Как отучить от укачивания перед сном?
Если ребенок уже привык к укачиванию, отучить его будет сложно, но возможно. Родителям просто необходимо запастись энергией и терпением.
Начинать отучивать малыша от засыпания на руках лучше в возрасте до года. Так будет проще осуществить задуманное. Для этого стоит попробовать:
- Ложиться спать вместе с малышом. Чувствуя присутствие мамы, карапуз успокоится и быстро заснет.
- Последовательно выполнять одни и те же действия при засыпании (например, теплая ванна с травами, песенка или сказки). Сложившийся ритуал поможет приучить ребенка засыпать без укачивания.
- Использовать специальные приспособления для засыпания. Качалка со звуками биения сердца поможет освободить маме руки, приучит карапуза засыпать отдельно.
- Присутствовать возле ребенка. При укладывании крохи в кроватку не нужно сразу уходить. Если находиться в видимой доступности для малыша, ребенок успокоится и заснет сам.
Если отучить ребенка от укачивания на руках до года не удалось, родителям придется проявить крайнюю степень выдержки и спокойствия. Время поможет преодолеть все трудности.
Годовалому ребенку укачивание на руках по советам психологов следует заменить сном в кроватке. Чтобы процесс проходил быстрее, стоит испытать следующие способы:
- Укачивать малыша в кроватке. Если при этом карапузу спеть песенку, он быстрее успокоится и заснет
- Положить в кроватку любимую игрушку. Ребенку веселее будет засыпать в компании с мишкой или зайчиком.
- Сделать массаж перед сном. Поглаживание и растирание помогут беспокойному малышу расслабиться и уснуть.
Все попытки изменить привычный образ жизни будут вызывать у крохи сопротивление и протесты. Лишь ласка и любовь помогут все преодолеть.
Выбор варианта воспитания
Ребенок достаточно много времени был в животе у матери. Именно поэтому 1 месяц его будет практически невозможно уложить спать без укачивания. Однако до сих пор не удалось получить реальных доказательств тому, что укачивание помогает ребенку расслабиться и уснуть. Природа самостоятельно не предусмотрела данный момент. Малыш не может сам себя укачать и уснуть. Целесообразность проведения манипуляции до сих пор стоит под большим вопросом.
Мать может приводить огромное количество доводов, которые будут полностью оправдывать такое поведение. Дополнительно укачивание помогает быстро усыпить кроху.
Сложно дать однозначный ответ на вопрос, как отучить ребенка от рук. Комаровский утверждает, что от данного процесса нет ни вреда, ни пользы.
Родители могут, наоборот, навредить себе. Они приучают малыша к определенному ритму.
Именно поэтому в будущем кроха будет более настойчиво требовать оказания такого рода внимания в свой адрес. Опасно, если ребенок вообще не может уснуть без укачивания. Ведь с каждым днем он будет требовать это все настырнее. В таком случае ни один из членов семьи не сможет заниматься своими делами, находясь дома.
Почему появляется привычка дышать через рот?
Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:
Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).
Дыхание через рот во сне
Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Запрет на личное мнение
«Не было ни подгузников, ни стиралки, а мамы не уставали»
— Нам часто приходится слышать: «Что за стрессы вы себе выдумали? Муж есть, деньги какие-то приносит. Мы-то в ваше время — стиралок у нас не было, подгузников не было. Устала она, ишь!»
— И да, и нет. Здесь есть какая-то доля правды.
Прежде всего, осознание стресса или истощения — это не то же самое, что вообще их наличие. Они могут быть по факту, человек может быть сильно уставшим, но по каким-то причинам запрещать себе про это думать и запрещать себе это признавать. Например, потому что никому нет до этого дела; или потому что всем вокруг еще хуже. Или потому что идет экстремальная ситуация выживания и кому какое дело, что ты устала? Встала и пошла.
Фото: pexels.com
Если мы вспомним историю нашей страны, так оно все и было, так и выживали. Конечно, переживать на тему того, что «у меня нет никакого времени для себя», в ситуации, когда не очень понятно, выживут ли вообще все, как-то странно было бы.
В таких обстоятельствах психика начинает защищаться, диссоциируясь, отрезает от себя осознание и контакт с чувствами, контакт со своими потребностями. Эти наши бабушки, которые не могли спокойно посидеть ни минуты, потому что им мозг сказал, что время проходит, день прошел, а я этого не сделала, не имею права сидеть. К сожалению, у этого тоже была цена. Это и раннее старение, и проблемы со здоровьем.
Часто у наших бабушек было отсутствие душевного контакта с детьми. Потому что для того, чтобы быть в контакте, чтобы радоваться тому, что ребенок милый, смешной, маленький, как-то искренне сердечно откликнуться на его какое-то горе детское по поводу того, что у него что-то сломалось — для этого ты должен быть в хорошем состоянии. Если ты постоянно в состоянии «соберись, тряпка», ты не можешь, тебя все уязвимое маленькое раздражает. «Что ты ноешь из-за этого? Что ты проблему из всего делаешь?» Соответственно, будет определенный характер общения с детьми. Поэтому все имеет свою цену.
С другой стороны, есть своя правда в том, что переживания сегодняшних родителей часто носят характер родительского невроза.
«Мой ребенок должен получить самое лучшее, я должен быть родителем на максимуме, я должен все правильно решить, предусмотреть, развить все на свете». Эта часть — родительский перфекционизм.
Вторая часть — это история про то, что все зависит от меня, как я сделаю, так и будет. Если я сейчас его не отведу куда-то там, то все, больше никто.
— Он не идет в самую лучшую школу, он не идет в самый лучший сад.
— Вообще, я на него накричала — всё, это травма на всю жизнь. Если я сейчас что-то не то сделаю — всё. Такая фантазия всемогущества, гиперконтроля — я полностью держу в руках жизнь ребенка. Как я дерну за веревочку, так и будет.
И то, и другое — невротические идеи. И идея идеальности, все по максимуму, и идея гиперконтроля не имеют под собой реалистичных обоснований.
Реальность — это реальность. Да, тяжело, это ненормально, когда молодая мама одна с ребенком в квартире.
Никогда в истории человечества такого не было. Вокруг должно быть много женщин — либо это ее семья, если это деревня, либо это прислуга, если это состоятельные люди.
Но никогда она не оказывалась одна запертой в бетонной коробке с младенцем, про которого она ничего не знает и не понимает, это первый младенец, которого она взяла на руки за всю свою жизнь. Такого не должно быть.
Люди с детства слышат: «Родился ребенок — жизнь закончена»
— Что еще можно выделить, когда мы говорим про родительскую усталость? Это, наверное, физическая усталость, моральная усталость, усталость от того, что ребенок рядом, что тебя все время трогают. Мы говорим про это?
— Все это вместе.
У меня недавно был вебинар про родительское все — и усталость, и родительский стресс, и выгорание, и родительский невроз. Мы говорили там про четыре этих явления, четыре феномена
Мне кажется, что важно их различать.
Родительский стресс как ситуативный стресс, о чем мы говорили — стресс на что-то — ребенок поступает в вуз, ребенок заболел. Он может быть короткий — ребенок потерялся, в супермаркете убежал, и ты его не сразу нашел. В это время сердце бьется — у тебя родительский стресс, у тебя стресс родителя связан с конкретными обстоятельствами. Это часть жизни. Куда без этого? Заболел, высокая температура, ночью не спишь — вот родительский стресс.
Фото: Анна Данилова
Стресс родительства — то, что я изучала — это другое. То, что связано с нашими представлениями, установками. Я изучала связь с рабочей моделью привязанности.
Можно изучать много всего еще. В интервью я включала, в том числе, вопросы трансгенерационные. «Что говорила мама про то, что такое быть родителем» — отдельная интересная тема.
— На нас влияет то, что родители говорят? Типа, «я на вас всю жизнь положила, я из-за вас света белого не вижу»?
— У меня было 24 интервью с людьми с достаточно высоким уровнем стресса родительства. В этих интервью я задавала эти вопросы: «Что сказала ваша мама о том, что такое быть родителем?» Из 24 интервью у меня не было ни одного ответа мамы про радость и любовь, ни одного.
Два раза прозвучало слово «любовь», но в таком формате: «Моя мама сказала бы, что это любовь, но скажу я вам, что это за любовь, та еще любовь».
На уровне бабушек чуть получше, там разнообразнее, а на уровне мам: крест, ответственность, напряжение, работа. «Ребенок родился — жизнь закончена». «Ребенок родился — ты себе не принадлежишь». Вот это все.
У меня была сначала большая выборка всех, кто ответил, а потом из нее я выбрала только тех, у кого достаточно выраженный родительский стресс. Из тех, у кого выраженный родительский стресс, на уровне мамы такие были ответы.
Можно предположить — да, влияет эта установка про то, что родительство — это крест, что «родился ребенок — жизнь закончена». Но будут еще исследования.
Как большая любовь и привязанность формируют зависимость от рук
У многих мам с рождением первенца формируется очень сильная привязанность к нему. Они часто проявляют к малышу свою любовь: берут на руки, носят по комнате или на улице, показывают младенцу птиц, небо, деревья, пруд, собачку на траве или кошечку на лавочке. С одной стороны, такой ребенок быстро развивается. Он испытывает достаточное количество тактильных ощущений, чувствует свою необходимость. У него формируется чувство собственной значимости и уверенность в себе. С возрастом он становится лидером (как правило).
Однако часто (но не всегда) в возрасте 3, 4 месяцев у ребенка формируется зависимость от рук. Он еще не может принять сидячую позу самостоятельно, а на руках у мамы мир выглядит вертикально. Руки мамы дают возможность с интересом обозревать окружающее пространство. Такая зависимость не является патологической, она ослабевает к 5 месяцам, когда малыш начинает становиться на четвереньки, и легко проходит в 6 месяцев, когда малыш начинает сидеть.
Чтобы ребенок после 4 месяцев учился ползать и становиться на четвереньки, ему необходимы ежедневные упражнения. Он должен лежать на животе и тянуться за игрушкой, переворачиваться, толкаться ножками от опоры. Все это делается не на руках, а на горизонтальной плоскости.
Если ребенок сильно плачет, как его быстро успокоить?
Несмотря на то, что причины детских слез разные, есть несколько универсальных советов, которые могут облегчить жизнь как ребенку, так и его родителям.
Возьмите малыша на руки — новорожденным важно чувствовать тепло любящих его рук. Помимо классической позы для ношения «колыбелька», можно положить ребенка вниз животиком на предплечье родителя (позиция «на веточке»).
Многим деткам становится спокойнее, когда их пеленают: плотное прикосновения ткани к телу малыша помогает воссоздать тесноту материнской утробы.
Постарайтесь уйти в тихое, спокойное место; выключите яркий свет или зашторьте окно.
Ходите с ребенком в спокойном темпе (можно не качать с высокой амплитудой — это старое заблуждение)
Именно это будет напоминать те «безопасные» дни и условия, когда он находился в животе у мамы и так же ходил с ней.
Включите белый шум или громко «шикайте».
Иногда помогает такой способ: зайдите с плачущим ребенком в ванную комнату, не зажигайте свет, включите воду. Умойте осторожными движениями малыша теплой (!) водой, заодно умойтесь сами. Шум льющейся воды может успокоить ребенка.
Если малыш на грудном вскармливании, предложите ему грудь.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Как получить опыт расставания с мамой
Единственное, на что может опереться ребенок, — собственный опыт расставания с мамой. Именно он определяет реакцию ребенка на каждый мамин уход и на то, как он будет переживать расставание. Если к двум-трем годам такой опыт невелик, то есть мама не отлучалась из дома без ребенка, не оставляла его под присмотром надежного взрослого, резкие и длительные расставания могут быть восприняты ребенком очень остро.
Самый неудачный вариант — когда мама исчезает для ребенка внезапно, то есть не прощается перед уходом, чтобы не видеть слез и истерики, потому что ей кажется, что ребенок не заметит ухода мамы и проще переживет расставание.
Но мы помним, что в этом возрасте ребенку важно постоянно «проверять связь», и если мама исчезает внезапно, да еще надолго, не оставляя возможности эту связь проверить (хотя бы созвониться, увидеть маму на фото, поговорить о ней), для ребенка ситуация становится небезопасной. А значит, он будет усиленно стараться не допустить этого в следующий раз
Особенно чувствительные дети, имея подобный опыт, потом цепляются за маму, не отпуская ее даже в соседнюю комнату.
Плач для ребенка — это способ коммуникации, но, несмотря на его естественность, нелишним будет попытаться успокоить плачущего ребенка. Логично, что у родителей возникнет вопрос: «Как успокоить ребенка?» Временами это может показаться сложной задачей, но понимание причин поможет вам научиться успокаивать плачущего малыша. Помните: у вас все отлично получается. Мы всего лишь хотим дать несколько полезных советов, которые помогут облегчить ваши заботы.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу плача вашего ребенка, обратитесь за консультацией к врачу
Иногда плач может быть признаком существующего заболевания, поэтому лучше сразу обратить внимание на любые дополнительные симптомы
Чёткие ритуалы, которые помогут заменить укачивание
Такие же чёткие ориентиры нужно создавать и с помощью ритуалов, которые сопровождают подготовку и отход ко сну.
В принципе, они известны большинству мам, главное, подобрать последовательность, которая будет удобна именно вам и малышу, и строго придерживаться её каждый день. Необязательно, чтобы были все пункты, можно выбрать лишь некоторые из них:
- водные процедуры;
- пожелания спокойной ночи родным и игрушкам;
- чтение книг;
- пение колыбельных;
- массаж или лёгкие поглаживания;
- тёплое питье;
- тёплая постель и одеяло.
Ребёнок, у которого было достаточно движения в течение дня, утомившийся, но не перевозбуждённый, заснёт быстрее, так что следите за тем, чтобы в период бодрствования малыш много двигался и получал разнообразную сенсорную информацию. Возьмите за правило давать ребёнку как можно больше тактильного контакта с вами в течение дня: побольше тискайте, обнимайте, прикасайтесь к малышу. Дайте ему возможность «насытится» телесным общением с вами, и тогда потребность проводить дополнительное время у вас на руках перед сном отпадёт сама собой.
Главный отцовский страх
— У мужчин родительский стресс бывает или это только женская фишка?
— Вся разница между мужчинами и женщинами существует до тех пор, пока в данной общности основным ухаживающим лицом является женщина. Если мы прицельно будем выбирать мужчин, которые в силу обстоятельств оказались основным ухаживающим лицом — никакой разницы. Ее нет.
Стресс переживает основное ухаживающее лицо и по времени, и по принятию решений. Я не имею в виду глобальные решения — в Гарвард он поедет или не в Гарвард. Речь о ежедневных решениях — дать прикорм или не дать, грушу или яблоко, уложить пораньше спать или нет. Если по этому фактору уровнять, то мужчины оказываются ровно такие же уставшие, как женщины.
Фото: Анна Данилова
Но невротических идей у мужчин меньше. Идеи про то, чтобы быть идеальным, не допускать ошибки, и про то, что все зависит от них — этого у них, насколько я могла наблюдать, поменьше. У них другие опасения.
— Я не могу себе представить мужчину, который гуглил бы в интернете мучительно — с яблока начинать прикорм или с брокколи?
— Я не представляю себе, что мужчина останется с ребенком внезапно.
— Да.
— А что ему делать? Он не знает, с чего начинать прикорм, будет гуглить. Другой вопрос, что, может быть, он будет гуглить сразу педиатра, и первого же, которого прочитает, послушает. Он не будет, скорее всего, гуглить 100 аккаунтов каких-то красивых девушек в «Инстаграме», которые почему-то так думают. В этом, может быть, есть некоторая разница.
— Отец находится в ситуации — «я на работе, а жена дома с ребенком». Получается, что он этой родительской усталости по-другому как-то подвержен?
— Он на работе, а что делать, когда он приходит домой? Конечно, если он после этого садится и отдыхает, с чего бы у него родительская усталость случилась? Еще ночью его оберегают, потому что утром ему нужно на работу.
Ребенок ему достается в воскресенье на полдня — умытый, чистый, причесанный — и то он 25 вопросов задаст перед прогулкой: как, где, чего?
Через полчаса придет со словами: «Он плачет, к тебе хочет». Тогда с чего бы там была родительская усталость?
— Как правильно включать мужа, что делать, чтобы не было так, что раз в неделю он полчаса гуляет и сразу возвращает обратно?
— Включать мужа — формулировка не очень правильная. Потому что это идея про то, что у нас кроме неразумного ребенка есть еще один неразумный член семьи и ответственность женщины — его куда-то включать.
Стоит заранее обсуждать фантазии о том, что есть какие-то люди, которые специально приспособлены для выращивания детей, а есть другие, которые обделены этим замечательным талантом. Единственное, для чего специально приспособлена женщина — это роды и грудное вскармливание. И то нам недавно рассказала Евгения Тимонова в своей замечательной передаче про материнский инстинкт — мужские молочные железы абсолютно приспособлены для вскармливания. План «Б», к вопросу. Это не просто, это не очень удобно, но план «Б».
Это типичное невротическое убеждение. «Я не буду знать, что делать с ребенком». — «Почему?» — «Потому что я — мужчина. Женщина бы знала, а я не знаю». Это идея о своей неполноценности. Женщины как будто бы сразу качают с неба, из космоса, что ребенок хочет, а мужчина этим обделен.
Фото: pexels.com
Когда-то я проводила школу приемных родителей, тренинг для кандидатов в родители, мы там пробовали упражнение про страхи и опасения, спрашивали: чего вы боитесь? Типичный мужской страх, повторяющийся в разных группах много раз: «Он будет плакать, а я не пойму, в чем дело». Страх быть не эмпатичным, страх не понять, что с ребенком происходит на эмоциональном уровне. Кроме проблем гендерной социализации, за этим страхом ничего не стоит. Зеркальные нейроны есть у всех, к эмпатии способны все, но почему-то мужчины растут с убеждением, что они тупые эмоционально и не поймут.
— Пойми, почему он плачет.
— Пока ребенок совсем мал и еще не говорит, всем не очень понятно. Потом потихонечку наблюдения накапливаются, становится понятно одинаково и маме, и папе.
— Получается, на маму очень много навешивают. Мама должна и с ребенком, и за собой доглядеть, и сама какие-то маячки отследить, и мужа вовлечь. На одного человека падает совершенно непомерная нагрузка.
— Да, и эта фантазия, что за все, что происходит в семье, отвечает женщина, а мужчина тут на правах еще одного ребенка. По сути, эмоциональный и социальный несостоятель, он может принести мамонта, условно говоря, но во всем, что касается чувств и отношений, он тупой. Мне кажется, это, в том числе, для мужчин обидная история. Для женщин она означает дополнительную нагрузку, а для мужчин — что почему-то их объявляют эмоционально и социально тупыми существами. Не очень понятно, почему.
Что значат мамины руки для ребёнка?
За девять месяцев нахождения в материнской утробе кроха привыкает к тесноте матки, биению женского сердца, равномерному покачиванию, определённой температуре тела, запаху. Подобные условия обеспечивают комфорт и безопасность.
Но в один прекрасный момент всё меняется. Новорождённый оказывается в совершенно незнакомом и непонятном мире, к которому нужно приспособиться. А делать это необходимо с помощью материнской любви и нежности.
Специалисты называют первые 3 месяца «четвёртым триместром». Подобное сравнение вполне уместно, поскольку ребёнок, хоть уже и не связан с матерью пуповиной, полностью зависит в физическом и эмоциональном плане от неё.
Близость материнского тела успокаивает малыша, даёт ему ощущение надёжности. Именно мамины объятия и её забота приводят к возникновению так называемого базового доверия к окружающему миру, которое потом трансформируется в открытость ко всему новому и желание познавать пространство.
Кроме того, нахождение на материнских руках благотворно влияет и на физическое развитие ребёнка.
- ношение на ручках, вскармливание грудью обеспечивает тесный телесный контакт, что позволяет активно стимулировать развитие коры больших полушарий;
- также мамины прикосновения способствуют стимуляции кровообращения, совершенствованию эндокринной и нервной систем, развитию иммунитета;
- если носить ребёнка на ручках правильно, то можно поспособствовать оптимальному формированию у детей опорно-двигательного аппарата, позвоночного столба и тазобедренных суставов;
- малыш, находясь на ручках, принимает участие в материнской деятельности, внимательно наблюдает за её манипуляциями, что позволяет ему получать большой объём информации и развиваться в интеллектуальном плане.
Чаще всего в шестимесячном возрасте, когда ребёнок приступает к ползанию, начинает активно познавать окружающий мир, понемногу становится более самостоятельным, время нахождения в материнских объятиях значительно сокращается.
Запрет выйти за рамки пола
Почему дети любят укачивания
Конечно же, он всем своим маленьким тельцем стремится почувствовать хотя бы частично тот комфорт, в котором он провел всю свою маленькую жизнь. И очень похожие ощущения он начинает испытывать, согревшись в материнских руках, прижавшись к теплой груди при плавном и мерном покачивании. Кроха снова чувствует себя в полной безопасности, полностью расслабляется и быстро засыпает.
В первые месяцы жизни малыша маме редко удается полноценно отдохнуть и как следует выспаться. Суточный ритм жизни ребенка еще не установился, его часто мучают колики, газы и прочие «детские» неприятности. Поэтому каждая минутка, проведенная во сне или хотя бы сладкой дреме для измотанной мамы – большая ценность.
Но укачивание облегчает засыпание не только с психологической точки зрения. Задействована в этом процессе и физиология ребенка. Равномерное плавное движение:
- расслабляет, замедляет сердечный ритм, балансирует работу внутренних органов и систем;
- тренирует вестибулярный аппарат и подготавливает ребенка к первым шагам, во время которых он будет учиться держать равновесие;
- оказывает воздействие на полуокружные каналы головного мозга, делая сон более глубоким и спокойным.
С малышом на руках лучше не бегать, а сидеть и медленно поворачиваться из стороны в сторону или наклоняться вперед-назад. При этом можно с ним ласково разговаривать или напевать песенку. Но проходит совсем немного времени, и растущего ребенка все труднее становится носить на руках. А детки после года быстро учатся с помощью капризов и истерик манипулировать домашними.
Поэтому если до трех месяцев практиковать укачивание рекомендуют даже современные педиатры, то уже после года, максимум полутора лет, ребенка необходимо научить засыпать самостоятельно.
Значение маминых рук для малыша
Для новорожденного малыша мамины руки – это весь мир. Это ощущение тепла, любви и защиты. И это вовсе не его прихоть, а базовая потребность. Согласно Теории привязанности Джона Боули, важным фактором в развитии гармоничной личности является заложенное в младенчестве ощущения доверия к окружающему миру.
Для новорожденного крохи это доверие формируется напрямую через его связь с матерью, когда мама активно реагирует на его потребности – кормит, берет на руки по требованию, улыбается.
Если кроха с детства испытывает ощущение безопасности и покоя, то он растет с твердой уверенностью, что весь окружающий мир такой же прекрасный. Он не испытывает тревогу даже там, где она может возникать у других детей.
Знаете ли вы? Исследования и наблюдения за брошенным малышами в Домах малютки показывают, что дети, которых не берут на руки, чаще болеют и даже умирают. Малыши, которым няни уделяют внимания и заботу именно через ношение на руках, растут более здоровыми и спокойными.
Эта теория имеет научное подтверждение и активно внедряется в современном мире, начиная с роддома. Ведь еще совсем недавно малышей не выкладывали на маму сразу после родов, не предлагали грудь с первых минут рождения
Сейчас же, понимая важность тактильного контакта для малыша и мамы, ситуация в родильных домах кардинально изменилась
Поэтому, кроме тесного контакта с первых секунд жизни, малыш находится с мамой в палате постоянно, а не приносится только на кормление, как это было ранее.
Как отучить ребенка от рук?
Успех задуманного мероприятия во многом зависит от возраста малыша. Считается, что годовалые дети не могут в силу своего уровня развития хитрить и обманывать. Если ребенок этого возраста нуждается в объятиях мамы, это крайняя необходимость. Лукавить он научится позже.
Если же вопрос об отучивании карапуза от рук является решенным, стоит хотя бы соблюдать некоторые нехитрые правила:
- Нужно запастись терпением;
- малыша нельзя наказывать или ругать;
- атмосфера в доме должна быть спокойной;
- тактильный контакт нужно уменьшать постепенно;
- помощь родственников приветствуется;
- игрушки помогут отвлечь кроху;
- нельзя сдаваться.
Возрастные особенности детей требуют разных подходов к решению вопроса.
Возраст, Характеристика, периода Рекомендации
От 0 до 3 месяцев
Этот период развития крохи называют «четвертым триместром» беременности, поскольку эмоциональный и физический контакт матери и ребенка еще очень тесен. Категорически отказывать ребенку в объятиях не стоит. Главное – у младенца не сформировать привычку постоянного пребывания на руках.
Для того, чтобы отвлечь малыша от объятий, можно:
- поставить диск с тихой мелодией;
- дать погремушку;
- погладить животик;
- помассировать спинку.
Ребенка рекомендуется брать на руки в случае крайней необходимости.
От 4 до 6 месяцев
В этом возрасте малыш начинает активно интересоваться окружающим миром. Заинтересовать ребенка становится проще. Ему можно предложить погремушки или мобили; поиграть с ним (например, «Агу», «Куку»).
7 — 8 месяцев
Оптимальный период для начала отучивания. До этого тактильный контакт с мамой был для крохи жизненной необходимостью.
После полугода малыш сам слезает с рук и отправляется ползать, играть, исследовать пространство. Песенка, развивающий коврик, кубики, зеркальца помогут увлечь малыша Хорошо будет чувствовать себя карапуз и в манеже, пока мама выполняет домашнюю работу.
С 1 года
Кроха начинает ходить (что ведет ко все большей самостоятельности).
Ребенок этого возраста уже хорошо понимает, как манипулировать родителями. Чтобы избежать чрезмерной привязанности к телесным контактам, стоит:
Подымать на руки лишь успокоившегося малыша. После падения карапуз бежит за утешением к маме
(Если постоянно брать его зареванного на руки, эта особенность отложиться в памяти.)
Переключать внимание крохи на интересные предметы.
Почитать книжки или вместе поиграть.
Какие выводы можно сделать?
- Отучайте ребенка только от интенсивных, резких укачиваний.
- Плавное качание полезно как маме, так и малышу.
- Отучайте малыша постепенно. На это может уйти до 2–3 недель.
- Будьте рядом с малышом, не оставляйте его одного.
- Исключите все, что может помешать засыпанию: голод, температуру воздуха, болезненные ощущения у крохи.
Наберитесь терпения и уже совсем скоро вы возьмете малыша на руки, покормите и, покачивая, успокоите. Монотонный ритм будет напоминать малышу движения, когда он был у вас в животике. В этот момент будете счастливы оба — гормоны любви сформируют крепкую связь с вашим новорожденным ребенком. Для малыша нет ничего лучше, чем засыпать у вас на руках.