Опасные фразы родителей, которые не стоит употреблять

Внимание у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Запрет выйти за рамки пола

Диагностика

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Основные ошибки родителей

Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.

Что нельзя делать:

  • ругать за невнимательность нельзя;
  • насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
  • нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
  • самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
  • заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.

Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.

Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.

Настольная игра ЛАС ИГРАС “Скажи-положи. Kids”

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм

Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.

«Вы — мой худший класс»

В людях природой заложено желание сравнивать себя с окружающими. Когда мы эффективнее других, синтезируется серотонин, один из гормонов счастья. Когда нам постоянно указывают на негатив, то чаще формируется выученная беспомощность, отсутствие желания что-либо делать, потому что нет смысла, перфекционизм вкупе с прокрастинацией (зачем что-то делать, если не идеально). А неадекватная самооценка: «Я достойный любви человек, когда лучше других» влечет за собой постоянное сравнение с окружающими, но никогда не дает чувства удовлетворения результатами.

Но сравнивать детей нельзя. Ни родителям, ни учителям. Это одно из важных правил педагогики. Каждый ребенок уникален. Учитель, делая заявление о том, что он учит самый худший свой класс, вызывает у учащихся стыд, обиду, разочарование и нежелание учиться. Да, уважения к учителю от этого не прибавится.

Причины дефицита произвольного внимания

Неразвитость произвольного внимания учеников первого класса (иногда и второго) – это норма. По этому поводу не стоит сильно огорчаться. Бить тревогу следует, если в течение полугода после начала учебы не наблюдается прогресса в развитии устойчивости, концентрации, распределения внимания. Ведь учебная деятельность – оптимальная для такого развития.

Плохое внимание у школьника младших классов может быть вызвано:

Слабой и инертной нервной системой в сочетании с тем, что развитием внимания в дошкольном возрасте занимались недостаточно. Такому ученику помогут упражнения и игры на развитие внимания.
Слабым физическим и психическим здоровьем. Даже взрослые становятся рассеянными из-за стресса или болезни

В этом случае требуется укрепить здоровье ребенка, потом развивать внимание.
Органическими поражениями мозга разной природы. Здесь необходимо обследование и помощь специалиста (невропатолога).
СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)

Это неврологическое поведенческое расстройство, требующее специального лечения.

Иногда родители видят дефицит внимания там, где на самом деле проблем со вниманием нет

Слова «невнимательность» и «рассеянность» обычно употребляют как синонимы. Но рассеянность, особенно бытовая, может быть вызвана и высокой концентрацией внимания на каком-то постороннем предмете (например, интересной математической задаче, своем внутреннем мире, переживаниях, мечтах и фантазиях).
Школьник не приучен к самостоятельности, не умеет сам организовать даже простую работу. Его неудачи списывают на невнимательность.
Учебная мотивация школьника снижена

Его воля слишком слаба, чтобы удерживать внимание на предмете в отсутствие правильной и стойкой мотивации. Предложите такому ребенку сложное, но увлекательное задание, — он будет внимателен и быстро с ним справится.

3 способа договориться с подростком

Подождите-подождите, скажете вы

А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать? . Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия

Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

«Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка

Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям. 

Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?

Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени. 

Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову. 

  1. Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
  2. Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера. 
  3. Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван». 

Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно. 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Запрет на личное мнение

Как же относиться родителям к проявлению излишнего шутовства, кривляниям ребенка?

Первое — постарайтесь его «не замечать» , относитесь к ребенку ровно, спокойно. Переждите, спокойно глядя на его ужимки, и продолжите прерванный разговор, обратитесь к нему как ни в чем не бывало. Покажите, обнаружьте свое безразличие, равнодушие к его шутовству, но не будьте безразличны к другим (правильным) его поступкам. Дети не терпят безразличия к себе. Благосклонность и доброжелательное отношение часто могут быть тем рычагом, который сумеет повернуть поведение ребенка, его деятельность в нужном направлении. Порою уместна и незлобивая усмешка взрослого, в которой ребенок может прочесть неодобрение, — только предоставьте ему возможность исправить ошибку, дайте ему проявить себя в чем-то другом. После обращений к ребенку: «Ну что ты кривляешься — пойдем лучше погуляем» или «Шута из себя строишь, а я вот смотрел рисунки, здорово у тебя все же получается»- будьте спокойны — шутовство (хотя бы на время) как рукой снимет.

Второе — постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое, более интересное, где ребенок мог бы приложить свои силы. Очень полезны совместные детские игры-особенно с жесткими правилами и меняющимися ролями

Третье — правильный режим дня , обязательное соблюдение своих обязанностей по дому, контроль за своей одеждой — все это будет способствовать выработке столь необходимой ребенку собранности. Умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки не оставит места излишней разболтанности, неуместному шутовству.

Четвертое — позаботьтесь о том, чтобы ребенок научился добиваться победы, успеха в другого рода занятиях. Не пропускайте ни малейшей его удачи, вовремя похвалите, деликатно помогите, если у него что-то не клеится, и, когда препятствие преодолено, снова похвалите. Радость, удовлетворенность победой может вызвать стойкий интерес к новому занятию. Тогда у ребенка не будет необходимости добиваться внимания к себе с помощью постоянного кривляния, дурачества и шутовства.

И, наконец, последнее — внимательно присмотритесь к «фокусам» непоседы. Может быть, незачем «за голову хвататься», есть же на свете люди с юмором. Мало того, что чувство юмора помогает им самим лучше справлятьси с неудачами; такие люди способны подбодрить, расшевелить и окружающих

Важно только вовремя объяснить ему, что шутки не должны задевать человеческого достоинства, а самого шутника не должны делать жалким. Главное — чувство меры

А уж это зависит от того, как вы его научили управлять своим поведением, как он научился чувствовать отношение окружающих к себе.

«Я – взрослый, сейчас докажу»

Фото: Из личного архива

— Так почему подростки любят сыпать «словечками»?

— Что же касается подростков, тут несколько иная ситуация. — Дети в этом возрасте самоутверждаются. Они хотят быть взрослыми, сильными, независимыми, а нецензурная лексика, по их мнению, — отличный способ стать такими. Никакого отношения к эмоциям или бедному словарному запасу это не имеет, только к желанию самоутвердиться.

В подростковом периоде очень многие пробуют жизнь «на вкус», нарушают запреты, доказывают, что они крутые. И, поверьте, нецензурная лексика – не самое худшее по сравнению с алкоголем, табаком или запрещёнными веществами.

Пушкин, Есенин, другие поэты в этом возрасте писали матерные и не очень приличные стихи. Художники рисуют эротические картины. Потом все успокаиваются, взрослеют и понимают, как глупо доказывать окружающим свою «самость». То есть этот период нужно просто пережить. Конечно, нужно обязательно поговорить с подростком.

Но помните: спокойствие, только спокойствие! Обнаружив, что ваше 12-14-летнее чадо матерится, не хватайтесь за сердце со стоном «Паршивец!». Вежливо, но твёрдо потребуйте прекратить. Объясните, что вам неприятно слышать такие слова от своего ребёнка, подобная лексика неприемлема, она разрушает человека и, кстати, приравнивается к хулиганству. Можно рассказать историю возникновения мата.

— Я читала, что матерные слова раньше имели сакральный смысл, были связаны с различными обрядами.

— В дохристианской Руси слова, связанные с детородными органами, с половой системой действительно были словами-табу. Их употребляли только в определённых ситуациях.

Статья по теме

Конфетка от дяденьки. Могут ли хабаровчане сами «вычислить» педофила?

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

7 советов для общения с дошкольником

До шести-семи, а в некоторых случаях и до десяти лет, дети не умеют концентрироваться на двух и более вещах, имеют одноканальное внимание и вообще часто витают в облаках. Им такое по возрасту положено

Даже если родители и педагоги с этим мнением не согласятся. 

«Сынок, ты меня слышишь?» Что делать, если ребенок вас игнорирует

Это мама может одновременно мыть раковину, разговаривать с подругой по телефону, прислушиваться, не проснулся ли младшенький, и заглядывать в ежедневник, прикидывая, успеет ли завтра в парикмахерскую. А ребенок — только что-то одно, например, играть с машинкой. И быть искренне увлеченным процессом. Настолько, что не услышит, если мама его позовет. И это нормально. 

Как можно улучшить нашу коммуникацию?

Установить зрительный контакт. То есть прямо подойти и посмотреть в глаза. И тогда уже говорить то, что мы хотели сказать. 
Установить телесный контакт. Например, он переключился на машинки и сейчас их катает, нас не слышит. Положив руку ему на плечо, мы поможем ему развернуть свой локатор в нашу сторону. 
Обратиться по имени. Имя — уникальная штука, по исследованиям ученых, мы подсознательно вычленяем его из миллионов слов и отзываемся положительным импульсом

Даже если вам собственное имя не нравится, мозг среагирует ярко и позитивно, включит внимание и активирует его в сторону обращающегося. 
Озвучивать одну просьбу, а не последовательность. «Иди, возьми, подай, вымой и садись ужинать» — слишком сложно для дошкольника, он пропустит что-нибудь одно или «не услышит» все целиком. 
Убрать из речи сарказм, метафоры и прочие гиперболы

«Долго ты еще будешь возиться?» не означает для ребенка посыл ускориться. «Ты еще в лужу попой сядь!» может быть расценено как прямое указание. Попробуйте формулировать прямо и доброжелательно: нам необходимо собраться скорее, чем тебе помочь? Давай обойдем лужу, чтобы на празднике ты была такой же красивой, как сейчас. 
Тут же обратите внимание на все предложения с частицей «не». «Не бегай», «не балуйся», «не кричи» дает информацию, чего делать не нужно, но абсолютно не создает понимания, что именно делать должно. Вот я не бегаю, не балуюсь, не кричу, в чем смысл? А вот если родитель сказал «идем плавно, как балерины», «разговариваем тихо, как будто в космическую библиотеку зашли», то тут все ясно: я сейчас балерина, а ты — лунатик-книголюб. 
Дайте больше времени. Дошкольникам сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому мы можем помогать им в освоении этого навыка. Еще три раза с горки — и нам пора домой. Еще одна глава — и мы пойдем спать. Глаза в глаза, рукой на плечо и по имени. Тогда шансы, что вы пойдете домой или ляжете спать, увеличиваются в геометрической прогрессии. 

Я отлично понимаю, что сразу изменить поведение не получится, мы же его не одно десятилетие вырабатывали. И дети сразу не вернутся в наш мир звуков

Но мы можем двигаться друг другу навстречу осторожно, терпеливо, шаг за шагом. И верить в то, что однажды встретимся на этом пути. 

Как улучшить внимание у детей

Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества

Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок

У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.

Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели

Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении

Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции

Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Причины детских оскорблений и обзывательств

Детские психологи называют 5 основных причин, которые провоцируют ребенка на агрессивное вербальное (словесное) поведение.

Сознательная вербальная агрессия. Ребенок преднамеренно оскорбляет и злит сверстников, родителей.

Отсутствие внимания

Ребенок, таким образом, пытается привлечь к себе внимание окружающих. Очень часто обзывание в этом случае не несет за собой желания обидеть или оскорбить кого-либо — скорее, повеселить

Это своего рода провокация.

Месть. Ребенок оскорбляет в отместку за унижение или из-за зависти.

Привычка. В семье принято использовать при общении нецензурную лексику.  Ребенок обзывается по привычке, а не со зла.

Низкая самооценка, связанная с «нестандартной» внешностью. Физические недостатки заставляют ребенка комплексовать. Его обзывают сверстники – «очкариком», «Буратино», «жиртрестом». В ребенке копится агрессия, которая выплескивается в виде оскорблений и обзывательств.

Большинство детских психологов считают, что в основе вербальной агрессии лежит недостаточное внимание со стороны родителей, неудовлетворенные детские потребности. А именно, отсутствие одобрения со стороны взрослых, неумение ребенка общаться со сверстниками, его низкая самооценка

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное

Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий
концентрируется на всём необычном и интересном.

Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том,
что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>. Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким

При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться

А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

Польза упражнений

Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников

Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: