Логоневроз (заикание)

Обследование людей, страдающих заиканием

Все пациенты обязательно проходят обследование у невролога с целью выявления органической патологии головного мозга и структур, ответственных за становление речи. Потому что при наличии отклонений в строении мозга нельзя устранить логоневроз, не воздействуя на причину. У детей поражение мозга может быть следствием перенесенной гипоксии во время внутриутробного периода, в процессе родов. У взрослых – результат травм, инсультов, инфекционных воспалительных процессов. Пациентам, страдающим логоневрозом, назначают:

  • МРТ головного мозга – выявляет объемные образования (опухоли, кисты, абсцессы), демиелинизирующие, воспалительные болезни ЦНС, которые могут сопровождаться заиканием.
  • ЭЭГ – регистрируют электрическую активность мозга.
  • РЭГ – исследуют кровоток в мозговых тканях.
  • Рентген – видны отклонения в строении головного мозга, последствия травм, очаги кровоизлияния.

Как лучше работать над речью при заикании: в группе или индивидуально?

Когда взрослый человек или родители ребёнка принимают решение заниматься коррекцией заикания, перед ними встаёт выбор: заниматься в группе или индивидуально. Групповая терапия подходит для тех, кто испытывает чувство одиночества и изолированности из-за заикания. В группе можно можно познакомиться с другими людьми, у которых есть похожие проблемы с речью. Отчасти в этом заключается терапевтический эффект, который особенно сильно воздействует на подростков.

Плюсы работы в группе:
  • поддержка участников
  • создание модели социума
  • удовольствие от общения
  • личные примеры преодоления трудностей

При всех своих плюсах, групповая работа над улучшением плавности речи подходит далеко не каждому. Некоторые люди сознательно выбирают индивидуальные занятия с логопедом. В этом случае можно рассчитывать на полную конфиденциальность. Это даёт чувство защищённости и безопасности.

На индивидуальных занятиях можно:
  • получить больше внимания от специалиста
  • создать модель диалога “с глазу на глаз”
  • получить персональные рекомендации
  • детально разобрать и проработать трудные моменты с речью

Преимущества лечения в реабилитационном центре

Самостоятельно справиться с проблемой почти невозможно. Нужен комплексный подход. Чем раньше начато лечение, тем легче добиться положительных устойчивых результатов. Если терапию начали в дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу 70 % детей избавляется от заикания. Для сравнения, у школьников полностью недуг проходит примерно в 20 – 30 % случаев, у остальных отмечается положительная динамика.

Несмотря на то, что терапия у детей проходит быстрее и эффективнее, чем у взрослых, лечить нужно в любом случае. Квалифицированные врачи медицинского центра выявят причину заикания у взрослого или ребенка, разработают индивидуальный план лечения в каждом случае.

Преимущества лечения заикания в центре:

Опытные врачи разной специализации – неврологи, педиатры, логопеды, нейрохирурги, психологи, физиотерапевты, массажисты.

Занятия проходят индивидуально и в группе. Ребенок видит других детей с такой же проблемой, замечает их успехи и лучше сам справляется с поставленными задачами.

Внимательное и доброжелательное отношение к пациенту

Для хорошего результата важно, чтобы пациент не был в напряжении. Родители и окружающие должны всячески поддерживать, подбадривать его, не ругать и не повышать голос при неудачах.

Использование в работе современных методик и аппаратуры.

Помощь предоставляется взрослым и детям.

При усилиях со стороны окружения и ребенка, настойчивом желании избавиться от проблемы персонал реабилитационного центра добивается значительных успехов. Человек приобретает навыки контролировать речь, обретает уверенность, возвращается к полноценной жизни в обществе.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Причины заикания у детей

Заикание (его еще называют логоневрозом) – достаточно распространенное явление не только среди детей, но встречается и у взрослых. По статистике около 4 процентов детей и двух процентов взрослых страдают этим неприятным речевым нарушением.

Заикание может быть вызвано целым рядом причин – как внешними, так и внутренними. Если у вашего ребенка заикание появилось одновременно с речью, то это связано с врожденными причинами.

Патологии во время беременности: внутриутробные инфекции, длительная гипоксия, вредные привычки у матери,

Проблемные роды: родовая травма, малыш родился гораздо раньше срока, длительные роды с развитием гипоксии, что отразилось на ЦНС ребенка.

Наследственность: если кто-то из родителей или близких родственников страдает заиканием, есть вероятность, что и у ребенка проявится этот дефект речи.

— Впрочем, заикание у маленьких детей– это достаточно распространенное и естественное явление, которое ребенок обычно благополучно перерастает. Речевой аппарат ребенка развивается, поэтому он может торопиться и проглатывать некоторые звуки или наоборот – повторять другие. Как правило, возрастное заикание проходит в течение нескольких месяцев. Но если проблема нарастает, а ребенок начинает стесняться своей речи или его возраст старше четырех лет – это повод немедленно обратиться за консультацией и помощью специалиста, — рассказывает логопед-дефектолог Лариса Пристанская.

Если ребенок сначала разговаривал нормально, а потом резко стал заикаться, это говорит о приобретенном заикании. Его причины могут быть тоже самыми разными.

Психологическая травма: например, ребенок чего-то сильно испугался, подвергся насилию или тяжело переживает развод родителей.

Неблагоприятный психологический климат в семье, в детском саду или школе – постоянный стресс, который испытывает ребенок из-за строгости родителей, придирок воспитателей, насмешек других детей может перерасти в заикание.

Перенесенные заболевания: менингит, энцефалит, сотрясение головного мозга и даже обычный грипп могут вызвать такое осложнение, как заикание.

При попытке переделать левшу в правшу: да, это настоящий стресс для ребенка, который может обернуться расстройством речи.

Ложное заикание: если кто-то из членов семьи заикается, ребенок совершенно неосознанно может начать копировать манеру его речи.

Лечение родительской любовью

Но в первую очередь ребенка исцеляет присутствие любящих родителей, телесный контакт и слова любви. Поэтому не бойтесь избаловать свое дитя любовью, обнимайтесь с ним, гладьте, говорите, как любите, и просто проводите время вместе. Такое лечение в домашних условиях имеет максимальный эффект. Ведь в детском возрасте болезни часто возникают, как призыв к маме: «Заметь меня!», «Будь со мной рядом». Маме приходится бросить дела и находиться рядом.

При логоневрозе, да и не только, постарайтесь свести к минимуму конфликты в семье, а если и спорите – делайте это, когда ребенка нет дома, или шепотом в соседней комнате, пока он спит. Нет ничего более травмирующего для малыша, чем видеть, как его родители, столпы его мироздания, ссорятся между собой. Все сложные разногласия в идеале должны быть решены до рождения ребенка. А возникающие мелкие недовольства можно выражать в краткой и шутливой форме.

Когда проходит заикание у детей?

Согласно наблюдениям специалистов, признаки патологии нарастают при утомлении, особенно в осенне-зимний период года. Степень выраженности заикания напрямую зависит от окружающей среды, в которой в данный момент находится ребенок. Так, утром и в комфортной ситуации нарушение речи может не проявляться, но в обществе сверстников оно значительно усиливается.

Известно, что дети не заикаются, находясь наедине с собой, читая стихи и распевая песни.

Если у ребенка речевой невроз был спровоцирован временным фактором (ссора родителей, внезапный резкий звук и др.), то не исключено, что в течение месяца он самоустранится. В некоторых случаях возможен рецидив заикания, который впоследствии также исчезает.

Однако, когда нарушение воспроизведения речи самостоятельно не проходит, необходимо обратиться за профессиональной помощью врача.

Признаками, свидетельствующими о необходимости записи на консультацию к детскому логопеду или неврологу, служат:

нарушения речи у ребенка в возрасте старше 4 лет; длительность расстройства плавности и непрерывности речи более 3 месяцев (важно вести календарь появления/исчезновения нарушений, где каждый рецидив служит новой точкой отсчета); лицевой нервный тик при разговоре; наследственный фактор заикания

Система профилактических мероприятий при логоневрозе у детей

Родителям не стоит думать, что заиканье можно перерасти или оно самопроизвольно вылечится. К сожалению, такого не будет. Если логоневроз не поддавать лечению, то он останется у ребенка на протяжении всей жизни. Однако существуют методы профилактики этого заболевания:

  1. Обстановка в доме. Обязательно в семье должно быть умиротворение. Родителям нельзя повышать голос на ребенка. Если у него не получается что-либо лучше указать ребенку на его ошибки дружественным тоном. Родители должны разговаривать плавно и спокойно.
  2. Соблюдать режим дня. Вставать и ложиться спать в одно время. В вечернее время исключить мультики и шумные игры. Не стоит читать и сказок малышу, так как они могут испугать его.
  3. Спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе благоприятно влияют на восстановление нервной системы.

Логоневроз поддается лечению в условиях современной медицины. Если воспользоваться услугами детского психолога и логопеда, то вылечить заболевание не составит труда.

В периоды рецидива логоневроза у ребенка не стоит его все время опекать. Он должен себя чувствовать здоровым и полноценным человеком. Тогда социальная реабилитация проходит намного лучше в кругу сверстников и друзей. Для детей имеет большое значение и обстановка в доме. А благодаря профилактическим мероприятиям всегда есть возможность избежать этого заболевания у ребенка.

https://youtube.com/watch?v=Aee0zt0D7_w

Предрасполагающие причины заикания:

  • невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания);
  • невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);
  • конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, её особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов. 

Неблагоприятные причины появления заикания: 

  • физическая ослабленность детей;
  • возрастные особенности деятельности мозга;
  • ускоренное развитие речи;
  • скрытая психическая ущемлённость ребёнка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком;
  • недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. 

  Как научить ребенка говорить букву «р»Производящие причины

  • анатомо-физиологические (органические) причины
  • психические и социальные (психическая травма, неправильное воспитание, длительный конфликт, неправильное формирование речи в детстве, перегрузка детей материалом, не соответствующим возрасту, полиглоссия-многоязычие).

От чего зависит лечение заикания у детей?

  • от механизмов заикания;
  • от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения;
  • от возраста ребенка;
  • от личности ребёнка;
  • от личности и мастерства логопеда. 

Что поможет при лечении заикания у детей? 

  • чем меньше возраст ребенка, тем легче преодолеть заикание
  • когда общее поведение ребенка более активное и жизнерадостное
  • когда меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой;
  • если слабая сама судорога;
  • в том случае, если меньше психических наслоений

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит

Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей — неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму. В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих

Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Можно ли вылечить заикание у ребенка?

Лечение заикания, в особенности неврозоподобного его типа, это длительный процесс. Обычно он занимает около года, но в дальнейшем требует постоянного динамического наблюдения у невролога и приема назначенных фармакологических препаратов.

Своевременное обращение к врачу и тщательное соблюдение всех его рекомендаций дают благоприятный прогноз лечения заикания.

Однако, согласно данным ВОЗ, у 1% детей патология может сохраниться, несмотря на усилия врачей и родителей. В данной ситуации эффективным будет помощь психолога, помогающая наладить общение и управлять эмоциональным состоянием.

Как родители могут помочь малышу

— Безусловно. Первые слова обычно ребенок произносит в девять — десять месяцев.

Но, к сожалению, очень часто логопеды родителям заявляют, что «это само пройдет», и на том успокаиваются.

Коррекционные занятия с ребенком — очень сложный процесс как для логопеда, так и для него самого. Малыш должен научиться:

  • слушать и запоминать, что ему говорят
  • артикулировать
  • грамматически правильно строить фразы.

И вот только тогда можно достигнуть серьезных успехов, подготовить ребятишек к школе.

— А что происходит, если родители при задержках речи у малышей не сразу обращаются к педиатру или верят логопеду, что «это пройдет» само собой?

— У нас в стране отработана система: ребенок проходит в поликлинике консультативный прием, и, если обнаруживается какое-либо отклонение, его посылают на медико-педагогическую комиссию. А комиссия, если есть в том необходимость, дает ему направление в специализированный детский садик.

Первые слова обычно ребенок произносит в девять — десять месяцев

Раньше, чтобы малыш попал в такой садик, нужно было ждать, когда ему исполнится пять лет, сейчас туда принимают с двух-трех лет. Но в процессе хождения по всем этим приемам и комиссиям упускается момент, ведь лечение нужно начинать как можно раньше.

Но зато дальше он выравнивается и идет в массовую школу.

Симптомы заикания у детей

Заикание у детей может проявлять по-разному, но вы его точно не спутаете ни с одним другим дефектом речи.

Многократное повторение звука или слога в начале или середине слова: «к-к-картинка» или «ка-ка-картинка».

Длинные паузы между слогами: «ка-а-а-артинка».

Иногда повторение звуков и слогов и длинные паузы могут встречаться одновременно: «к-к-к-а-а-артинка».

Иногда заикание может сопровождаться нервным тиком: у ребенка может дергаться глаз или уголок рта, появляются навязчивые движения. Также малыш может очень нервничать и переживать из-за своего дефекта в речи и даже впадать в ярость, когда не может правильно выговорить слово. Некоторые могут даже замыкаться в себе и стараться ни с кем не общаться, чтобы избежать насмешек. Стоит ли говорить, насколько негативно это сказывается на психологическом благополучии ребенка?

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая наследственность. Нередко, при опросе родителей маленького «заики» выясняется, что один из них имел/имеет аналогичные проблемы с речью;
  • Травма, полученная дитем в ходе родового процесса. Речь идет о травме нервной системы, возникающей в результате защемления нервных структур, и о травме головного мозга. Отметим, что травма ГМ может возникнуть уже после родоразрешения. Например, ребенок может упасть, ударившись головой и при этом повредить участки головного мозга, отвечающие за речевую функцию;
  • Органические поражения нервной системы в результате внутриутробного инфекционного поражения (преимущественно вирусного характера);
  • Ребенок может заполучить логоневроз в результате нарушения физиологического развития еще в утробе мамы. Провоцирующим фактором в данном случае выступает употребление мамой в процессе вынашивания ребенка наркотических веществ, включая алкоголь и никотин. Заикание в этом случае является, пожалуй, наименьшим злом;
  • Внутриутробное кислородное голодание плода. Нарушение речевой функции в данном случае можно отнести к чрезвычайному везению. Также одной из причин развития заикания является гипоксия, возникающая в процессе родоразрешения;
  • Недоношенность;
  • Нарушения в работе желез внутренней секреции. Эндокринная система играет важную роль во многих процессах, протекающих в организме людей;

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку – все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Психологическое напряжение, получаемое ребенком в результате большой информационной нагрузки, особенно при изучении ребенком иностранных языков (одного или нескольких). В современном мире многие родители стремятся вырастить «вундеркиндов», нагружая малышей 3 или 4 лет изучением иностранных языков. Безусловно, усваивание языкового материала в этом возрасте проходит значительно лучше, но ребенок – это ребенок

Соответственно, важно видеть меру и не требовать от малыша чрезмерной отдачи;

Психо-эмоциональное потрясение, тяжелые стрессовые ситуации также могут стать причиной развития логоневроза. Например, потеря близкого человека;
Испуг

В данном случае речь идет о резко возникающей эмоциональной реакцией на ситуацию. Испугать ребенка могут кровавые сцены или монстры из «ужастиков», удар грома, вспышка молнии, лай или атака собаки, крик родителей и т.д.;
Перевод ребенка в другой детский коллектив (детский сад/школа), а также переезд в другой город;
«Монстры под кроватью», темнота, наказание и другие распространенные детские фобии могут сказаться на психике малыша и привести к появлению заикания;
Строгое отношение к ребенку со стороны родителей, чрезмерная требовательность, а также недостаток внимания со стороны родителей – все это может спровоцировать нарушение речи даже у ребенка 5 лет, не говоря уже о более маленьких;
Сцены семейных конфликтов. Особенно сильно такие сцены могут повлиять на детишек раннего возраста;

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Диагностическая оценка логоневроза у ребенка

Проблемами с речью или нарушениями в речевом аппарате занимается врач логопед. При возникновении проблем с заиканием необходимо обследование и у психолога, терапевта, психиатра. При этом изучается анамнез заболевания и наследственность. Особенно важна информация об обстоятельствах, которые спровоцировали возникновение и развитие логоневроза у ребенка.

Врач определит основные речевые характеристики у пациента:

  • Форма заикания.
  • Частота речевых отклонений.
  • Особенности темпа говора.
  • Сопутствующие отклонения в двигательной системе.

Особенно важно отношение ребенка к возникшему дефекту в речи. Так как такие отклонения в говоре способны вызывать асоциальное поведение и проблемы в общении со сверстниками

После определения первопричин и формы речевых отклонений исследуются:

  1. Фонематический слух.
  2. Звукопроизношение.
  3. Лексико-грамматическая речь.

Затем выдается логопедическое заключение. В нем указывается вид заикания, характер судорог, возможные дальнейшие нарушения речи.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Методы лечения логоневроза

Воздействие на нервную систему для устранения симптомов заикания включает такие мероприятия:

  • Занятия с логопедом. Пациента учат постановке языка, губ при произнесении слов, вырабатывают правильное дыхание при речи. Обязательно речевые упражнения нужно выполнять не только на приеме, но и дома, на улице, в разных условиях.
  • Общение с психологом для взрослых, игровые методики для детей, арт-терапия. Цель – придать ребенку уверенность, позитивный настрой. Пребывание в напряженной семейной обстановке провоцирует развитие у ребенка страха, неуверенности в себе, может проявляться заиканием. Поэтому психолог зачастую работает не только с ребенком, но и с членами его семьи. Взрослых он учит правильному обращению с ребенком, которое будет способствовать его нормальному психологическому развитию. Убеждает в необходимости создать дома комфортную среду.
  • Медикаментозное лечение включает назначение неврологических препаратов, которые улучшают питание мозга, снижают судорожную готовность, увеличивают количество тормозного медиатора ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) или чувствительность к нему рецепторов. Это антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы, миорелаксанты, витамины группы В, аминокислоты, противосудорожные препараты по показаниям. Известно, что заиканием страдают люди с повышенной тревожностью, судорожным синдромом. Препараты помогают справиться с логофобией.
  • Логомассаж. Заикание вызывают спастические сокращения мышц глотки и гортани. Массаж и физиотерапевтические воздействия на эти структуры улучшает их функцию, стимулирует кровоснабжение, снимает тоническое напряжение. В конечном итоге это улучшает плавность речи, она не прерывается судорожными остановками и нарушениями дыхания.
  • Дыхательная гимнастика способствует успокоению, налаживает ритмичную работу мышц, участвующих во вдохе-выдохе и речи.
  • Рефлексотерапия – воздействие на активные точки стимулирует нужные зоны в мозге и расслабляет напряженные группы мышц. Способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
  • Кинезитерапия – лечение движением. Ритмичные повторяющиеся движения приучают головной мозг к лучшему контролю за речью. Используют пение, упражнения для голосовых, мимических мышц, игровые виды спорта, танцы.
  • Физиотерапия налаживает ритмы головного мозга, способствует нормализации обмена веществ в нейронах, повышает доставку кислорода к клеткам мозга.

Подход к лечению индивидуальный, то есть учитываются возрастные, психологические аспекты, состояние мозга, органов речи и мышц. Подбор разных методик воздействия приводит к желаемому результату, заикание проходит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: