Методика Мюнстерберга: суть и практическое значение
Как уже упоминалось выше, Мюнстерберг всерьез занимался вопросами повышения производительности труда человека.
Ученый одним из первых увидел прямую связь между тем, насколько человек умеет концентрировать своё внимание и его успехами в профессиональной сфере деятельности. Найти эффективный способ повысить концентрационные способности человека — вот что было целью Мюнстерберга
Методика, которую он разработал, настолько проста, что ее можно применять даже относительно детей, с раннего возраста развивая их способность удерживать внимание на одном предмете. Причем речь идет не только о концентрации в идеальных условиях, когда ничто не мешает человеку думать о поставленной задаче, а о способности удерживать внимание на одном предмете в обстоятельствах, когда есть множество тому помех
Тест Мюнстерберга на концентрацию и избирательность внимания!
Оцінка результатів
Концентрація уваги на хорошому рівні — якщо на кожну з таблиць витрачається час не більше 40 секунд включно.
Концентрація уваги на достатньому рівні — якщо на кожну з таблиць затрачається не більше 50 секунд.
Концентрація слабка — якщо на кожну з таблиць витрачається більше 50 секунд.
Методика «10 слів»
Цей тест побудований на тісному зв’язку концентрації уваги з короткочасною пам’яттю. Випробуваному зачитується десять випадкових слів, підібраних без явних смислових і асоціативних зв’язків. Після єдиного зачитування пропонується відтворити усі слова в якому порядку
Якщо ви працюєте самостійно, необхідно прочитати десять слів тільки один раз, уважно вчитуючись у кожне поняття, і відтворити їх, загинаючи пальці
Наведено 5 наборів з 10 слів (для п’яти спроб).
1. Книга, троянда, доміно, яхта, кролик, окуляри, цегла, гніздо, голка, контрабас.
2. Болото, принц, кішка, магазин, парта, футбол, хмара, медуза, картина, градусник.
3. Сокира, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
4. Кіно, яблуко, чайник, диво, носоріг, жовтень, фініш, кисть, зерно, папір.
5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, пагорб, паркан, трубка, весілля, комар.
Оцінка результатів
Концентрація уваги хороша, якщо після одного зачитування вдається відтворити 8 і більше слів. Концентрація уваги задовільна, якщо вдається відтворити 7 слів. Слабка концентрація уваги, якщо вдається відтворити менше 7 слів.
Тесты и методики диагностики внимания
Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.
Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным
Поэтому не стоит тратить на это много времени.
Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.
Занятия на внимательность
В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:
Тест Мюнстерберга на внимание;
Тест Бурдона на внимание.
Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу
Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся
Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи
Тест Мюнстерберга
Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.
Корректурная проба или тест Бурдона
При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.
Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:
- Концентрация.
- Устойчивость.
- Переключаемость.
По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.
Тест Бурдона
Гуго Мюнстерберг
Гуго Мюнстерберг — это немецкий психолог, который жил в конце 19-го — начале 20-го века. С юношеских лет он увлекался медициной и хотел стать врачом. Но однажды услышанная лекция немецкого психолога Вундта изменила его жизнь, и он увлекся психологией, а в 1885 году даже защитил диссертацию и получил докторскую степень по этой специальности.
К сожалению, в те годы психология была более теоретической наукой и к практике имела весьма отдаленное отношение. Гуго Мюнстерберг стал одним из первых психологов, кто организовал экспериментально-психологическую лабораторию и пытался придать науке прикладной характер.
Энергия юного специалиста не могла не привлечь первых лиц молодой и развивающейся американской науки. Мюнстербергу было сделано весьма выгодное предложение, и он перебрался в США, получив должность в Гарварде и приняв под своё руководство новую психологическую лабораторию. Вскоре в издании стали появляться первые научные труда Мюнстерберга.
Методика, позволяющая улучшить концентрационные была открыта ученым в 1915 г. Именно в эти годы он всерьез занялся индустриальной психологией.
Методы, помогающие гиперактивным и невнимательным детям
Проблемы с неустойчивым вниманием проявляются уже с пеленок. Но большое значение этому родители придают лишь в старшем дошкольном возрасте и начальных классах
Невнимательные гиперактивные дети плохо воспринимают информацию, не хотят учиться, не сидят долго на одном месте, становятся вялыми, уставшими, не слушают наши просьбы.
Гиперактивный ребенок
Вот еще несколько признаков внешних проявлений гиперактивности и дефицита внимания:
- постоянная суетливость, ребенок все время находится в движении;
- эти движения носят импульсивный характер;
- повышенная болтливость;
- может появиться агрессия и частое возникновение конфликтов;
- постоянная смена настроения и высокая раздражительность;
- ребенок может отказываться играть со всеми;
- появляется заниженная самооценка и недовольство собой;
- ребенок не может сосредоточиться на одном, постоянно отвлекается.
Важно! При коррекции внимания нужно совмещать несколько методов и подходить к проблеме комплексно, исправляя не только поведение ребенка, но и отношение его близкого окружения, родителей, педагогов
В первую очередь специалисты проводят консультацию для родителей как тренировать у ребенка память и внимание. После необходимого обследования и наблюдения выбирают подходящие способы коррекции, которые включают в себя следующее:
- Обучение новому поведению всех членов семьи.
- Исправление психологического микроклимата.
- Выбор подходящего места для занятий с ребенком.
- Корректировка режима дня.
- В коллективе подбор лучшего окружения.
- Постоянная мотивация ребенка.
- Приемы для снижения негативного поведения.
- Подбор индивидуальной поведенческой программы.
- Мягкое исправление поведения в игровой и непринужденной форме.
- При необходимости дополнительная корректировка с помощью лекарств.
Чтобы добиться результата, ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, чувствовать любовь близких и желание помочь, а не навредить
Что получают люди, умеющие концентрироваться на цели
Людей, которые обладают высокими концентрационными способностями, сразу заметно. Они хорошо делают своё дело вплоть до мелочей, потому что умеют откинуть все лишнее за пределы своего внимания и какое-то время посвятить только делу, которым занимаются.
В бизнесе умение концентрироваться тождественно целеустремленности человека, а также умению отделять главное и второстепенное. В обучении степень сосредоточенности полностью определяет объемы информации, которые может усвоить человек. В общении, концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.
Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.
Концентрация внимания и гениальность
Известно, что все гениальные люди отличались умением концентрироваться в высокой степени. Даже во сне они продолжали решать поставленные задачи (например, Менделеев). Методика Мюнстерберга позволяет повышать степень своей концентрации — значит, в каком-то смысле способствует человека. Ни для кого не секрет, что каждый талантлив в какой-либо области, но добьется ли он успеха, зависит полностью от его умения сосредоточиться на цели.
Таким образом, сложно переоценить ту пользу, которую скрывает в себе методика Мюнстерберга предельно просты, но если освоить их и выполнять регулярно, а затем применять своё умение концентрироваться в работе, то каждый человек однажды рискует проснуться гением.
Posted On 05.12.2017
Предыдущая1234567Следующая
Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова.
Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп
Время работы: 2 мин.
Методика применяется как в группе, так и индивидуально.
Тестовый материал
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп
рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
Интерпретация
Проба на запоминание 10 слов
Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с «уровнем притязаний» обследуемого (А. Р.
Методика Мюнстерберга: диагностика избирательности внимания
Лурия, 1962). «Уровень притязаний» зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление «уровня притязаний» с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, «уровень притязаний» значительно превышает достигнутые результаты.
Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг — север, любовь-ненависть), понятия различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земля- лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство — картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетания (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар).
После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп — на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.
Опосредованное запоминание.
Предыдущая1234567Следующая