Формы
Для определения типа речевого нарушения при фонации сонорных звуков , необходимо провести диагностику произношения артикуляционной единицы изолированно, в слогах, словах. На основе результатов исследования речи ставится точный диагноз, тип ротацизма и параротацизма.
Рассмотрим классификацию видов нарушений и причины их появления подробнее.
Форма | Признаки | Причины |
---|---|---|
Полное отсутствие звука | Звуки , опускаются в речи полностью, заменяются на гласные | Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами |
Велярный ротацизм | Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет | Короткая подъязычная связка |
Увулярный ротацизм | Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума | Короткая подъязычная связка |
Боковой ротацизм | Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает | Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти |
Носовой ротацизм | Фонация происходит через нос, произносится не , а немецкий ng | Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор |
Двугубный ротацизм | Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным | Парезы, слабые мышцы речевого аппарата |
Одноударный | Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. | Парезы, другие артикуляционные нарушения |
Щечный ротацизм | Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки | Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу |
Нарушение произношения звуков [ч], [щ]
Конечно же, нельзя обойти и такой дефект, как нарушение произношения звуков ,. Чаще всего заменяют на звук , или он приобретает межзубное произношение звуков , . Причины те же, что и у сигматизма. Обычно легко поддается коррекции, и у взрослых встречается редко.
В заключение последняя, очень показательная история:
К нам в Центр за помощью обратилась Людмила Алексеевна, 40 лет. К своему удивлению, у нее обнаружилось отсутствие 6 звуков: -, -, -. История ее «неговорения» нас потрясла. Оказывается, мама пообещала девочке, что, когда ей исполнится 18 лет, все отсутствующие звуки появятся сами собой. И вот девочка засыпает после дня рождения с надеждой на утро… А утром… чуда не произошло.
После наших занятий, при ее огромном желании, нечеловеческом трудолюбии, невероятных усилиях и, конечно же, при поддержке семьи и друзей, которые не очень верили в возможность исправления, она смогла сказать все, что хотела.
Речь развивается на протяжении всей жизни, в любом возрасте можно поставить звук. Но… в детском возрасте мозг более пластичен, поэтому все происходит значительно легче и быстрее! Не затягивайте с решением сделать свою речь четкой и красивой.
Телефон в Санкт-Петербурге:
Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:
«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор
«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков и , с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет
Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?
На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.
Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Текст: Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: () () Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Формы дислалии
- Мономорфная (простая)
- Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная (сложная)
- Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
- Физиологическая (возрастная)
- Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная
- Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
- Органическая (механическая)
- Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Звукопроизношение при дислалии
Звукопроизношение при дислалии нарушается по-разному. Все зависит от вида дислалии. Недостатками звукопроизношения страдают большое количество детей. У небольшой части детей с возрастом нарушения постепенно сглаживаются. У них регистрируется физиологическая дислалия (физиологическое косноязычие), она связана с незрелостью артикуляционного аппарата. У большинства детей дислалия требует очень серьезного комплексного лечения. В этих случаях дислалия проявляется как самостоятельное заболевание, самостоятельное речевое нарушение. Дислалия очень часто предшествует таким заболеваниям, как заикание, общее недоразвитие речи (ОНР), дисграфия, аграфия, дислексия.
Параротацизм
Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего и мягкого на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.
Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука :
- : произносится без вибрации: рука-вука
- : рыбка-дыбка
- : паром- пагом
- : крот-клот, чаще проговаривается в мягком варианте —
- : ромашка — ымашка
- : рот — йот.
Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:
- Родовые травмы
- Двуязычие в семье
- Наследственность
- Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
- Нарушения слуха
- Неправильный прикус
- Травмы языка, челюсти
Отрывок, характеризующий Ротацизм
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь. – А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята? Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову. – А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат. Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении. 8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться. Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира. Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы. Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты. Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша. – Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот. – Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то? – Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика! Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
Причины функциональной дислалии
- Соматические
- Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
- Социальные
-
- Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
- Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
- Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
- Неправильная артикуляция
- Выбор неправильной артикуляции
- Недоразвитие фонематического слуха
- Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Нарушение произношения звуков [р], [р’] (ротацизм)
Примеры:
1. Мальчик Игорь, 7 лет. Пришел в первый класс. До этого посещал логопеда в детском саду. Звуки , были заменены горловыми звуками. Имелись отягощающие факторы: укороченная уздечка, отсутствие плавного сильного выдоха, неумение контролировать положение кончика языка.
2. Мужчина, 30 лет. Стояла скобка (исправление прикуса) и имелся дефект в произношении звуков и . После удаления пластины захотел исправить произношение.
Причинами дефекта в произношении звуков и могут быть:
- наследственность (но не стоит уделять этому слишком большое значение);
- анатомические особенности строения речевого аппарата (уздечка, прикус, строение мягкого нёба);
- окружение (так как у ребенка велика подражательная способность);
- общий тонус (расслабленность, лень, «нет сил»).
Очень часто родители из лучших побуждений самостоятельно пытаются научить ребенка произносить звук . Иногда это удается, но только в том случае, если нет анатомических недостатков, о которых родители не подозревают. Обычно появление горлового воспринимается с радостью, ведь появился хоть какой-то звук, похожий на , а до этого и никакого не было. Но на деле оказывается, что произношение <уэ> гораздо легче поддается коррекции. Научить легче, чем переучить!
Очень трудно дается и исправление «бокового» произношения звука . Коррекцию подобного произношения стоит также доверить специалисту.
Проблему укороченной уздечки не всегда нужно решать оперативным путем. В арсенале у логопедов масса способов и приемов для ее вытягивания. Для укрепления кончика языка и различных подвижек применяются: массаж языка, специальные упражнения на укрепление кончика языка, на развитие его подвижности.
Практика показала, что у многих детей и взрослых, которые не могут произнести звуки , , имеется нарушение произношения шипящих. С детьми чаще всего необходимо сначала поставить именно эти звуки. Со взрослыми все иначе. В связи с сильной мотивацией постановки именно звук взрослый начинает сперва произносить . Но потом возникают трудности в автоматизации этого звука, особенно в словах типа «штраф», «маршрутка», «муштра» и т. д. И приходится возвращаться к постановке шипящих, ведь не зря же они сложились в человеческой речи значительно раньше. Именно они готовят язык к произношению самого трудного и заметного звука речи — .
Пример: Обратилась студентка 2-го курса. Жаловалась на отсутствие звука , так как это стало мешать возможности приобрести актерскую профессию. В результате обследования выяснилось, что у девушки было нарушено произношение почти всех звуков верхнего порядка (это звуки , , , , , ), нечетким было произношение звуков , , , , .
Это нарушение причиняло неудобства даже при попытке произнести простое «Здравствуйте». А необходимость выговорить слово с шипящими вызывала муку. В результате огромного труда и небывалого старания все эти проблемы были решены.
Мы очень подробно остановились на этом дефекте, потому что именно с ним чаще всего взрослые люди обращаются к логопеду, именно он становится помехой в профессиональной деятельности и мешает человеку быть гармоничным и совершенным во всем (из опроса пациентов).
Запись на прием производится по телефону (812) 640-90-77.
Вы также можете задать вопрос специалисту, заполнив форму .
Недостатки произношения отдельных звуков
Дефектный звук | Фонетический дефект(искажение звука) | Фонематический дефект(смешения, замена звука) | ||
---|---|---|---|---|
Название дефекта произношения | Виды дефектного произношения | Название дефекта произношения | Виды замен | |
Звук Р | Ротацизм | Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» | Параротацизм | Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д |
Звук ЛЗвук Л’ | Ламбдацизм | Двугубное, смягченное | Параламбдацизм | Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р |
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц | Сигматизм | Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее | Парасигматизм | С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч |
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч | Сигматизм | Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное | Парасигматизм | Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’ |
Звук j | Йотацизм | Мягкое нижней и верхней артикуляции | Парайотацизм | J = Л’ |
Звуки К, К | Каппацизм | Голосовое, гортанное | Паракаппацизм | К = Т |
Звуки Г, Г | Гаммацизм | Фрикативное заднеязычное, фарингальное | Парагаммацизм | Г = Т |
Звуки Х, Х | Хитизм | Голосовое, гортанное | Парахитизм |
Дислалия: классификация, формы, виды
Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.
По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.
При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.