментарий кладите на середину столика на равноудалённое расстояние от обеих рук;
  • предметы для обследования положите в коробку, которую необходимо убрать с детских глаз. Вынимайте нужные вещи по мере надобности.

Тест М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавского

Рисование. Попросите малыша нарисовать рисунок. Не поторапливайте его, пусть он рисует в привычном темпе. После окончания работы предложите изобразить то же самое, но уже другой ручкой. Если ваше чадо отказывается, скажите: «Понимаю, что это сложно, но я уверена, что ты справишься». Рисунок, выполненный главной рукой, приятнее на вид, пропорциональней, без «дрожащих» линий.

  • Коробок от спичек. Положите перед малышом три-четыре пустых коробка и попросите найти «секретик» в одном из них. Если там будет обычная спичка, не забудьте обломить конец с серой! Главная рука выдвигает и задвигает внутреннюю часть коробков.
  • Строим фигуру. Высыпьте в центр стола счётные палочки и предложите вашему чаду построить домик. Левша задействует чаще и активнее левую ручку.
  • Игра в мячик. Чтобы выполнить это тестовое задание, подготовьте мяч для тенниса или другой не очень большой мячик, который малыш сможет подбрасывать и ловить ладонью одной руки. Попросите ребёнка взять мяч и кинуть его вам одной ручкой.
  • Вырезание силуэта. Найдите открытку с силуэтным изображением (цветочка, медвежонка) и попросите малыша вырезать эту фигурку ножницами. Главной ручкой будет считаться та, которой выполняется больше активных движений. К примеру, ребёнок взял ножницы правой рукой, но предпочитает крутить открытку левой ручкой вокруг неподвижных ножниц. В этом случае вы можете предположить, что активная рука у него именно левая, хотя ножницы и были взяты правой.
  • Нанизывание бусин. Понадобится тонкий шнурок или леска, крупные бусины. Смотрим не на то, какая рука взяла шнур, а на то, какой ручкой выполняется большинство действий.
  • Открывание бутылочек. Попросите ребенка открыть 2-3 флакона или пузырька с завинчивающимися крышками. Главной является более активная рука. К примеру, если малыш правой ручкой держит крышку, а пузырёк взял в левую, но при этом вращает не саму крышку, а пузырёк, значит, ведущая – именно левая, а не правая рука.
  • Развязывание узелков. Приготовьте шнурок средней толщины с несколькими завязанными узелками. Они должны быть неплотными и просто развязываться. Ведущей рукой является та, которая развязывает узелки.
  • Сложи узор по образцу. Материалом для задания может быть мозаика, конструктов или пазл. Главная рука берет детали, поправляет получившийся узор.
  • Есть ли у вас в семье леворукие? Просто ответьте: есть или нет.

Если при выполнении семи и более заданий (плюсом идет и вопрос о родственниках-левшах) ребёнок пользовался левой рукой, то с большой долей вероятности можно говорить о его леворукости. Более точный результат вы можете получить, обратившись к психологу.

Особенности психологического развития

Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.

Функции правого и левого полушарий

Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши. Сферы специализации правого и левого полушарий

Левое Правое
Обработка вербальной информации
  • Языковые способности.
  • Контроль речи, способность к письму и чтению.
  • Память и запоминание дат, цифр, имен.
Обработка невербальной информации
  • Получение информации в символах и образах.
  • Слова и конкретные данные не относятся к деятельности этого полушария.
Аналитическое мышление
  • Анализируется логика и четкий анализ.
  • Математические символы, цифры и даты.
  • Аналитика происходящих фактических, свершившихся явлений.
Воображение
  • Возможность фантазировать и мечтать.
  • Сочинять истории и рассказы.
  • Развивается и является основным талант к музыке или изобразительному искусству.
Последовательность в процессе обработки поступающей информации Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний. Параллельная обработка информации Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.

Отличия левши

Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.

  1. Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
  2. На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
  3. Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
  4. Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
  5. Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
  6. Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
  7. Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.

«Скрытое левшество» — что это такое?

Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.

Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д

Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину

Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:

  • зажечь спички,
  • наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • проколоть дырочки (5-6 ударов),
  • разложить (раздать) карточки (карты),
  • стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
  • почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?

Тест для ребенка 4-6 лет

У четырехлетнего ребенка достоверно определить ведущую руку не сложно и в домашних условиях.

Психологи советуют следовать определенным правилам:

  1. Проводить тест необходимо в спокойной обстановке, оставшись с ребенком наедине.
  2. Истинная цель тестирования должна оставаться для малыша секретом.
  3. Задания должны преподноситься в виде игры.
  4. Карандаши, игрушки и другие вещи, используемые для заданий, нужно располагать на одинаковом расстоянии от обеих рук.
  5. Необходимый инструментарий надо подготовить заранее и доставать по мере надобности.
  6. По окончании занятия следует обязательно похвалить ребенка за старание и усидчивость.

Во время теста ребенок выполняет определенные задания, а взрослый наблюдает, какая рука является ведущей, выполняет больше активных движений. Например, малыш берет и держит ножницы в правой руке. Если он при этом не работает ими, а крутит бумагу левой рукой вокруг неподвижных ножниц – ведущей является левая рука. Рисунок с более уверенными штрихами и правильными пропорциями также укажет на главную руку. При работе с конструктором, мозаикой, пазлами левша берет детали и поправляет узор левой рукой.

Примеры заданий для определения ведущей руки:

  • Вырезать из цветной бумаги геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник.
  • Стереть с помощью ластика написанный простым карандашом секретный текст.
  • Изготовить бусы для куклы, нанизывая бусины на нить.
  • Намотать нитку на катушку.
  • Разложить в правильной последовательности 3–4 картинки из любимой сказки.
  • Напоить кукол чаем, разливая его из игрушечного чайника по чашечкам.
  • Открыть бутылочку с завинчивающейся крышкой, показав этим свою силу.
  • Достать ложкой со дна чашки или стакана горошины.
  • Нарисовать домик, кота или человечка сначала одной рукой, а затем другой.
  • Собрать картинку, которая пока не знакома малышу, используя пазлы или мозаику.
  • Подбросить и поймать небольшой мячик сначала правой, а затем левой рукой.
  • Попадать мячом в ведерко с двух метров (по 5 бросков каждой рукой).

Если большинство заданий ребенок выполнял, используя левую руку как ведущую, то можно с высокой долей вероятности утверждать, что он левша. В случае, когда малыш задействовал обе руки равное количество раз, стоит повторить тест через полгода.

  1. Ребенка просят переплести пальцы в замок. Смотрят, большой палец какой руки находится сверху.
  2. Предлагают похлопать в ладоши. Ведущая рука располагается выше.
  3. Скрестить руки перед собой. Сверху будет главная рука.
  4. Проделывается небольшое круглое отверстие в листе бумаги. Ребенка просят посмотреть сквозь «окошко». Правша приложит лист к правому глазу, и наоборот.

Помощь в определении ведущего полушария головного мозга оказывает также психолог.

Каждый родитель желает знать

Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!

Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.

В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.

Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.

Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.

В форме игры попроси ребенка

  • похлопать в ладоши;
  • погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
  • открутить колпачок на бутылочке с водой;
  • показать “сороку-ворону” (водить пальцем одной руки по ладони другой).

В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?

Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?

Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: