Ребенок бьет себя

Как научить ребенка постоять за себя: давать сдачи, когда обижают, защищаться?

Как не злиться и не раздражаться на своего ребёнка?

Итак, ребёнок выводит из себя и наотрез отказывается вас слушать. Вы же находитесь в шаге от того, чтобы раскричаться. Что делать? Как сдержаться? Из-за непонимания скандалы будут случаться всё чаще и чаще, а взаимные обиды накапливаться, как снежный ком. В конце концов, это приведёт к тому, что члены вашей семьи удалятся друг от друга, каждый замкнётся в себе.

Если хотите стать хорошими родителями, прислушайтесь к нашим советам.  В них мы расскажем о том, как нужно себя вести и как никогда делать не стоит.

Следите за дыханием. Сделав глубокий вдох, сосчитайте до десяти, выдохните. Такая методика успокоения действительно работает.  Расслабившись, вы уже не станете рубить сгоряча, а можете принимать конструктивные решения.
Сохраняйте баланс между строгостью и жесткостью. Если вашей реакцией на истерику ребёнка будет крик – ссора затянется.  Покажите, что вы готовы обсудить ситуацию и пойти на компромисс, но только в спокойной обстановке. 

Приучите себя оценивать не ребёнка, а то, как он себя ведёт. Если он испачкал одежду, вовсе не означает, что это было сделано намеренно. Это всего лишь его поступок в определённый момент. Чтобы легче принять эту установку, почитайте полезные материалы для родителей.
Помогайте ребёнку выражать эмоции.  Идеальный вариант – добиться того, чтобы детская истерика перешла в диалог с вами

Поговорите с сыном или дочерью откровенно. Пусть ваш ребёнок сам расскажет, зачем так или иначе поступил, какими мотивами руководствовался, чего хотел добиться в итоге. Возможно, его на самом деле что-то волнует, но он не знает, как рассказать вам об этом.
Похвалы много не бывает.  Приучите себя хвалить сына или дочь не только за порядок в комнате или хорошую оценку, но и за то, что он/она сумела без истерики донести до вас свою проблему. Во-первых, это позволит вам создать положительное подкрепление хорошего поведения. Во-вторых, таким образом вы сможете предотвратить истерики на тему: «Мама и папа меня не замечают, а я требую внимания».
Ставьте себя на место детей. Вспомните себя в детстве. Разве у вас не возникало желания обидеться и, громко хлопнув дверью, уйти в другую комнату, когда родители отказывались уделить вам внимание? Вспомнили?  Теперь делайте выводы!
Соблюдайте режим всей семьей. Вовремя ложитесь спать и правильно питайтесь

Недосыпание и завтраки на бегу скажутся на вашем психическом состоянии – вы станете раздражительными и нервными.
Поддерживайте хорошие отношения со всеми членами семьи. Не ссорьтесь с мужем в присутствии детей, не жалуйтесь на родителей или других родственников. Постарайтесь сделать всё возможное, чтобы детство вашего малыша проходило в атмосфере взаимопонимания и любви. Ведь именно вы формируете ту модель поведения, которую он подсознательно возьмет за основу, создавая во взрослом возрасте собственную семью.

В природе не бывает идеальных людей, тем более, если мы говорим о детях. Активным и любознательным, им гораздо труднее, чем взрослым, сдерживать свои эмоции. Ваша главная задача – научиться без истерик решать проблемные вопросы. Тогда вы сможете создать дома атмосферу доброжелательности и спокойствия.

Симптомы агрессии

Симптомы агрессии могут быть самыми разными. Возможно, придется иметь дело с криками, обвинениями других, уничтожением предметов, принадлежащих другим людям, или причинением физического вреда другому человеку. 

Дети часто проявляют такие симптомы, как укусы, пинки, плевки или крики в качестве формы протеста, например, за запрет. Самоагрессивное поведение у малышей включает, среди прочего, такое поведение, как выдирание волос, кусание или удары головой о твердые поверхности. 

У взрослых к симптомам самоагрессии относятся намеренное прижигание кожи сигаретами, порезы бритвой, попытки самоубийства или постоянные разговоры о незначимости жизни.

Почему не стоит лгать ребенку?

Это лучший урок воспитания. Нам не нужна независимая исследовательская проверка, чтобы понять, что ложь подрывает доверие, а доверие подчеркивает привязанность. Если вы не можете доверять своим родителям, это ужасно.

Ложь эффективна, и иногда родители впадают в отчаяние. Это можно понять. Но рассмотрим такой сценарий. Мириам поделилась своей историей.

«Это было глупо. Мне не следовало этого делать». Мириам нервно теребит свой брелок, пока говорит. «Я обещала дочери, что никуда не пойду, что у нее не будет няни. Я знала, что она не заснет, и мне действительно нужно было подготовиться к свиданию. Я обещала няне, что Сара будет спать к тому времени, как она придет, и мне действительно нужно было, чтобы она уснула. Довольно трудно найти няню, когда ты мать-одиночка! Но когда через несколько часов Сара проснулась и увидела няню, она испугалась. Теперь она постоянно спрашивает меня «Ты сегодня куда-нибудь идешь? Ты обещаешь, что останешься дома?! И просыпается несколько раз, просто чтобы убедиться, что я с ней. Как я могу это исправить?»

Мраморный принт, яркие мазки и не только: идеи красивого маникюра в белом цвете

Умер Кристофер Пламмер, сыгравший в «Звуках музыки» и «12 обезьянах»

Как сделать очиститель для стекол, который не оставляет разводов: простой рецепт

Когда мы говорим: «Да, я ухожу», мы делаем две вещи. Мы демонстрируем свою надежность. Мы также помогаем своим детям установить свои внутренние правила того, как устроен мир. Мыслительный процесс маленькой Сары мог бы протекать примерно так:

«Мама накладывает макияж и надевает свой выходной костюм. Я знаю, что это значит. Она собирается уходить. Но она меня не одевает, так что я с ней не пойду. Позвольте мне спросить ее. Подожди, она говорит, что никуда не пойдет. Это очень странно. У меня есть странное чувство, но моя мама сказала мне идти спать, так что я пойду спать сейчас».

Конечно, это забавное чувство заставляет Сару проснуться позже и столкнуться с окончательным предательством – мама лгала ей, и мама заставила ее усомниться в своих собственных инстинктах. Неужели мы действительно хотим помешать нашим детям понять мир и установить причинно-следственные связи? Действительно ли мы хотим, чтобы наши дети думали, что они не могут доверять своим родителям, или что это нормально — лгать?

Курочка 10/10: эксперты приготовили куриные крылья 8 способами и назвали лучший

Бисквитно-шоколадный торт «Каприз»: рецепт десерта с заварным кремом и ванилью

Девушка создает необычные «языческие» украшения. В Сети оценили ее работы

Умейте распознать то, что скрывается за эмоцией

Согласитесь, ребенок в возрасте трех лет не может сказать: «Мама, я веду себя  так, потому что чувствую сложности с адаптацией в саду». Школьник 8 лет не скажет: «Я злюсь и напряжен, поскольку не могу справиться со школьной нагрузкой» или «Мне очень страшно, когда вы с папой ругаетесь, поэтому я плохо сплю». Смотрите на ситуацию сверху.

Что не так? Ребенок мало бывает на свежем воздухе? Вы мало уделяете ему время? Слишком много компьютера или телевизора? Может, в семье чересчур много криков и напряжения. Дети и их поведения – отражение того, что творится в семье. Дети испытывают эмоции, исходя из того, что случается в их жизни и жизни их родителей.

Агрессия и гендер

Даже будучи детьми, люди склонны быть агрессивными, но проявляя эмоции в зависимости от пола. Хотя в возрасте 2 лет и у девочек, и у мальчиков появляются такие симптомы, как плач, крик, желание ударить, уже в 3 года наблюдается определенное разнообразие форм агрессии. 

Девочки чаще кричат, шумят, появляется словесная агрессия. Мальчики, в свою очередь, чаще бьют, появляется физическая агрессия. Более того, в случае с мужским полом наблюдается более слабое наказание за проявление агрессии и более частая похвала за победу в драке.

Агрессию можно разделить на физическую и психическую.

Причины

Изначально агрессивное поведение ребенка служит способом выражения эмоций. Неправильная ответная реакция со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает использовать агрессию как средство достижения своих целей. Немотивированную агрессию в той или иной степени проявляет каждый ребенок, но у некоторых она закрепляется в поведении и становится чертой характера.

Основной механизм агрессии — неумение ребенка правильно выражать свои чувства и потребности. Причины возникновения агрессии у детей:

Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния — плохая оценка в школе, ссора с друзьями, голод, утомление, требования родителей.

Агрессивное поведение — это не просто капризы или плохое воспитание. Проблема возникает из-за нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Незрелость отделов коры, отвечающих за эмоции, приводит к преобладанию процесса возбуждения. Торможение при этом отстает, и ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями. Накопление эмоционального напряжения требует выхода, но ребенок еще не умеет регулировать этот процесс и начинает вести себя агрессивно.

А что делать жертве драчунов?

Агрессия агрессией, но бывает частенько и наоборот: ребенок никого не обижает, а вот ему от других достается регулярно.

Пока малыш под родительским надзором — все в порядке, вы всегда защитите его. Но вот отправляется ребенок в детский садик… Нет, с синяками и шишками он не приходит, но жалуется регулярно. Или вообще категорически отказывается заходить в группу. А раньше ходил без проблем. Что это? Возможно, он становится жертвой чьей-то агрессии. Так что пресекать рукоприкладство у сына или дочки надо, но надо и учить самообороне.

Многие мамы, и тем более папы говорят, когда ребенок жалуется, что его обижают, на него нападают: «Давай сдачи». Пожалуй, это неподходящий совет для ребенка, который сам не дерется. Во-первых, сдачи он давать не может (хотя бы потому, что гуманист), во-вторых, «нападательные» дети имеют прекрасный опыт сражений и драк, а у вашего ребенка такого опыта нет, так что пока он будет решать дилемму «можно — нельзя, а если можно, то каким образом», ему уже здорово достанется. На нападение надо реагировать немедленно.

В каждой группе есть агрессивные дети. Учите своего ребенка обороняться.

Родителям необходимо научить ребенка правильно вести себя в такой ситуации:

Терпеть нельзя! Ни в коем случае! Ты должен обороняться

Как? Громко сказать: «Не дерись!» Ребенок может начать плакать, но, так как маленькие дети плачут частенько, взрослые могут не сразу обратить на это внимание. Поэтому позвать надо так, чтоб тебя услышали, а сам мелкий агрессор испугался (хотя бы того, что его накажут. Крикнуть и позвать надо очень-очень громко

Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете. Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.
А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.

Крикнуть и позвать надо очень-очень громко. Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете. Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.
А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.

Драка плоха даже не тем, что ребенка обидят, стукнут, толкнут. Самое плохое, что его унижают как личность. И если он не научится поставить хулиганствующего ровесника на место, если не научится оборонять себя, это скажется и на его характере, и на самооценке. Учите ребенка обороняться. Но первой заповедью всех этих уроков должно стать: это не для нападения, это для защиты.

На тех, кто умеет постоять за себя, другие дети, даже агрессивные и очень вредные, нападать опасаются.

Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .

Роли для девочек и мальчиков

Примерно в возрасте трех лет начинается пора эдипова комплекса: ребенок осознает свою принадлежность к определенному полу, и для него наступает период гиперженственных или супермужественных игр. Маленькие леди бесконечно вертятся перед зеркалом, а маленькие джентльмены читают газеты (пусть иной раз и вверх ногами) и норовят отправиться в детский сад в папином галстуке. Ведь существует столько средств, чтобы утвердить свою половую принадлежность! “Иногда моя дочка принимается играть в меня, — рассказывает мама 3,5-летней Ани. — Для начала она повязывает себе на шею мой платок, который “пахнет мамой”, надевает мой плащ, а иногда даже пытается натянуть мой бюстгальтер. После чего спрашивает меня: “Ну что, я красивая?”

Если ваша дочь без ума от блестящих заколок и требует, чтобы ей непременно надели платье в цветочек, то это прежде всего потому, что ей необходимо проверить силу своего женского очарования. Женские качества можно испытать и на бесконечно протираемом тряпкой столе, и на папиной рубашке, которую так здорово гладить игрушечным утюгом. Вниманию феминисток: девочка, которая увлеченно возит веником по ковру, имеет все шансы впоследствии стать блестящей бизнес-леди. “Девочки стараются для папы, чтобы стать в его глазах самыми лучшими. Подобные виды деятельности кажутся им очень женственными, а оттого и привлекательными, — объясняет Гислен Шпелкер-Бена. — А мамы, когда их дочки вступают в этот возраст, должны им показать, что можно одновременно заниматься глажкой рубашек, любить книги, быть красиво причесанной и совершенно неотразимой!”

Итак, девочкам больше по вкусу “дочки-матери” и светские обеды с участием собственных кукол, ну а мальчики предпочитают игры в стиле экшн, подбирая для них самый “мужественный” реквизит (прекрасно подойдет набор слесарных инструментов или какие-нибудь запчасти из папиного гаража). Если 5-летний труженик без устали стучит молотком по водопроводной трубе, постарайтесь понять его правильно: тем самым он утверждает (и еще как серьезно!) свою мужскую сущность.

Впрочем, стереотипы мужского и женского поведения не всегда так четки и ясны, многое зависит от тех примеров, которые дети ежедневно наблюдают у себя дома. “Наш папа уникален тем, что очень любит готовить, — рассказывает Вероника. — Поэтому двое наших сыновей обожают “вымешивать” что-нибудь в кастрюле, а на Новый год даже потребовали подарить им по фартуку!” Встречаются и другие ситуации. “Мне часто приходится работать дома, — рассказывает Рената, художник по костюмам. — Мой сын часто видит меня за шитьем. И самая заветная его мечта — это научиться шить! Он даже попросил меня купить ему швейную машинку. Естественно, я ему объяснила, что многие известные кутюрье — мужчины”.

В социальном плане многим из нас кажется не совсем нормальным, если мальчик копирует собственную маму. Но беспокоиться тут совершенно не о чем. Если ваш малыш в один прекрасный день решил поиграть в девочку, влез в ваши “лодочки” и размалевал лицо губной помадой — это вполне нормально. “Это всего лишь небольшие экскурсии в женский мир. Как правило, мальчики подражают мамам лишь для того, чтобы выяснить, что такое другой пол. Когда они более или менее точно определили для себя все его выгоды и недостатки, они спокойно возвращаются к своим обычным “мужским” занятиям. И, кстати, часто принимаются высмеивать девчоночьи игры”, — утверждает Гислен Шпелкер-Бена. Разумеется, если маленький мальчик берет пример исключительно с собственной мамы, уместно задать себе некоторые вопросы. Достаточно ли ребенок видит собственного папу, чтобы получить возможность идентифицировать себя с ним? И есть ли у папы время, чтобы поиграть с сыном в настоящие “мужские” игры?

О технике стульчика

Если правила совсем не работают, и ребёнок всё равно щипается, можно попробовать технику стульчика. Но только при следующих условиях:

  • малышу больше двух лет;
  • вы действительно пытались устанавливать границы по предложенному алгоритму;
  • не видите положительной динамики через 3–4 недели после первых попыток.

Техника стульчика связана с правилом «щипаться нельзя», которое озвучили ребёнку, и сообщили конкретно, что его ждёт за нарушение:

— Если ущипнёшь, я беру тебя за руку и веду на стульчик. Там ты сидишь 1-2-3 минуты (зависит от возраста и терпения малыша). С тобой никто не будет разговаривать и не будет на тебя смотреть. Через 1-2-3 минуты я подойду, присяду к тебе и скажу, что время вышло, и ты можешь снова идти весело играть.

О правилах и последствиях нужно сообщать заранее, до того как они вступят в силу. Обычно дети предпочитают пару раз проверить, насколько родители следуют своему слову. Но как только убеждаются, что мама и папа не шутят — успокаиваются и больше не щипаются.

Важно! Техника стульчика — достаточно сильный инструмент. К нему стоит прибегать, если никакие другие средства не работают. И только в том случае, если ребёнок достиг возраста двух лет

Иначе вы получите лишь непонимание происходящего и беготню друг за другом. Так ребёнок точно не уловит причинно-следственные связи и не перестанет щипаться

И только в том случае, если ребёнок достиг возраста двух лет. Иначе вы получите лишь непонимание происходящего и беготню друг за другом. Так ребёнок точно не уловит причинно-следственные связи и не перестанет щипаться.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Воспитывайте себя, а дети возьмут с вас пример

Первым примером для подражания, служащим идеалом для маленького ребенка, являются родители: до пяти лет детишки копируют практически все, исходящее от папы с мамой. И, если папа говорит одно, но при этом совершает полностью противоположный поступок, ребенок это сразу же фиксирует и делает вывод, что слова ничего не значат.

Так теряет весомость первый объект — слово. Его цена теперь мизерна, и с каждым поступком, идущим вразрез со словами, становится меньше и меньше. Для сравнения: малыш четырех лет отроду и 18-летний по-разному отреагируют на невыполненное обещание родителя, так как имеют уже опыт, влияющий на их чувства.

3) Физическое насилие по отношению к ребенку.

Ребенок, который сам становится объектом для агрессии, чаще будет проявлять агрессию сам

Если ребенка наказывают физически (причем, неважно, что это – оплеухи или болезненные удары), то появление у ребенка агрессии и желание ударить в ответ становится закономерным

Физическая агрессия может поступать как от родителей, так и от других лиц, в том числе и других детей. Но не факт, что ребенок будет отвечать агрессией именно обидчику. Получаемые тумаки от другого ребенка в песочнице могут быть перенаправлены взрослому. Таким образом, если ребенок бьет вас, но вы никогда при этом не наказывали его физически, попробуйте выяснить, не становился ли он объектом агрессии со стороны кого-то другого.

Если ребенок был в такой ситуации, обсудите эмоции, которые он пережил. Расскажите ему, что, когда он бьет вас, вам тоже больно. Возможно, стоит обсудить как действовать, если ребенка ударил кто-то другой.

Лечение детской агрессии

Программа терапии агрессии у детей зависит от её причины.

Лечить нужно не болезнь, а конкретного пациента.

Поэтому терапия всегда начинается с обследования. Врач осматривает ребёнка, изучает анамнез, опрашивает родителей, анализирует школьную характеристику, назначает диагностические процедуры для исключения или подтверждения органических нарушений, например, ЭЭГ и МРТ.

Значение имеет всё:

  • В какой семье воспитывается ребёнок
  • Какой коллектив его окружает в детском саду или школе
  • Как складываются отношения с педагогами, другими детьми и родственниками
  • Насколько учителя, воспитатели, родители готовы к сотрудничеству с психиатром и т.д.

Полученная информация сводится к одному решению. Психиатр ставит диагноз и назначает лечение, которое обязательно включает:

  • Индивидуальную психотерапию. На специальных занятиях ребёнок учится осознавать и контролировать свои эмоции, психотерапевт прорабатывает с ним психологические аспекты агрессии.
  • Семейную психотерапию. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребёнком, создавать в доме благоприятную психологическую атмосферу.

И будьте здоровы!

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны. 

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: