Как подготовить ребенка к детскому саду?

Как понять, что ребенку плохо?

Заведите дневник поведения, в который будете записывать тревожные симптомы. Допустим, раньше ребенок спал хорошо, но, когда пошел в сад, стал засыпать поздно и спит беспокойно — записали, сколько ночей так продолжается. Или начал заикаться, стал более капризный. Возможно, вам нечего будет писать, симптомы будут наблюдаться по одному дню, но так проще отследить изменения в состоянии ребенка.

Проведите самостоятельную диагностику. Вот какие есть варианты:

поиграйте с мягкими игрушками в детский сад, обратив внимание на ход игры. Скорее всего, если волк-воспитатель постоянно говорит детям-животным замолчать, «Марь Ивановна» тоже так делает; сделайте аппликации, предложив ребенку вырезать на каждого ребенка и воспитателя по персонажу

Это могут быть мишка, машинка, цветок, Человек-паук и так далее. Затем дайте ватман и попросите прикрепить всех по очереди. Если ребенок, к примеру, прикрепит всех животных рядом, а себя представит маленькой серой мышью и приклеит ее в стороне, вероятно, у него не складываются отношения со сверстниками — нужна ваша помощь.

Профессиональная переподготовка:

  • Ведущий учитель 250 часов 2 месяца
  • Лаборант школы (физики, химии, биологии) 300 часов 2 месяца
  • Методист среднего профессионального образования 250 часов 2 месяца
  • Педагогические измерения в системе общего образования 250 часов 3 месяца
  • Педагогическое образование: методист образовательной организации 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель астрономии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель астрономии 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель безопасности жизнедеятельности (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель биологии 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель географии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
  • Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 2 месяца

Финансовый вопрос, озвучивает родительский комитет

После составления списка задач, родительскому комитету  нужно узнать все цены и озвучить их на родительском собрании, чтобы согласовать точную сумму и сроки, когда деньги нужно сдать, чтобы успеть купить все необходимое для организации выпускного:  распределение родительских средств на подарки детям и работникам детского сада, оформление зала, дипломы или медали выпускникам, оплата оператору за фотографии и запись самого праздника, угощение или сладкий стол после праздника.

После согласования, не забудьте вывесить объявление в раздевалке группы детского сада, с обозначением суммы и крайними сроками внесения денег.

Начинаем с семьи

Именно близкие люди закладывают основы поведения ребенка в обществе. Часто из-за недостатка знаний, в силу своего характера или общей обстановки в семье взрослые совершенно не думают об этих вопросах. А зря.

Ребенок — отражение ваших поступков

  • Дети с самого малого возраста в буквальном смысле слова «считывают» информацию со своих родителей. Модель их поведения впитывается в сознание малыша, как единственно правильная.
  • Если папа все время выясняет отношения, кричит на маму и, в самом худшем случае, распускает руки, то и сын, а может и дочь, будут стараться также вести себя в обществе. Даже в 2 или 3 года такой ребенок будет проявлять агрессию сначала на детской площадке, а потом в детском саду и школе.
  • В случае, когда мама постоянно плачет, обижается и терпит агрессивное поведение папы, то и дочь может прожить потом всю жизнь в роли жертвы и выбрать себе мужа-тирана.
  • Когда же в семье основой отношений является любовь и уважение, а все споры решаются только с помощью разумных доводов, то и для детей будет дикостью давать сдачи обидчику с помощью кулаков.

Одна из причин, почему ваш ребенок играет в коллективе роль обиженного и боится доказать свою правоту, заключается в ваших отношениях с супругой (супругом). Поэтому, сначала проанализируйте атмосферу в доме, начните с главного — с себя.

Влияет ли характер ребенка на его отношения в коллективе?

Однозначно, да. Отношения в семье только одна сторона, влияющая на формирование личности. Другая — это индивидуальные особенности психики ребенка, черты характера и тип темперамента.

  1. Как бы вы не заставляли меланхолика активно в первые дни в детском садике играть с другими детьми — он этого не сделает. Таким детям трудно общаться и идти на контакт, они медленно привыкают к незнакомой обстановке и часто не могут за себя постоять.
  2. Холерики — это совсем другая история. Эти дети могут громко веселиться, а потом также громко плакать. Высокая возбудимость и импульсивность нередко заставляют малыша отстаивать свои права, в состоянии раздражения и злости ребенок может спокойно полезть в драку.
  3. Интроверты — дети, которые часто уходят в себя, они любят одиночество, скрытные, могут часами играть самостоятельно. У них свой мир, в который они с трудом пускают остальных. Экстраверты прекрасно адаптируются в коллективе, часто лидеры в группе или в классе, участвуют во всех конкурсах и классных «разборках».

И это далеко не полный список того, чем могут отличаться друг от друга дети одного возраста. Лучше родителей никто не знает малыша, поэтому перед тем как отдать ребенка в детский сад или школу проведите с ним беседу, подготовьте морально ребенка к новой странице в его жизни и учитывайте его индивидуальность.

Как мы готовились к детскому садику

Как вы уже знаете, мы в течение нескольких месяцев готовим нашу малышку в садик (наверное с того момента, когда нам сообщили, что берут в садик и надо проходить медицинскую комиссию в садик), в этом мне помог, как мой опыт (3 года назад в садик пошел мой старший сынок Леня, об этом я писала раньше в  статье «Как приучить ребенка ходить в садик без слез», а также рекомендации детского психолога, их можно посмотреть здесь).

Постоянно гуляли на территории садика, ежедневно отводили-забирали с дочей сына из садика, рассказывали, как там хорошо – детки играют вместе, кушают, спят, часто приезжает театр. В общем, настраивали только позитивно.

Накануне похода в садик старший брат инструктировал сестренку: «Настя, в садике веди себя хорошо, чтобы тебя воспитательница не ругала! Я не хочу, чтобы тебя кто-то ругал! Если кто-то обидит сразу говори воспитательнице, рассказывай все мне и родителям! Игрушки свои не теряй, поиграла – собирай в сумочку, не раскидывай. Не забывай мыть ручки перед едой, на прогулке с детской площадки не убегай.» Дочка внимательно слушала старшего братика, ведь он уже опытный, несколько лет ходит в садик, так что все знает.:)

Ошибка № 2: Долгое пребывание ребенка в садике

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой.

Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Ошибка № 4: Быстрые сборы в садик

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик

В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д

Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия

Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад

Мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите. Теперь вы сможете оценить плюсы и минусы детского сада и постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

Как узнать, что происходит с ребенком в садике?

Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.

Узнать о взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями можно с помощью диагностики, о которой я рассказывала ранее. Детям старше четырех лет можно предложить нарисовать себя в детском саду, а когда рисунок будет готов, спросить, кто на нем изображен, что каждый персонаж делает и так далее.

Еще советую задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»

Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.

Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.

По вечерам я бы сместила фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.

Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад?

Здесь советы почти такие же, как при первичной адаптации.

Адаптировать постепенно. В идеале — одну неделю оставлять ребенка на два часа и дальше постепенно увеличивать время его пребывания в саду.

Использовать родительские чаты. Спросить, кто, где и когда гуляет, и присоединиться, чтобы дети познакомились поближе. Если ребенок скучает по старым друзьям, желательно поддерживать отношения и с ними. Чем старше ребенок, тем сильнее он может привязываться к сверстникам.

Вовлекаться в жизнь группы. В некоторых садах есть специальные дни, когда родители приходят и рассказывают что-то про свою профессию. Можно узнать, есть ли у вас нечто подобное, и, если есть, принять участие. Так ребенок будет в центре внимания, и это тоже поможет ему быстрее влиться в коллектив.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

«Детсадовские» законы

Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10), а также отмечены основные принципы государственной политики в сфере образования:

  • право каждого на получение образования и недопустимость дискриминации, образование должно быть бесплатным и общедоступным;
  • принцип гуманизма в образовании, учёт индивидуальных особенностей всех малышей;
  • принцип ценности жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности.

В отечественных реалиях, молодым родителям желательно изучить этот документ подробно, чтобы знать свои права. К сожалению, иногда приходится отстаивать права ребенка и свои собственные в общении с представителями учебного заведения.

Зачем нужен детский сад

Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка от 0 до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе.

Для этого группа временного пребывания (ранее – ясельная группа) и детсад должны по закону:

Создавать комфортную среду и условия для своевременного нервно-психического и физического развития детей.
Развивать речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевую сферу.

Учит ли садик плохому? Матерные слова ребенок может «принести» домой от одногруппников, но только мама и папа ответственны за то, будет ли ребенок использовать нецензурную лексику впредь. Культура общения прививается, в первую очередь, через семью. То, что малыш видит дома, он транслирует в группу сверстников. Поэтому меньше вините садик и чаще говорите с малышом о «хорошем» поведении.

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития малышей формируются группы в дошкольных учреждениях. В каждой из них должен работать воспитатель, знающий и учитывающий эти особенности. Для каждой возрастной категории разработаны специальные образовательные стандарты и программы.

Педагоги и воспитатели призваны не только присматривать за детскими играми, но и обучать воспитанников коммуникативным и бытовым навыкам. Очень многое в маленькой личности зависит от участия, мнения и культуры воспитателя. Именно воспитатель становится тем самым значимым взрослым, кроме мамы, который влияет на:

  • Адекватность самооценки;
  • Социальное развитие;
  • Нравственно-этические представления;
  • Творческие способности;
  • Навыки самобслуживания;
  • Учебные навыки (усидчивость, внимательность, интерес к учению).

Это далеко не полный перечень зон ответственности дошкольных педагогов, и всё это в рамках закона. Однако не стоит перекладывать на садик те проблемы, которые могут быть решены только внутри семьи.

Кого принимают в садики

За каждым детским садом закреплены определенные адреса – территория. Если вы с малышом проживаете по прописке на этой территории, то имеете первоочередное право на обеспечение местом в группе. Если свободные места есть, то прием ведется весь год.

Группы здоровых деток формируются по возрасту. Когда есть проблемы, задержки, дисгармонии в психическом развитии, учитываются и индивидуальные особенности. Но в любом случае, малыша в три года никто не определит в группу полуторагодовалых. Деткам с серьезным отставанием предложат специализированный сад или группу.

Какие нужны документы

Чтобы подготовка ребенка к детскому саду не затянулась из-за юридической стороны вопроса, заранее изучите перечень документов для определения в детский сад:

  • медицинское заключение (медкарта);
  • личное заявление одного из родителей.

В медицинской карте должны быть обязательные исследования и отметки медицинского осмотра у специалистов, список которых всегда есть у участкового доктора. Обычно среди них стоматолог, невролог, уролог-андролог или гинеколог, хирург, ортопед, офтальмолог и кардиолог, но у отдельных детских садов могут быть и иные требования к медосмотру.

Если приходится менять садик, обязательно уточняйте их у администрации учреждения. Врач детского сада в любом случае должен проверить наличие прививок по возрасту. Необходимо также предъявить оригиналы и предоставить копии:

  • паспорт мамы или папы;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • сведения об официальной регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.

На основе этих документов ДОУ заключает с родителями договор, и в течение 3-х рабочих дней ребенок должен быть зачислен в группу по возрасту. Двухлетний кроха будет определен в группу временного пребывания, а в три года – в сад полного дня.

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Румяные щечки

Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

— Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

— Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Покажи картинку.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

— Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д.

В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т

д

Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит,воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?

Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.

Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.

После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какуе-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Советы родителям

Ниже, перечислены полезные практические рекомендации по отдельным этапам адаптации ребенка к будущему поступлению в детский сад.

Развиваем самостоятельность

Перед поступлением в садик малыш обязан обладать хотя бы начальными навыками самообслуживания — речь не идёт о полноценной самостоятельности в столь юном возрасте. Рекомендуемый минимум включает в себя:

  • Умение проситься и ходить в туалет. Желательно приучить малыша хотя бы к горшку, а также вовремя сообщать о желании сходить по малой либо большой нужде. Для яслей и самой начальной группы ДОУ этого, как правило, достаточно;
  • Одевание и раздевание. Ребенок должен уметь снимать с себя одежду/обувь и надевать её. Начните осваивать этот навык с игровой форме, помогайте только в том случае, если чадо не может справиться с процессом длительные период времени, но не делайте все за него — хотя бы минимальное участие в мероприятии он должен принимать. Для облегчения данного процесса выбирайте наиболее простые вещи без массы пуговиц и застежек, свободно сидящие на малыше. В садик одевайте исключительно по погоде;
  • Употребление пищи. Ребенок должен уметь пользоваться вилкой, ложкой и тарелками — докармливание в садике не практикуется (если это не специализированные ясли для детей от 1 года). Старайтесь научить его аккуратности, а также максимально адаптируйте ежедневный рацион питания под стандартное меню ДОУ, чтобы ваш малыш не отказывался от незнакомой пищи;
  • Личная гигиена. Еще один обязательный пункт — умение мыть руки, ноги, обтираться, умываться. Основные правила личной самостоятельной гигиены нужно прививать с самого раннего детства, параллельно с прочими вышеозначенными мероприятиями. Показывайте на практике, как это делать правильно, используйте развивающие книжки или мультфильмы.

Защищаем от инфекций в детском саду

Типичная проблема первого года нахождения в детском саду — это частые болезни малыша. Различные инфекции не позволяют ребенку постоянно присутствовать в группе, зачастую количество пропущенных по болезням дней может исчисляться неделями и даже месяцами.

Следует понимать, что данный процесс является естественным — ребенок контактирует с другими детьми, постоянно находясь в тесном контакте с одногруппниками. Иммунитет постепенно развивает защиту к большинству классических детских болезней. Как облегчить этот процесс и болеть меньше?

  • Правильный подбор одежды. Ребенок должен не переохлаждаться, но и не перегреваться как в группе, так и на улице во время прогулок. Одевайте его исключительно по погоде (ориентируясь на себя +1 дополнительный слой), а также текущему температурному режиму в самой группе — зачастую зимой в помещениях ДОУ топят очень сильно, а весной либо осенью наоборот довольно прохладно;
  • Сбалансированное питание. Малыш должен в достаточном количестве употреблять овощи, фрукты, мясо, рыбу и иные полезные продукты, чтобы гармонично развиваться физически и поддерживать иммунитет естественным поступлением необходимых витаминов и микроэлементов;
  • Закаливание. Регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание комнат и прочие мероприятия помогут терморегуляционным механизмам организма малыша работать правильно;
  • Своевременное обращение к врачу. Даже при незначительных признаках болезни следует незамедлительно обращаться к педиатру — правильное лечение снизит риски развития осложнений;
  • Дополнительные меры. В период массовых эпидемий можно давать ребенку специальные действие витаминно-минеральные комплексы, производить профилактическую поддержку противовирусными средствами, интерферонами.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: