Состав психолого-медико-педагогической комиссии
В состав ПМПК для детей входят:
- детский психиатр;
- педагог-психолог;
- дефектологи, обычно олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог;
- учитель-логопед;
- педиатр;
- невролог;
- офтальмолог;
- оториноларинголог;
- ортопед;
- социальный педагог.
Состав комиссии может отличаться в зависимости от региона, но минимально в ПМПК всегда присутствует психолог, социальный педагог, педиатр.
Специалисты осматривают ребенка в рамках своих компетенций и пишут заключение. Затем руководитель комиссии составляет общее заключение с результатами ПМПК и рекомендациями. В нем указаны:
- данные о состоянии здоровья ребенка и личная информация;
- методы обучения и воспитания, которые подходят ребенку;
- рекомендации по выбору образовательной организации и программы обучения, например, общеобразовательная, коррекционная или индивидуальная;
- информация о необходимости дополнительных занятий с каким-либо специалистом — логопедом, психологом, дефектологом или другим.
Заключение может быть передано только родителям или официальным представителям ребенка.
В процессе диагностики специалисты в основном взаимодействуют с ребенком, но могут спросить что-то у родителей. Например, как протекала беременность и проходили роды. Также отвечают на вопросы родителей.
Какие специалисты входят в состав
В зависимости от территориальной принадлежности встречаются комиссии, укомплектованные по-разному, но минимальные требования всегда одинаковы. Естественно, что в городах-миллионниках есть возможность организации расширенного состава ПМПК, но в меньших населенных пунктах возникает кадровая проблема.
Поэтому чаще встречаются комиссии, укомплектованные только основными специалистами с обязательным наличием председателя. На практике такой вариант встречается чаще, поэтому и документы для представления ребенка на обследование приходится собирать дольше.
Расширенный состав комиссии ПМПК — что это такое? Под этой формулировкой подразумевается наличие узкопрофильных врачей (детский врач-психиатр и невролог, эндокринолог, оториноларинголог и др.) кроме специалистов психолого-педагогической сферы деятельности. Также может присутствовать юрист.
Минимальный состав комиссии ПМПК — что это такое? Обычно включает председателя комиссии, психолога, логопеда (речь), учителя-дефектолога (учебные навыки), тифлопедагога (зрение), олигофренопедагога (интеллектуальное развитие), сурдопедагога (слух), социального педагога, а также при возможности психиатра, воспитателя, юриста. Особенностью такой комиссии является требование представления справки о здоровье обследуемого от узкопрофильных врачей (тех, которых в составе нет) для составления общей картины состояния ребенка.
Алгоритм деятельности ПМПК
Вначале проводят медицинское обследование. Изучают зрение, слух, состояние нервной системы. При необходимости берут лабораторные анализы, делают ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ. Собирают анамнез, беседуют с родителями и фиксируют результаты.
Врачи выявляют степень развития ребёнка для его возраста
- Дефектолог осуществляет педагогическое обследование и оценивает утверждения ребёнка об окружающем мире. Он выявляет знания, соответствующие возрасту, интеллектуальные способности.
- Психолог анализирует поведение, изучает эмоционально-личностную сферу. В некоторых случаях делает нейропсихологическую диагностику.
- Логопед проверяет особенности речи. При нарушениях ищет причины появления дефектов.
Проводят расшифровку исследований, анализируют результаты, и составляют заключение. Если поставлен диагноз, его нужно обосновать, указав симптомы и причины патологического состояния.
Алгоритм:
- сбор информации;
- анализ полученных данных;
- совместная разработка рекомендаций;
- составление персонального коррекционно-образовательного маршрута и режима;
- консультация всех участников;
- дальнейший анализ развития;
- корректировка плана по мере необходимости.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.
Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.
Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.
Как подготовить ребенка
В подготовке нет никакого смысла. Во-первых, потому что невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы ребенку. Во-вторых, целью обследование является определение реального уровня развития и способностей, а усиленная подготовка может просто исказить картину.
Поэтому единственное, что можно и нужно сделать, это постараться минимизировать стресс. Дело даже не в том, что это именно ПМПК – комиссия у детей сама по себе может вызвать неприятные переживания
Ребенка может смутить такое внимание со стороны взрослых незнакомых людей. Успокойтесь прежде всего сами и ваше спокойствие передастся ребенку
Помните, комиссия на вашей стороне. Все, что они хотят – помочь вашему ребенку.
Пример психологической характеристики на ПМПК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Дата рождения
Адрес
Образовательное учреждение Класс (группа)
Сроки пребывания в учреждении (когда и откуда поступил, оценка адаптации)
Общее впечатление о ребёнке (внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности)
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития)
Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность)
Характеристика познавательного развития:
Особенности восприятия (качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве)
Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость)
Особенности памяти (преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность)
Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи)
Особенности воображения (репродуктивное, творческое)
Характеристика личностно-эмоционального развития:
Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний)
Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)
Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль)
Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации)
Особенности игровой деятельности для дошкольников (соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры)
Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков)
Заключение психолога
Рекомендации
«___» 20__
Педагог-психолог ( )
расшифровка
Заведующий (директор) МОУ ( )
расшифровка
Документы, требуемые для прохождения комиссии
Список для первичного обследования несовершеннолетнего мало чем отличается от вторичного:
- Обязательно представление документов, удостоверяющих личность ребенка и родителей (паспорт и свидетельство о рождении, а также их копии) или заверенная нотариусом копия. Если обследование происходит в присутствии близкого родственника, обязательна доверенность на этого человека и паспорт.
- Направление организации (образовательной, социальной или медицинской) на ПМПК, если такое имеется. В случае самостоятельного обращения родителей этого документа не будет.
- Обязательно наличие выписки из истории раннего развития ребенка. На ее основе составляется анамнез.
- Если малыш наблюдался у узкопрофильных врачей, требуются их заключения о состоянии здоровья на момент обследования.
- Специалистами учреждения образования составляется комплексная характеристика на комиссию ПМПК. В ней всесторонне описываются достижения и проблемы ребенка, его актуальный уровень развития и т. д.
- Обязательны для представления образцы самостоятельной продуктивной деятельности обследуемого (рисунки, тетради, изделия из разных материалов и т. д.).
- Если есть заключения специалистов, ранее обследовавших ребенка (или прохождение школьником комиссии ПМПК в саду), они представляются в обязательном порядке.
Цель ПМПК
При проверке учащихся детского сада главная цель ПМПК — выяснить готовность к обучению, уровень социальной зрелости и умственного развития. Школьная комиссия определяет причину, вызывающую трудности с учёбой, уровень знаний и то, как быстро ученики усваивают материал.
Врачебный консилиум позволяет вовремя выявить дефекты и минимизировать последствия нарушений. Состав комиссии проводит консультации родителей по воспитанию, даёт советы и объясняет детские права в образовательной сфере.
Организация обеспечивает диагностику у узких специалистов детям с психическими нарушениями и инвалидам.
Как подготовить ребенка
В течение пяти дней после подачи документов специалист комиссии предупредит о дате, времени, месте и порядке проведения обследования. Обычно заседания ПМПК приходится ждать около месяца.
Накануне родителям нужно подготовить ребенка. Если это дошкольник, расскажите, что у него будет что-то вроде игры. Если школьник, объясните, что предстоит поговорить с разными педагогами и выполнить их интересные задания. Полезно вспомнить с ребенком домашний адрес, ФИО родителей, где и кем они работают, его любимое стихотворение. Можно поговорить о текущем времени года, днях недели, частях суток.
Главное — поддержать ребенка эмоционально. Он должен быть уверен: родители на его стороне, что бы ни произошло.
Важно, чтобы в назначенный день ребенок был здоров. Если заболел, лучше перенести обследование
Для этого предупредите секретаря комиссии, и она назначит встречу на следующее заседание ПМПК. При необходимости медицинскую справку, которая подтвердит, что причина у вас уважительная, можно взять у своего педиатра. Обычно проблем с переносом не возникает.
Задачи психолого-медико-педагогической комиссии
Экспертная служба, определяющая форму обучения, руководствуется Международной конвенцией о правах ребёнка, своим уставом и законодательством РФ.
Главная задача комиссии — создать детям подходящие условия, развивающие способности. Для этого нужна тщательная диагностика, выявляющая любые отклонения как можно раньше.
Комиссия выявляет отклонения и предотвращает развития проблем у ребёнка
Основная роль ПМПК:
- найти резервные возможности развития;
- обеспечить помощь ребенку с особыми потребностями;
- провести профилактику срывов и перегрузок при обучении;
- определить готовность детей к школе;
- подобрать нужную форму для обучения;
- отслеживать динамику и уровень социальной адаптации;
- консультирование родителей и представителей образовательных учреждений.
Что полезно знать о ПМПК?
В каждой области два уровня комиссии:
- территориальная ПМПК – районный центр и прилегающие территории,
- центральная ПМПК – находится в областном центре.
Родители имеют право обратиться за консультацией в более высокую инстанцию, минуя нижнее звено. Вопрос рассматривается только по личному заявлению родителя (законного представителя) и в его присутствии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы. Если комиссия рекомендует кроме адаптированной программы дополнительные занятия со специалистами, учебное заведение обязано их обеспечить.
На ПМПК могут попасть не только школьники, но и дошкольники (ниже изложено в каких случаях).
Состав ПМПК
В состав комиссии входит ряд специалистов: психолог, дефектологи (сурдо- и тифлопедагоги, логопед, олигофренопедагог), социальный педагог, психиатр, секретарь и председатель.
Заседания могут проводится по-разному. Собирается вся комиссия за круглым столом и ведёт собеседование с ребёнком, а потом с родителями. Или каждый специалист работает с посетителями отдельно, в конце высказывая своё мнение.
Документы на комиссию
Обязательны документы:
- заключения специалистов медицинского профиля (окулиста, лора, невролога, психиатра, логопеда, клинического психолога),
- выписка из истории развития (дает педиатр),
- характеристики учителя (воспитателя) и других специалистов, работавших с учеником (если таковые есть),
- заявления родителей на осмотр ребёнка, согласие на обработку данных.
Обследование ведётся по специальному протоколу, доступному в интернете. Ничего особенного, как иногда утверждают посетители, члены комиссии не придумывают. Выбираются методики в соответствии с возрастом обследуемого.
Зачем нужна ПМПК
Задача – исследовать развитие ребёнка, найти причину нарушения и выбрать способы помощи, в том числе определить образовательный маршрут, то есть подобрать программу обучения, комфортную для ученика.
Дошкольники чаще всего приходят на комиссию в случае задержки речевого развития. Сейчас много ребят с тяжёлыми дефектами речи. Для них в детских садах открываются речевые группы.
Условия: 10 воспитанников ежедневно работают с логопедом по программам коррекции речи. Воспитатели и няня помогают детям исправить речь в свободной деятельности. На выходные родителям даётся небольшое домашнее задание. То есть работают все. Как правило, при грамотной согласованной работе за 2-3 года речь приходит в норму.
При повторном осмотре по результатам реабилитации выставленный ранее диагноз снимается (в заключении пишется «речевая норма») или заменяется более лёгким. Дети учатся в школе без особых проблем. Но для определения в речевую группу надо пройти комиссию на общих основаниях.
Как видите, задумано рационально. Трудности в обучении бывают разные. Например, ребёнок никак не может научиться читать, хотя с другими заданиями справляется вполне. Тогда ему предлагают поучиться в речевой школе V вида. Это общеобразовательная программа, делающая упор на исправление письменной речи. При успешной реабилитации ученик может вернуться в свою бывшую школу.
Если ученику совсем не под силу освоить программу массовой школы, выбирается не просто более лёгкая, а с упором не на теорию, а на практические занятия.
Обоснованием перехода на неё является диагноз, выставляемый психиатром и подтверждаемый ПМПК. Вот здесь и начинаются проблемы. Многие родители не соглашаются с диагнозами, обвиняя всех вокруг в предвзятости, желании «выбросить» неудобного ученика из массовой школы вместо дополнительных занятий.
Бывает и такое, но редко. Ученику-разгильдяю с умной головой ни психиатр, ни клинический психолог не выставит задержку развития. Родители напрасно не верят, потому что неадекватный диагноз – дело подсудное. Попадая в школу, как её раньше называли вспомогательную, эти ребята начинают учиться на 4-5, очень успешны на трудовых занятиях. То есть их сразу видно.
Выставленный диагноз можно опротестовать. Любая ПМПК расскажет, как это можно сделать.
В настоящее время количество коррекционных учебных заведений резко сокращено. Надо думать, в целях экономии. Дети с проблемами развития определяются в обычные классы. И называется это «инклюзивное образование». Дети находятся в классе, но обучаются по другой программе. «Инклюзивное» обучение даёт возможность экзамены за 9 класс сдавать в щадящем режиме.
Диапазон консультируемых ПМПК в последние годы значительно расширился за счёт детей-инвалидов, нуждающихся в адаптированных программах. Увеличился возраст обращающихся учащихся. Поэтому, скорее всего, через год комиссия будет реорганизована.
в специализированной группе
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.
Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.
Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.
Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.
Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).
Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.
Что и как оценивают специалисты
Задача специалистов ПМПК сводится к тому, чтобы выявить нарушения в развитии ребенка и определить его резервные возможности.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это знания и умения, которые есть сейчас, и его потенциал
Поэтому важно представить на ПМПК рабочие тетради школьника, его контрольные работы по математике и диктанты по русскому языку. Так учителю-дефектологу проще сделать выводы о том, как ребенок усваивает школьную программу, и выявить проблемы
По этой же причине большое значение имеет подробная педагогическая характеристика. Учитель, который каждый день видит ученика и общается с ним, может наиболее объективно оценить динамику его развития.
Педагог-психолог отмечает особенности поведения и характера ребенка. Наблюдает за его общением с другими людьми
Проверяет, как развиты все психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Для этого психолог предложит ребенку, например, запомнить последовательность предметов, сгруппировать их по какому-то признаку и найти различия в свойствах
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.
Социальный педагог из детсада или школы готовит справку о социальном статусе ребенка: в благополучной или неблагополучной семье он воспитывается, может ли коммуницировать, обслуживать себя.
Прохождение
Несовершеннолетний должен проходить ЦПМПК в присутствии родителя или законного опекуна. Родители имеют право присутствовать на обследовании, задавать уточняющие вопросы членам комиссии. При этом запрещено помогать ребенку отвечать на вопросы.
Заседание комиссии проходит в одном кабинете, где собираются врачи и педагоги. Они по очереди задают обследуемому вопросы. Специалисты могут сидеть как за одним столом, так и за разными.
Список вопросов зависит от возраста обучающегося и предполагаемых диагнозов. Как правило, комиссия дает следующие задания:
- Рассказать о себе, своих увлечениях, привычках. Поговорить о родителях, сказать, где они работают, чем занимаются в свободное время. Описать дом, назвать количество комнат, вспомнить клички домашних питомцев.
- Рассказать об окружающем мире, природе, разнице между ночью и днем. Объяснить различие между понятиями «долгий» и «короткий», «темно» и «светло», «больше и меньше».
- Пройти несколько примитивных заданий на логику. Решить пример а-ля «убрать лишнее», сгруппировать предметы, обобщить какое-либо высказывание.
- Рассказать о профессиях, частях тела.
- Пройти тест на память. Запомнить последовательность из нескольких слов, определить, какой предмет убрали со стола.
- Пройти тест на умение строить предложения, подбирать правильные предлоги и окончания. Объяснить разницу между синонимами и антонимами.
- Продемонстрировать координацию движений.
- Рассказать о базовых потребностях — еда, сон, туалет.
- Нарисовать простой рисунок. Например, «ты когда идешь гулять».
Задания ЦПМПК достаточно простые, и у школьника без патологий развития не должно возникнуть проблем.
Однако ребенок может переволноваться, в результате чего получить неверный вердикт
Поэтому очень важно, чтобы родители правильно подготовили школьника к проверке. Ни в коем случае нельзя нагнетать, кричать на ребенка и утверждать, что от результатов зависит его дальнейшая жизнь
Взамен лучше успокоить его. Нелишним будет пройти несколько заданий самостоятельно, чтобы подготовить ребенка к дальнейшей проверке в спокойной домашней атмосфере.
При самой комиссии ни в коем случае нельзя давить на школьника, кричать на него, торопить. Дайте ребенку собраться с мыслями, успокойте его, если тот слишком волнуется. Родитель должен защитить ребенка от неправомерных действий комиссии, если психологи и педагоги будут вести себя грубо, нарушать правила профессиональной этики.
Ошибки, допускаемые представителями комиссии
Основная ошибка, которую допускают при обследовании — неправильный подход к ребёнку, который не позволяет ему полностью раскрыть потенциал
Чтобы этого не случилось, педагоги и врачи обязаны ответственно относиться к работе и принимать во внимание индивидуальные особенности детей
Важно не торопить ребёнка при выполнении заданий, давать ему время отдохнуть, задавать вопросы доброжелательно. Если считаете, что при обследовании произошла ошибка и не согласны с выводами комиссии, заключение можно никому не показывать или обратиться в инстанцию высшего уровня и пройти диагностику повторно.
Если считаете, что при обследовании произошла ошибка и не согласны с выводами комиссии, заключение можно никому не показывать или обратиться в инстанцию высшего уровня и пройти диагностику повторно.
Кто может отправлять на комиссию
Инициировать прохождение ПМПК могут родители и другие законные представители ребенка, а также образовательные организации, которые он посещает, и медицинские учреждения. В частности, поликлиника, к которой ребенок прикреплен.
Допустим, логопед в детском саду выявила у трехлетнего ребенка задержку в развитии речи и посоветовала родителям пройти ПМПК. В этом случае на месте проводят ППК — психолого-педагогический консилиум. Специалисты сада выносят протокол с заключением и направляют на ПМПК. После комиссии по утвержденной программе с ребенком бесплатно занимается логопед того же детского сада.
Или, например, педагог в первом классе обратила внимание на отклонения в поведении ребенка, заметила у него трудности в усвоении программы. Она с разрешения родителей инициирует прохождение ПМПК
И дальше все происходит по той же схеме: сначала в школе проводят консилиум, а после направляют в территориальную ПМПК.
Если инициатором выступают не родители, они могут отказаться от комиссии. За 17 лет работы в органах опеки у меня бывали такие случаи. Но позже родители приходили к выводу, что ребенок не осилит обычную программу, и обращались к комиссии сами. Поэтому к рекомендациям специалистов лучше прислушаться.
Что спрашивают на ПМПК?
· Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
· Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
· Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
· Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
· Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
· Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
· Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
· Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики
Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Кто направляет детей на обследование
Направление на прохождение комиссии ПМПК можно получить из разных инстанций: здесь все зависит от времени выявления проблемы, а также наличия ярко выраженного нарушения развития, которое является причиной дезадаптации малыша и делает невозможным пребывание ребенка в учреждении общего типа. Кто может проинформировать законных представителей о необходимости диагностического обследования:
- новорожденных детей обычно направляет врач-педиатр или специалист, заметивший серьезность проблемы;
- малыши, посещающие детский сад, могут направляться специалистами этого образовательного учреждения (учитель-логопед, психолог, воспитатель) или специалистами, которые наблюдают развитие ребенка (врачи узкой специализации: оториноларинголог, окулист, ортопед и т. д.);
- школьники всех возрастов проходят обследование по предложению специалистов школы или лечащих врачей;
- в случае если родители видят проблемы развития ребенка и не могут самостоятельно справиться с этой проблемой, они могут сами обратиться за помощью в ПМПК (собрав предварительно пакет документов).
Главным фактором в принятии решения о посещении комиссии или отказа от нее является родительское согласие (исключением является случай направления чада на обследование решением суда). Только получив его, специалисты будут обследовать ребенка в присутствии законных представителей несовершеннолетнего.
Заключение комиссии: для чего нужен этот документ?
Чаще всего в настоящее время обращают на себя внимание дети с разными видами нарушений речи. Однако существуют и такие особенности состояния здоровья, как расстройство зрения, слуха, внимания и памяти
Все эти отступления от нормы могут сопровождаться разнообразными интеллектуальными нарушениями.
В конце выдается заключение комиссии ПМПК. Что это такое и какие проблемы призвано решать? Все документы, представленные законными представителями несовершеннолетних, а также карточки диагностирования, заполненные специалистами комиссии, протокол обследования хранятся в личном деле ребенка. Рассматривая результаты исследования и данных из представленных документов, специалисты составляют заключение о степени нарушения развития несовершеннолетнего, потребности его в организации специальной среды (особенно актуально для детей с нарушением слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата) и образовательном маршруте.
Обычно рекомендуемая образовательная программа шифруется в самом заключении. На основании этого документа может назначаться обучение на дому, в специализированных заведениях, в интегрированном классе или инклюзия. Если родитель не согласен с заключением, то оформляет свое волеизъявление письменно (отказ от рекомендованной программы) и заключение остается в личном деле. Только вот проблемы ребенка от этого никуда не исчезают, к сожалению.