Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям

Каждый год нашей жизни в пожилом возрасте способен добавлять нам ума

Долгое время считалось, что ближе к среднему возрасту человеческий мозг, некогда молодой и гибкий, начинает постепенно сдавать позиции. Однако недавние исследования продемонстрировали, что в среднем возрасте мозг способен начать проявлять свою пиковую активность. Исследования показывают, что даже несмотря на вредные привычки, именно эти года являются самыми благоприятными для наиболее активной работы мозга. Именно тогда мы принимаем наиболее осознанные решения, оглядываясь на накопленный опыт.

О чем говорят исследования?

Ученые, которые изучали человеческий мозг, всегда убеждали нас, что основной причиной старения мозга является утрата нейронов – смерть клеток мозга. Однако сканирование мозга с помощью новых технологий продемонстрировало, что большая часть мозга поддерживает одинаковое количество активных нейронов на протяжении всей жизни. И даже при условии, что некоторые аспекты старения и правда приводят к ухудшению памяти, реакции и так далее, происходит постоянное пополнение «запасов» нейронов. Но за счет чего?

Ученые назвали данный процесс «билатерализацией мозга», при которой происходит одновременное использование как правого, так и левого полушарий мозга. В 1990-ых годах в Канаде, в Торонтском университете (University of Toronto), благодаря развитию технологий сканирований мозга, удалось визуализировать и сравнить то, как работает мозг молодых людей и людей среднего возраста при решении следующего задания на внимательность и память: необходимо было быстро запомнить имена людей на различных фотографиях, а потом постараться вспомнить, кого как зовут.

Ученые ожидали, что участники исследования средних лет хуже справятся с поставленной задачей, однако результаты экспериментов для обеих возрастных групп были одинаковы. Но удивительным оказалось другое: позитрон-эмиссионная томография продемонстрировала, что нейронные связи у молодых людей активизировались в определенной части мозга; а у людей более старшего возраста, помимо активности в той же зоне, проявляла себя и часть предлобной коры головного мозга.

Канадские ученые, основываясь на результатах данного и многих других экспериментов, пришли к следующему выводу: биологическая нейроная сеть мозга людей среднего возраста могла дать слабину в определенной зоне, однако тут же подключалась другая часть мозга, компенсируя «недостачу». Таким образом, процесс старения приводит к тому, что люди в среднем возрасте и старше используют свой мозг буквально в большей степени. К тому же, налицо усиление биологической нейронной сети в других зонах мозга.

Почему это очень важно для нас?

Джин Гоухин (Gene Cohen), доктор наук и руководитель Центра изучения старения, здоровья и человеческой природы при медицинском центре Университета имени Джорджа Вашингтона (Center on Aging, Health and Humanities at George Washington University Medical Center) отметил, что способность использовать больше так называемых когнитивных резервов увеличивает способность разрешать трудные вопросы в среднем возрасте.

Кроме того, Гоухин считает, что эта способность дает определенное умение упорядочивать противоречивые мысли и эмоции. «Подобная нервная интеграция помогает нам проще «примирить» наши мысли с нашими чувствами», — считает он, отмечая, что разговоры о кризисе среднего возраста – это всего лишь миф. Как и медитация, данная тенденция мозга задействовать оба полушария (билатерализация мозга) помогает нам не потерять голову в сложные для психики моменты (с точки зрения внешнего стресса).

Существуют определенные вещи, которые мы можем делать для усиления данной способности. Наш мозг устроен таким образом, что он умеет справляться с обстоятельствами (противодействовать им), проявляя гибкость. И чем лучше следить за его здоровьем, тем лучше он справляется. Исследователи предлагают целый комплекс мероприятий, позволяющих как можно дольше сохранить здоровье мозга: это и здоровое питание, и физическая активность, и релаксация, решение сложных задач, постоянное изучение чего-либо и так далее. Причем, это работает в любом возрасте.

Хронический стресс способен преждевременно состарить наш мозг

«Нас постоянно подстерегают стрессы в нашей среде обитания, — рассказывает Говард Филлит (Howard Fillit), доктор наук, профессор гериатрии в Школе медицины Маунт-Синай, Нью-Йорк, и руководитель фонда, занимающегося поиском новых лекарств от болезни Альцгеймера. – Однако наибольший вред приносит тот умственный стресс, который мы чувствуем внутри себя в ответ на внешний стресс».

Подобное разграничение стрессов указывает на наличие постоянной ответной реакции всего организма в ответ на постоянный внешний стресс. Эта ответная реакция влияет на наш мозг, приводя к нарушению памяти и других аспектов умственной деятельности. Таким образом, стресс является фактором риска, влияющим на развитие болезни Альцгеймера, а также ускоряет ухудшение памяти при старении человека. При этом вы можете даже начать себя чувствовать намного старее, что называется, умственно, чем вы есть на самом деле.

«Пациенты постоянно приходят с жалобами на ухудшение памяти и интересуются, не есть ли это начало болезни Альцгеймера, — рассказывает Роберта Ли (Roberta Lee), доктор наук и вице-директор отделения интегративной медицины в Израильском медицинском центре Бет-Изрэйл (Department of Integrative Medicine at Beth Israel Medical Center). – При этом показатели тестов и результаты магнитно-резонансной томографии выглядят неплохо. Но как только я начинаю расспрашивать об их образе жизни, сразу узнаю о наличии постоянного стресса».

О чем говорят исследования?

Исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско продемонстрировали, что постоянная реакция организма на стресс (и постоянные всплески кортизола) способны приводить к уменьшению гиппокампа – важнейшей части лимбической системы головного мозга, отвечающей как за регулирование последствий стресса, так и за долговременную память. Это также одно из проявлений нейропластичности – но уже негативное.

Почему это очень важно для нас?

Эти исследования имеют огромную важность, так как показывают, что мы можем в определенной степени влиять на степень собственных когнитивных изменений. Для того чтобы защитить мозг от связанного с всплеском кортизола старением, Ли советует ежедневно создавать своеобразные препятствия стрессу

«Даже пятиминутный период в течение дня, когда вы ничего не делаете – абсолютно ничего! – может очень помочь, особенно если эти периоды будут регулярными», — заявляет Ли.

Помимо этого, Ли рекомендует регулярно завтракать; причем завтрак должен включать продукты питания, содержащие сложные углеводороды (цельные зерна, овощи) и белки. «Завтрак помогает вашему обмену веществ не ощущать влияний стресса», — говорит она. И как только вы чувствуете волнение из-за очередного стресса, отлично помогают пятиминутные релаксационные паузы: глубокий вдох через нос, считая до четырех, а затем глубокий выдох через рот, считая до пяти. Достаточно четырех раз, чтобы организм расслабился. Неплохо повторять это в начале и в конце дня.

Принципы

Эта молодая наука имеет свои основополагающие принципы:

  1. Социальной обусловленности: формирование психологических процессов возможно только в обществе.
  2. Материального детерминизма: в основе психики лежит работа нервной системы.
  3. Системности строения: психические процессы имеют свою строгую иерархию и систему, равно как высшая нервная система с ее многообразием уровней.
  4. Динамика в развитии — все функции находятся в постоянном движении и видоизменяются.
  5. Синдромность: в основе патологических психических процессов лежат определенные синдромы, которые включают как анатомические, так и функциональные проявления.

Также как и любая другая медицинская наука нейропсихология базируется на принципах этики и деонтологии, которые в отношении высшей нервной деятельности приобретают особенное значение.

Характеристика психологии человека как продукта нервной системы и социального влияния привела к формированию религиозных и моральных конфликтов, поэтому важно соблюдать эти принципы очень внимательно. Любое нейропсихологическое исследование должно учитывать фактор общественного противодействия в этой связи. Любое нейропсихологическое исследование должно учитывать фактор общественного противодействия в этой связи

Любое нейропсихологическое исследование должно учитывать фактор общественного противодействия в этой связи.

Гормон средней доли гипофиза

В этой небольшой гипофизарной части, представляющей собой тонкую прослойку между задней и передней долями, вырабатывается меланоцитстимулирующий гормон, защищающий клетки кожи от воздействия солнца.

Это вещество действует на клетки-миелоциты, стимулируя выделение пигмента — защитного механизма, направленного против разрушительного действия УФ-излучения. Именно на этом воздействии основан эффект загара.

Избыточное выделение выделения этого гормона приводит к образованию пигментных пятен. Такая ситуация возникает во время беременности и приеме некоторых лекарств, когда кожа приобретает повышенную чувствительность к солнечным лучам.

Отсутствие этого гормона, как правило, связано с генетическими аномалиями, Больные, имеющие белую кожу, не могут загорать, а сразу получают ожоги, попав на солнце. К сожалению, изменит генетику невозможно

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Настольные игры

Существует очень много хороших настольных игр, которые можно использовать для развития ребенка с СДВГ. Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности. Подобрать такие настольные игры, которые могли бы заинтересовать гиперактивного ребенка — не такая простая задача. Тем не менее, родителям очень желательно делать усилия в этом направлении.

Прежде всего, правила и условия настольных игр совершенно четкие, не размытые и не вызывающие разночтений. Как следствие, для ребенка это очень хорошая возможность тренировки внимания. Поскольку ходы в такой игре делаются по очереди, гиперактивный ребенок учится ждать и контролировать свои импульсы

Настольные игры полезны гиперактивному ребенку во многих отношениях. Они, например, учат такого ребенка следовать определенным правилам и развивают способность к продуктивной целенаправленной деятельности.

Как отодвинуть старение организма

Почему мы снова обращаемся к китайским практикам? Потому что китайцы не одно столетие испытывают на себе оздоровительные методы, доказывая, что они действительно работают.

Никто не будет спорить, что от состояния сердечно-сосудистой системы зависит здоровье всего организма, ведь кровь, которую прокачивает наш «насос», снабжает органы кислородом и жизненной энергией (Ци). Чтобы сердце хорошо прокачивало кровь, необходимо ежедневно выполнять простые упражнения.

Попробуйте хотя бы дня три выполнить 8 упражнений, как сразу же заметите улучшение своего состояния. Когда ваш организм почувствует, что ему стало лучше, вы уже никогда не бросите заниматься китайской гимнастикой.

Тот, кто уже занимается, отмечают, как постепенно устраняются воспалительные процессы, проходят хронические заболевания, появляется энергия, повышается работоспособность.

Кроме этого, у вас:

улучшится эластичность сосудов;
не будут образовываться тромбы, уменьшится варикозное расширение вен;
придет в норму артериальное давление;
исчезнут тревожность, излишняя возбудимость и страхи;
стабилизируется работа сердца;
исчезнет головокружение;
улучшится память и внимание.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Компьютерные игры

Синдромальный подход

Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога/педагога произвольная деятельность. Эта деятельность, конечно же, подбирается с учетом предпочтений конкретного ребенка

В результате этой деятельности возникает постпроизвольное внимание. Постпроизвольное внимание-это когда человек сначала делает усилия, а потом ему становится интересно и он уже поддерживает уровень активного внимания без напряжения

Компьютерные игры

Именно на поспроизвольном внимании формируется увлечение гиперактивных детей компьютерными играми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения за компьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон.

ограниченное пространство дисплея компьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок может утомиться быстрее, чем любой другой, но не отвлечься.
компьютерные игры и упражнения-это достаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональным характеристикам гиперактивного ребенка.
в случае неудачи, ребенок может повторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими, убедиться в том, что теперь у него получается лучше.
компьютер — это очень визуально и наглядно, что дает возможность гиперактивному ребенку лучше усваивать любой материал.

Если ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития его дефицитарных функций

Если ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития его дефицитарных функций.

Гормоны задней доли

Гипофиз вырабатывает множество гормонов задней доли, часть которых недостаточно изучена. Сильнее всего влияют на организм человека следующие гормональные вещества, образующиеся в этой части мозгового придатка:

  • Вазопрессин – антидиуретический гормон, регулирующий водный обмен, чувство жажды и почечную функцию. Под его воздействием почки начинают усиленно всасывать воду. Нормальная концентрация вазопрессина способствует формированию чувства насыщения жидкостью и правильного питьевого поведения. При недостатке развивается несахарный диабет — заболевание, при котором выделяется большое количество урины с низкой плотностью. Больной постоянно хочет пить и за сутки выделяет до 25 литров мочи.
  • Окситоцин — гормон средней гипофизарной доли, играющий важную роль в процессе родов. При его недостатке возникает слабость родовой деятельности. Благодаря этому гормональному веществу в организме запускается процесс выработки грудного молока.

Положительное влияние гимнастики для мозга ребенка

Клетки мозга связаны со всем организмом человека, их стимуляция приводит к определенной реакции мышц, сухожилий. Если существует такая прямая связь, то должна быть и обратная, при которой определенные упражнения вызовут процессы в нейронах, создадут новые связи, тем самым способствуя развитию мозга. Это было доказано нейрофизиологами при различных исследованиях.

Существует даже программа развития мозга, в основу которой положены разработки американских исследователей Гейла, Пойла Деннисона. На основе различных экспериментов они составили комплекс упражнений по нейрогимнастике, выполнение которых приводит к стимуляции естественных процессов в различных зонах мозга.

Суть нейрогимнастики в том, что выполнение определенных движений объединяет работу мышц и мысли человека. Постоянно повторяющиеся упражнения формируют связи между нейронами, облегчают образование новых.

В чем эффект нейрогимнастики:

  • улучшение памяти, быстрое запоминание новой информации;
  • реорганизация мозговых связей, оптимизация работы мозга;
  • повышение внимания, развитие речи, мелкой моторики;
  • организация синхронной работы правого и левого полушарий;
  • выявление скрытых возможностей мозга.

Лишь 10 % из всех людей используют оба полушария в своей ежедневной работе, именно такие люди добиваются определенных успехов, наиболее полно раскрывают свои скрытые возможности. Задачей каждого родителя, который хочет видеть своего ребенка умным, способным справляться с поставленными перед ним заданиями, является своевременное обучение, раскрытие возможностей головного мозга, его гармоничное развитие.

Как развить правое полушарие мозга?

Развитие левого полушария мозга

Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
  • Принимайте витамины для улучшения работы мозга

Развитие правого полушария мозга

Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.

Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки

Упражнение для развития мозга

В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.

Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.

Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши:

  • Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация». Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
  • Упражнение «Золотая Рыбка». Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка

Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.

Примеры упражнений для 4-5 лет

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:

  1. сначала ладонь выпрямлена;
  2. потом – сжимается в кулак;
  3. далее ладонь ставится ребром;
  4. после этого последовательность повторяется.

Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.

Также такое несложное задание помогает улучшить внимание. Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания

Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

  • ребенок встает прямо;
  • поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
  • согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
  • далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.

Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

Энергетическое

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».

Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего

Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию

Растягивающее

В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:

  1. левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
  2. правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
  3. Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.

Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Развитие детей младшего дошкольного возраста

В педагогике разработано достаточно много способов развитиея памяти у детей дошкольного возраста.

Наиболее популярные способы:

  • наблюдения,
  • чтение и пересказ произведений,
  • заучивание стихов,
  • отгадывание загадок,
  • решение кроссвордов, ребусов.

Память можно развивать при помощи мнемотехнических упражнений и дидактических игр. Ведь именно игра является наилучшим способом развития каких-либо качеств ребенка. Предполагается, что для каждого её вида: словесно-логической, слуховой, зрительной, двигательной, тактильной могут применяться как отдельные игры, так и упражнения в комплексе.

Подбирать занятия нужно в зависимости от возраста, способностей и особенностей нервной системы ребенка, так одному малышу необходимы подвижные действия, а другому интереснее спокойные.

Наш мозг учится на собственном опыте

Зеркальная нейронная система – именно так называют зоны мозга с синапсами (областями взаимодействия нервных клеток), которые активизируются при любой нашей деятельности при условии, что мы делали это и раньше. Любое действие отражается в нейронных связях, активизирующихся вновь, когда вы лишь смотрите на кого-то, кто выполняет это действие. Именно поэтому мы наиболее активно сопереживаем тому постороннему опыту, который пережили сами.

О чем говорят исследования?

Некий Джиакомо Риззолатти (Giacomo Rizzolatti) и его коллеги с факультета нейробиологии Университета Пармы (University of Parma), Италия, впервые отметили существование зеркального эффекта, изучая мозг макак. К примеру, когда исследователи поднимали с пола орехи, у наблюдающих за ними обезьян активизировались те же нейроны, которые активизировались у животных и ранее, то есть, в тот момент, как они сами поднимали с пола орехи. Эти клетки были названы «зеркальными нейронами». У человека же целые зоны активизируются в ответ на знакомое действие. В этом и есть принцип зеркальной системы.

Почему это очень важно для нас?

Существование зеркальной системы помогает ответить на вопрос, почему какой-нибудь новый навык приобретается быстрее, если вы хоть раз пытались выполнять это ранее. Если же вы впервые делаете какое-то упражнение, наблюдая за тренером, вы повторяете его робко и неуклюже. Наблюдение за действием до того, как вы попробовали его выполнить, обычно мало что дает; однако наблюдение за действием после того, как вы его выполнили, запускает зеркальную систему, усиливающую ощущение в мозгу, что у вас это получится.

Нейробиолог из Лондона, доктор наук Дэниел Глейзер (Daniel Glaser) говорит: «Когда вы глядите на что-либо, что вы делали ранее, вы фактически используете большую часть мозга для наблюдения; то есть, происходит поступление большего потока информации. До того как вы впервые попробовали поиграть в теннис, вы не делали разницы между хорошо или плохо закрученным мячом при ударе. Но всего лишь несколько недель занятий, и когда ваш тренер показывает вам удар, вы уже способны воспринимать его визуально. Благодарите за это зеркальную нейронную систему».

Зеркальная система – это то, что дает нам эмпатическую способность разделять боль или радость других людей, основываясь на том, что вы видите у них на лицах. «Когда мы видим, что кто-то страдает от боли, зеркальная система помогает нам прочесть его/ее выражение лица и фактически почувствовать страдание от этой боли другого человека», — объяснил суть работы системы нейробиолог Марко Якобини (Marco Iacoboni) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California at Los Angeles).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: