Рефлекс моро у новорожденных детей

Безусловные физиологические рефлексы у новорожденных: выжить и адаптироваться в новом мире

Почему изменяются рефлексы

Рефлекс – это ответ организма на действие определенного раздражителя. По их выраженности и силе можно судить о состоянии нервной системы младенца. В норме рефлекс Моро наблюдается уже с рождения. Если он выражен неравномерно, одна сторона реагирует ярче, чем вторая, подозревают гемипарез. Это патологическое поражение нервной системы со стороны одного полушария, приводящее к слабости в руке и ноге, вплоть до полной невозможности самостоятельных движений. Если во время родов произошла черепно-мозговая травма, то автоматизм сразу после рождения отсутствует, при легкой форме он может появиться через 1-2 дня.

Изменяется рефлекс Моро при внутримозговой гипертензии. Чем выше внутричерепное давление, тем менее выражен автоматизм, иногда он становится неполным: при ударе по столу младенец немного разводит руки в стороны и тут же возвращает их обратно.

При родовой травме головного мозга изменяются и другие рефлексы. У ребенка могут быть не выражены ладонно-ротовой, поисковый, сосательный и хоботковый автоматизмы.

При патологии нервной системы наблюдается не только долгое сохранение автоматизма, но и его появление в неподходящий момент. Он может появляться при обычных манипуляциях, во время плача и беспокойства малыша.

Рефлекторные ответные реакции новорожденных детей являются прямыми признаками нормальной работы нервной системы. Опасно не только долгое сохранение ответной реакции, но и ее исчезновение раньше времени, изменение активности. Поэтому дети, перенесшие острую гипоксию в родах, извлечение при помощи вакуум-экстрактора, должны наблюдаться у невролога.

Также интересно почитать: бронхиолит у детей

Рефлекс Моро у грудничка фото Рефлекс Моро у грудничка – понятие, знакомое не многим молодым мамам. Как правило, новоявленные мамаши путают этот рефлекс с повышенной нервозностью грудничка. Невзирая на то, что данный рефлекс для малышей является нормальным и естественным, есть некоторые нюансы. Суть в том, что он может проявляться в течение первых нескольких месяцев, однако, если он не проходит после 5-месячного возраста – то это должно у родителей вызвать легкое беспокойство.

Как помочь малышу при обильном срыгивании?

Что является нормой и патологией?

Рефлексы у новорожденного проверяет врач – неонатолог в первый день после его появления на свет, далее контроль ведет детский педиатр.

Нормой проявления у младенца рефлекса Моро является возникновение последнего на внешние раздражители в возрасте до 4-6 месяцев, но когда сильный звук будет оставлен без особого внимания после этого срока.

Реакция на раздражитель также сопровождается следующей симптоматикой:

  • учащенное сердцебиение и выброс адреналина в кровь;
  • частый вдох-выдох;
  • сильный и громкий плач.

Это также есть нормой, и проходит само собой через несколько минут – сам же рефлекс полностью исчезает у малыша до полугода. В противном случае, речь идет о патологии, отклонении в нормальном развитии ребенка и требует оперативного вмешательства врачей и назначения соответствующего курса лечения.

Как отмечалось ранее, данный рефлекс у новорожденного проходит до полугодичного возраста, но если его проявления диагностированы после 6-месячного срока, то это указывает на поражение коры головного мозга.

Если малыш здоров, то он будет при громком звуке разводить руки и ноги в стороны симметрично, разгибая пальцы и возвращаясь в прежнюю позу.

При диагностировании внутричерепной травмы, полученной при родах, у грудничка данный рефлекс будет отсутствовать, указывая на угнетение центральной либо же периферической нервной системы.

Если ярко выражена гипертония, то рефлекс Моро будет проявлять себя неполно, когда ребенок будет лишь слегка отводить в стороны руки. При поражении ЦНС  ребенок будет надолго задерживать руки, с раскрытыми пальцами, в разведенном положении.

Если диагностирован асимметрический рефлекс, когда в сторону ребенок отводит одну руку или ножку, или же полное его отсутствие – это указывает на развитие ДЦП или же паралича Эрба, возможен гемипарез. Все это есть следствие поражения центральной или же периферической нервной системы.

Когда имеет место единовременное отсутствие либо же резкое снижение двух и более рефлексов – хватательного, Бабкина, Моро, то это указывает на развитие тяжелого поражения серого вещества той или иной части головного мозга.

В случае длительного отсутствии реакции у малыша на внешние раздражители, или при ее снижении, новорожденного необходимо показать специалистам.

Источники

  • https://agu.life/bok/1426-chto-dolzhny-znat-roditeli-o-reflekse-moro-u-grudnichkov.html
  • https://krohapuzz.ru/bolezni-novorojdennih/refleks-moro-u-novorozhdennyh.html
  • https://o-krohe.ru/novorozhdennyj/refleks-moro/
  • https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/refleks-moro.html
  • http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/refleks-moro.html

Суть рефлекса у детей

Рефлекс Моро — простыми словами рефлекс испуга — один из врождённых безусловных рефлексов у ребёнка в первые месяцы жизни. В норме рефлекторная реакция на потенциальную угрозу к полугодовалому возраста малыша полностью замещается осознанным реагированием.

Суть рефлекса в проявлении ответной реакции малыша на неожиданный для него громкий звук в виде вскидывания и широкого разведения в стороны рук. Пальчики кисти при этом разгибаются, и поза сохраняется на протяжении нескольких секунд. После этого руки возвращаются в исходное положение, кулачки снова сжимаются, и ребёнок старается принять позу эмбриона.

Суть рефлекса

Рефлекс Моро можно наблюдать сразу после рождения. Так, акушеры и неонатологи тестируют младенца на различные реакции, которые, в свою очередь, могут показывать, в каком состоянии находится нервная система, есть ли какие-либо отклонения в мозговой деятельности.

Суть проверки заключается в следующем: малыша укладывают на ровную твердую поверхность на спинку. Затем врач ударяет рукой по поверхности на расстоянии ладони (где-то 15 см) от головки крохи или производит громкий хлопок. Как ответная реакция, у грудничка резко откидываются руки, он симметрично отводит их в стороны, разгибая кулачки. Это так называемая первая фаза рефлекса, длящаяся несколько секунд. Во второй фазе ручки медленно возвращаются в исходное положение, кулачки сжимаются.

Подобные симптомы также наблюдаются, если грудничка, держа на руках, поднять вверх, а затем резко опустить вниз. Еще проверяют так: лежащему на спине младенцу выпрямляют ножки и поднимают их вместе с тазом как бы вверх. Реакция с ручками будет такой же.

Какими должны быть условия для оценки реакции Моро? Очень важно, чтобы на момент проверки малыш был спокоен, в меру сыт (рекомендовано утреннее время — через 2 часа после кормления) и здоров

Основные причины вздрагивания

Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.

Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:

  • кишечные колики;
  • усталость;
  • прорезывание зубов;
  • мочеиспускание;
  • резкие звуки.

Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.

Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.

Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди

Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Рефлексы малышей и их значение

В представлении многих людей новорождённый ребёнок — это чистая доска, «tabula rasa». Собственно, некоторые учёные тоже придерживаются такого мнения, в частности, например, философ Джон Локк как раз и ввёл это понятие в обиход. Тем не менее испокон веков люди наблюдают за тем, что у детей даже первых минут жизни наблюдаются некоторые безусловные реакции, возникающие абсолютно у всех и проявляющиеся одинаково. Такие реакции называются врождёнными безусловными рефлексами.

Безусловные рефлексы — это своеобразный багаж приспособительных механизмов, с которым младенец появляется на свет

И пока детёныш не в состоянии сам позаботиться о себе, за него это может сделать матушка-природа.Важно!Смысл всех врождённых рефлексов заключается в том, что они выполняют жизнеобеспечивающую функцию и способствуют приспособлению ребёнка к окружающей среде

Сегодня в медицинской и акушерской практике врождённые реакции — это один из первых критериев, которые проверяет в роддоме сразу после рождения врач-неонатолог. Наличие рефлексов является нормой для всех новорождённых, а вот отсутствие какого-то из них, его слабая степень или асимметричность проявления могут уже в первые минуты после рождения помочь доктору заподозрить у крохи какие-либо отклонения в работе центральной нервной системы и сразу принять меры, дабы своевременно вылечить малыша от возможных серьёзных патологий.
Неонатологи выделяют более десятка рефлексов, которые и подлежат проверке в роддоме. К тому же контроль за рефлекторной деятельностью младенца потом будет проводить патронажная сестра в первые недели дома и врач-педиатр в поликлинике в дальнейшем.

Некоторые из безусловных реакций являются временными и пропадают сразу же после рождения, так как были направлены именно на помощь малышу преодолеть процесс рождения. Другие рефлексы появляются в первые минуты и часы жизни, но через несколько месяцев (обычно до 3-4 месяцев или до конца первого года жизни) постепенно угасают, а потом и вовсе пропадают. А вот третьи рефлексы, наоборот, появляются только со временем.

Мамам будет интересно узнать: какая нормальная прибавка в весе, когда малыш начинает держать головку и самостоятельно переворачиваться на бочок, как увеличивается рост ребенка по месяцам, когда начинать первый прикорм грудного ребенка, а также прочитайте: как научить ребенка ходить на горшок, сидеть, ползать и разговаривать.

К основным врождённым реакциям грудничка относятся такие рефлексы:

  • сосательный — если в ротик малышу погрузить соску, сосок или кончик пальца, он начнёт совершать активные сосательные действия;
  • поисковый — если кончиком пальца слегка потереть уголок рта малыша, не касаясь его губ, то он повернёт головку в сторону прикосновения и опустит нижнюю губку как бы в поиске материнской груди. Обычно эта реакция исчезает примерно через полтора месяца после рождения;
  • хоботковый — если постучать легонько по губкам крохи, то он вытянет их вперёд в виде хоботка. Происходит это из-за сокращения круговой мышцы рта;

  • хватательный — если в ладошки крохи что-нибудь вложить, например, свои пальцы, то он непроизвольно крепко схватится, сжав ладошки в кулачки. Иногда рефлекс бывает так силён, что карапуза даже можно поднять в вертикальное положение, так крепко он держится;
  • Бабинского — попробуйте пальцем провести, слегка надавливая, вдоль стопы крохи, начиная от края пяточки и до основания пальцев. При этом пальчики малыша на ногах растопырятся в виде веера. А потом придавите на участок между вторым и третьим пальчиком — пальцы снова согнутся;

  • опоры — если, аккуратно придерживая головку, взять малыша подмышки и поставить вертикально на пеленальный столик, то кроха обопрётся на всю подошву, выпрямится, будто «стоит» на двух ногах;
  • автоматической ходьбы — это продолжение предыдущего рефлекса. Попробуйте «стоящего» малыша слегка наклонить вперёд, и он начнёт как бы «шагать» по поверхности, порой его ножки могут даже перекрещиваться, но это всё равно похоже на походку;
  • ползания Бауэра — заключается в том, что к ножкам малыша, лежащего на животе, прикладывают ладонь к обоим стопам и слегка надавливают. В этот момент малыш как бы упирается ногами в ладонь и отталкивается «ползая»;
  • и, конечно, эффект Моро, который у младенцев проявляется в виде специфической испуганной реакции на раздражающий фактор.

Условные рефлексы

Такие образуются при индивидуальном развитии организма из-за изменчивости мировосприятия и условий окружающей среды. Согласно теории условных рефлексов И.П. Павлова, приобретение его возможно при воздействии на живой организм физиологически безграничного раздражителя. Именно в результате этого развивается система рефлекторной деятельности, которая является более сложной. Не стоит путать это понятие с инстинктом.

Рефлекторная дуга включает в себя три компонента:

  1. Афферентный.
  2. Вставочный (промежуточный).
  3. Эфферентный.

Звеньям передаются импульсы, они способны воспринимают раздражения и формируют ответную реакцию на них. Чтобы условный рефлекс начинал вырабатываться, необходимы некоторые условия:

  • Присутствие сигнала, который будет предшествовать безусловному.
  • Раздражитель. Он по своей силе должен уступать влиянию биологически значимого.
  • Отвлекающих факторов быть не должно.
  • Кора головного мозга должна нормально работать.

Стоит помнить о том, что мгновенно они образовываться не могут. Эта разновидность формируется при длительном воздействии указанных условий. Реакция при становлении может возобновляться или же угасать до тех пор, пока рефлекторная деятельность не станет устойчивой. Пример условных рефлексов следующий: слюноотделение у собак при запахе мяса и прочих вкусных продуктов.

Как вызвать и оценить рефлекс

Для вызова рефлекса Моро можно:

  • Неожиданно ударить двумя руками по поверхности в 15-20 сантиметрах от головы, лежащего на ней ребенка (с обеих сторон).
  • Внезапно разогнуть ножки лежащего на спине малыша или приподнять разогнутые ножки крохи вверх вместе с тазом.
  • Взять малыша на руки и резко опустить его на руках на 20-30 см вниз, а затем вернуть на исходную высоту.
  • Резко хлопнуть в ладоши рядом с лежащим ребенком.

Реакция на такие приемы разделяется на две фазы:

  1. В первую фазу младенец отводит свои плечи и ручки в стороны, открывая при этом кулачки (пальчики растопыриваются).
  2. Во вторую фазу ручки крохи возвращаются в положение, в котором они пребывали до воздействия (малыш будто прижимает к себе что-то или кого-то обнимает).

Как провести оценку рефлекса и почему кроху стоит пеленать, смотрите в следующем видео.

Из-за таких проявлений данный рефлекс также называют рефлексом испуга. Он часто появляется во время сна, если малютку испугал какой-либо шум, например, домашнее животное или звук автомобиля из открытого окна. Также он может возникать при резких движениях взрослого, у которого младенец пребывает на руках. Это никак не вредит карапузу, но может стать причиной длительного плача.

Если отсутствует

Полное отсутствие рефлекса Моро у грудничка практически всегда выявляется ещё в родильном зале и является признаком серьёзного поражения мозговой деятельности.

Как правило, в таком случае оказывается угнетён ещё ряд рефлексов и низкая оценка по шкале Апгар.

Это широко распространённое явление при остром кислородном голодании плода, глубокой недоношенности либо вследствие тяжёлых проблемных родов.

Отсутствие рефлекса свидетельствует об одной из таких проблем:

  • патологии шейных позвонков;
  • поражение ствола головного мозга;
  • мозговые кровоизлияния;
  • отёк головного мозга.

Ребёнок должен находиться под систематическим наблюдением педиатра и невропатолога. Всевозможные тестирования на рефлексы у грудничков выступают показателями здоровья его нервной системы. И это веский повод приступить к устранению существующей проблемы немедленно, чтобы избежать ещё более тяжёлых осложнений в ближайшей перспективе.

Источник

Как проверяется реакция у новорожденного?

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают вверх, а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

https://youtube.com/watch?v=yLeNhiQlVyI

На что еще обратить внимание

При оценке неврологического статуса ребенка учитывается не только рефлекс Моро, но и другие автоматизмы. При изменении их выраженности или порядка угасания можно заподозрить патологию в определенном участке нервной системы. Неврологи определяют следующие автоматизмы у новорожденных:

  • рефлекс Бабкина, или ладонно-ротовой рефлекс – если врач надавливает большим пальцем одновременно на ладони обеих рук младенца, он открывает рот и сгибает голову. Полностью исчезает к 3 месяцам;
  • рефлекс Бабинского – вызывается при штриховом раздражении стопы в области пальцев, младенец при этом тыльно сгибает стопу, а пальцы расходятся в стороны наподобие веера, может сохраняться до 1,5 лет;
  • рефлекс Галанта – доставляет новорожденному неприятные ощущения – при надавливании пальцем вдоль позвонков с одной стороны, ребенок рефлекторно сгибается в сторону раздражителя. При этом происходит разгибание и вытягивание ноги в тот же бок. В норме угасает рефлекс в 3-4 месяца.

Врач может проверить и другие автоматизмы, которые будут говорить о нормальном развитии ребенка или возможной патологии. Имеют значение хватательный, хоботковый рефлексы, а также поисковый.

Группа 2

Кажущиеся такими беззащитными младенцы умеют не только отыскивать еду, но и бороться за свою жизнь. Помогает им в этом целый ряд рефлексов:

Хватательный рефлекс

Если крохе дать палец, то он мгновенно крепко-накрепко хватается на него. Сторонники теории эволюции убеждены, что этот рефлекс «перепал» людям от обезьян. Ведь детёныши приматов готовы в любой момент вцепиться в шерсть матери, чтобы не упасть во время её прыжков и скачков.

Кстати, действие хватательного рефлекса распространяется даже на ножки младенцев. Потрогайте стопу ребёнка, и вы увидите, как он тут же сгибает пальчики. Так заставляет действовать не боязнь щекотки, как думают некоторые, а именно безусловный рефлекс.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс заставляет понервничать многих молодых родителей

Ещё бы, ведь услышав резкий звук, почувствовав какое-то неосторожное движение (например, затряслась задетая собакой кроватка), младенец вдруг вздрагивает, выгибается, всплёскивает ручками и может даже прижать их к себе, словно защищаясь от опасности

Ничего страшного или странного в таком поведении нет. Всё это проявления рефлекса (они угаснут, когда ребёнку будет около 4 – 5 месяцев). Однако сильный испуг вполне может испортить малышу настроение. Поэтому взрослым следует быть осторожнее.

Учёные считают, что этот рефлекс близкий родственник хватательного. При малейшей опасности детёныш раскидывал ручки, чтобы понадёжнее и поудобнее схватиться за мать, а потом вступает «в дело» и хватательный рефлекс, позволяющий цепко держаться и не падать.

Рефлекс Бабинского  

Ещё один близкий к хватательному рефлекс. Стоит несильно провести по ступне ребёнка от пяточки к пальчикам, как он тут же смешно растопырит их наподобие веера (очевидно, что бы тут же крепко вцепиться в родительницу). Сохранение рефлекса до полутора-двух лет – норма, а вот его более поздние проявления могут свидетельствовать о неблагополучии. 

Защитный рефлекс

Тоже очень важный для жизни рефлекс. Проявляется он в том, что новорождённый, которого кладут на животик, моментально поворачивает головку в сторону, чтобы иметь возможность дышать. Пропадает к 1,5 месяцам.

Рефлекс ползания

Стоит младенца выложить на живот с вытянутыми вдоль тела ручками, он рефлекторно подтягивает к плечам сначала одну, а затем и вторую. При этом, если подставить под его стопы ладонь или другую опору, малыш поползёт вперёд, используя ручки и ножки

Это жизненно важное умение позволяет младенцам подползать к материнской груди в поисках молока, запах которого уловил чуткий носик, или источнику тепла и, наоборот, избегать раздражающих и опасных факторов (солнца, жары и т.д.). К 3 – 4 месяцам рефлекс угасает. Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно

Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал

Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно. Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал

Рефлекс автоматической ходьбы

Если поднять малыша, держа его за подмышки, и «поставить» на ровную твёрдую поверхность, слегка наклонив вперёд, то кроха начнёт переступать ножками, «ходить». Причём доношенные дети чаще ставят ножки на полную стопу, а недоношенные малыши – на пальчики. Этот рефлекс учёные рассматривают как подготовку к самостоятельной ходьбе, которую дети осваивают ближе к году. В норме рефлекс исчезает довольно рано, максимум к 1,5 месяцам.

Важно помнить, что не всегда эти и другие рефлексы новорождённых проявляются сразу или в полной мере. Иногда в «опоздании» или невыраженности виноваты недоношенность, родовые травмы, асфиксия, некоторые заболевания либо реакция на лекарственные препараты. Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают»

Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают».

Экспериментируя, вы обнаружили, что у вашего чада слабо проявляются или вовсе не выражены какие-то рефлексы? Не стоит паниковать.

Во-первых, ребёнок мог уже просто «перерасти» конкретный рефлекс (ведь сроки угасания указаны приблизительно).

Во-вторых, возможно, вы что-то делаете не так и у вас не получается вызвать рефлекторные действия.

Кроме того, отсутствие или слабая выраженность рефлексов, связанных с приёмом пищи (сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой), скорее всего, говорят только о том, что ребёнок просто не голоден. Попробуйте проверить эти рефлексы перед кормлением, а не после. И они наверняка проявятся «во всей красе».

Безусловные рефлексы у новорожденного ребенка и их значение для дальнейшего развития

Рефлекс – ответная реакция живого организма на воздействие сторонних раздражителей. Все рефлексы у человека подразделяются на условные и безусловные. Первая группа – индивидуальные навыки, которые появляются в процессе жизни по мере созревания коры головного мозга. Это своеобразный жизненный опыт, который человек получает на протяжении длительного времени. Вторая группа рефлексов, безусловных, — это то, с чем рождается человек.

Безусловные рефлексы являются врожденными, сложившимися в процессе эволюции человека. Это относительно постоянные ответные реакции, которые спустя некоторое время после появления ребенка на свет ослабевают и вскоре безвозвратно исчезают. Врожденные рефлексы крайне важны — они помогают беззащитному ребеночку выжить в сложный период родов и адаптироваться к новой среде.
При ослаблении или отсутствии каких-либо из них (например, глотания или сосания) малыш не сможет существовать вне материнского организма.

Всего неонатологи выделяют у здорового младенца более 15 безусловных ответных реакций. Основные функции, которые они выполняют:

  • поддержание нормальной жизнедеятельности (например, реакция сосания);
  • защита организма от негативных воздействий раздражителей (от мороза, яркого солнца);
  • обеспечение безопасного процесса рождения (задержка дыхания при продвижении малыша по родовым путям).

Диагностика

Для запуска рефлекса Моро врач начнет постукивать по животу или по поверхности рядом с головой. Если рефлекс сработает, то ребёнок будет вытягиваться, а затем медленно возвращаться в исходное положение.

При обнаружении проблем проводится общий осмотр и анализ:

  • оценивается физическое развитие;
  • выявляется наличие пороков развития, внешних признаков генетических нарушений;
  • производится оценка психического развития на момент проведения осмотра.

Анамнез должен включать:

  • семейные неврологические нарушения;
  • хронические заболевания,
  • протекание беременность,
  • успешность или аномалии при родах;
  • сложности послеродового периода;
  • поведение ребёнка.

Врач определит неврологический статус по определенным критериям:

  • определение наличия глубоких рефлексов и их симметричности;
  • установление нормы чувствительности;
  • состояние черепно-мозговых нервов;
  • наличие рефлексов новорожденного, характерных для его возраста.

Если рефлексы отсутствуют или нарушены, могут потребоваться дополнительные тесты для исследования нервов и мышц ребенка:

  • Рентген плеча.
  • Тесты для выявления нарушений, связанных с повреждением плечевого сплетения.

В редких случаях отсутствие рефлекса Моро может быть вызвано признаком синдрома Дауна.

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

Автор

Елена Медведева
Специалист

Окончила Уральскую государственную медицинскую академию г. Екатеринбурга по специальности «Лечебное дело». Опыт работы: бригада интенсивной терапии, медик на предприятии.

Поделиться

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: