Ужас! почему ребенок рисует черным цветом?

Ребенок ему 10 лет рисует черным цветом

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге

Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Пока, пока!

Цветовая гамма

О чем говорят тона красок, которые применил в своей работе юный художник? Цвета в рисунках в детской психологии рассматриваются в качестве индикатора той палитры чувств, которая излучается малышом в момент воспоминаний о его близких людях, изображаемых на бумаге. В выборе красок можно рассмотреть нюансы и особенности эмоционального отношения юного художника к определенным домочадцам или ко всей семье сразу. Все тревоги и сомнения, надежды, любовь и нелюбовь ребенка закодированы в используемых им цветах.

Все то, что нравится малышу, он изобразит в теплых тонах. Свою привязанность к определенному родственнику он выделит при помощи яркого и сочного цвета. Холодные тона на рисунках являются подтверждением конфликтных ситуаций. Более всего в этом случае информативен черный цвет. Он указывает на эмоциональное неприятие малышом того родственника, которого он включил в сюжет своего изображения.

Значения цветов на рисунке ребенка психологи распределяют следующим образом:

  • зеленый – выражение безопасности, стремления, настойчивости, независимости и уравновешенности;
  • темно-синий — потребность в покое;
  • красный выражает агрессию, силу воли, возбудимость и повышенную активность;
  • желтый указывает на повышенные эмоции, оптимизм, любознательность и непосредственность;
  • фиолетовый считается показателем интуиции и фантазии, интеллектуальной и эмоциональной незрелости;
  • коричневый указывает на отрицательные эмоции, физический дискомфорт, медлительность и чувственную опору ощущений;
  • черный выражает протест, настоятельную потребность в изменениях и разрушение.

Если более всего ребенок любит простой карандаш и никак не раскрашивает свои рисунки, это говорит о его желании закрыться, об отстраненности и безразличии.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того. Информирован, значит, вооружен

Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Почему ребенку нравится рисовать черной краской психология цвета в детских рисунках

Редкий выбор. В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета, но вряд ли ребёнок им часто пользуется. Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребёнка, его энергичности, готовности сотрудничать.

А ещё белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причём это могут быть и такие изменения как смена места жительства, школы, так и такое изменение как взросление ребёнка.

Вот почему такой цвет часто нравится подросткам.

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают всё обстоятельно, не спеша. Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного, но зато самые верные.

Порой дружба, завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте. Если «синий» ребёнок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться.

Любят порядок, аккуратны.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Коричневый цвет часто выбирается детьми, находящимися в каких-либо кризисных ситуациях, которые могут затрагивать как его самого, так и семью в целом.

Это может быть и болезнь ребёнка, и «болезнь» семьи, в которой ребёнку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких.

Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку. 

Красный

Поклонники красной гаммы – энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Сама нежность, романтика, мечтательность, любовь. Дети, предпочитающие розовый цвет, склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях

Не любят слушать нравоучения, поэтому «внушать» такому малышу что-то важное лучше через игру

Когда рисование чёрным цветом — опасное явление

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Подготовила Катерина Василенкова  

Некоторые психологи считают, что при диагностике состояния ребёнка следует учитывать не только преобладание какого-то определённого цвета в рисовании, но и цветовой палитры. Все «грязные» тёмные цвета и их оттенки относятся к «рептильной» палитре. Ребёнок может предпочитать использовать такие цвета при рисовании по следующим причинам:

  • если родители его постоянно одевают в одежду такой окраски;
  • если он ощущает психологический или физический дискомфорт;
  • если он часто болеет.

Доказано, что не только психологическое или физическое состояние человека влияет на его выбор той или иной цветовой палитры. Существует также и обратная связь; когда человек начинает использовать в творчестве, гардеробе, интерьере радостные цвета, его самочувствие улучшается.

Причины

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

  • Кризис 3 лет.
    В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода.
    У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия
    . Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
  • Темная одежда.
    Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.


Темная одежда ребенка может отрицательно влиять на его здоровье и настроение

Психика ребенка и выбор цвета

Детей всегда очень привлекает процесс рисования и краски, которые они видят перед собой. Пользуясь ими, ребенок познает окружающий мир, знакомится с техникой смешивания, переносит на бумагу все, что он узнал и увидел за день.

Детские психологи очень тщательно рассматривают детские рисунки, зная о том, что все, что изображает ребенок на бумаге, говорит о его внутреннем мире, настроении, отношении к себе и другим людям. Дети еще не способны хорошо понимать и говорить о своих чувствах, зато они прекрасно — бессознательно — выражают их с помощью красок.

Родителям, когда они пытаются изучать детские рисунки, следует знать о том, что выбор того или иного цвета не свидетельствует о наличии постоянных психических процессов — при условии, что им известно, что у ребенка нет психического заболевания и он не страдает от переживания эмоциональной травмы.

Если ребенок сегодня активный и бодрый, то, скорее всего, рисуя, он выберет красный цвет. Задумчивость «выливается» на бумагу синими и голубыми тонами, а преобладание серого говорит об усталости, снижении энергии.

Использование детьми цвета во время творчества является непостоянным и это нормально, с точки зрения детской психологии. Поэтому, родителям не стоит «впадать» в переживания, думая о том, что, если ребенок взял черную краску и закрасил ею все рабочее полотно — он переживает психологическую травму, удручен, напуган, встревожен. Возможно, он исследует, как эта цветовая гамма выглядит на бумаге, знакомится с темным цветом, изучает его.

Чем младше ребенок, тем чаще он использует цвет, не «привязывая» его к эмоциональному состоянию. Маленьким детям все равно, как будет выглядеть машинка, волосы человека, елка, для них главное то, чтобы рисунок был раскрашен и заметен. По этой причине, дети часто берут черную краску, потому что она самая темная, выразительная и заметная среди всех.

Также, ребенок может испытывать личные предпочтения к черному цвету. Например, в семье появилась блестящая черная машина, и, в последнее время, все разговоры членов семьи только об этом. Неудивительно, что малыш возьмется за изображение черных автомобилей, домов, деревьев — таким образом, он познает мир и отражает на бумаге то, с чем познакомился в жизни.

Бывает так, что дети имеют любимую одежду черного цвета — возможно, это спортивный костюм, фрак или, на новый год, у ребенка был наряд Бэтмена — черный и блестящий.

Подаренный ребенку велосипед или самокат темного цвета также может выражаться в использовании им в рисунке мрачных, темных тонов.

Кто выбирает желтый

Такой цвет предпочитают люди любопытные, общительные, которые могут легко приспосабливаться к новым обстоятельствам, смелые индивиды.
Такие личности ощущают полное удовлетворение от возможности привлечь внимание к собственной персоне.
Если желтый любимый цвет – человек уверен в себе, у него нормальная самооценка, иногда слегка завышенная.
Желтый выбирают те, кто хочет уйти от трудностей или решиться на серьезные перемены в жизни.
Такие индивиды поверхностны в делах, непостоянны, могут быть нетерпеливыми.
Данный цвет чаще всего предпочитают холерики, его выбирают женщины в период беременности.

Некоторые люди отвергают данный цвет:

  • личности, которые разочаровались в своих ожиданиях и надеждах;
  • необщительные, пессимистически настроенные особы;
  • индивиды, чувствующие себя изолированными от всего мира;

Личности, которые предпочитают данный цвет, как правило, категоричны по отношению к глупым индивидам, любят привлекать к себе внимание, вступать в спор

Значение зеленого цвета в психологии

Зеленый цвет и его оттенки имеют натуральную природу. В него окрашены деревья, трава, цветы и т.д. Он получается путем смешивания синего и желтого. Для создания разных тонов меняют концентрацию одного или другого компонента.

В цветовой гамме есть много оттенков зеленого. Чаще всего встречаются:

  • бирюза;
  • темно-зеленый;
  • светло-салатовый;
  • оливковый;
  • аквамарин.

Каждый из них имеет свое значение.

Темно-зеленый цвет в психологии означает пассивность, отсутствие движения. Человек не спешит жить. Он наслаждается каждым моментом, отдыхает. Этот оттенок побуждает заглянуть в свой внутренний мир, проанализировать эмоции, ощущения и чувства, задуматься.
Сине-зеленый по-другому называется цветом морской волны, бирюзовым. Это холодный тон, который обозначает ветер, небо, прохладу

Он бодрит, что особенно важно при депрессиях и стрессах, мотивирует к действию, помогает восстановить силы.
Желто-зеленый считается самым светлым в этой цветовой гамме. Этот оттенок зеленого цвета в психологии обозначает любовь к переменам, отказ от шаблонов и стереотипов, свободу

Это открытость в общении, дружелюбное отношение к окружающим, удовлетворение, спокойствие. Психологи рекомендуют использовать этот тон для медитации. Он помогает навести порядок в мыслях и чувствах.
Оливковый (коричнево-зеленый). Несет негативную энергию. Говорит о том, что человек морально истощен. На тех, кто обладает повышенной чувствительностью, оказывает благотворное влияние, забирая излишки эмоций и негатива.

Трактовка того или иного оттенка зависит от его интенсивности.

Для женщины

Зеленый цвет в психологии женщины считается привлекательным. Если это любимый спектр у представительницы прекрасного пола, можно говорить о том, что она гордая и принципиальная. Она всегда будет до конца отстаивать свое мнение и точку зрения, не потерпит любое проявление несправедливости. Такие люди осознают свою значимость, умеют управлять эмоциями других людей.

Женщины, которым нравится зеленый, стремятся к карьерному росту. Они требовательны к другим людям, в частности, к мужчинам. Выбирая спутника жизни, они проверяют его соответствие ряду установленных требований.

Мужчины должны понимать, что такие женщины очень независимы, непокорны. «Приручить» их крайне сложно.

Для мужчины

Сложно сказать однозначно, как зеленый спектр влияет на мужчину. Есть несколько вариантов:

  1. Любители изумрудного и салатового оттенка обычно уравновешенны, уверены в себе, невозмутимы.
  2. Зеленоватые тона говорят о добродушии, позитиве, готовности в любую минуту прийти на помощь. Такие мужчины радуются каждой мелочи, улыбаются, несмотря ни на какие трудности.

Что еще означает зеленый цвет в мужской психологии? Умение и желание заботиться о других. Такие парни станут хорошими мужьями и отцами. Они готовы на все, чтобы обеспечить семье комфорт.

Для ребенка

В детской психологии зеленый цвет значит подвижность, активность, динамичность. Любящие его дети открыты миру, никогда не поступают подло, не плетут интриги. Они смотрят на все происходящее вокруг с долей юмора, с оптимизмом.

Но есть у этого спектра и отрицательные свойства. У детей слабая нервная система. Их легко выбить из равновесия, заставить нервничать.

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть

Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Формы

Все рисунки используют самый, что ни на есть, малый набор базовых форм: треугольник, ромб (квадрат), круг (точка).
Если ваш ребенок рисует треугольники – он или находится в стабильном состоянии, уверенный в себе, или, напротив, настолько нуждается в твердой и понятной опоре, что рисует бесконечно треугольники. Кстати, это относится и ко взрослым.Квадрат, прямоугольник, ромб – традиционный символ поля, земли. Творческой работы. Раздумий. Если внутри «поля» находятся точки – то зерна творчества или активной работы уже посеяны (иногда такие символы рисуют беременные женщины).Круг. Мой любимый символ –символ жизни, самая энергополноценная фигура, идеальная энергетическая форма. Форма зарождения (яйцо) и сохранения.
 

Ребенок рисует черным цветом: когда это норма, а когда бить тревогу

Детский и семейный психолог Ирэна Похомова рассказала «Летидору» о том, в каких случаях черные детские рисунки – это нормально, а когда следует обратиться к специалисту.

Звонит мне одна мама и с ужасом в голосе говорит: «Ирэна, с моим сыном происходит что-то страшное! Он все рисует только в черном цвете. Я уже убрала эту краску и предлагаю только яркие, а он требует только черную. Что с ним?»

«А сколько ребенку?» – спрашиваю я.

«Да три годика», – отвечает мама.

Ну что же, дети довольно часто используют для рисования черный цвет. А причины могут быть разными — и далеко не всегда нужно срочно принимать меры!

Если ребенок пару–тройку раз нарисовал все в темном цвете, то это не повод для беспокойства в любом возрасте малыша.

Начинать присматриваться (но еще не беспокоиться) стоит, если малыш рисует только черным не менее трех месяцев подряд.

Давайте разбираться по порядку.

Дети младшего дошкольного возраста часто рисуют черным или каким-то темным цветом. И это вовсе не потому, что вся жизнь представляется в черных красках, и малышу очень плохо. Причина в другом — черную краску лучше видно на белом листе. Вот и все.

И нет никаких потайных ходов и глубоких травм. Так выразительнее.

Поэтому черную краску не убираем из коробки малыша, а предлагаем ее наравне с остальными. Через какое-то время, когда малыш насытится черным, он сам начнет переходить на другие цвета. Родители тоже могут рисовать с ребенком черным цветом. Тогда насыщение произойдет быстрее. При этом можно добавить еще один интересный способ рисования для малыша — на черном листе белым цветом.

В этом возрасте дети тоже могут брать черную краску, чтобы лучше выразить то, что они хотят нарисовать. Но бывают и другие случаи…

Маша рисовала черным довольно долгое время. По словам мамы, месяца четыре точно. При этом она рисовала именно этим цветом осознанно и сосредоточенно. И это была не абстракция какая-то, а конкретная задумка.

Я пригласила девочку к себе в кабинет. После небольшой беседы я предложила Маше порисовать красками. Она с удовольствием согласилась. Из всего спектра красок Маша выбрала черный. Она начала рисовать и рассказывать, что она рисует. А я стала спрашивать, как чувствует себя каждый герой на ее картинке. Всем персонажам было грустно.

«А в чем причина их грусти?» – спросила я.

«У них мама постоянно работает, а им хотелось бы быть с ней постоянно», – ответила с печалью Маша.

Конечно, дальше уже была работа с мамой.

Причин такого печального взгляда на мир может быть много: папа слишком строгий, в садик не люблю ходить, сладкого мало дают и прочее.

Важно, что не все дети после таких событий и при таком способе воспитания начинают смотреть на мир печально. Почему? Потому что так часто делают дети, которые:. • не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут открыто выразить свои эмоции и чувства в силу закрытого темперамента.

И хорошо, что они нашли хотя бы такой способ для выплескивания того, что наболело! Просто нужно вовремя забить тревогу, разобраться в причинах состояния ребенка и помочь ему.

В этом возрасте рисование черным цветом происходит уже осознанно. И вот по каким причинам.

Черный цвет — техника рисования

Петя рисовал черным все, что видел: одноклассников, солнечную погоду за окном, виляющего хвостом пса. Все, что было вокруг него. При этом его картины вовсе не казались печальными.

На самом деле в ситуации Пети — это просто техника такая, что-то вроде гравюры, которую выбрал мальчик. И беспокоиться тут вообще не о чем. Единственная рекомендация родителям Пети – отправить его на курсы по рисованию, чтобы усовершенствовать и развить его способности.

Черный цвет – способ выплеснуть свою боль

Мама Вадика пришла ко мне на консультацию с рисунками сына. «Он везде рисует черным! И везде все либо плачут, либо дерутся, либо еще что-нибудь!» – в отчаянии сказала женщина. Я стала подробно расспрашивать маму про жизнь ее сына и про отношения с ним. Выяснилось, что у сына сложные отношения с одноклассниками. Это и явилось причиной черных рисунков.

Мальчик через рисование черным цветом пытался выразить свою боль и разочарование. Выплеснуть свою горечь.

И теперь одна из задач мамы – обсудить с Вадиком ситуацию с одноклассниками, помочь ему выговорить все это словами и, конечно, вместе найти выход.

Причин выбора черного цвета ребенком может быть много.

Присмотреться внимательнее и бить тревогу стоит, если ребенок рисует черным длительное время.

Применение черного цвета взаимосвязано с возрастом малыша.

Нельзя навязывать ребенку другие цвета и/или не давать черный цвет вообще.

Выбор черного цвета на рисунке как вариант нормы

Как уже говорилось выше, выбор цвета до 4-5 лет не имеет диагностического потенциала. Так, психолог и педагог Максимова М.В. в своей статье « отразила идею, что до пяти лет дети используют цвет в качестве декоративного элемента. Они не выражают эмоции или чувства через изобразительное искусство. Соответственно, здесь пойдет речь о средних и старших дошколятах (5-7 лет), когда выбор цвета становится значимым диагностическим критерием. В каких случаях выбор черного цвета является нормой:

  1. Малыш плохо себя чувствует, нездоров. Недомогание, грусть, печаль ребенка находится выход в отображении конкретных образов. Это связано с тем, что происходит переход от наглядного к образному мышлению. На этом этапе он оперирует синтезом этих двух форм мышления. Прямые ассоциации играют роль в отображении эмоциональных и физических переживаний. Так дождь и пасмурное небо ассоциируются с грустью. Если ему будет грустно, он нарисует этот сюжет, который изобилует мрачными оттенками. И это будет вариантом нормы.

  2. Его окружают темные предметы, или он одет в темную одежду. Присущий выражается в художественной сфере. Это выражается в том, что юный творец ставит себя в центр происходящих вокруг него событий. Например, когда он идет и ему кажется, что облака и солнце идут за ним вслед. Это было доказано известным психологом Ж. Пиаже, разработавшим теорию когнитивного развития. Каждый рисунок наделяется субъективными взглядами маленького художника. Например, если он находится в помещении с приглушенным светом, или одет в одежду мрачных тонов эти образы найдут выход в цветовой палитре рисунка.

  3. Богатое воображение и многогранная фантазия. Для малыша его рисунок – это больше, чем просто картинка. Он наделяет его «живыми» образами. Фантазеры буквально чувствуют, как тяжело дышит собака, отображенная на рисунке, и как тепло сияет солнце. Иногда, чтобы уберечь себя от возникающих в воображении потенциальных опасностей, ребенок закрашивает часть рисунка в черный цвет. Он выражен в качестве ограничителя, заплатки, сдерживающим движение образов, остро воспринимаемых богатым воображением художника. Чтобы выяснить эту причину, достаточно побеседовать с ним. Спросите о части рисунка, относительно которой у вас возникли сомнения. Малыш с удовольствием поделиться субъективным смыслом, которым наделил свой шедевр.

  4. Рисунки нарисованы в мрачных тонах, но ребенок активный физически, радостный и спокойно себя ведет. Может быть и такое, что черный цвет выступает способом сделать рисунок контрастным относительно белой бумаги. Это просто нравится ему. Что делать родителю, если все равно имеют место переживания? Разговаривайте с малышом больше, играйте, проводите совместное время. Так вы сможете убедиться в необоснованности ваших сомнений и волнений.

  5. Список таких случаев, когда мрачные цвета являются нормой для дошколят куда шире. Каждый конкретный случай требует уточнения и работы с ребенком. Для старших детей (от 8-9 лет и старше) варианты нормы использования черного цвета уже отличаются. Это связано с созреванием эмоционально-волевой сферы и развитым самоанализом. Теперь траурный цвет на холсте – это способ сублимировать переживания, волнения и негативные чувства. Через отображение печальных образов находят выход тяготящие эмоции. Однако есть характерные признаки для младших школьников и ранних подростков, объясняющие абсолютно нормальные причины использования черного цвета:

  6. Выработанная стилистика. Для детей постарше рисунок – это не просто способ скоротать время. Они наделяют его определенными художественными образами, и подход к рисованию приобретает осознанный характер. На первый план выходит стиль, который нравится ребенку и может быть связан с превалированием мрачных оттенков. В таком случае, это никак не характеризует психологические проблемы.

  7. Кризисные моменты. – период серьезных личностных трансформаций ребенка. Часто подростки принимают мир как враждебную единицу и с помощью изобразительного искусства выражают протест, негодование и просто одиночество. В таком случае любовь к черному цвету в рисунках пройдет, как закончится острая фаза переживания кризиса.

Дополнение семьи другими людьми

О чем еще может поведать нам психология детских рисунков? Порой юный художник дополняет свою картину посторонними людьми или несуществующими родственниками. Таким образом он пытается заполнить имеющийся в его чувствах вакуум. Также вымышленный человек используется в качестве буфера, чтобы смягчить ощущение собственной неполноценности среди родных. Иногда подобный вакуум дети заполняют теми лицами, которые, по их мнению, могут наладить с ними близкие контакты и удовлетворить потребности в общении. Это и приводит к тому, что малыши начинают моделировать состав семьи, предлагая через рисунок ее усовершенствование и улучшение.

Порой юный художник дополняет свои рисунки не посторонними лицами, а животными или птицами. Чаще всего на таких изображениях можно увидеть преданных человеку собак и кошек. Если этих животных нет в доме и они являются выдуманными, то взрослые должны понять, что малыш мечтает о них. При этом он хочет, чтобы собака или кошка заменила ему отсутствующего на изображении родственника.

Над таким сюжетом стоит задуматься взрослым. Он является симптомом дефицита нужного для малыша общения, недостаточного для него количества ласки и нежности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: