Томатис

Показания к курсу Томатис-терапии

Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой»

Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет

Нарушения, при которых рекомендован метод:

  • Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
  • Плохая успеваемость к школьников;
  • Дискалькулия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Мутизм;
  • Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
  • Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна;
  • Задержки развития, асинхронное развитие;
  • Сочетанные нарушения;
  • Вторичные нарушения развития при потере зрения;
  • Невротические расстройства;
  • Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
  • Трудности поведения;
  • Вялость, апатичность, гипотония;
  • Проблемы сна;
  • Тревожность.

С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:

  • Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
  • Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
  • Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
  • Для развития способностей к иностранным языкам;
  • Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
  • Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
  • Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
  • Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.

Этапы Метода Томатис

Курс «Томатиса» рассчитан на 3 сессии. Перед началом курса проводится первичная консультация, включающая сбор анамнеза, диагностику, интерпретацию результатов и составление индивидуальной программы.

  • I сессия («Основная программа») направлена на «открытие уха». Мы обучаем слуховую систему правильно слушать, воспринимать необходимую информацию и игнорировать ненужную, тренируем ухо воспринимать весь нужный диапазон частот. На основании диагностики разрабатывается индивидуальная программа, состоящая из 30 часов прослушивания.
  • II сессия направлена на работу с выявленной проблемой. Специальная программа корректирует именно те частоты и области головного мозга, которые связаны с Вашей проблемой. Разрабатывается индивидуальная программа, состоящая из 26 часов прослушивания.
  • III сессия («Голос матери») направлена на повторное открытие процесса слушания, то есть на устранение причины проблемы. Голос мамы пропускается через специальные фильтры, напоминая звуки, которые ребенок слышал в утробе, тем самым давая ему вновь пережить те слуховые ощущения и корректируя его слуховое восприятие. Разрабатывается индивидуальная программа, состоящая из 22 часов прослушивания.

Для достижения желаемого результата необходимо регулярное посещение занятий, минимум 3 раза в неделю. Перерыв более двух дней во время сессий не допускается. Если по каким-то причинам Вы пропустили 3 дня и более, для сохранения эффективности занятий в Вашу программу вносятся корректировки в пользу ее увеличения.

Дарсонвализация

Переменные токи высокой частоты воздействуют на организм комплексно. Под их воздействием происходит изменение тонуса сосудов, повышается кровообращение в области воздействия и увеличивается венозный отток, а это сказывается на стимуляции обменных процессов, а также улучшается процесс выведения токсических веществ метаболизма.

Использование дарсонваля способствует улучшению оснащение тканей питательными компонентами, увеличивается содержание кислорода в крови, а также усиливается фагоцитарная активность клеток лимфатической систем – это оказывает действие на увеличение местного иммунитета.

Дарсонваль помогает побороть неврологические и даже психические отклонения, также он приводит в порядок режим сна, стимулирует эмоциональное состояние человека.

Чувства страха (фобии);

Отклонения в поведении;

Заикание;

Нервный тик;

Бессонница;

Утомляемость;

Потеря аппетита;

Эмоциональное истощение;

Депрессия.

Особое положительное действия оказывает при:

  1. Астетический невроз (неврастения). Заболевание характеризуется утомляемостью, нарушением сна, снижением или, наоборот, повышением аппетита, раздражительностью, частыми головными болями, головокружением, понижением работоспособности, скачками настроения и другими нервно-психическими и вегетативными расстройствами.
  2. Обссесивный (невроз навязчивых состояний ). К этому виду невроза относятся такие симптомы, как фобии, страхи, навязчивые мысли, сомнения, неуверенность в себе и в своих действиях, поступки помимо воли больного. Его явные признаки – зажмуривание глаз, шмыганье носом, кусание ногтей, покашливания.
  3. Истерический (истерия). Пациенту с таким типом невроза свойственны психическая неустойчивость, истерические черты характера, эмоциональные и вегетативные расстройства, судорожные приступы, склонность к фантазированию и желание всегда находиться в центре внимания.

Мы постоянно двигаемся вперед, обучаемся вместе с нашими воспитанниками, готовы узнавать что то новое, экспериментировать, смотреть на мир с разных сторон!

Результаты

Истинный метод Томатиса дает следующие, зафиксированные учеными и специалистами методологических центров, результаты:

У 74% пациентов улучшается качество речи

Дошкольники правильно произносят трудные фонемы, ставят ударение, составляют сложные синтаксические конструкции.
85 % родителей и детей отмечают сдвиги в обучении осмысленному чтения, быстрому анализу письменной информации.
У 86 % детей с СДВГ, гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР в отличие от малышей, проходящих только медикаментозное лечение, массаж и психотерапию, наблюдаются развитие усидчивости, объема и продолжительности концентрации внимания.
73 % реципиентов разного возраста после 2-3 курсов отмечались улучшения емкости долговременной и словесно-логической памяти.
89 % пациентов с нарушениями коммуникативных компетенций стали более толерантными к социуму.

Важно понимать, что эффективность применения метода Томатиса, зависит от заболевания, продолжительности и количества курсов нейросенсорных тренировок. У большинства обследуемых позитивные результаты сохраняются на протяжение нескольких лет или всей жизни

Реально оценить эффективность метода А. Томатиса помогает специальный тест на основе компьютерной диагностики состояния и работы мозга ребенка в онлайн-режиме. Он называется TED TOMATIS. Делать его нужно до начала курса лечения и сразу после. Но основе сбора анамнеза пациента, результатов теста составляется индивидуальная программа терапии, оценивается итог применения аудиостимуляции.

Томатис-терапия

(Пассивная тренировка различных участков мозга. Аудио-вокальные тренировки)

воздействие как через воздушную, так и костную систему проводимости звука;

  • возможность регулировки интенсивности воздействия и по воздушному, и по костному каналам;
  • качественно записанные музыкальные произведения, показавшие наилучшие результаты и испытанные временем (композиции Моцарта, Григорианское пение и Вальс);
  • особая система обработки музыки соответствует стандартам, разработанным доктором А. Томатисом.

Занятия ведет дефектолог высшей категории, сертифицированный специалист, имеющий большой опыт работы. После предварительного тестирования составляется индивидуальный график коррекционной терапии. В зависимости от результата терапии возможна корректировка программы. Занятия проводятся в индивидуальной форме или малой группе (максимально 2-3 ребенка). Возможно прослушивание на дому с выездом специалиста или арендой оборудования.

Общие рекомендации к Томатис-терапии

  • Внимательно изучите раздел «Этапы метода Томатис» (см. ниже) и заранее рассчитайте графики своего прослушивания, если Вы планируете куда-либо уезжать в ближайшие полгода. При несоблюдении графика прослушивания необходимо будет пересмотреть Вашу индивидуальную программу для сохранения эффективности Томатис-терапии.
  • Не вводите новые препараты при прохождении курса аудиовокальных тренировок по методу «Томатис». Во-первых, мы не сможем адекватно оценить результат терапии, во-вторых, от препаратов могут возникнуть побочные эффекты, в которых Вы можете обвинить метод «Томатис» (и наоборот!), и, в-третьих, это лишняя нагрузка для ребенка. Новые препараты можно вводить в перерывах между сессиями.
  • Если Вы решили проходить курс Томатис-терапии у нас в Центре, берите с собой любимые ребенком игрушки, книжки и т.д. Многие дети «сидят» в планшетах и телефонах, что также допускается, при условии что они не играют в экшн-игры типа «стрелялок».
  • Заранее приучайте ребенка к наушникам! Вы должны понимать, что для ребенка, который ни разу не видел и не надевал наушники, будет стрессом прийти в незнакомое помещение к незнакомым людям, где ему на голову наденут незнакомый аппарат. За пару недель до начала прохождения метода «Томатис» давайте ребенку смотреть мультики/слушать музыку в наушниках, чтобы он к ним привыкал.
  • Если Вы решили взять оборудование в аренду и проходить «Томатис» в домашних условиях, убедитесь, что правильно проводите процедуру (лучше позвоните в Центр и уточните интересующий Вас момент). Обязательно фиксируйте на выданном Вам графике прослушанные часы!

История метода

Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.

Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up.

В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.

Как проходит Томатис-терапия

Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).

Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки. Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект. Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.

Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц

В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис)

Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.

Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.

Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год). Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах. В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.

Метод

Система тренировок слуха была разработана французским отоларингологом, Альфредом Томатисом, в середине 20 века. Молодой врач выявил определенную закономерность между нейросенсорной звуковой стимуляцией и возможностью воспринимать, воспроизводить информацию. Если переобучить слух, сделать его активным, а не пассивным через систему тренировок, то активизируются аналитические отделы мозга. У взрослых и детей с различными нарушениями речи, коммуникации, моторики восстанавливается сенсорная интеграция. К таким выводам пришел ученый.

Томатис понимал человеческое ухо как многофункциональный орган, который выполняет задачи вестибулярного и слухового аппарата одновременно. Они объединяются в единую функцию на мозговом уровне. Вестибулярный аппарат отвечает не только за преддверие движения, но и за поддержание мышц в тонусе, координацию, ритмику и автоматизацию действий в пространстве, во время обучения. Слуховой аппарат несет ответственность за прием звуковых сигналов и их воспроизведение

Соединяясь во внутреннем ухе, они отправляют информацию в мозг к отделам, отвечающим за двигательные, языковые навыки, память, внимание, эмоции

Воздействие на слуховой аппарат и нейроны мозга оказывается двумя методами: через внутреннее ухо и на уровне кости. Воздушная или звуковая стимуляция соединяется с вибрацией наушников перед сменой частоты передачи аудиоинформации. Это дает двойной положительный эффект. Комплексное воздействие активизирует лобные доли мозга, лимбическую систему и вестибулярную.

Для составления программы Альфред Томатис взял за основу произведения Амадея Моцарта, так как они обладают широким диапазоном частот, вальсы, марши Иоганна Штрауса и Григорианское песнопение. На классическую музыку накладывались стимулы для создания звукового контраста: внезапные и резкие переходы между частотами. Использовалось двойное чередование. Сначала сигнал подавался на низких частотах, потом на высоких и наоборот. Четкой схемы и периодичности у переключений нет. Используется эффект неожиданности.

Это похоже на тренировку мышц уха. При прослушивании произведений с низкими частотами мускулатура слухового аппарата расслабляется, после переключения на высокие частоты — напрягается. Ухо передает информацию в мозг, аудиоматериалы интерпретируются в звуковую волну, одновременно тело получает костный толчок от вибрации наушников.

Таким образом, мозг должен быть активен на протяжение всего терапевтического процесса, а одно занятие длится 90-120 минут. В результате систематических тренировок, после 2-3 курсов, у пациентов наблюдаются положительные сдвиги в решении проблем с речью, эмоциями, психическими и двигательными способностями.

Аппаратура для проведения сеансов в домашних условиях сейчас доступна родителям. Можно купить преобразователь, беспроводные наушники, скачать аудиоматериалы в сети и использовать метод Томатиса дома. Но этот вариант лечения не является рекомендованным. Нужно учитывать особенности развития ребенка, его заболевание. Правильно назначить курс и продолжительность процедур может только профессионал, прошедший длительное обучение.

Принципы работы

В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Специалисты Томатис говорят, что «Ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе». Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики человека, например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, увеличить энергичность, повысить способности к коммуникации.

Со стороны может показаться, что человек «просто слушает музыку». Но на самом деле каждый музыкальный трек обработан особым образом с помощью специальных фильтров методики Томатис. В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые специалист по Томатис-терапии подбирает индивидуально для каждого клиента в зависимости от задач, поставленных в начале работы. И в каждом случае эффект будет немного разным, в зависимости от человека, его особенностей, возраста и других обстоятельств.

При подборе программы Томатис специалист исходит из трех зон воздействия:

«Вестибулярная зона» — сюда относятся такие функции, как: равновесие, координация, чувство ритма, общая и мелкая моторика (в том числе речевая), чувство своего тела, ощущение баланса, эмоциональная регуляция, память и внимание, способность к социализации, прогнозирование, восприятие счета. Эта зона «включается» при низких частотах, что предусмотрено в соответствующих программах

«Зона коммуникации и речи» — влияет на язык, речь, фонематический слух, распознавание речи, речевую память, способность формулировать мысли, навыки вербальной коммуникации, готовность вступать в контакт с окружающими, обучение, музыкальный анализ и музыкальную точность. Зона активна при частотах 500-4000 Гц.

«Зона энергии» — отвечает за «пробуждение мозга», активацию, внимание, креативность, операции речевого и музыкального анализа, качество голоса (тембр), энергию для первых двух зон. Работает на высоких частотах, 2000-16000 Гц.

Каждая программа слушания влияет на все три зоны, но на «целевых зонах» специалист делает отдельный акцент для более интенсивного воздействия. Помимо параметра частоты есть также ряд других параметров, которые в общей сложности и дают всемирно известный «эффект Томатис».

Противопоказания к Томатис

Метод Томатис не является лечением, система Tomatis является педагогическим методом. Поэтому единственное противопоказание — это глухота или сильное нарушение слуха. При кохлеарной имплатнации — проводится с ограничениями. Эпилепсия также не является противопоказанием, однако об этом заболевании родители должны сообщить специалисту, чтобы был выбран соответствующий тип программы (Томатис не провоцирует приступ).

Важно помнить, что сеансы должны проводиться при хорошем самочувствии и отсутствии острых периодов любых заболеваний. На период болезни клиента сеансы прекращаются, затем возобновляются

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: