Акселерация у детей: как распознать и обеспечить развитие талантливых детей?

Акселерация

Как выявить признаки ретардации на ранних этапах развития ребенка?

С психической ретардацией у ребенка могут столкнуться абсолютно любые родители. Стоит бить тревогу, если у ребенка есть следующие признаки:


Фото автора Sharefaith: Pexels

  • Задержка навыков и интеллекта;
  • Задержка речевого развития или полное отсутствие речи;
  • Отсутствие интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
  • Привязанность к неодушевленным предметам;
  • Нарушения координации и моторики;
  • Эмоциональная незрелость;
  • Нарушения сна, аппетита;
  • Отсутствие реакции на физический дискомфорт;
  • Специфические привычки;
  • «Полевое» поведение.

При каких-либо признаках стоит обратиться к следующим специалистам: неврологу, психиатру, коррекционному психологу, дефектологу.

Акселерация.

Особенностью современной эпохи развития человеческого общества является ускорение темпов физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации характерно для большинства экономически развитых стран и в той или иной мере проявляется у представителей всех наций и затрагивает все возрастно-половые группы населения.

Причины акселерации до сих пор остаются невыясненными. Ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить это явление. Известно, что на возникновение акселерационных сдвигов в организме влияют следующие факторы:

1) более интенсивная инсоляция;

2) улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

3) генетический фактор (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т. е. свойством гибридов I поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм).

В происхождении акселерации имеет значение суммарное воздействие биологических и социальных факторов. Процесс акселерации вполне управляемый и находится в зависимости от соответствующих изменений условий и уровня жизни, а социально-экономические факторы, играя роль регулирующих механизмов, влияют на ее темпы.

Большое значение имеют популяционно-генетические процессы. Подвижность населения, способствуя расширению круга брачных связей, создает генетические предпосылки к повышению изменчивости соматического типа популяции, что способствует увеличению параметров физического развития.

Процесс акселерации наблюдается уже в период внутриутробного развития плода – отмечается увеличение длины и массы тела детей при рождении. У подростков отмечаются ускорение темпов роста и массы тела, более раннее половое созревание и окостенение скелета.

Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией.

При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства.

При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:

1) более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа юных матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);

2) необходимость в установлении новых форм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

3) нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки нормы и патологии.

Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма и в более старшем возрасте, а также на характер проявления ряда заболеваний. Например, у женщин отодвигается наступление климакса, наблюдается учащение заболеваний острыми формами ревматизма у детей младшего возраста, чаще встречается юношеская гипертония.

Акселерационные сдвиги носят периодический характер и имеют кратковременные периоды стабилизации. В конце ХХ в. отмечается замедление акселерации – «десельрация» – явление, обратное акселерации.

Поведение родителей

В первую очередь, родителям ребенка, который стремительно обгоняет сверстников в развитии, нужно заняться коррекцией рациона. В меню должны присутствовать мясо, рыба, овощи в достаточном количестве, поскольку недостаток витаминов может быть опасным для такого ребенка. Родители должны следить за режимом дня, исключив чрезмерные физические нагрузки, однако от спорта отказываться не стоит. В данном случае это может быть плавание.

И родителям обязательно нужно интересоваться результатами регулярных диспансеризаций, для чего к врачу нужно ходить вместе с ребенком. И тогда негативных последствий ускоренного роста можно будет избежать, а дискомфорт жизни исключить.

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Исследования и гипотезы.

В последние 150 лет учеными было отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Оно наблюдается во многих странах Европы, в том числе и в России. Такое распространение дало возможность ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные научные труды. В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю. Е. Вельтищева, Г. С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению с предыдущим поколением. И многие другие факторы, никак не связанные с вызывающим поведением.

В бытовом понимании под акселерацией чаще всего подразумевают более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных.

Действительно, половое созревание девочек наступает сейчас значительно раньше, чем поколение или больше назад, в 10-11 лет, при чем за каждые 10 лет менструации у девочек наступают раньше в среднем на 4-6 месяцев.

И. М. Воронцов и А. В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом.

Учеными (в частности Ю. П. Лисицыным) было предложено несколько теорий, объясняющих появление акселерации. Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

При этом доказано, что на время наступления созревания не влияют расовые особенности, климат и географические особенности места проживания, но способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье или питание. Кроме того, исследователи отмечают, что в городах возраст полового созревания в среднем меньше, чем в сельской местности.

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Для девочек часто характерна дисгармоническая акселерация, когда происходит не снижение возраста созревания, а ускорение его темпов.

МАССА ТЕЛА

МАССА ТЕЛА в отличие от длины является более лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- и эндогенного характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные массой 2500 г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более, рассматриваются как крупные.

В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.

После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.

Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется. Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке
массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.

Что говорит статистика?

Как известно, статистика — «вещь» упрямая, поэтому с ней не поспоришь. На сегодня имеются данные, свидетельствующие о том, что акселерация более ярко проявляется у мальчиков, чем у девочек, а также носит урбанистический характер, т.е., проявляется больше у людей, проживающих в городе, чем у сельских жителей. 

Акселеративные процессы отмечены среди всех больших рас человека, однако разные группы населения планеты могут затрагиваться ими в различной степени или не затрагиваться вовсе. Так, на севере и западе Европы акселерация проявилась гораздо раньше, чем на юге (сначала в Нидерландах, а позже — в Италии); в западных странах Евразии раньше, чем в восточных. По-видимому, акселерация не имела места у населения Полинезии, а среди некоторых групп (негроиды и индийцы в ЮАР), напротив, обнаружена задержка роста и развития — децелерация.

Ключевые характеристики человека, которые изменяются в результате акселерации:

  • на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков); 
  • увеличение среднего роста;
  • удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин. 

Если Вы нашли в себе признаки акселерации в виде увеличенного роста — мы с удовольствием поможем Вам его откорректировать и сделать рост в каждом конкретном случае максимально приближённым к идеалу.

Общие и специальные способности

Одной из задач психологической теории является определение сущности
способностей
, закономерностей их развития и появления, а также путей
их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,
исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей
может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.Специальные способности представляют собой своеобразную форму
проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных
условиях.
В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ.
Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова — о летных
способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского
об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях.
Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления
данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает
комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности
способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность,
по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах
— звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность
(способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство.
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел
к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности,
которые присущи способным организаторам: 1) способность «заряжать»
своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический
ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития;
7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность
к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность;
12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность;
15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18)
организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской
деятельности необходимо единство этих качеств.
Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной
деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность
которых, по мнению авторов и составляет способность к тому или иному
конкретному виду деятельности.

Подробнее: Ученые объяснили, как выявить социопата

Главная характеристика социопата — полное пренебрежение к правам и чувствам других. Вопреки расхожему мнению, эти люди не бегут от общества и не прячутся в своих темных квартирах, а живут среди нас. Согласно исследованиям, как минимум 1 человек из 25 страдает этим расстройством, и многие попросту не догадываются о том, что больны.

Взглянем на это явление изнутри. Мы внимательно изучили книгу, у автора которой диагностирована социопатия, и подкрепили видение девушки авторитетным мнением врачей.

Не так давно социопатию и психопатию стали считать синонимами. Вместо этих слов теперь употребляют термин «диссоциативное расстройство личности». Для простоты восприятия и вслед за автором исповедальной книги мы будем использовать старый термин «социопатия».

Внимание! Текст достаточно резок и высокомерен. Страстная любовь к собственной персоне — это одна из ярких черт социопатической личности. Мы сохранили исходную лексику, чтобы дать вам возможность лучше познакомиться с внутренним «Я» автора

Мы сохранили исходную лексику, чтобы дать вам возможность лучше познакомиться с внутренним «Я» автора.

Определение понятия

Акселерация – ускорения роста, развития и полового созревания подростка в сравнении с предыдущими поколениями. За последние 200 лет темпы акселерации выросли практически в два раза, но только в экономически развитых странах. Как показывает статистика, за это время человек стал выше на 10-15 см и тяжелее на 10-12 кг. Акселерация затронула и новорожденных детей. Сегодня они примерно на 1 см больше, чем 40 лет назад. Изменения касаются и темпов развития ребенка, например, смена молочных зубов на постоянные у современных детей заканчивается в среднем на 1 год раньше, чем у детей 100 лет назад. Сдвинулся и период полового созревания примерно на 2-3 года.

Вы можете самостоятельно сравнить наблюдения с принятыми нормами развития, которые все равно являются лишь примерными:

  • первые зубы появляются у ребенка седьмого месяца жизни, однако известны случаи, когда подобное случается и в три месяца;
  • ребенок начинает сам садится в 6 месяцев, уверенно ходить – в 1 год;
  • молочные зубы начинают меняться в 6 лет;
  • первая менструация у девочек начинается в 12-13 лет.

А вот норм роста и веса не существует, в данном случае все строго индивидуально и зависит от первоначальных параметров при рождении, наследственности, условий жизни. Судить о том, нормально развивается ребенок или нет, может только врач-педиатр.

Проблемы раннего взросления

В современном мире есть еще тенденция – со временем возраст первородящих женщин увеличивается. С этим связан такой момент: беременные «за тридцать» склонны набирать больший вес, это означает «утяжеление» плода, ведь он набирает вес вслед за матерью. Выходит, что такие дети начинают опережать сверстников, еще находясь в утробе матери, их вес определяет степень развитости – соответствует  биологическому, а не фактическому возрасту. Плохо то, что у акселератов быстрее с возрастом накапливается холестерин – как следствие, молодеют традиционно «пожилые» болезни – атеросклероз и другие заболевания, связанные с холестерином. В период активного роста всех органов и систем у акселератов чаще происходит расбалансировка темпов роста, то есть, например, сердце не поспевает за мышцами и скелетом, появляются функциональные нарушения ритма сердца и другие симптомы.Как уже отмечалось, раннее развитие означает и половую акселерацию. За последние два века возраст наступления менструации снизился с семнадцати до двенадцати лет. У девочек раньше появляются вторичные половые признаки. Изменения гормонального фона влекут изменения в психике – вчерашние маленькие девочки не успевают свыкнуться с новым взрослеющим телом и это вызывает определенные сложности. Так, согласно статистике, возраст вступления в брак увеличивается, а биологическое созревание молодеет – это вызывает конфликт между удовлетворением физиологических потребностей и нормами морали в обществе. Вообще, при акселерации в подростковом возрасте центральная нервная система отстаёт в развитии от внутренних органов. Физическое развитие опережает нервно-психическое. Отсюда — функциональные расстройства нервной системы, выливающиеся в классические проблемы подросткового периода.

Что говорят исследования о акселерации у детей?

Акселерация у детей — это процесс ускоренного обучения на уровне школьного образования. Несмотря на то, что не все родители одобряют данный подход, научные исследования показывают положительные результаты этого подхода.

Согласно исследованиям, дети, которые прошли программы акселерации, имеют лучшие результаты при поступлении в колледж, более высокий уровень самооценки и лучшую уверенность в своих способностях.

Кроме того, акселерация у детей может сократить затраты на обучение и увеличить количество свободного времени для подготовки к экзаменам и проведения внеклассных занятий. Некоторые исследования также показывают, что дети, прошедшие акселерацию, более склонны к выбору профессии, которая позволит им проявить свои способности и интересы.

Однако, необходимо отметить, что данная методика не подходит для всех детей. Идеальный кандидат для акселерации — это ребенок с высоким интеллектом, отличной успеваемостью и мотивацией. Для таких детей акселерация может стать ключом к успеху в будущем.

Что такое акселерация?

Акселерация — это процесс, в котором ребенок переходит на уровень обучения, превышающий его возраст. Это означает, что ребенок представляется более зрелым и способным к учебе, чем большинство сверстников. Он может перейти на новый уровень обучения на год или более раньше, чем это предусмотрено нормальной программой обучения.

Акселерация может происходить в различных областях, как в академической сфере, так и в творческой. Например, ребенок может быть акселерирован в математике, чтении, письме, искусстве, музыке или спортивных дисциплинах.

Важно понимать, что акселерация не подходит для всех детей. Решение о том, стоит ли акселерировать ребенка, должно быть основано на его индивидуальных потребностях и способностях

Учитывайте, что решение об акселерации должно быть принято во взаимодействии с ребенком, его родителями и учителями, чтобы убедиться, что это наилучший выбор для него.

    • Преимущества акселерации:
      1. Ребенок может быть более заинтересован в обучении и находиться на правильном уровне обучения для его уровня способностей и умений.
      2. Раннее обучение позволяет ребенку ускорить свой учебный путь и иметь больше времени для изучения сложных предметов.
      3. Ребенок может развиваться в более продвинутой группе сверстников, которые имеют более высокий уровень знаний и опыта.
      • Недостатки акселерации:
        • Ребенку может быть сложнее приспособиться к новой среде и работы с более старшими детьми.
        • Новые требования могут быть выше, чем способности ребенка, и это может привести к неудачам и стрессу.
        • Ребенок может пропустить некоторые важные этапы развития и социализации, которые происходят на его возрастном уровне.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: