Психолог: «из застенчивых детей получаются самые взрывные подростки»

Как научить ребенка говорить звук «р»

Учим ребенка говорить букву «р»

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука «р» у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква «р».

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука «р»

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву «р», сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква «р»: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Автоматизация звука «р»

После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на «р», учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Разграничения диагнозов

Ротацизм появляется не только при дислалии. При дизартрии проблемы возникают с подвижностью мышц речевого аппарата. У детей отмечается гипотонус или гипертонус – слабость или напряженность органов артикуляции.

У дошкольников с дизартрией отмечаются:

  • проблемы с дыханием – слабое, поверхностное;
  • повышенное слюноотделение;
  • нарушения координации.

Для постановки диагноза используют специальные пробы, предложенные Архиповой. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык и глазами следить за яркой игрушкой. При проведении заметны непроизвольные движения языка.

Иногда достаточно визуального осмотра. Дошкольника просят открыть рот, язык не лежит спокойно в полости, а собран в комок — это говорит о гипертонусе. Если он вялый, неподвижный, то это гипотонус.

Нарушения мягких и твердых звуков бывают при общем недоразвитии речи (ОНР). При таком заключении проблемы наблюдаются в лексике, грамматике, связной речи.

Справиться играючи

Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.

«Давай поговорим!»

Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.

«Рычи, лев, рычи!»

Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.

«Пойми меня!»

Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.

«Чья походка?»

По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».

«Преображение»

Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Логопедические упражнения на постановку звука Р

Несмотря на то, что тренировка в произношении звука Р важна и необходима для постановки правильной речи, но ее одной недостаточно. Не менее важна артикуляционная гимнастика, направленная на развитие тех мышц языкового аппарата, напрямую участвующих в произношении звука Р.

Логопеды разработали целый комплекс таких упражнений, которыми без труда дети могут заниматься дома вместе с родителями

В этой гимнастике очень важное значение имеет периодичность занятий – ежедневно и желательно два-три раза в день. А также совместная работа: на примере родителей малыш должен видеть, как правильно нужно выполнять упражнения

Каждый специалист разрабатывает свою методику по постановке правильного звука Р. Но есть ряд упражнений, которые используют все логопеды.

«Чашечка»

Придать языку форму чашки – края подняты, а средняя часть опущена. Нужно удерживать язык в этом положении 10-15 секунд, затем расслабить его и повторить упражнение снова. Делать его нужно не менее пяти раз.

«Лопаточка»

Немного высунуть язык и придать ему форму лопатки – сделать его прямым и широким. Также удерживать это положение секунд 15 и повторять несколько раз.

«Чистим зубы»

Раздвигаем губы в широкой улыбке так, чтобы открыть верхние зубки. Языком вычищаем зубы с внутренней стороны, действуя им, как метелкой. Очень важный момент – работать должен только язык, а челюсти оставаться неподвижными.

«Шиворот-навыворот»

Высуньте язык и в таком положении попробуйте проговаривать с ребенком разные слова. Получится смешно, а одновременно вы сделаете хорошую разминку для языка.

«Лакание молока»

Предложите малышу повторить действия кошки и полакать чай, компот или сок. Такое нехитрое упражнение хорошо укрепляет мышцы языка.

Расслабляем мышцы языка

Нужно широко открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на бугорки верхних зубов. Удерживайте такое положение языка секунд 20 и повторяйте не менее трех раз. Это очень эффективное упражнение, которое научит ребенка расслаблять мышцы языка и растянет подъязычную связку.

«Дятел»

Широко открываем рот в улыбке и ударяем кончиком языка по бугоркам верхних зубов. При этом нужно произносить звук Д. Вначале звук Д произносим медленно, затем постепенно увеличиваем темп. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы челюсть была неподвижна, а рот оставался в улыбке. Упражнение делаем не менее 15 секунд.

Если выполнять все предложенные рекомендации старательно, пользуясь любой для этого возможностью, то ваш ребенок очень быстро покорит звук Р. А благодаря игровой форме упражнений процесс занятий с артикуляционным аппаратом станет увлекательным и для детей, и для родителей.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков р, рь:

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки  выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному. Упражнения для мышц:

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Пальчики-помощники

На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.

Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.

Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.

В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.

Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:

  • бусинами;
  • крупой;
  • пуговицами;
  • горошинами.

Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом — по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

Произнеси слоги

ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры

Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) — был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) — потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) — заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) — мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) — с Катей мы ловили кур.

Повтори предложения

— У коровы рога.

— Вера и Рома играют в жмурки.

— Туристы развели костёр.

— Фёдор топором рубит дрова.

— У Иры красные рукавички.

— Шофёр проверят мотор.

Повтори скороговорки

— На горе Арарат растёт крупный виноград.

— У мыши в норке сыра корка.

— Трое трубачей трубили в трубы.

— После росы росли розы.

— Во мраке раки шумят в драке.

Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла — рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба — рыбий царь,

Называется «пескарь».

На дворе горка,

Под горкой — норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома — что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните — даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время «проблемному» звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики «Обучение и развитие детей«

Упражнения для артикуляции

Они включают упражнения на развитие мышц языка, мимических, горловых мышц, губ. Упражнения указаны в порядке возрастания сложности.

  1. Перед этим упражнением нужно вымыть руки. Путь ребенок поместит большой палец под язык и подвигает им вправо-влево. Упражнение поможет растянуть уздечку.
  2. «Лошадка». Предложите малышу поцокать, как лошадка. Для этого нужно присасывать язык к твердому нёбу и отрывать его. Посоревнуйтесь, кто цокает быстрее и громче — соревновательный элемент сделает занятия интереснее для ребенка.
  3. «Шиворот-навыворот». Попросите ребенка высунуть язык и попытаться сказать что-нибудь.
  4. «Индюк». Как говорит индюк? Покажите это ребенку — быстро выбрасывайте язык между губами, чтобы получался звук «бл-бл-бл». Пусть ребенок повторит несколько раз. Если сразу не получается быстро, пусть попробует в медленном темпе.
  5. Полезны любые гримасы с активными движениями ртом: пусть ребенок сворачивает язык в трубочку, высовывает, пробует достать им до носа или подбородка, скалит зубы и так далее. Детям очень нравятся такие игры.
  6. «Кучер». Как остановить лошадку? Нужно сказать ей «Тпрр». При этом вибрируют губы, получается губной, глухой звук Р.
  7. «Блинчик». Упражнение нужно для правильной формы кончика языка при произношении звука Р — он должен быть широким, а не острым. Поэтому нужно научиться делать язык широким. Пусть ребенок положит широкий, плоский язык на нижнюю губу, как на блюдечко.
  8. «Любопытный язычок». Упражнение лучше делать сразу после предыдущего, чтобы ребенок не забыл, как делать широкий язык. Нужно улыбнуться и положить широкий язычок на нижнюю губу — пусть любопытный язычок посмотрит, что происходит вокруг. Потом широкий язык убрать в рот — в домик — и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. После того, как язычок отдохнул в домике, можно снова вывести его «погулять». Выдвигать и убирать язык нужно плавно.
  9. «Барабанщик». Пусть ребенок постучит языком по бугоркам — должен получаться звук «д-д-д». Язык при этом широкий, губы в улыбке, нижняя челюсть не двигается.
  10. «Сорока». В этом упражнении у ребенка уже может получиться звук, близкий к правильному Р. Как трещит сорока? Попробуем показать! Язык должен быть широким, надо поднять его к альвеолам и направлять струю воздуха на выдохе на кончик языка. Сначала ребенок должен попробовать произнести звук шепотом, потом громче.
  11. «Моторчик». Упражнение уже прямо подходит к правильному звуку Р. Ребенок должен говорить звук «д-д-д», как в упражнении «барабанщик». Теперь берем указательный палец ребенка (правый — для правшей, левый — для левшей, руки должны быть чистыми) и подставляем под кончик языка, совершая частые вибрирующие движение. Должен получиться звук «др-р-р». Моторчик завелся, скоро малыш научится сам, без помощи пальца заставлять кончик языка вибрировать!
  12. Попросите ребенка порычать, как тигр: «Р-р-р!» Вначале можно «заводить» язык с помощью пальца, постепенно переходя к самостоятельному произношению звука.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика — видео

<iframe allowfullscreen=»» frameborder=»0″ height=»281″ src=»https://www.youtube.com/embed/4P1Sje44yRY?feature=oembed» width=»500″></iframe>

Как поставить звук Р в домашних условиях

Улучшить произношение и исправить проблему можно самостоятельно, занимаясь с малышом дома по определенной системе. Забавные упражнения понравятся ребенку и постановка звука р будет проходить в игровой форме. Рекомендации взрослым по проведению занятий:

  1. Проявите терпение и упорство – делайте упражнения ежедневно по 15–20 минут 2 раза в день.
  2. Прорабатывайте детали на собственном примере – для малышей до 5 лет. Детям постарше подарите зеркало для отслеживания правильности выполнения упражнений.
  3. Проводите занятие только тогда, когда ребенок здоров, бодр и весел.
  4. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Увлеките его игрой, плавно переходящей в выполнение упражнений.
  5. Хвалите сына или дочь даже за небольшие успехи.
  6. Просмотрите онлайн-упражнения в интернете для правильной отработки деталей.


Научить ребенка правильно выговаривать слова можно только при комплексном подходе. Способы постановки звука Р:

  • Логопедическая или артикуляционная гимнастика – состоит из трех этапов подготовки: упражнения для языка («иголка», «качели», «варенье»), губ («хоботок», «заборчик») и дыхательной зарядки для тренировки правильного выдоха («свеча», «парашютик»). Развитые лицевые мышцы и сильное дыхание помогут малышу выговорить звук Р.
  • Массаж и занятия для растягивания уздечки – помогут избежать консервативного лечения.
  • Постановка – заключается в отработке мягкого и твердого Р, механическом воздействии – применение ватной палочки или деревянной лопаточки для исправления звучания, создания вибрации.
  • Закрепление звука Р – состоит в проговаривании слогов, звуков, слов, предложений, скороговорок, потешек для автоматизации полученных знаний.

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: