30 скороговорок для развития речи

Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции у взрослых

Скороговорки на букву Р и другие сонорные

Сонорные согласные, с которым относятся «р», «л», «м», «н», являются одними из самых сложных в произношении. Поэтому в первую очередь нужно заниматься отработкой данных звуков. Ниже мы приведем 15 вариантов скороговорок, которые направлены на отработку буквы Р и других сонорных согласных.

  1. Рисовала рамку Рима, мама краски подарила.
  2. У редьки и репки корень крепкий.
  3. На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  4. Четыре черненьких чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
  5. Грянул гром – гроза в разгаре.Много гроз и грома в мае.
  6. Лень ленивцу полениться,Обленила лень ленивца.
  7. Лом ломает толстый лед,Лом ломать не устает.
  8. Ландыш лютику сказал:Лето я так долго ждал.
  9. Лунной ночью лунный котПесни лунные поет.
  10. Шла мартышка в гости к мишке,Шли с мартышкой к мишке мышки.
  11. Мама Ромы моет раму,На районе роют яму.
  12. Матросы в матросках,Матроски в полосках.
  13. Ноги мокрые у Нюши, Нюша наступила в лужу.
  14. Не мы ли на Ниле налима ловили?
  15. С носа на нос переносица, ну никак не переносится.

Еще полезные советы

  1. Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
  2. Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
  3. Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
  4. Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
  5. Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
  6. В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
  7. Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.

Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.

Немного истории

Первым, кто собрал и классифицировал «языковертки» – это Владимир Иванович Даль в далеком 1862 году. Их было всего 49. Основная часть по смыслу предназначалась взрослым, а не детям. Лишь пять скороговорок можно было считать «детской» темой.

Даль дал определение, что такое скороговорка. Разделяют их на:

  • длинные — короткие;
  • рифмованные — нерифмованные;
  • фольклорные — авторские;
  • детские-взрослые.

Есть с сюжетом и без него, есть с уклоном на один звук, а есть на несколько. Ниже представляем примеры с их описанием.

«На дворе трава, на траве — дрова, не руби дрова на траве двора»

Это народная поговорка. Тут используется трудновыговариваемое сочетание «В» и «Р», что требует концентрации внимания. Эта «чистоговорка» также развивает дикцию и проговаривание буквы «Р», а так же других сонорных согласных. Все это в комплексе положительно сказывается на развитии речевого аппарата, произношении в раннем возрасте для детей. Читать ее следует таким образом, чтобы с каждым следующим разом наращивать скорость.

Существуют еще более интересные интерпретации. К примеру: «На дворе трава, за двором дрова, дрова вдоль двора. Надо дрова выдворить обратно на дровяной двор».

«Водовоз вез воду из-под водопровода»

Эта народная скороговорка тренирует произношению парных согласных. Обычно в словах «водовоз» или «из-под» буква «З» передается нам как «С». Попробуйте произнести это сами, и поймете, что есть еще один «подвох» — это путаница в правильном произношении «вез» и «воду». Буквы «о» и «е» путаются местами при произношении и требуют некоторой концентрации внимания.

Большинство скороговорок о труде пришли из фольклора. Авторы неизвестны.

«Дроворубы рубили дубы»

Такая вот короткая «языковертка», казалось бы, ничего особенного. Но она служит для тренировки произношения согласных звуков до автоматизма. В данном случае, звуков «Б», «Д» и «Р». Подобные скороговорки очень полезны для отработки четкости речи. Не зря зачастую их используют в театре, дикторы перед эфиром для того, чтобы отточить навыки дикции. А потом быстро, не заплетая язык, произнести нужные фразы за короткий промежуток времени. «Языковерток» существует множество. Вот некоторые из них:

  • «Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит», которая учит произносить «Д»;
  • «Колоти, Клим, в один клин!», требуется не перепутать «К» и «Л»;
  • «Коваль ковал коня, конь — копытом коваля, коваль — кнутом коня», тут уже тренируется буква «К», чередующаяся с «Л».

Также существует достаточно непростая «чистоговорка» для отработки буквы «Х»: «Худ едет на гору, худ едет под гору. Худ худу бает: ты худ, я худ, сядь худ на худ, погоняй худ худом, железным прутом».

Если задаться целью, можно подобрать «языковертки» на любой звук, на любую букву в алфавите. Есть немало авторов, которые составили свои интересные примеры, либо собрали сборник из самых разных «языковерток». Это сборники скороговорок Татьяны Агибаловой. Елены Лаптевой, Михаила Барканова.

«Мила мыло не любила»

«Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила» — пожалуй, одна из самых популярных скороговорок. Она оттачивает произношение звука «М». А также здесь используется сложное сочетание звуков «И» и «Ы», как в словах. Интерпретация на эту же тему: «Мыла Мила мишку мылом. Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла».

Как разучивать скороговорки

Разучиваем скороговорки по правилам.

  • Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
  • Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
  • Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
  • Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
  • Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
  • Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?

30 скороговорок для отработки «трудных» звуков

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
  • Хвалю халву.
  • У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.
  • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
  • На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
  • Король-орёл.
  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
  • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
  • Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
  • Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 
  • Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  • Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
  • Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
  • Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. 

Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!

Скороговорки на букву р

В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе
не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Галки

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых (с длинными текстами)

Многие короткие чистоговорки состоят из 4-7 слов. Но даже они бывают трудны в произношении. Предлагаю усложнить задачу и научиться правильно проговаривать более длинные скороговорки.

Березка коренистенькая,

По корню – криволистенькая,

По середке – суковатенькая,

По вершинке – высококудреватенькая.

На воротах – сорока,

На заборе – ворона,

На дороге воробей

Клюет конопель,

Конопель, конопель

Конопляносеменистую.

Заяц косой

Следит за осокой-травой.

Смотрит косой,

Как косарь с косой

Косит траву косой.

На рынке Кирилл

Подарки купил:

Ксюшке – косынку,

Катерине – крынку,

Петрушке – погремушки.

Петрушка погремушками потряхивает,

Погрохатывает:

Тара-рах, тара-рах,

Тара-рах-тах-тах.

Как перестать шепелявить подростку и взрослому?

С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.

Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.

Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.

Скороговорки — наше все!

Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.

Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.

Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.

Дыхательные практики и массаж

В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.

Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.

Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.

https://youtube.com/watch?v=q41NsSdYJT8

Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!

Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:

Что такое шепелявость?

Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.

“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.

При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.

В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:

“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.

Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей

Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много — ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.

Как работать со скороговоркой, чтобы было легко выговорить

Шаг 1. Начать с проработки отдельных звуков.

Для этого читать скороговорки, в которых преобладает только одна согласная или группа согласных. Классический вариант следующий:

  • отработка сонорных («р», «л», «м», «н»);
  • отработка звонких и глухих шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»);
  • отработка сложных в произношении глухих согласных («ц», «т», «п»).

Шаг 2. Теперь можно начинать работать со скороговоркой в целом.

  1. Сначала нужно медленно отчитать скороговорку, произнося все слова и звуки четко.
  2. Постепенно увеличивать темп и остановиться на той скорости, когда начинаете запинаться. Этот момент нужно отработать, и только после этого переходить на более быстрые темпы и скорость.
  3. Необходимо «почувствовать» скороговорку. Скорее всего, вы освоили быстрый темп и теперь тараторите сложноговорку. Но вам нужно научиться произносить скороговорку с разной интонацией: удивление, размышление, восхищение и прочее, что придумаете.
  4. Нужно научиться произносить скороговорку шепотом. При этом у вас остается четкая артикуляция согласных при сильном вдохе на гласных и при разомкнутых связках. Голос не должен надрываться, иначе вы рискуете травмировать горло.

И, конечно же, не забывайте о темпе. Везде он есть, и всегда он разный: у слога в слове, у слова в фразе, у фразы в вашей мысли.

Шаг 3. Усложнение задачи. Для этого вам понадобятся орешки или камешки.

Необходимо положить их в рот и начать читать скороговорки, постепенно набирая темп. При этом не забывайте об интонации!

При работе со сложноговорками важна регулярность занятий. Чтобы добиться красивой и понятной речи, достаточно уделять 15-20 минут в день 2-3 раза в неделю. Примерно через месяц вы уже увидите результат, который вас поразит.

Теперь у вас есть 250 вариантов скороговорок для дикции с проработкой всех сложных звуков в русском языке. Желательно заниматься постановкой речи с детского возраста, еще до школы. Однако и взрослый человек, который хочет научиться внятно и понятно произносить слова и предложения, сможет это сделать с помощью скороговорок. Главное – желание и регулярность занятий.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор. Рододендроны из дендрария. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. Дробью по перепелам, да по тетеревам. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Клара-краля кралась к Ларе. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет. Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Горят лампы на рампе. У ёлки иголки колки. Лапти лыковые, лыки липовые. Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. У Полкана под лапкой палка. У перепелa и перепёлки пять перепелят. Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет. Птичку напичкали спичками. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя. Пётр Петру пёк пироги. Поля пошла полоть петрушку в поле. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Горячи калачи доставай из печи. В городе Сочи темные ночи. Часы стучали и стучали, час за часом отбивали. У четырёх черепашек четыре черепашонка. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата. Течет ручеек через лесочек под мосточек. На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок. Сетчатый сачок зацепился за сучок. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал. В предвечерний час ворчат черти через раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: