Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

Раз считалка, два считалка, будет вундеркинд

Игры для пальчиков с малышами 3–4 лет

Описание игр

Наиболее удачные игры для этого возраста:

  1. Сначала нужно сложить пальчики в кулачок, а затем – показать ладошку. После этого нужно поставить на ладонь ребенка свои пальцы и имитировать ими шаги. В завершение следует аккуратно пощекотать ладошку. Во время игры нужно приговаривать «Вот кулак, а вот ладошка, на ладошку села кошка и крадется понемножку. Видно, кошка там живет».
  2. Руки ребенка нужно сцепить в замок, вращая большими пальцами. Затем необходимо соединить указательные пальцы друг с другом. Во время выполнения этого упражнения следует дважды произнести «Ехал, ехал паровоз, зацепил вагон, повез».
  3. Обоими руками ребенку нужно изобразить осьминогов, двигающихся по дну моря. Затем они должны присесть и снова вытянуться. После этого необходимо поздороваться указательными пальцами обеих рук и в завершение сцепиться большими пальцами. Упражнение сопровождается присказкой «Две веселых осьминожки по морской брели дорожки. Повстречались, удивились. Улыбнулись, подружились. И теперь они вдвоем».

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача:
вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки:
кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия:
малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Занятие 1:
положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2:
положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3:
вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4:
выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет:
чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат:
малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»

Задача:
вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки:
прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия:
малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).

Занятие 1:
положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам. Занятие 2:
положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

Занятие 2:
положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3:
снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4:
выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет:
чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат:
малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Наш путь

Играла ли я со старшим сыном в пальчиковые игры, сейчас и не припомню. Кажется, пресловутые «ладушки», «сорока» и «коза» все-таки присутствовали, куда ж без них. А вот описания игр из книжек казались скучными, стихи – плохими, и вообще как-то не до того было: помнится, мы все время занимались то динамической гимнастикой, то плаванием, то просто таскались вместе целыми днями по каким-нибудь моим делам (сынишка ездил на мне в различных приспособлениях и очень радовался). Когда он (возможно, вследствие больших моих усилий в области физического развития) в 4 месяца начал ползать на четвереньках (sic!) по всей квартире, ему стало попадаться очень много предметов для развития мелкой моторики…

Жизнь второго сына до полутора лет была поспокойнее – или поскучнее, выберите, что вам ближе. Педантично заниматься по нескольку раз на дню плаванием и динамической гимнастикой уже не было ни сил, ни времени, делать какую-нибудь особую развивающую среду – тоже, да и опыт по регулярному хождению на очередную интересную, но низкооплачиваемую работу с 10-месячным детенышем за спиной я решила не повторять… Но от судьбы не уйдешь! Василию было полтора года, когда мне пришлось взяться за такую же суматошную и творческую, но на этот раз не оплачиваемую уже совсем деятельность – стать председателем семейного клуба. Пришлось, потому что иначе эта полезная лично мне организация перестала бы существовать…

И тут-то мы и познакомились с пальчиковыми играми!

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни.
Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры:

стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание;
позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию;
делают детскую речь гораздо выразительнее.

Чтобы пальчиковая гимнастика приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт.

На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. Массаж ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.

Стихи про пальчики для детей: 17 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал 17 интересных стихов про пальчики для детей. С ними малыши легко запомнят названия пальчиков, а так же научатся играть в пальчиковые игры. Эти игры очень полезны для развития моторики рук, они помогут развлечь малыша, разовьют память, а так же улучшат его координацию.

***

У меня пропали руки (спрятать руки за спину), Может быть они от скуки убежали в зоосад? Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки) Они с джемом были в банке. Мои ручки просто клад.

***

Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет, Безымянный не поймет, что все это значит, Средний пальчик — очень важный, не желает слушать, Указательный спросил: «Может хочешь кушать?» А большой бежит на кухню, тащит каши ложку, говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»

***

Идут четыре брата Навстречу старшему. -Здравствуй, большак! — говорят. — Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка Да крошка Тимошка.

***

Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом — строгий наш отец. Следом братец и сестрица. Ну, а мне где поместиться?

***

Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать!

***

Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе пЕча топить, А малышке песни петь Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

***

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

***

У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

***

Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю– Очень маленьких люблю!

***

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал.

***

Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

***

Мы капусту рубим рубим (проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы рубим капусту) Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)) Мы капусту соооолим сооолим… (пальчики щепоткой — солим) Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)

***

Мы делили апельсин! (кулачок- «апельсин» перед собой) Много нас (левая рука растопырена — это «мы») А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик) Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик) Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик) Эта долька для чижа (четвертый) Эта долька для бобра (пятый) А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой) Разозлился волк — беда, Разбегайтесь кто куда!

***

Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный, Ну а это толстячок, А все вместе — кулачок!

***

На прогулке

На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались — и сцепились! Прибежали разнималки- Помешали перепалке. И к развилке на кобыле Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка: Раз-два-три-четыре-пять- Хорошо друзей считать!

***

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал. Этот ел. Ну а этот, лишь глядел!

***

Пальчики

Десять пальцев- Десять братьев: Справа пять И слева пять, Стали думать И гадать Как друг друга Называть. Самый первый, Ты – большой, Указательный — Второй, Самый длинный Будешь – средний. Безымянный — Предпоследний. А мизинчик – позади. Ты — мизинчик. Ты — води!

Все-таки с чего начать?

Если в вашем распоряжении только книжка с описанием игр, вам обязательно надо посмотреть хотя бы на одну маму или бабушку, которая знает хотя бы одну игру, но «исполняет» ее так, что детям нравится. Имеет значение многое, в книжках иногда даже не описываемое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев… Если нет даже такой возможности, остается экспериментировать. Используйте все-таки наиболее подробные описания – например, в книгах Джеки Силберг или Марты и Уильяма Сёрз очень хорошо описаны именно эти сопутствующие моменты (хотя тексты лучше брать отечественные).

Если вы можете ходить в развивающую группу, вам повезло, особенно если повезло с преподавателем. В любом случае «изустная» передача методик эффективнее книжной, если вы еще не специалист. Если нравится вам, но не нравится ребенку — учитывайте наш опыт. Кстати, наши занятия были основаны на методике Екатерины Бурмистровой, по которой занимаются многие группы в Москве. В идеале вначале дети пролезают по «полосе препятствий», а потом уже рассаживаются с мамами в кругу на ковре и играют с пальчиками. «Полоса препятствий» помогает переключиться, сконцентрироваться, перестать бояться.

Катина ученица Лада, попав в наш клуб, где полосы препятствий в заводе не было, быстро справилась и с тем, что дети привыкли к другому преподавателю, и с тем, что многие малыши поначалу боятся брать за руку чужую тётю или незнакомого мальчика и вставать в хоровод: перед пальчиковыми играми она передавала по кругу колокольчик, в который каждый мог позвенеть, а в хоровод уводила «паровозиком» (дети и взрослые берутся за разноцветные кусочки лент, последовательно связанных концами) или «солнышком» (все берутся не за руки, а за цветные ленты, привязанные к обручу). С похожими на игрушки предметы детям поначалу общаться комфортнее, чем с незнакомыми людьми, а когда группа занимается уже пару месяцев, некоторые из «ритуальных предметов» уже достаются только на праздники (непременные персонажи – только колокольчик для переключения и свечка для сказки).

Пальчиковые игры для малышей до года

Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.

1. «Клубочки»

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы «мотает клубочки». Постепенно эту игру усложняем и выводим «кончик ниточки» на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

«Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.
Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке,
Ниточка-маме,ниточка-папе
И ниточка-деточке.»

2. «Подушечки»

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

«Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.
Эта подушечка-для бабушки.
Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы.
А для детки-самая мягкая, самая маленькая».

3. «Кормим птичку»

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными «клювиком», тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

«Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
(Водим «клювиком» по ладошке
)Вот тебе крошки на маленькой ладошке.»
(Слегка пощипываем «клювом»
)

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

«Вот летела муха.
На варенье села.
(«Муха» садится на ладошку крохи
)Вымазала брюхо.
(Погладить ладошку круговыми движениями
)Дальше полетела.»
(Улетает
)

5. Первые «Ладушки».

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

«Хлопают ладошки у нашей крошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.
Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки».

6. «Ладошки-хлопошки»

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

«Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Кулачки сложили, кулачками били».

7. «Ладушки-у бабушки».

А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

«Ладушки, ладушки
Где были?
(Руки разводят в стороны
)У бабушки!
(Хлопок
)Что ели?
(Руки в стороны
)Кашку!
(Хлопок
)Что пили?
(Руки в стороны
)Простоквашку!
(Хлопок
)Попили, поели-шу! Полетели
(Взмахи руками
)На головку сели»
(Ручки приблизить к головке).

8. «Сорока- белобока»

Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

«Сорока – белобока, кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала,
(Загибает пальчики
)Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала
(Показывает на большой палец
)
(Поглаживая его, говорят
):Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!»

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4

Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы

5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.

6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.

И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.

В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста,

Начнем с самых маленьких пальчиков…

Специалисты настоятельно советуют начинать гимнастику для пальчиков еще задолго до года. Месяца в два и мама, и малыш готовы посвящать все время не только кормлению-сну, но и другим, не менее приятным и полезным занятиям, например – массажу. До 5-7 месяцев ограничиваемся массажем. Для начала каждый пальчик младенца как бы вытягиваем осторожненько, поглаживая. Затем делаем каждым пальцем круговые движения. Первое время посвящаем минуту этим упражнениям, затем все больше, дойдя до 3-4 минуток. Очень хороши шарики разной текстуры, которые нужно давать малышу, чтоб он их сжимал. С 7 месяцев уже можно начинать народные забавки «ладушки», «сороку», «сапожник», «коза рогатая». Также полезно упражнение «Прическа»: малыш в сидячем положении, мы берем его ручку и проводим ею по его головке от лобика к затылку, как бы причесывая. Затем вторая ручка причесывает.

Потом детка сама себя уже сможет причесать. При этом не забываем приговаривать: «Сейчас расчешем Машеньку, вот какая прическа» или что вам в голову придет. Даем также малышу орешек и учим катать между ладонями – чрезвычайно полезный массаж чувствительных точек ладошек. В 1 год ребеночек может катать шарик или орешек самостоятельно, как и знать движения простейших пальчиковых игр типа «сороки».

Проверить, как развита моторика в 1,5 лет можно так: к этому возрасту малыш рисует каракули, держит ложку, чашку, разворачивает завернутый в обертку предмет, собирает пирамидку сам, ставит 3 кубика один на другой, может отвинтить закручивающийся элемент, во время игры использует обе ручки, повторяет действия родителей с предметами: нажимает кнопки телефона, листает книгу, хватает движущейся предмет и т.д.

В 2 года даем более сложные задания: учим застегивать-растегивать пуговицы, вязать простые узлы, переливать воду из одной емкости в другую. Можно смастерить специальный тренажер для развития моторики (видео полно в Интернете). На доску закрепляем всякие задвижки, замочки, шнурочки, пуговицы.

В этом возрасте главные движения пальчиковых забав направлены на сжимание ручки в кулачок, разжимание, загибание-разгибание всех вместе и поочередно пальчиков, круговые движения кистями.

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами

Самое важное всего на 60-ти страницах.

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.

Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.

Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.

Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к , что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.

Вот еще несколько советов
:

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра – «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая – за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: