Слайд 16Официальные грамоты писали чернилами на пергамене. Пергамент делали из кожи овец,
телят. Кожу старательно скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. Затем ее вымачивали в известковом растворе. Шкурку натягивали на деревянную раму и сушили, после еще втирали мел и выглаживали пемзой. Затем пергамент отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера. На пергаменте можно было писать с обеих сторон; он был светлым и прочным, и не давал растекаться чернилам, его можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой.На пергаменте писали чётко и красиво. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.
Школы при Петре I
Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.
Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.
Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.
Реформа образования Екатерины II
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.
Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.
Крещение Руси – не просто древнее историческое событие, не дело давно минувших дней. Крещение Руси не завершено, оно продолжается до сего дня.
До сих пор ежедневно все новые и новые люди, и стар и млад, все новые наследники князя Владимира и древней Руси принимают Таинство святого Крещения. Крещение Руси – не только и не столько прошлое. Это наше настоящее и наше будущее.
Крещение Руси дало нашему народу мощнейший импульс движения ко Христу. Следование по этому пути требует ежеминутного подтверждения в нашей личной и общественной жизни. Продолжающееся Крещение исторической Руси – знак продолжающейся борьбы между Богом и дьяволом за душу каждого человека, за душу всего нашего народа.
Крещение – установленное Самим Христом Таинство, необходимое для окончательного обращения и покаяния человека, его отвращения от дьявола и всех дел его, для очищения от грехов и нового благодатного рождения во Христе, для привития к Его Телу – Церкви. Без Крещения невозможно быть со Христом, невозможно быть христианином, невозможно достигнуть двуединой цели православной жизни – спасения и обожения.
Крещение совершается как над каждой человеческой личностью, так и над целыми народами. «Идите, научите все народы, — заповедовал Господь Своим ученикам, — крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Крещение народа происходит тогда, когда властная элита и народ, в своей активной части, по благословению Божию решают добровольно следовать за Христом во всех областях своей жизни.
Сегодня, как и при святом Владимире, как, впрочем, и всегда, решается главный вопрос: «Кто мы?». Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой: «С кем мы?». Мы — христиане, язычники, безбожники, иноверцы? Мы со Христом или против Него? Мы избираем свободу во Христе или рабство лукавому, путь праведности или греха, вечную жизнь или бесконечную смерть?
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
- В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
- В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
- В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
- В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
- С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Слайд 6Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики,
а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. По заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Школа обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Главное же – это обращение русского общества от языческой тьмы к свету Евангелия Христова, благодатное преображение личной и общественной жизни при всей сложности этого процесса.
По глубокому замечанию протоиерея Георгия Флоровского, древняя крещеная Русь является «золотым веком» нашей истории, временем Божиих чудес и тайн.
«И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, — радуется митрополит Илларион, — не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся… вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом… идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тьма служения бесовского исчезла — и слово евангельское осияло нашу землю… капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады».
Русь святых Аскольда и Дира, Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого – это начало Святой Руси. Ныне она пребывает «под спудом», в подполье, в подсознании нашей культуры, наших сердец. Пока эта православная святая Русь не выйдет из подполья, не станет для нас примером, образцом для подражания, самой нашей жизнью, пока она и не преобразит своим светом все стороны нашей жизни, мы так и будем метаться из огня да в полымя, от одной неразрешимой проблемы в другую.
В церковной историографии (истории Церкви)
В месяцеслове Русской Церкви никогда не было и нет праздника (воспоминания) в честь событий 988—989 годов. Вплоть до начала XIX века в России не было истории Русской Церкви как научной отрасли или учебной дисциплины: первым систематическим трудом стала «Краткая Церковная Российская История» митрополита Московского Платона (Левшина) (М., 1805 в 2-х ч.). Церковный историк начала XXI века В. И. Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия «Росия» формально была открыта столетием раньше».
Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира». Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые 2 части своего основного труда. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире», «обращение князя Владимира», «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем», как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему.
Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.
Однако, в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».
Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире».
Князь Игорь
В 912 годе Вещий Олег умер. Многие считают версию о его смерти легендой. Говорят, волхвы предрекли ему смерть от собственного коня. Когда животное погибло, он поставил ногу на его череп. Оттуда вылезла ядовитая змея и смертельно ужалила Олега. Таким образом, предсказание волхвов подтвердилось. Правда, известный наш историк Н.М. Карамзин считает, что это всего лишь легенда.
В год смерти князя к власти пришел законный наследник Игорь. Подобно всем русским князьям, он был храбр и неуступчив. Но он оказался не так удачлив, как свой предшественник. С приходом к власти Игоря на границах Древней Руси впервые появились кочевые племена печенеги. После этого долгие годы они были страшными врагами киевского княжества.
Князь Игорь
В 943 году князь Игорь собрал огромное войско, куда входили варяги, славяне и печенеги. С этой армадой он направился на Византию. Одна часть войска отправилась туда по морю, другая на конях – по суше. Узнав об этом, византийский император отправил навстречу Игорю посланцев с щедрыми дарами. Князь остался доволен и повернул войско назад.
Крещение князя Владимира и киевлян
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! |
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).
Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:
В году 6496 был крещен Владимир, который крестил Росию. |
Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет». В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.
Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумъти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бъ всегда о благовърьнии земли Гречьскъ, христолюбиви же и сильнъ върою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дъются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовърьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови пръстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгоръ духомъ, яко быти ему христиану и земли его».
Слайд 2Как вы думаете, было ли время, когда на Руси не было
грамотных людей, а дети не ходили в школу?
Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых было много безграмотных людей.
Хронология крещения Руси
Событие | Дата | Влияние |
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь | Около 867 года | Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей |
Крещение княгини Ольги | 957 год | Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство |
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь | 959 — 960 год | Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно |
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров | 979 год | В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни |
Попытка реформы язычества князем Владимиром | 980 год | Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой |
Летописное сообщение об «испытании вер» | 986 год | Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть |
Корсуньский поход Владимира | 987 год | Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу |
Крещение киевлян | 988 год | Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне) |
Крещение новгородцев | 990−991 год | Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями |
Антихристианское восстание в Суздале | 1024 год | Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе |
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове | 1071 год | Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей |
Крещение вятичей |
12−14 века | Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения |
Ярослав Мудрый
Междоусобица унесла жизни многих сыновей Владимира. Победителем вышел Ярослав Владимирович. Он был очень умным человеком. В историю он вошел как Ярослав Мудрый. При нем был создан свод законов «Русская правда». Этот документ способствовал укреплению центральной власти в государстве.
Ярослав Мудрый был грамотным и набожным человеком. У него была большая библиотека. Князь всячески поддерживал хорошие связи с другими государствами. Как умный государственный деятель, он старался установить родственные отношения между членами княжеской семьи и представителями королевских домов в Европе.
Ярослав Мудрый
У него было две жены. Одна из них была норвежкой, а вторая была дочерью короля Швеции. Сыновья женились на представительницах влиятельных королевских фамилий. Дочерей Ярослав выдал за королей Норвегии, Венгрии и Франции.
Великий князь основал много городов на русской земле. Это такие известные города, как Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (Белая Церковь) и, конечно же, Ярославль.
При Ярославле Мудром Древняя Русь достигла невиданного расцвета.
Школы при Петре I
Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.
Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.
Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.
- 7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня
- Тест для родителей школьников
- Педагогические идеи Николая Добролюбова
Как учили грамоте на Руси?
В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.
Запрещалось кушать на занятиях. Нельзя было открывать и держать открытой книгу без разрешения учителя. «Не ешь, а то заешь выученное», «Закрой книгу, а то все позабудешь», — говорил учитель.
Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица
Один зубрил буквы, второй складывал из букв слова (перешел к «складам»), третий читал слова вслух, четвертый учил прочитанный текст… Старшие учили псалмы и молитвы. Стоял невероятный шум. Оценки не ставились. Выучил – молодец, не выучил – оставайся без обеда и получай розгой. После занятий наводили порядок в школе и расходились по домам.
Образование в XIX веке
В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.
В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания
Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.
Советская школа
После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.
1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.
Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.
О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:
В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.
Первые школы на Руси
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.
Другие интересные факты
- «Руси есть веселье питие, не можем без того быть!» — так воскликнул Владимир, когда узнал, что в исламе запрещено употребление вина
- В 987 г. Византийская империя, стремясь обезопасить себя, просила помощи у Руси в подавлении восстаний. Историки считают, что Византии было очень выгодно христианизировать Русь, оказывая на нее политическое влияние
- В начале переговоров Владимир потребовал принцессу Анну, чтобы этим браком поднять авторитет Древнерусского государства, византийский император в зятьях – это уважение со стороны развитых цивилизованных государств. Непременным условием для князя стало принятие христианства
- Христианизация Руси проводилась благодаря активному участию Византии: были завезены иконы и священные богослужебные книги
- Разрешение вести церковную службу на родном языке для новообращенных христиан – это одно из отличий византийского христианства от римской церкви, в которой богослужение велось только на латинском языке
- Принятие христианства способствовало развитию грамотности. В первые школы при монастырях, храмах, по приказанию Владимира, забирали детей высокого социального статуса, из «нарочитых». Для матерей это стало необъяснимой, надвигающейся бедой из-за непонимания: к чему такая необходимость отдавать свое чадо на учение?
- Сначала христианские церкви были лишь небольшими огоньками среди безмолвного моря, олицетворявшего язычество, однако примерно к 12 веку церковь уже имела определенные привилегии: получение земельных участков, введение судебных дел, не только религиозных, но и семейных, особое положение в иерархии приближенных к князю