Почему не говорит ребенок

Не говорит, но все понимает: как стимулировать речь у малышей

Про понимание речи

Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.

Понимание речи также должно соответствовать возрасту.

Как определить, что ребёнок понимает речь?

Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.

  • В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
  • В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
  • В 3 месяца смотрит на говорящего.
  • В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
  • В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
  • В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
  • В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» — ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.

К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых — кот», «бах — упал», «сьсь — грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша. 

Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.

Не норма, если в год:

  • нет лепета,
  • не показывает на предмет,
  • не использует жесты.

Нельзя говорить ребёнку

  • я тебя не понимаю,
  • что ты там шепчешь?
  • говори громче и чётче!

Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.

Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.

Причины и факторы риска

Речевые и языковые расстройства у детей могут иметь множество причин. Распространенные условия и обстоятельства:

  • Нарушение слуха. Если дети не слышат речь других, им сложно научиться общаться.
  • Аутизм. Расстройства аутистического спектра часто влияют на качество общение.
  • Умственная отсталость. Дислексия и другие нарушения обучаемости в некоторых случаях приводят к задержке речи.
  • Психосоциальные проблемы. Серьезное пренебрежение родительскими обязанностями сопряжено с трудностями в развитии речи.

Потенциальные факторы риска:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие в семейном анамнезе подобных проблем;
  • воспитание родителями с низким уровнем образования.

Информация для родителей

Типичный ребенок развивает речь и языковые знания быстро и с небольшими осознанными усилиями и, что важно, с непреднамеренным обучением со стороны родителей. В качестве примера рассмотрим следующее предложение: «Футболист ведёт (а не катит) мяч»

Хотя такие выражения зрелых носителей языка распространены, многие взрослые не могут объяснить, почему они делают эти суждения. Этот вид знания называют неявным – тем, который приобретается посредством опыта и воздействия, а не в результате явного обучения. Большая часть речи маленького ребенка развивается через этот неявный процесс. Это сродни обучению завязывать шнурок или ездить на велосипеде. Это те навыки, которые можно приобрести только в процессе, их трудно объяснить, не демонстрируя. Обучение речи требует многократного воздействия и практики. Полученные знания постепенно накапливаются.
Родителям нужно помнить, что знание речи абстрактно. Владение грамматикой требует обработки таких понятий, как роли подлежащего и сказуемого в предложении, их взаимосвязи и сочетания. Эти абстрактные роли и категории позволяют выражать суть последовательным, но гибким способом. Как приобретаются эти абстракции, является предметом значительных споров. Ребенку может быть предоставлен исходный материал для изучения языка, но абстрактный учебный продукт создается посредством психических процессов им самим. Клиницист и родитель не может напрямую контактировать с этими психическими процессами, потому что они являются динамическими структурами обучения.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Почему может потребоваться помощь ЦПМПК

Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается

Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять

Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.

Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.

Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.

Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.

Диагностика ЗПРР и ЗРР

Задержка физического развития, речевых и психических нарушений диагностируются комплексом методик:

  • Инструментальные обследования — электроэнцефалография, ультразвуковая допплерография, эхоэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
  • Психологическая диагностика — использование тестов психомоторного развития детей, исследование личностных особенностей ребенка.
  • Логопедическое обследование — изучение особенностей детской речи, состояния артикуляционного аппарата, специфики коммуникаций, объема пассивного и активного словаря.

К обследованию ребенка привлекают смежных специалистов. Педиатр занимается диагностикой соматических заболеваний, которые могли бы спровоцировать ЗРР. Невролог помогает в лечении органических поражений нервной системы, которые лежат в основе психопатологии.

Что делать маме с папой?

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним

Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Речь и чувство ритма

Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма

Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека

Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:

Жил на свете добрый слон.

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.

Формирование словарного запаса

Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(88)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(20)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(5)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(4)
  • Инфекционные болезни(1)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(7)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(2)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(10)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(3)
  • Педиатрия(79)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(4)
  • Половые инфекции(4)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(1)
  • Ревматология(2)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(1)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(2)
  • Эндокринология(1)

Принципы лечения

Лечение ЗПРР и ЗРР проводится немедикаментозными методами. Коррекция проблемы предполагает совместную работу невролога, логопеда и детского психолога. Залогом успешного лечения будет установление причины задержек коммуникативного развития.

  • Если нарушение было спровоцировано психологическими семейными факторами, делают упор на формирование благоприятной речевой среды.
  • При задержке речевого развития у ребенка занятия проводит логопед — демонстрирует образцы правильной речи, произношения букв и слогов, проговаривание всех действий ребенка.
  • При дисфункциях головного мозга показан прием препаратов-ноотропов, физиотерапия, массаж, иглорефлексотерапия по назначению невролога.

Как устранить задержку речевого развития

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи. 

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  • как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
  • проконсультироваться с логопедами.

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии

Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

Материалы по теме:

  • Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
  • Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё

И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение

Что могут сделать родители

Участие родителей – важная часть помощи детям с такой патологией. Что можно делать постоянно в домашних условиях:

постоянно общаться с ребенком, начиная с младенчества, разговаривать, петь, при этом поощряя подражание звукам голоса и жестам взрослого;
читать, выбирая книги с необычной текстурой, объемными картинками, способствующие движениям (хлопки, прыжки и т

д.);
позже переходить на детские стихи с четко выраженным ритмом, с крупными узнаваемыми картинками;
использовать повседневные ситуации: называть продукты во время посещения магазина, объяснять, что происходит во время приготовления пищи, уборки комнаты, прогулки; обращать внимание на окружающие звуки;
задавать вопросы и пытаться понять ответы ребенка;
говорить просто, но в то же время избегать «детского языка».. Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии

При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить

Самая лучшая лечебная тактика – распознавание и лечение заболевания на самой ранней стадии. При правильной длительной терапии даже в тяжелых случаях отставание в речевом развитии нередко удается сократить.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Языковые расстройства

В этой группе:

  • Афазия – трудности с пониманием или говорением, нарушение восприятия при сохранении слуха. Вызвана травмой головного мозга, опухолями, инсультами, воспалительными процессами.
  • Расстройство обработки слуховой информации – сложности с распознаванием, пониманием, интерпретацией звуков. Связано с дисфункцией центральной нервной системы.

Языковые или речевые расстройства нередко возникают вместе с другими нарушениями высшей нервной деятельности, влияющими на чтение и письмо. Такие дети чувствуют разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе. Они часто отказываются от социальных контактов и замыкаются в себе. Проблемы с речью и языком могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сочетание нарушений затрудняет обучение, развитие, социализацию ребенка.

Симптомы нарушения

При задержке речевого развития наблюдаются такие признаки:

  • Ребенок может говорить, но имеет скудный словарный запас. Вместо фраз использует отдельные слова, искажает речь так, что его понимают только родные.
  • Нарушение дикции — малыш говорит очень тихо, чаще всего по слогам, нарушено произношение звуков и замедлен темп речи.
  • Моторная алалия — с пониманием речи не возникает проблем, малыш способен выполнять инструкции и просьбы, но сам не говорит.
  • Сенсомоторная алалия — отстающий в развитии ребенок слышит, но не понимает речь, не запоминает названия предметов и не выговаривает фразы.
  • Эхолалия — ребенок делает попытки повторять сказанные окружающими слова, при этом понимания смысла сказанного нет.

Дети с задержкой психического развития не вступают в диалоги, играют в примитивные игры, с трудом усваивают новые навыки

Рассеянное внимание, скудное воображение, беспричинные смены настроения — все это признаки нарушения развития детей на психологическом и коммуникативном уровнях.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: