Смерть и погребение
С этим моментом было связано много суеверий и страхов. Такие приметы, как треснувшее зеркало, крик совы, нашествие муравьёв или мышей, говорили о возможной скорой кончине кого-то из семейства.
Если в доме кто-то умер, на стол клали хлеб-соль, а на подоконник ставили стакан с водой и полотенце. Мордовцы верили, что душа должна помыться и отдохнуть перед уходом. Ближайшие родственники не должны были участвовать в похоронной процессии, чтобы не уйти на тот свет вместе с усопшим. На прощание являлись все дальние родственники и односельчане, которые приносили продукты и деньги.
Похороны проводили только на третий день, при этом тело укладывали в неглубокую яму на подстилку. Этот обычай плавно перешёл к обычному закапыванию, как и у христиан. Но в зимнее время ещё долго практиковали «небесное захоронение»: гроб вешали на высокие ветви, а весной делали перезахоронение в землю. Интересно, что в боковых стенках гроба делали окошки, чтобы покойник мог наблюдать за тем, что делают его родственники.
Дружелюбие
Радушие и щедрость считаются главными чертами этих людей. Угостить и отменно накормить гостя считалось долгом хозяина не только в том случае, если они знакомы, но и когда в гости забрёл незнакомец. Каждый чувствовал себя желанным и долгожданным в мордовских деревнях. Русские из соседних регионов знали эту особенность мордвы, поэтому с удовольствием приезжали на их территории к праздникам.
Также любой мордвин любит петь песни. Тут звучат песнопения в любых условиях: хоть на праздники, хоть в тяжёлую минуту. Поэтому туристу, попавшему в дом к местным жителям, нужно быть готовому к тому, что большая часть застолья будет отведена песням.
Следующая загадка
Загадка краткое, иносказательное описание предмета или явления, которое нужно отгадать. В древности мордовская Загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими имена
Издавна у мордвы был обычай, как заканчивали осенние работы, устраивали посиделки, от слова «сидеть». Иногда их называли келейками (в бане) беседками, вечерками. Посиделки для каждого возраста были разные, они считались школой воспитания молодежи. Посиделки могли длиться 7, 9 и более дней.
И вот на этих посиделках и загадывались загадки:
Церькавсь пяшксе ломаньда.
Полна церковь людей.
Аф суски, аф увай;
А куду кивок аф сувай.
Не лает, не кусает,
А в дом никого не пускает
Раужо, будто мода,
Сонсь свал кирнявтни.
Белая, словно снег,
Черная, словно земля,
Ходит только прыгая.
Шинек – венек молихть,
Вастстост аф тувихть
День и ночь идут,
С места не сходят
Прикреплённые файлы:
knizhka-pazl_q46kq.pptx | 920,29 Кб |
«Сочинили мы загадки!» На выходные у меня в гостях была внучка Ксюша. Ученица 3-го класса, веселая, активная, очень творческая личность. К слову сказать, очень.
Дидактическая игра «Мордовские узоры» Я уже писала о том, что мордовский орнамент (равно, как и любой другой национальный орнамент) даёт большой простор для творчества и фантазии.
Игра-пазл сделанная своими руками Этот пазл сделан своими руками! Использовались: подарочный пакет (обе стороны, одна для самого пазла, другая — для образца, для основания.
«Загадки из Олиной тетрадки» Любите ли вы отгадывать загадки? Загадки называются ШАРАДАМИ, то есть игры со словами, основанные на способности звуков различать звуковые.
Мастер-класс для родителей по изготовлению игры «Пазл» Направление мастер-класса: творческий, коррекционный. Тема мастер – класса: «Изготовление игры «Пазл». 1. Введение В последнее время в.
Мастер-класс «Необычный пазл», поделка из бросового материала. Идея очень проста и в тоже время весьма привлекательна. Детям, привыкшим к стандартным мозаикам, наверняка понравится такой необычный.
Развивающая книга «Книга-сюрприз» Первое знакомство с мягко книгой происходит от имени сказочного персонажа Вини-Пуха и Пяточка. Воспитатель в непринужденной обстановке подзывает.
Дидактическая игра «Сделай пазл сам» Сделай пазл сам Практически все дети любят собирать пазлы. Это ведь так интересно из маленьких отдельных кусочков получается полноценная.
Загадки о здоровьесберегающих технологиях В соответствии с ФГОС, современный педагог в массе инновационных преобразований, должен уметь выстраивать индивидуальные траектории развития.
-
Любовь или загадка чандраканта индийский сериал
-
Медведь пригласил ворону в гости загадка
-
Загадка что в решете не унесешь
-
Первая загадка в мире
- Загадка для сыщика где мое сердце
Дети
Традиции и обычаи мордовского народа, связанные с детьми и многодетностью, очень интересные. Забота о потомстве начиналась с того момента, как молодые вступали в брак. С первых месяцев беременности все пытались определить пол будущего малыша. Если по лицу беременной появлялись пигментные пятна, значит, стоит ожидать мальчика. Живот немного сдвинут влево – к девочке, вправо – к мальчику.
Две богини считались ответственными за беременность и деторождение. Вирьава помогала забеременеть, поэтому ей несли жертвоприношения молодые семьи. Если у пары не было детей, это считалось происками второй богини — Ведьавы, которая воровала новорожденных и даже нерождённых. Тогда подарки и молитвы устремляли к ней.
И если эти традиции уже ушли в прошлое, то обычай истопить баню для молодой матери с малышом сохраняется до сих пор. Раньше в это вкладывали магический смысл, а теперь остались только соображения гигиены. Первое омовение вместе с мамой происходит намного комфортнее для новорождённого.
Плетение
Плетение на территории Мордвы остаётся одной из давних традиций, которые дошли до наших дней. Это ремесло совершенствовалось на протяжении веков, поэтому сейчас мордовские мастера очень ценятся во всём мире. Они прославились двумя техниками — лозоплетение и плетение из бересты.
Из лозы изготавливали большинство домашней утвари: короба, корзины, даже крупную мебель. В качестве лозы использовали любые природные материалы, которые способны после обработки хорошо гнуться и не становятся слишком хрупкими. В Мордве изготавливают не просто качественные изделия, но и красивые, изящные, поражающие оригинальным декором.
Плетение из бересты было развито из-за смешанных лесов, которые росли на этих территориях. Техника съёма с дерева, просушки, прессования, отделения солей и нарезки передавалась из поколения в поколение. Сейчас во многих музеях Мордовии можно увидеть плетённые предметы обихода. Они украшались особым орнаментом в центральной части, что отличало их от таких же изделий других народов. Во многих туристических центрах тут продаются берестяные сувениры или поделки из плетёной лозы.
Кухня
Первыми по достоинству любой турист оценит мордовские традиции и обычаи, связанные с национальной кухней. Несмотря на то, что во многом блюда похожи на русские, есть в них свои черты, которые можно распробовать уже при первом знакомстве. В основном рацион состоял из продуктов земледелия. Интересен хлеб, который и сейчас готовят в ресторанах национальной кухни: это кислый хлеб, выпекаемый в печах на капустном листе. У него особый аромат, который особенно любят дети.
Готовили много различных каш, делая их по консистенции как современные каши-размазни, заправляя при этом маслом конопли. Поэтому блюда были не только вкусными, но и полезными. Особое место занимали блины из пшеницы, их выпекали очень толстыми, чтобы заворачивать разную начинку.
Но самая главная роль отводилась творогу. Можно сказать, что творог – это своеобразный белый хлеб в Мордовии, потому что его комбинируют с разными продуктами и добавляют в большинство блюд. Из напитков очень популярными были простокваша и квас, которые до сих пор не утратили актуальность.
Представители этого народа очень любят поесть. И сейчас считается, что вкусное кушанье на праздник порадует любого мордвина больше, чем другие сюрпризы и приятные неожиданности.
Национальный костюм
Мордовская культура и традиции включает в себя национальные костюмы, которые и сейчас можно видеть в республике во время праздников и проведения народных обрядов.
В прежние века мокшане и эрзяне одевались по-разному. Мокшанки облачались в штаны с широкими удобными штанинами и в рубашку, которую подпоясывали на талии. Головными уборами служили особые шали или платки, их скручивали наподобие черемисской чалмы.
Эрзянки носили рубаху до пола, а сверху надевали особый национальный кафтан, который называется «шушпан». Для торжественных и праздничных случаев его обшивали красной оторочкой. Голову украшали убором, напоминающим кокошник.
В последние десятилетия традиционный наряд мордовского народа переживает бурное возвращение. Его носят не только на праздники, но и на важные мероприятия, приёмы, политические встречи и т.д.
Пословица
Пословица
— (валмуворкс — м., валмеревкс — э.), паремический жанр мордовского фольклора; устойчивое, ритмически и грамматически оформленное изречение, в котором зафиксирован практический опыт народа и его оценка определенных жизненных явлений. Выступает в речи как самостоятельное суждение; многофункциональна. Смысл пословиц и их образы характеризуют различные стороны действительности. В мордовских пословицах отражены природа и отношение к ней человека: м. Лямбе тундать удосак — кельме тялоть сюдосак, э. Лембе тундонть удосак — кельме теленть сюдосак «Тёплую весну проспишь — холодную зиму проклянёшь». Есть П. о возрасте людей: м. Сире ломань лангса тят пееде, тонцьке сире улят, э. Сыре ломань лангсо иля пейде, тонськак сыредят «Над старым человеком не смейся, сам старым будешь». В нек-рых П. отражены семейные отношения: между мужем и женой (м. Эрь нармонць кельги эсь пизонц, а ломанць — эсь кудонц, э. Эрьва нармунесь эсь пизэнзэ шны, а ломанесь эсь кудонзо «Каждая птица хвалит своё гнездо, а человек — свой дом» или «Каждый кулик своё болото хвалит»), родителями и детьми (м. Кодама марлюсь, стама марьське, э. Кодамо умаринась, истямо умареськак «Какова яблоня, таково и яблоко» или «Яблоко от яблони недалеко падает»). Многочисленны П. о труде: м. Тёждя тевсь валса азомс, да стака сон тиемс, э. Тевесь шождыне меремс, но стака теемс «Легко о деле сказать, да тяжело сделать».
В пословицах используются разнообразные художественно-изобразительные средства: сравнение — м. Вача ломань зверьда кяжи, э. Вачо ломань зверде кежей «Голодный человек злее зверя»; олицетворение — м. Кельмось пакарень пачк ётай, э. Кельмесь ловажань пачк юты «Мороз до костей пробирает»; м. Лямбось пакарь аф синди, э. Лембесь ловажат а синтри «В тепле кости не ломит» или «Пар костей не ломит»; метафора — м. Кудса коцькарьгаське — эрявикс кядьс кундама, э. Кудосо коцькерьганоськак — кедьёнкс «В избе и кочерга — нужная вещь» и др. Нередко П. содержит антитезу: м. Тят кенярде мумста, тят ризна юмафтомста, э. Иля кенярдо, зярдо муят, иля ризнэ, зярдо ёмавтат «Не радуйся находке, не грусти о потере»; м. Кие лама корхтай, ся ёньфтома валхтка ёфтай, э. Ки ламо корты, се превей валт а ёвты «Кто много говорит, тот и глупости наговорит». Умелое использование пословиц делает речь живой и выразит. Пословицы в мордовских языках изучал К.Т. Самородов.
Тексты
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. — Саранск, 1967. — Т. 4. — Ч. 1; Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. — Саранск, 1986; Мокшень пословицат (Валмуворкст). — Саранск, 1953.
Валяние
Мордовский край известен валенками из шерсти овец. Испокон веков такое мастерство передавалось по мужской линии, так как процесс был очень трудоёмким. В прежние века этим промыслом занимались сезонно — осенью и зимой, когда сельскохозяйственные работы были на паузе. Но потом все инструменты изменились, и валяние уже не привязано в определённому сезону.
Теперь в Мордовии есть три центра валяния: село Жабино, Старое Ардатово и Урусово. Все эти сёла соседствуют между собой, и в них работают потомственные валяльщики. В Урусово функционирует музей валенок Мордовии. Они считаются одним из национальных брендов республики, так как до сих пор изготавливаются по традиционным технологиям.
Свадебные обряды
Мордовские традиции свадьбы — одно из самых самобытных явлений этого народа. Свадебные традиции тут сложны и многочисленны. Скорее их можно охарактеризовать как народную музыкальную драму, в которой горечь прощания с любимой дочерью и её уходом в чужой дом переплетаются со счастьем жениха и его родственников.
Выбор пары был делом родителей жениха
Главные факторы, на которые обращали внимание, это здоровье девушки, богатство её семьи и трудолюбие будущей невесты. В первую очередь шло сватовство
Сначала отец жениха преподносил пожертвования богам, а потом снаряжал свадебный поезд, если вторые родители давали добро. В этом поезде было много участников, каждый выполнял свою роль.
После сватовства шло приготовление к свадьбе. Подготовка была серьёзная, так как само празднество состояло из многих этапов:
- свадьба в семье жениха;
- свадьба в семье невесты;
- переезд свадебного поезда из дома жениха к невесте;
- свадьба после обряда венчания в доме жениха.
Последним был день ряженых, после чего праздник считался завершённым.
Язык
Мордва состоит из двух основных групп: эрзя и мокшане. У каждой из них есть уникальные языковые черты, но всё же их объединяют в общий мордовский язык. У них есть несколько интересных для русского человека особенностей. Например, полностью отсутствуют префиксы, слова не изменяются по родам, а склонения всего два. В большинстве слов ударение падает на первый слог, что придаёт говору особую ритмику.
Но по слуху заметно, что этот язык не очень далёк от русского, ведь в нём много заимствований из русской речи, а также из иранского и балтийского. Несмотря на то, что мордва бережёт свою языковую среду, здесь все отлично разговаривают на русском, даже официальная документация дублируется на двух языках. Поэтому туристы всегда чувствуют себя комфортно в такой двуязычной среде.
Уклад жизни
Раньше мордва проживала на берегу рек и по опушкам лесов. В этих деревнях не было улиц, дома строили хаотично по мере захвата свободной земли. Обычно родственники селились рядом со своими родными, так получались небольшие кварталы, состоящие из представителей одного рода. Они объединялись в крупные дворы, внутри которых располагались дома, а периметр обносился плетёным тыном или забором.
В домах были сени и одна большая комната, где жили и спали все члены семьи. Семейства были очень большими, обычно в них насчитывалось до 3-4 десятков человек. Представители разных поколений отлично уживались между собой, каждый из них выполнял свои функции: старики смотрели за детьми, а представители среднего возраста работали в огороде, в садах, занимались промыслом.
Все размещались в нескольких домах, а чуть подальше стояли хозпостройки, где держали животных и птицу. Хозяйство не делилось для каждой семьи, а было общим для всего рода.
Дома отличались от русских изб. В них единственное небольшое окно делали так, чтобы оно смотрело не во двор, а на улицу. Под чердаком всегда прибивали скворечник, и если в нём селились скворцы, считалось, что в доме обязательно будет счастье.