Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание ориентировано на развитие у детей представлений об окружающем мире и предметах. Все рождаются с готовыми органами чувств, обладают зрением, слухом, возможностью осязать предметы. Но это только предпосылки правильного развития. Задачей сенсорного воспитания является обучение восприятию предметов, а также изучению многообразия признаков.
Сенсорное развитие детей 2-4 лет
С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.
Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. Эта техника очень популярна. Многие детские сады полностью проводят обучение по этой методике.
В младшей группе основа программы сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:
- цвет;
- форма;
- величина.
В расписании занятий выделяется отдельный урок по сенсорному воспитанию. Он строится на играх, основанных на эталонах. В процессе игры дети должны научиться взаимодействовать с предметами. Только в ежедневном игровом подходе формируются устойчивые представления.
В дальнейшем от того, как малыш научился видеть, чувствовать и представлять, зависит умственное развитие. Самым подходящим возрастом для начала сенсорного воспитания считается именно возраст от двух до тех лет. В этом возрасте ребенок очень интересуется игрушками, у него просыпается интерес ко всему новому. Чтобы процесс обучения проходил правильно, необходимо придерживаться следующих принципов:
Надо как можно чаще предлагать ребенку для ознакомления новую игрушку У детей с двух лет еще очень непроизвольное внимание, им тяжело долгое время сосредоточится на одном предмете. Игры должны быть занимательного содержания. Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие Например, разбирать на части
Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка. Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала.
Важно! В каждой игре должен быть элемент научности
Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие Например, разбирать на части
Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка. Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала
Важно! В каждой игре должен быть элемент научности
Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!
Важно! В каждой игре должен быть элемент научности. Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!
Знакомство с цветом
Свойства внимания
Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.
Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.
С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.
Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения
Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста
Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового
И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание
Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.
Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка
Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.
Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.
У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам
Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка (а именно — чтения)
Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.
Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом ребёнок неосознанно готовит руку к письму.
Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат прописывать буквы. Но в результате такой подход демотивирует по отношению к письму.
Если в момент деятельности ребёнка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.
Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.
Например, так происходит, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для него: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».
Удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.
Ребёнок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.
Если ребёнок учится ходить в сензитивный период, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.
После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.
Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью носит эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, он откажется.
Игры, используемые для тренировки
В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».
Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.
Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.
Игры для развития способностей
Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:
- Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
- Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
- Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.
Роль родителей в сенсорном воспитании
Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.
Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию. В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии с предметом
И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.)
Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.
Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.
- Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
- Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
- Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
- Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
- Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
- Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
- Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
- Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
«Помощь друзей»
Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
«У страха глаза велики»
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Какие занятия полезны
Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.
Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим
На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.
С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику
Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.
1-2 года. Цвет, форма, величина
С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.
Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой. В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.
Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:
- Цвет;
- Форма;
- Размер;
- Расположение в пространстве;
- Вес;
- Вкус;
- Части тела и т.д.
Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово. Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.
Сенсорный голод
Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.
В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.
С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.
Возраст ребенка
Характеристики дефицита восприятия
Негативные последствия
Малыш до года
· Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).· Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).· Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).
Лишение зрительного, голосового или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет
· Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).· Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.· Иногда возникает сосание пальца во сне.· Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.
Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года
· Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).· Постоянный поток вопросов к родителям или близким.· Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.
Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии
Возникновение умственной отсталости.
Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире. Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию. Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.
Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.
Причинами сенсорного нарушения могут быть:
- недоношенность;
- травмы головного и спинного мозга;
- инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
- патологии во время беременности;
- родовые травмы.
Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.