Мнемотехники, что это такое?
Мнемотехники – это набор приемов, которые упрощают процесс запоминания информации. Они облегчают работу памяти, а также развивают возможности мозга, ассоциативное мышление и воображение.
Методы запоминания существуют давно и использовались на протяжении веков, но и сегодня они все еще актуальны и востребованы.
Одним из основных способов запоминания является мнемоника, метод, основанный на совокупности ассоциаций. Используя мнемонику, можно научиться запоминать большие объемы информации. Она позволяет представлять объекты в виде образов или слов, которые легко запоминаются и ассоциируются с нужной информацией.
3
Мнемоника – это эффективный и увлекательный инструмент, который помогает запомнить информацию легко и быстро. Он основан на принципе ассоциации, который использует визуальные, звуковые, тактильные или другие ассоциации для связывания новой информации с чем-то, что уже знакомо и легко запоминается.
Мнемоника также может использоваться для запоминания иностранных языков, формул, исторических дат, имен и другой информации. Например, для запоминания даты “1492” можно использовать ассоциацию с фразой “Колумб открыл Америку”. Такая ассоциация поможет запомнить дату и событие, которое ей соответствует.
Мнемоника – это не только полезный инструмент, но и увлекательный и интересный способ развития творческого мышления и воображения. Она позволяет создавать свои собственные ассоциации и образы, что может быть очень интересным и веселым занятием.
Мнемотехники начинают применять уже с детства. И детский сад, и школа – это прекрасное место для развития памяти и использования методов запоминания. Ребенку нужно помочь научиться узнавать, анализировать и запоминать информацию, преобразовывать ее в связанный набор образов и связей, которые упрощают понимание.
Что выбираю я?
Теперь я уже на пенсии и, если кто-то думает, что пенсия – это время отдыха и сна для мозга, то это большое заблуждение. Мнемотехники на протяжении всей жизни помогали мне учиться, работать, развиваться, но именно сейчас я почувствовала, что необходим переход на другую ступень. И дело не в том, что мозг стареет и возраст берет свое, а дело в том, что объем получаемой информации на столько увеличился, что моих навыков и привычных методов просто не хватает.
Как пойти учиться на новые курсы по копирайтингу и, одновременно, пройти курс лекций по физиологии нервной системы? Доступность информации манит и соблазняет!
И просто настаивает на образовании новых нейронных связей в мозгу, для возможности усваивать столь привлекательную для меня информацию.
Я всегда самостоятельно выбирала мнемотехники для себя, но теперь нужен новый подход, который сэкономит мне время и силы.
По этому я выбираю школу.
Я выбрала известную школу “Мнемоника” и уже прослушала первый бесплатный вебинар.
Уже после первого вебинара “Мнемоники” стало ясно какие широкие перспективы открывает обучение. Теперь перед нами стоит всего один вопрос – какой пакет обучения выбрать. Можно, конечно, учиться самому, но всегда интереснее и выгоднее делать это вместе со своими детьми и внуками. Наверняка, летние каникулы пройдут намного ярче, если провести их с пользой, занимаясь увлекательным обучением.
Полезные рекомендации
Мнемотехника для развития памяти для детей важна и необходима
Однако следует обратить внимание на тот факт, что она не является образовательной панацеей, так как механическое запоминание информации является только частью успешного обучения
Однако систематическое обучение с использованием мнемонических стратегий запоминания важной информации, а также самостоятельное использование таких техник детьми в состоянии значительно повысить уровень школьной успеваемости
Положительные и отрицательные стороны мнемотехник
Преимущества использования мнемоники:
- простота осваивания методик запоминания;
- эффективность (подходит для запоминания точной информации, когда для усвоения материала недостаточно простого восприятия, например, для запоминания цифровых значений);
- широкий спектр применения (данные техники с успехом можно использовать для подготовки к экзаменам, в повседневной жизни и учебе).
Недостатки мнемотехник:
- не подходят для запоминания насыщенной фактами информации;
- требуют постоянной тренировки;
- не заменяют понимания (такие техники ближе к механическому запоминанию, чем к реальному усвоению материала).
В любом случае, мнемотехника – это полезный инструмент, обеспечивающий повышение эффективности памяти: если новая информация сложная, то ее можно заучить, чтобы потом проанализировать и понять.
Особенности обучения детей различным мнемотехникам
При обучении ребенка приемам запоминания следует придерживаться некоторых правил:
Обучение должно проходить только в виде игры
Это особенно важно для дошкольников. При этом следует помнить, что самые простые мнемоприемы, как правило, дают самые лучшие результаты
Если ребенок устал, занятие по мнемотехнике следует закончить
- Взрослые должны следить за состоянием ребенка: при первых признаках усталости или потери интереса к занятию обучение лучше отложить на некоторое время.
- Занятия должны нести ребенку только положительные эмоции. Поэтому ни в коем случае не следует обучать насильно.
- Материал для занятий необходимо подбирать разнообразный и интересный.
Также важно помнить, что для благополучного развития психических функций организма (в данном случае – памяти) важно следить за физическим состоянием ребенка. Для этого необходимо позаботиться о полезной еде, витаминах, отдыхе и физических нагрузках
Для нормальной работы мозга необходимо, чтобы питание ребенка был разнообразным и содержало продукты, необходимые для нормального функционирования мыслительных процессов.
Продукты, насыщенные омега-3 кислотами, весьма полезны для мозга
В детском рационе должны присутствовать такие продукты:
- рыба (сорта, богатые омега-3 жирными кислотами);
- цельнозерновые продукты;
- овощи и фрукты;
- растительные масла (оливковое, ореховое, подсолнечное).
При этом не следует злоупотреблять сладостями: конфетами, пирожными, обычным сахаром. Не будет лишним дополнять рацион специальными детскими витаминными комплексами, направленными на улучшение памяти.
Также необходимо следить за соблюдением двигательного режима. Ребенок каждый день должен достаточное количество времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры или участвовать в других активных видах отдыха
Для хорошей работы мозга также важно соблюдать режим сна, который должен соответствовать возрасту ребенка
Метод флэш-карт
5
Метод флэш-карт является одной из мнемотехник, которая помогает при изучении иностранного языка, запомнить слова и фразы, с помощью взаимодействия между зрительной и вербальной памятью.
При использовании этого метода создается набор карточек с новыми словами и фразами, на одной стороне которых пишется слово или фраза на иностранном языке, а на другой стороне – перевод на родном языке.
Человек, который хочет запомнить новые слова, берет одну карточку и сначала смотрит на слово на иностранном языке, пытаясь вспомнить его перевод. Затем он переворачивает карточку и проверяет свой ответ. Если он ответил правильно, то карточку можно убрать в отдельный стоп-контейнер, который содержит все карточки, которые уже были успешно выучены. Если ответ неверный, то карточка должна быть помещена в отдельный контейнер для повторения.
Этот метод основывается на том, что мозг лучше запоминает информацию, когда она представлена в виде мелких кусочков, которые связны и легко повторяемы. Кроме того, метод флэш-карт считается эффективным, так как он позволяет взаимодействовать с информацией как зрительно, так и вербально, что способствует более глубокому запоминанию.
Одним из методов запоминания, который может быть особенно полезен для взрослых, является аудиальный метод. Он основан на принципе, когда информация представляется в слуховой форме. Это может быть запись с лекцией, аудиокнига или музыкальный трек.
Метод локаций
Этот способ считается самым продвинутым. Чтобы запомнить цепочку слов, ты просто помещаешь эти образы у себя дома. Для начала представь, что каждая «локация» твоего жилища соответствует номеру. Например, входная дверь – 1, коврик на пороге – 2, полка для обуви – 3, вешалка для одежды – 4, тумбочка в прихожей – 5.
Фото автора Samson Katt: Pexels
А теперь «спрячь» образы у себя в прихожей. На дверь повесить яблоко, на коврик на пороге положить шар, на полку для обуви посадить крысу, между куртками на вешалке гуляет ветер, а в тумбочке в прихожей лежит камень. Так, соединяя знакомое и новое вместе, ты легко запомнишь цепочку из слов.
Ты можешь тоже самое проделать с маршрутом до работы, или любимого магазина. Распределить знакомую дорогу по локациям, и за каждой закрепить какое-то слово – образ. Похоже на детскую игру в «казаки – разбойники».
Возрастные особенности
Первые азы мнемоники даются еще в детском саду — именно там эта технология используется наиболее часто. А вот в школе не всегда уделяют этому достаточно внимания. Принципы подачи информации, касающиеся наглядности, завязки на ассоциативном мышлении и способности заинтересовать адресата остаются актуальными, но в целом мнемоника для детей школьного возраста использует несколько иной инструментарий, чем тот, что применяется в детском саду.
Так, с возрастом ребенок понемногу начинает понимать важность и необходимость обучения, даже если излагаемый материал ему не слишком интересен. Это позволяет использовать методику для передачи совершенно любой полезной информации из школьной программы, даже если у незаинтересованного человека форма ее подачи не вызывает интереса. Кроме того, подросший ребенок уже не настолько привязан к ярким цветам, а потому подавать информацию можно и вовсе без каких-либо картинок
При этом объем его памяти существенно увеличивается, благодаря чему для запоминания активно используются, например, стихи. Конечно, не все уроки можно облечь в стихотворную форму, но для того же запоминания иностранной лексики это весьма практичное решение
Кроме того, подросший ребенок уже не настолько привязан к ярким цветам, а потому подавать информацию можно и вовсе без каких-либо картинок. При этом объем его памяти существенно увеличивается, благодаря чему для запоминания активно используются, например, стихи. Конечно, не все уроки можно облечь в стихотворную форму, но для того же запоминания иностранной лексики это весьма практичное решение.
Изображения все еще могут использоваться, но здесь уже важны не яркие цвета, а способность расширить понимание или добавить ассоциаций. При изучении биологии куда полезнее даже черно-белая фотография животного, чем самый яркий рисунок, а в обучении физике – наглядная схема действия сил или работы механизмов. В обоих случаях иллюстрации лучше дополнять текстом, позволяющим сделать правильные выводы из увиденного, тогда как само словесное описание без картинки могло бы дать неверное представление об изучаемой теме. Соответственно, рисунок всегда должен быть недвусмысленным и не допускать двойственных толкований.
Зачем нужна мнемотехника
В современном мире мнемотехника для начинающих и продвинутых используется для повышения производительности, увеличения собственных когнитивных ресурсов, улучшения памяти. Если тренировать свою память по 15-20 минут ежедневно, используя наиболее эффективные и проверенные временем приемы мнемотехники, можно значительно улучшить резервы памяти.
Сегодня от нас требуется запоминание и воспроизведение огромного объема информации, точных данных, используемых в работе и дома. Это пароли и логины для различных ресурсов, цифровые или буквенные коды файлов, программ. Важна способность быстро и полно воспроизводить достаточно серьезные объемы информации.
Подготовительный этап
Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.
Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.
Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.
Изучение букв лучше проводить в игровой форме.
Творческие приемы для запоминания букв:
- Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
- Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
- Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином
Преодоление плато сложности
Рано или поздно в процессе улучшения памяти вы добьетесь такой эффективности, что будете в основном решать задачи на автопилоте. Психологи называют это состояние «эффектом плато» (плато означает верхние границы врожденных способностей). Преодолеть стадию «застоя» помогут три вещи: концентрация на технике, неизменность цели и немедленная обратная связь о работе. Например, лучшие фигуристы большую часть тренировочного времени выполняют самые редкие прыжки своей программы, а начинающие фигуристы отрабатывают прыжки, которые они уже освоили.
Другими словами, обычной практики недостаточно. Как только вы достигнете предела памяти, концентрируйтесь на самых сложных и вызывающих ошибки элементах, и продолжайте тренировки уже в более быстром темпе, чем обычно — до тех пор, пока не избавитесь от всех ошибок.
На этом этапе можно воспользоваться несколькими научными лайфхаками. Так, согласно публикации в журнале «Neurobiology of Learning and Memory»[], дневной сон на протяжении 45—60 минут сразу после обучающей практики может улучшить память в 5 раз. Также значительно улучшает память[] выполнение аэробных физических упражнений (бег, велосипед, плавание и т.д.) примерно через четыре часа после обучения.
Этапы запоминания
Мнемотехника довольно увлекательна, с ней можно показывать интеллектуальные фокусы, удивляя родных и близких: на спор выучить 1 000 знаков после запятой числа Пи, глубину всех морей или самые крупные звёзды. Но ещё лучше применять эту методику не просто для развлечений, а для реальной пользы. Для этого нужно научиться загружать «взятую» мнемотехникой информацию в долговременную память.
Как учить, чтобы запоминалось надолго:
- Учите небольшими порциями — по 5–7 единиц информации. Это оптимальное количество данных, которое может уместиться в кратковременной памяти до того, как мы переложим их в долговременную.
- Повторите каждый блок несколько раз, пока не начнёте воспроизводить его на высокой скорости, и только потом переходите к следующему. Соединив 2–3 блока, снова прогоните их уже вместе и снова доведите до высокой скорости.
- При повторении не гоняйте весь список, фокусируйтесь только на проблемных местах. Для удобства можно записать слова, термины или формулы на карточки — откладывайте в сторону те, которые вы не вспомнили в течение 2–3 секунд, и пройдитесь по ним отдельно.
- Повторяйте выученную информацию в течение недели — 2–3 раза в день будет достаточно.
Способы запоминания для детей дошкольников
Маленькие дети, которые еще не ходят в школу, но уже активно разговаривают и хотят развиваться, запоминают все в игровой форме.
Выучить стихотворение для Деда Мороза можно за 5 минут, если сконцентрировать все внимание ребенка на занятии. В педагогической практике необходимо к каждому ребенку найти индивидуальный подход
В педагогической практике необходимо к каждому ребенку найти индивидуальный подход.
Поэтому лучше заниматься с детьми по отдельности: старший сын – вечером, младший ребенок – днем.
С основными детскими приемами запоминания можно ознакомиться в таблице:
Способ | Описание |
Рифмы | Именно поэтому маленькие дети с таким удовольствием любят учить стихи. Старайтесь с малышом разучивать разнообразные четверостишья, чтобы поднимать уровень его интеллекта |
Поговорки | Смешные скороговорки и народные изречения не только помогут развивать память, но и откроют новый смысл для ребенка, будут способствовать развитию дикции |
Укрупнение | Не обязательно запоминать мобильный телефон бабушки, произнося «двести тридцать пять тысяч восемьсот шестьдесят один». Гораздо проще поставить везде маленькие дефисы и запомнить по частям: 23-58-61 |
Акронимы | Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Эта фраза помогает детям запомнить цвета радуги по порядку. У американских педагогов есть целый набор акронимов, которые они используют на занятиях |
Визуализация | При запоминании сложных предметов, стихотворений или букв, нужно задействовать дополнительно зрительную память. Ребенок усвоит информации на 25% больше |
Система связи | Эффективный метод, который поможет малышу запомнить список покупок или других предметов. Каждый элемент должен находится в тесной связи со следующим. Если в магазине нужно купить сыр, масло, хлеб и колбасу, то ребенку стоит объяснить, что можно сделать из этих продуктов бутерброд. Расскажите, как будете намазывать хлеб маслом, положите ломтик сыра и колбасу сверху. Таким образом, можно придумывать длинные истории для запоминания |
Ребятам упражнения понравятся. Такие занятия являются хорошим и полезным детским развлечением.
Но не стоит затягивать уроки дольше, чем на 20-30 минут. Маленькие дошкольники еще не готовы к полноценному обучению.
Акустическая мнемотехника
1
Эта мнемотехника называется акустическая мнемоника или мнемоническая фраза. Она основана на запоминании первых букв каждого слова, чтобы создать ассоциативную связь с определенной последовательностью. В данном случае, первые буквы слов каждой из семи цветов радуги соответствуют первым буквам каждого слова в фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Таким образом, чтобы запомнить последовательность цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), нужно просто вспомнить эту фразу и связать каждое слово с соответствующим цветом.
Мы можем использовать акустическую мнемотехнику для запоминания любых последовательностей, которые нам нужны. Для этого нужно создать фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам элементов, которые необходимо запомнить.
Например, если нам нужно запомнить список продуктов, который вы должны купить на сегодняшний день: молоко, яйца, хлеб, сыр, овощи. Использовуем акустическую мнемотехнику, чтобы легко запомнить этот список. Ниже приведен пример фразы, которая нам поможет:
“Мой Ястреб Хватает Сыр и Овощи”
Первые буквы каждого слова в этой фразе соответствует первым буквам продуктов, которые нужно купить (молоко, яйца, хлеб, сыр, овощи). Запоминаем эту фразу. Теперь в магазине, просто нужно вспомнить фразу и она нам сразу напомнит, какие продукты нужно купить
В период моего увлечения греческой мифологией возникло и интересное наблюдение:
Мнемозина – богиня памяти в древнегреческой мифологии. Она стала матерью девяти Муз – божественных духов искусства, которые до сих пор являются символом творчества и культуры. Каждая из них владеет своей уникальной сферой влияния: от эпической поэзии до астрономии.
Интересное наблюдение заключалось в том, что многие из этих областей творчества могут быть существенно улучшены с помощью мнемотехник – методов запоминания информации, развития памяти и мышления.
Изучение и применение мнемотехник позволяют улучшить эффективность работы мозга, облегчить запоминание информации, повысить творческий потенциал. Так переплетаются древние мифы и современная жизнь.
Забавно, правда?
Что такое мнемотехника и чем она полезна
Начнем с непонятных слов, так уж нужно, чтобы понять важные вещи.
Мнемонических приемов много, их разрабатывали на основе разных особенностей человека. Одному лучше схемами мыслить, другой их ненавидит, но картинки запоминает на ура, а третьему что ни вдалбливай, все без толку. Но мнемоника объединяет всех-всех людей, подстраиваясь под каждого. Поэтому будьте уверены, что, используя эти методы, хуже точно не будет!
Так, остановитесь на минутку. Прежде чем мы перейдем к упражнениям, ответьте себе на простой вопрос: “А зачем эта мнемотехника мне нужна?” Понятно, что человек – существо ленивое и учиться чаще всего не хочется, нам проще все записать, сфоткать, заскринить. Но есть моменты, когда запомнить надо кровь из носу, а вот память подводит. И таких моментов, как назло, довольно много:
- учеба в университете, когда нужно запомнить огромное количество текста за последнюю ночь перед экзаменом;
- изучение иностранного языка, когда трудно запомнить happy или happi, table или teibl ну и так далее;
- спикеры и ведущие вообще должны поблагодарить умных людей за такие техники, ведь не будь этих методов, выступления были бы под угрозой срыва, тут как бы с волнением справиться, а еще и тексты запоминать;
- даже во время курсов обучения вождению на авто требуется мнемотехника – как ведь запомнить все перекрестки, знаки и цифры?!
В общем, мы с вами определились, что мнемоника нужна во многих профессиях, ситуациях жизни. Поэтому освоить ее желательно каждому.
Развитие памяти: методики
Тренируйте процесс запоминания
Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.
Воспроизводите детали
Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.
Повторяйте себе нужную информацию
Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.
Все время считайте
Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.
Учите иностранные языки
Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы
Мнемотехника Айвазовского
7
Мнемотехника Айвазовского – это метод тренировки памяти, который был разработан великим художником Иваном Айвазовским. Он заключается в том, чтобы воссоздавать увиденное по памяти на холсте и затем сверяться с оригинальным видом.
Этот метод позволяет максимально точно запоминать детали пейзажа, лица людей или разнообразные объекты. Для этого не обязательны художественные навыки: достаточно мысленно «прорисовывать» детали образов, которые нужно запомнить. С каждым последующим разом это будет получаться все лучше.
Метод Айвазовского может быть полезен не только для художников, но и для всех, кто хочет улучшить свою память и способность запоминать детали. Например, этот метод может быть использован для запоминания иностранных слов и фраз. Для этого нужно визуализировать слово или фразу и «прорисовать» его в своем воображении.
Таким образом, метод Айвазовского – это эффективный способ тренировки памяти, который может быть использован любым человеком независимо от его профессиональных навыков.
У каждого из нас есть свой собственный предпочитаемый способ запоминания, и поэтому нужно использовать разные методы, которые оптимально подходят для каждого конкретного случая.
Мнемотехники могут быть использованы как для повседневных задач, так и для более серьезных. Они помогают запомнить правила и принципы, упражняют память и развивают воображение. Эффективность их использования доказана образованием и научными исследованиями.
Использование мнемотехник – это искусство, которое нужно развивать и совершенствовать. Запоминание – это умение, которое может быть усвоено всеми.
Списки дел и календарь в голове
Чтобы стать победителем в какой-либо игре, в первую очередь необходимо знать ее правила. И если вам хочется научиться по-настоящему управлять своей памятью, то вам следует учесть, что ее язык – это образы. На этом построена вся мнемоника: все, что вам необходимо запомнить, вы должны переводить на этот специфический язык. Но каким образом, спросите вы? И это будет отличным вопросом. Мнемонику можно разделить на две части: создание образа и помещение его куда-либо. И если идеи поиска новых мест для образов, как правило, не изменяются, то для их создания используются самые различные системы. В статье мы расскажем про две из них, которые позволят создать в голове настоящий органайзер. Читать подробнее…
8
Беглое чтение — основа для быстрого получения информации
Ой, стоп-стоп. Перед тем, как вы начнете читать о основных приемах мнемотехники (или сразу после них, но обязательно) проверьте, пожалуйста, скорость вашего чтения. Без преувеличения можно сказать, что это краеугольный камень в начале любому обучению приемам скорочтения. Сделать это можно тут: . Инструмент быстрый и простой: читаете текст, отвечаете на вопросы, получаете сертификат с реальной скоростью чтения, делитесь им с друзьями.
Если захотите чуть более интенсивно погрузиться в эту тему, то можете почитать наш блог, изучить рабочие тетради для самостоятельного развития основ скорочтения у взрослых и детей или узнать больше про букнот — блокнот для осознанного чтения.
Рифмизация
Существуют приёмы запоминания через звучание. Например, какое-то сложное правило или закон физики проще запомнить с помощью смешного стишка: «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда. Учить это точно легче, да и запомнится такая хохма надолго.
Или, например, при изучении иностранных языков. Многие иностранные слова созвучны с русскими и этим можно воспользоваться, создавая ассоциативные связи. Например, французский глагол travailler означает «работать». По звучанию он похож на наше русское слово «трамвай». Трамвай движется по заданным рельсам, это можно легко связать со смыслом «работать». Или звучание французского «травайе» близко к слову «труд». Так и запомнится.
Используя эти популярные и простые методы запоминания, ты можешь учить языки, точные науки, запоминать большие объёмы информации. Отличная память экономит время, силы и помогает быть более успешной и эрудированной.
Мнемотехника на уроках английского языка
Мнемотехнические приемы при изучении английского языка используются в большей степени для запоминания различных слов. Существуют уже разработанные смысловые ряды, позволяющие легче запоминать, например, неправильные или фразовые глаголы. Такие запоминалки предлагаются учителями на уроках английского языка, печатаются в учебниках.
Однако приемы мнемотехники можно использовать самостоятельно для изучения новой лексики, разработав собственные связки и образные ассоциации. Распространенные примеры: Использование опорных образов в воображаемой комнате для запоминания английских слов. Применение методики фонетической схожести. Нужно не просто вспомнить слово, схожее по произношению, но и создать рабочую смысловую связь.
Создание историй из несвязанных по значению слов с применением их значений. Представление яркого образа заучиваемого слова без зацикливания на русском переводе.
Мнемокомната Цицерона
Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён. При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.
Для того, чтобы запомнить нужный объём информации, например тебе необходимо выучить несколько дат и событий перед выступлением (на работе или экзамене), нужно распределить эти факты и даты по квартире или дому. Тебе нужно создать определённую последовательность рассказа – какой факт за каким идёт, последовательность событий. Затем тебе нужно выбрать определённый маршрут в квартире.
Проходя его, в определённых уголках комнат, ты будешь вспоминать кусочки целого рассказа. Например, первое событие будет «храниться» у окна твоей комнаты, второе – на кровати, третье – в комоде, четвёртое – в шкафу, пятое – на пороге, и так далее, в зависимости от объёма фактов.
Фото автора Karolina Grabowska: Pexels
В процессе заучивания ты можешь записывать информацию как бы порционно, и раскладывать по нужным местам
Важно соблюдать в точности маршрут, а не просто раскидать факты по полкам. Так происходит кодирование
Вспоминая маршрут, ты сможешь рассказать всю череду событий и фактов, дат и имён.
Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание
Приемы мнемотехники
Цепочка
Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру
После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами
Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.
Прием «Матрешка»
- Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
- При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.