Стихи для детей о пальчиках, пальчиковые игры для малышей

Стихи и потешки для малышей на все случаи жизни

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!
* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку – бух.

Раздавили сорок мух.
* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.
* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.
* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!
* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!
* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Народные потешки для малышей

Для развлечения подойдут и народные потешки для самых маленьких. Детям нравится слушать веселый голос родителей, а стихотворная форма добавляет потешки забавности и интереса.

Вариантов множество, и они обычно известны всем, поскольку передаются из поколения в поколение:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Аты-баты! Шли солдаты,

Аты-баты! На базар.

Аты-баты! Что купили?

Аты-баты! Самовар!

Аты-баты! Сколько стоит?

Аты-баты! Три рубля.

Аты-баты! Он какой?

Аты-баты! Золотой

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Стуки-стуки, глянь в ворота:

Верно, в гости едет кто-то:

Едет целая семья,

Впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил,

А петух с трубою.

Кот и песик удивились –

Даже помирились.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго –

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – рядом.

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма-а-ма!»

Приговорки, потешки и прибаутки для детей – отличный вариант развлечения в любом возрасте. Простая стихотворная форма, уместность для любых случаев – все это делает приговорки обязательными к изучению для родителей.

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Стихи — потешки для одевания

Вот у нас пеленка
Для нашего зайчонка,
На ней яркие цветочки
Для красавицы дочки (красавца сыночка).
И грибочки для дочки (сыночка).
И листочки для дочки (сыночка).
Завернули зайчонка
В такую пеленку.

***

Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.

***

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

***

На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

***

Тая варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Тая варежку сняла:
Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?

***

Варежки пушистые мы с тобой достанем.
На прогулку зимнюю одеваться станем.
Моя дочь (мой сынок) любимая рукавички носит,
И зима суровая ручки не морозит.
В варежках пуховых мы идем гулять,
Будем вместе с мамой мы снежки кидать.

Массаж ладошек и стоп с потешкой

Ручку ручкою погладим, 
Пальчик пальчиком потрём, 
Отдохнём совсем немножко, 
А потом опять начнём.

***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания) 
Вот тебе крошки 
На моей ладошке.

***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке — 
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок, 
кому в лапочку»

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Потешки перед сном

Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Потешки–небылицы

Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

И еще интересная небылица:

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает,

Прилетел и сел медведь,

Слушает, вздыхает.

Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».

Детские потешки до и во время еды

Если малыш не хочет кушать, можно попробовать развлечь его веселой потешкой. Гляди, и от каши ничего не останется вскоре.

Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!

Вспомним и про ложечки: первую, вторую, третью, чтобы аппетит пришел к нашим детям.

Кто у нас любимый самый? Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котенка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!

И еще одна простенькая, но забавная детская потешка:

Каша вкусная дымится, Юра кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей Для чего нужны потешки, прибаутки?

Консультация для родителей

Для чего нужны потешки, заклички, прибаутки?

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.

Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки — это школа игры.

Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек: “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая”и некоторых других.

Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.

Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.

“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп

Кто каши не ест, кто молоко не пьёт —

Того забодает, забодает!

“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.

“Ладушки”:В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками — это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки: она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:

Ладушки, ладушки, где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку!

Попили, поели, кыш, кыш!

Домой полетели, на головку сели,

“Кукареку!” — спели.

“По кочкам”:Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:

По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам в ямку — бух!

Ехали, ехали, к бабе за орехами.

В ямку — бух1… А там — петух!

Ехала барыня по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам — да бух!

“Сорока”:В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала…

Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:

Этому дала,

и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:

А этому не дала:

Он дров не колол,

Он воду не носил

Он кашу не варил.

Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают

в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” — играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” — поёт пила …Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.

Кроме потешек детям очень нравятся и прибаутки:

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

Кошка в лукошке рубашечку шьёт,

А кот на печи сухари толчёт.

У нашей кошки три сдобные лепёшки,

А у нашего кота три погреба молока.

Итак, главное назначение этих забав- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Как появилась потешка и для чего она нужна?

Потешка — это один из жанров устного народного творчества, которое обычно исполняется в самом процессе действий, осуществляемых маленьким ребёнком совместно с взрослым человеком. Потешка изначально призвана учить маленького ребёнка постигать человеческую речь, а также выполнять разнообразные жесты и движения, руководимые словом.

Слово в потешке очень тесно соединено с жестом и является основным элементом, ведя за собой жест (например, в отличие от той же считалки, где жест важнее слова). Подобные задачи подвигают потешку больше к прикладному литературному жанру, чем к самостоятельному творчеству.

Самых маленьких детей потешка обучает в процессе проведения занимательной игры с взрослым человеком, который своими словами подаёт некую команду, а ребёнок обязан под эту команду совершить какие-нибудь определённые движения. Скажем, в одной – всем знакомой потешке «ладушки» – едва только взрослый произнесёт это слово (ладушки), ребёнку нужно сразу хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» — сложить ручки на голове. Понемногу ребёнок начинает овладевать речью и принимается сам себе отдавать команды.

По мере подрастания малыша потешка тоже начинает «расти» совместно с ним. Не заметишь, как ребёнка пора уже учить ходить:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

А когда малютка научился ходить и ещё немножечко подрос необходимо начинать приучать его к труду, формировать любовь к трудолюбию:

Тра-та-та, тра-та-то,

Пожалуйте, решето:

Мучки просейте,

Пироги затейте

С гречневой кашей,

Пироги для Маши!

А если малыш не очень любит умываться или расчёсывать волосы, то тут тоже на подмогу подоспевает потешка. Потому что намного увлекательнее и интереснее умываться, чистить зубки, расчёсывать волосики, когда тебе напевают: «Водичка, водичка, умой моё личико…» или приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…»

Кстати в древние времена у наших предков слова потешки не только «потешали», но ещё и служили своеобразными заклинаниями; люди свято верили в волшебную силу слова, в то, что сказанное слово-заклинание сможет воздействовать на природу, вынудить расти волосы…

Также потешка учит ребёнка – кроме свершения определённых движений – понимать: «что такое хорошо» и «что такое плохо»; «Маму, дочка, слушайся», «Мал, мал, не хорош! Ты водички не принёс».

Потешка вводит ребёнка в окружающий мир, обучает его правильно жить и делает это весело и беззаботно. Можно сказать, что потешка — это весёлая народная школа для обучения самых маленьких.

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Потешки на коленках (по кочкам)

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

Чики-чики-чикалочки 
Едет Ваня на палочке, 
Настенька в тележке 
Щелкает орешки!

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!

Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего

Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

«Утешалочки» для малышей

Потешки могут не только веселить и развлекать, но и утешать:

Уходите, боли, в поле,Уходите, боли, в лес.К лисе хитрющей,К волку в пущу,К вороне в гнездо,К рыбке на дно,К медведю в берлогу,Ко всем понемногу.Улетели боли,Не вернутся боле.

Наверняка и вас в детстве успокаивала мама или бабушка, если случалось упасть или удариться: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей Катюши не боли, не боли, не боли…» И это действительно «работает» — успокаивает и снимает боль. Почему же так происходит? Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.

Больше полезных и интересных материалов для мам — в нашем канале на .

Примеры для одевания

Процесс одевания всегда доставляет мамам большое количество проблем, ведь дети капризничают и не хотят отрываться от своих дел ради этого.

Одевание малышей с потешками сделает этот процесс интересным и познавательным.

Потешки для одевания для детей младшего возраста:

  1. «Варежки – варежки
    Прилетели словно ласточки
    Мы их быстренько оденем
    Левой ручке – варежка
    Правой ручке варежка»
  2. «Тетка Агашка,
    Сшей мне рубашку!
    Нужно нарядиться –
    Едем прокатиться!»

Важно! Потешка для школьников:

«Школьник, скоро просыпайся
Побыстрее одевайся,
Нужно в школу ведь успеть
Да и не забыть поесть
Быстро шапку одевай
Про варежки не забывай
Сапоги на ножки мигом
Ты натягивай мой милый
Ведь до школы без сапог
Добежать тебе не впрок».

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухнеПироги печет.Кот в углуСухаpи толчет.Кошка в окошкеПлатье шьет.Курочка в сапожкахИзбушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание

Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне

Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,Продает она орешки:Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому,Кому в платок,Кому в зобок,Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

А нашей Галеньке — в ручку.Угощайся, Галенька, на здоровье!

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Щелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?или:Коза-хлопотаДень-деньской занята:Ей — травы нащипать,Ей — на речку бежать,Ей — козляток стеречь,Малых деток беречь,Чтобы волк не украл,Чтоб медведь не задрал,Чтобы лисонька-лисаИх с собой не унесла.

Потешки для зимней прогулки

Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.

***

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

***

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***

Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок. 
Стройненьким — стройнячок, 
А родненьким — родняшок.

***
Расти, Маша, выше, 
До хором, до крыши. 
Расти, не балуй, 
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины 
Да с дом вышины.

***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.

***
Потягуни — потягушечки, 
От носочков до макушечки, 
Мы потянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся. 
Вот уже растем, 
Растем, 
Растем!

Потешки о животных

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

***

Тары-бары,
Растабары!
У Варвары
Куры стары!

***

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!

***

— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.

***

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!

Потешки про животных

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

 ***

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет. 

 ***

Коза-хлопота  
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

 ***

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку… 

Потешка знакомит с животным миром

Прибаутка — это тоже яркая потешка. Определение ее можно дать как одно из направлений устного народного творчества, которое было утехой для старого и малого. Родители, увлекаясь не меньше, чем их дети, увидев улитку, уговаривают ее:

Улитка, улитка,Высунь рожки!Дадим каши горшокДа хлеба ворошок!

А разве не увлекает всех маленькая, пятнистая букашечка, которую нельзя отпускать, пока не попросишь:

Божья коровка,Улети не небко.Там твои деткиКушают котлетки.

В такие минуты мы становимся чистыми сердцем. Надеемся, что божья коровка улетит к своим деткам. Мысленно утешая это насекомое, что ее дети сыты, понимаем, что любые дети более счастливы, если их мама будет с ними рядом.

Простые и знакомые нам незамысловатые детские потешки, оказывается, способны заставить маленького и большого человека быть внимательным, добрым, сердечным, справедливым.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Потешки о явлениях природы

Во время пребывания на свежем воздухе можно проговаривать вместе с ребёнком потешки о природных явлениях и окружающих предметах, в том числе и о животных. Это разнообразит ход прогулки и поможет ребёнку выучить несколько новых слов.

Снег-снежок, похрустывай,

Как заинька капустою,

Ветер-ветерок, нам спой,

Как соловушка весной.

Кроме всего прочего, такие потешки позволяют выстроить ребёнку ассоциативный ряд, помогающий сравнивать между собой разные явления и звуки: хруст снега с хрустом капусты, шум ветра в ветках деревьев с пением птиц, шелест листьев с шуршанием бумаги и многое другое.

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

Развлекаемся и развиваемся

Малыш потихоньку растет. Каждый день приносит множество новых открытий и для него, и для его близких. И постепенно малышовые пестушки заменяются потешками. Нужны они для того, что бы развлекать, «тешить» кроху (потому и «потешка»). Это ритмичные и мелодичные веселые стишки для всевозможных игр с ручками, ножками, пальчиками малыша.

Как же можно развивать кроху при помощи потешек? Очень просто! Играйте с ним почаще в веселые игры, а он сам почерпнет для себя все важное и необходимое. Многие подобные забавы вы прекрасно знаете

Это и «Ладушки», и «Сорока-ворона», и «Коза рогатая». Все это самые настоящие развивающие игры! Поиграйте с малышом в «комариков», и вы сами в этом убедитесь. Для этого соедините большой, средний и указательный пальцы в щепоть и «кружите» ими над малышом, приговаривая:

Дарики-дарики,Злые комарикиВились, кружились,Да в ушко вцепились —Кусь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: