Шестой месяц жизни ребенка
На шестом месяце некоторые детки уже начинают самостоятельно сидеть по пару минут. Кроме того, появляются попытки встать на четвереньки. Пока это выглядит очень смешно: малыш качается взад вперед и, в конце концов, падает на животик. Но именно так и должна проходить подготовка к настоящему ползанию.
С игрушками шестимесячный ребенок уже может играть двумя ручками: рассматривать погремушку и перекладывать ее из ладошки в ладошку. Если мама с ним разговаривает, он ее внимательно слушает и даже отвечает по-своему – иногда отдельными слогами. Нравится крохе играть в игру «ку-ку», слушать музыку и рассматриваться свое отражение в зеркале.
За шесть месяцев ребенок достигает действительно многого, но впереди еще больше. И родители должны всячески помогать своему ребенку развиваться и познавать окружающий мир.
Важно
Если малыш чего-то не делает в положенном возрасте, например не держит головку в полных три месяца или не реагирует на звуки, желательно проконсультироваться с врачом – педиатром или невропатологом.
В большинстве случаев специалист не находит особых отклонений и дает рекомендации, после которых все приходит в норму. Однако бывают случаи, когда ребенок нуждается в серьезном лечении. И от того, насколько своевременно оно будет начато, зависит и исход лечения и вся последующая жизнь крохи.
Зубкова Ольга Сергеевна, медицинский обозреватель, врач-эпидемиолог
5,874 total views, 1 views today
Палец или пустышка?
Сосать — естественная потребность младенца. Вот почему пустышка порой становится удобным средством против слез малыша, который явно не голоден, но всего лишь хочет сосать. К четырем — пяти месяцам вы заметите, что ваш ребенок, если он не приучен к пустышке, сосет свой большой палец. Приверженцы и противники сосания на протяжении десятилетий ведут друг с другом ожесточенную борьбу.
Пустышка: считается, что на ней скапливаются микробы и что часто она становится ловушкой для родителей. К таким представлениям прибавляются мифы о младших школьниках, которые все еще не могут обойтись без этой пластиковой «пробки», мешающей им говорить и способной деформировать их челюсти.
Большой палец: в отличие от пустышки он хорош тем, что всегда доступен, поэтому вам не придется просыпаться ночью, чтобы его отыскать. Кроме того, он не будет мешать малышу выражать себя. Неудобство сосания большого пальца состоит в том, что он по-другому, чем пустышка, деформирует зубную дугу (палец воздействует на нее сбоку, а пустышка — посередине), и к тому же деформирует весьма сильно.
Наш совет: если ваш ребенок обходится без соски, не приучайте его к ней! Если он на грудном вскармливании и вы кормите его по требованию, то его потребность в сосании удовлетворяется лучше, чем при кормлении из бутылочки, и потому не должна проявляться слишком сильно. Не мешайте малышу сосать палец. Пусть он научится успокаиваться сам, посасывая кулак, большой палец или даже два-три пальца. Если он слишком привязан к пустышке, начинайте мягко и постепенно отучать его от нее за несколько месяцев до того, как он пойдет в детский сад. Если его нёбо слегка деформировано, обычного лечения у ортодонта будет достаточно, чтобы привести ротовую полость ребенка в порядок к восьми годам.
Признаки отклонений
Все дети развиваются в индивидуальном темпе, но отсутствие некоторых навыков в 6 месяцев должно насторожить родителей, при наличии одного или нескольких признаков проконсультируйтесь с педиатром, он даст направление к нужному детскому специалисту.
Если ребёнок не сидит сам и с трудом держит вещи, то это признак отклонений
Признаки отклонений у полугодовалого ребёнка:
- не умеет переворачиваться с живота на спину и обратно;
- плохо удерживает верхнюю часть туловища в положении лёжа на животе;
- не упирается, не отталкивается ногами, если его поддерживать подмышки;
- наблюдается мышечный гипертонус;
- не умеет перекладывать предметы из одной руки в другую;
- не сидит даже с поддержкой;
- не реагирует на звуки, собственное имя, плохо узнаёт лица знакомых людей;
- в речи присутствуют только одиночные гласные буквы;
- мало двигается, не проявляет интереса к происходящему вокруг, не просится сам на руки.
Доктор Комаровский говорит, что многие дети в 6 месяцев начинают сначала ползать, а потом учатся сидеть самостоятельно, такая последовательность в развитии не считается отклонением от нормы.
Какие проблемы могут возникнуть в 6 месяцев?
К 6 месяцам перестают действовать антитела, которые младенцы получают при рождении от матери, организм грудничка становится восприимчивым к болезнетворным вирусам и бактериям, именно в этом возрасте родителям приходится сталкиваться с первыми ОРВИ.
В полгода начинают прорезываться первые зубы, процесс не всегда проходит спокойно – обильно текут слюни, груднички плохо и беспокойно спят, повышается температура, нередко бывает понос, из-за сильного зуда ребёнок постоянно тянет в рот пальцы, игрушки. Лучший способ справиться с дискомфортом – купить специальный прорезыватель, который предварительно нужно охлаждать, и не забывать регулярно и тщательно мыть.
Согласно календарю прививок, в полгода детям повторно вводят 3 вакцины – АКДС, против полиомиелита и гепатита B. Иногда ревакцинация переносится хуже, нежели первое введение препарата, за несколько дней до процедуры дают антигистаминные препараты.
Не каждая травма и плач ребёнка являются поводом для беспокойства
Но чаще всего родителям шестимесячных грудничков приходится сталкиваться с ушибами после падений, поскольку практически все дети до года умудряются откуда-нибудь упасть.
Если ребёнок упал, паниковать не стоит – природой заложено множество механизмов, которые защищают младенцев от серьёзных последствий при падении. Если ребёнок плачет недолго, уже через час играет, ведёт себя как обычно, то поводов для беспокойства нет, просто нужно понаблюдать за поведением и общим самочувствием несколько дней.
Опасные симптомы после падения:
- вялость, сонливость;
- плач продолжается больше часа, ребёнок не успокаивается даже на руках;
- зрачки имеют разный размер;
- под глазами, за ушами появились гематомы;
- нарушена координация, плохо двигаются конечности;
- приступ рвоты повторяется более 1 раза;
- из носа или уха выделятся кровь, прозрачная жидкость;
- потеря сознания, судороги.
При появлении даже одного из этих признаков, незамедлительно вызывайте скорую помощь, или обратитесь в ближайший травмпункт.
Важно!
Если во время прорезывания зубов повышается температура, то показатели не должны превышать отметку в 38 градусов, продолжительность жара – не более 3 дней. Чтобы уменьшить дискомфорт, нормализовать температурные значения, можно дать ребёнку Нурофен или Панадол.
Гигиенические процедуры
Здоровье и комфорт младенца сильно зависят от гигиены. Купание, уход за кожей, ношение подгузников – каждый из аспектов гигиены малыша стоит рассмотреть отдельно.
Купание
Время перед сном отлично подходит для водной процедуры. Она снимает напряжение, расслабляют мускулатуру и помогают нервной системе младенца подготовиться ко сну. Вода должна быть теплой, не горячее 57,5 градусов. Перед процедурой нужно подготовить сухие полотенца или пеленки. Но растирать кожу малыша категорически запрещается. Ее просто промокают мягкими касаниями полотенца, так как нежную и тонкую кожу легко повредить неосторожным движением.
В течение дня необходимо контролировать чистоту рук, в том числе и перед едой, чтобы предотвратить расстройство кишечника. Дети в этом возрасте могут хватать все подряд, а также тащить руки в рот.
Купание малыша
Гигиена
После протирания кожи ребенка полотенцем, ее нужно увлажнить специальным детским маслом или кремом. Категорически запрещено использовать для ребенка уходовые средства для взрослых.
Чтобы малыш не замерз, не стоит оставлять его раздетым после купания: воздушные ванны лучше принимать в другое время. Когда ребенок умыт и одет, можно переходить к другим гигиеническим процедурам. Ушки аккуратно очищают ватной палочкой, но затрагивая при этом только внешнюю часть раковины. Если нужно почистить носик, из небольшого кусочка стерильной ваты нужно скрутить жгутик и слегка смочить кипяченой водой. Этот жгутик вставляют в ноздрю и слегка прокручивают.
Для маникюра используются специальные детские ножницы с тупыми кончиками. Если малыш беспокоен и не дает стричь ногти, можно попробовать сделать это во сне.
Мама стрижет малышу ногти
Нельзя забывать и о гигиене полости рта. Пока щетки использовать нельзя, используют ватные палочки. Их смачивают в очень слабом растворе пищевой соды. Если у малыша уже прорезались первые зубки, их тоже нужно протирать. В процессе прорезывания о гигиене забывать нельзя, но делать это следует предельно аккуратно, чтобы не причинить малышу боль.
Подгузники
Больше всего вопросов у молодых родителей вызывает ношение подгузников. На горшок в этом возрасте не ходят даже самые развитые дети, а постоянное ношение «памперса» приводит к образованию опрелостей, особенно у малышей с чувствительной кожей.
В этом возрасте можно начать приучение к горшку, но ни в коем случае нельзя принуждать ребенка. Для высаживания стоит запастись терпением и подгузниками типа «трусики». Их легко можно снять, чтобы попытаться усадить малыша на горшок, и надеть обратно, если попытка не удалась.
Малыш в подгузниках
Оптимальный вариант – носить подгузники только ночью и во время прогулки. Но мокрые штанишки нужно сразу менять, подмывая ребенка теплой водой, так как моча сильно разъедает кожу. Прежде чем надеть подгузник, стоит принять воздушную ванну, чтобы кожа у младенца просохла.
Эмоциональное и психическое развитие
Полгодика — это тот возраст, когда дети на уровне интуиции могут улавливать эмоции. Поэтому слишком громкие голоса и ссоры могут напугать кроху. Через громкость голоса, интонацию и жесты у вашего малыша складывается общее впечатление об эмоциональном общении взрослых.
Именно в этом возрасте ребенок начинает активно выражать всю гамму своих первых эмоциональных переживаний. Вы можете наблюдать за ним минут пятнадцать, и в течение этого времени у малыша несколько раз может поменяться настроение — от улыбки и смеха до серьезного выражения лица и даже плача.
Это объясняется тем, что кроха очень быстро переключает свое внимание с одного предмета на другой, и свое впечатление от увиденного он выражает в виде активной мимики, голоса или движений ручками. С каждой неделей у малыша вырабатываются основные навыки, у него даже начинает формироваться свой первый запас слов
Все предметы, которые вы будете называть вслух, он будет запоминать. Ребенок продолжает изучать вас, и если он сильно дергает вас за волосы — это тоже является частью его процесса познания мира. Старайтесь разговаривать с шестимесячным ребенком как можно больше, даже во время переодевания, купания и кормления, чтобы он чувствовал вашу заботу и тепло
С каждой неделей у малыша вырабатываются основные навыки, у него даже начинает формироваться свой первый запас слов. Все предметы, которые вы будете называть вслух, он будет запоминать. Ребенок продолжает изучать вас, и если он сильно дергает вас за волосы — это тоже является частью его процесса познания мира. Старайтесь разговаривать с шестимесячным ребенком как можно больше, даже во время переодевания, купания и кормления, чтобы он чувствовал вашу заботу и тепло.
Приучайте малыша к музыке, пойте ему колыбельные перед сном или ставьте ему на прослушивание спокойную классическую музыку, что успокаивающим образом скажется на его эмоциональном фоне. Как можно чаще обращайтесь к нему по имени. Не торопите малыша, не пытайтесь быстрее научить его сидеть, обкладывая подушками со всех сторон. Наоборот не ограничивайте его двигательную активность.
У многих родителей сложилось неправильное мнение о том, что к шести месяцам нужно подытоживать все достижения ребенка, нужно как можно быстрее научить его сидеть, прыгать, делать первые шаги и прочее. Этого делать не нужно и тем более не нужно сравнивать развитие своего малыша с другими. Помните, каждый ребенок индивидуален, а следовательно скорость развития, как физического так и психологического, у каждого индивидуальна. Играйте вместе с малышом, в этом возрасте ребенку лучше покупать разноцветные погремушки, игрушки-подвески, игрушки из резины шарообразных форм. В шестимесячном возрасте рекомендуется посетить детскую поликлинику, чтобы ребенку сделали все обходимые профилактические прививки, а также для консультации с врачом по поводу физического развития.
Зубки в 6 месяцев!
В основном, у многих малышей в шесть месяцев начинают прорезаться первые молочные зубы, но точного времени появления первых зубов нет, здесь важную роль играет наследственность. Как правило, первыми прорезаются два нижних средних резца, потом четыре резца верхних, потом два нижних боковых резца. Появление молочных зубов – это процесс длительный и часто малыш реагирует на это беспокойством и плачем. В течение двух лет у него должны вырасти двадцать зубов, поэтому стоит набраться терпения.
Существуют общие признаки, по которым вы можете определить, что у вашего ребенка режутся зубки:
- повышение температуры до 38 градусов;
- повышенное слюноотделение;
- резкое снижение аппетита вплоть до отказа от еды
Процесс появления первых зубов можно отличить некоторыми доступными способами. В специализированных магазинах можно приобрести так называемые «грызунчики»- это резиновая игрушка, которую нужно наполнять холодной водой, а холод, как известно, снижает болевые ощущения. Также в аптеке можно купить препарат, в котором содержится местная анестезия.
Что должен уметь ребенок
Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:
- поднимать тело на вытянутых руках;
- пытаться ползать;
- лепетать;
- самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
- пытаться принять вертикальное положение;
- самостоятельно садиться;
- умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
- хорошо держать голову и контролировать ее положение.
Двигательная активность
Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.
Зрительное восприятие
Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.
Слуховое восприятие
У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.
Речевые навыки
Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.
Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.
Психоэмоциональное развитие
Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты
Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку
Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях
Тест на развитие малыша в полгода
Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:
- Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
- Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
- Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!
Когда стоит беспокоиться?
Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.
Необходимо обратиться к доктору, если:
- малыш не держит уверенно голову;
- при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
- не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
- не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
- не делает попыток в произношении звуков;
- не реагирует на звуки и речь;
- не интересуется игрушками.
Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.
https://youtube.com/watch?v=7VOVP1P2VBI
Основные навыки малыша в полгода
Укрепление костно-мышечной ткани, исчезновение гипертонуса, улучшение зрения, слуха, моторики – все это способствует формированию новых умений и навыков. Движения малыша в 6 месяцев становятся более уверенными.
Развиваются коммуникативные способности. Заботливые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Полугодовалый малыш может легко самостоятельно переворачиваться со спины набок или живот.
Также он делает первые попытки ползти. У многих детей в 6 месяцев очень хорошо получается передвигаться таким образом. Грудничок способен отрывать тело от пола либо кровати при помощи вытянутых рук (при этом ладонями он опирается о поверхность). Некоторые могут приподниматься, вставать на ноги с помощью родителей либо держась за диван, стул.
Дети в таком возрасте уже подолгу сидят с опорой. Малыш может перекладывать вещи из одной руки в другую, тянуться за далеко расположенным предметом. Также ребенок способен одновременно в двух руках держать по игрушке. Пальцы в 6 месяцев становятся более подвижными.
Благодаря этому, малыш может уверенно брать и удерживать в руках не только средние, но и мелкие предметы. Улучшается координация движений. Пытаясь достать либо поднять небольшую вещь, ребенок делает это лучше и увереннее.
Он способен крепко держать за руки взрослого, поднимаясь из лежачего в сидячее положение. Шестимесячный грудничок хорошо выражает свои желания жестами. Если он хочет, чтобы его забрали из кроватки, он тянет руки к родителям.
Малыш указывает на те предметы, которые желает получить, пальчиком. В этом возрасте ребенок может повторять простые действия за взрослыми. Общается грудничок в 6 месяцев при помощи лепета. Малыш овладевает артикуляцией, поэтому его «речь» становится более разнообразной и отчетливой. Он произносит около 40 разных гласных и согласных звуков, пытается их сочетать.
Родители могут услышать «ба-ба», «ма-ма». В этом возрасте малыш способен связывать предмет с его названием. Ребенок активно подражает речи взрослых, копируя не только звучанием, но и интонацией. В полгода дети понимают смысл простых слов. Активно формируется пассивный словарный запас.
Развитие слуховых, зрительных и вкусовых анализаторов позволяют малышу более активно познавать внешний мир. Шестимесячные дети пытаются получить максимальную информацию об интересующем их предмете: они могут подолгу его рассматривать, тянуть в рот, лизать или покусывать.
Каждый ребенок индивидуален. Поэтому не стоит расценивать как физическую отсталость, неспособность переворачиваться на живот либо ползать.
На развитие навыков и умений большое влияние оказывает рост, вес, эмоциональное состояние. Важную роль в становлении ребенка играют родители.
Готовое питание или домашняя еда
Молочно-крупяные смеси промышленного производства дополнительно обогащают различными витаминами, железом, их не нужно варить, что значительно облегчает труд мамы. С другой стороны, на волне всеобщего недоверия фабричным продуктам, маме спокойнее, когда она собственноручно приготовила по рецепту кашу для своего любимчика.
При непереносимости белков коровьего молока для малыша подбирают специальные безмолочные каши. А если мама готовит сама, то крупу варят на воде.
Приобретая кашу от любого производителя, внимательно изучайте состав: в нем не должно быть сахара, коровьего молока, лецитина, ванилина. Тем более не место в детском питании консервантам, ароматизаторам и усилителям вкуса.
Что касается фруктов и овощей, то продукты для готовых заводских пюре выращивают на чистых полях, сырье для детского питания проходит тщательный отбор и сертификацию. А можно ли быть уверенным в безопасности купленных на базаре или в супермаркете овощей и фруктов? Где они росли, как их обрабатывали, не повредят ли они ребенку? На эти вопросы можно ответить только тогда, если это растения из вашего собственного сада или огорода. В ином случае, лучше остановиться на готовом качественном детском питании.
Рацион питания ребенка 6 месяцев
Вне зависимости от типа вскармливания, интервалы между приемами пищи должны составлять 4 часа. Идеальным вариантом станут пятикратные кормления в течение дня. При этом хотя бы два приема пищи должны включать смесь или материнское молоко. Лучше назначить их на раннее утро и вечер.
На грудном вскармливании
К этому времени малыш питается не только материнским молоком, но и пробует другие продукты. Некоторые мамочки начинают введение прикорма именно на данном этапе развития крохи, тогда как большинство делает это чуть раньше. Как бы то ни было, пищеварительная система шестимесячного крохи уже готова к усвоению безмолочных каш и овощных пюре. Тогда как с фруктовыми смесями и соками нужно быть более осторожными, ведь они способны вызывать аллергию у малыша. По мнению ведущих европейских педиатров, примерный режим питания ребенка 6 месяцев, находящегося на грудном вскармливании, должен выглядеть следующим образом:
- 6.00 – материнское молоко;
- 10.00 – материнское молоко, 30 г фруктового пюре;
- 14.00 – 150 грамм каши или овощное пюре с капелькой растительного масла, 50 мл фруктового сока;
- 18.00 – материнское молоко, 30 г фруктового пюре;
- 22.00 – материнское молоко.
На искусственном питании
Поскольку магазинные смеси не способны в полном объеме обеспечить младенцев витаминами и микроэлементами, необходимыми для полноценного роста и развития, получающие их малыши нуждаются в более раннем прикорме. Он вводится с четырехмесячного возраста и в его роли выступают каши или овощные пюре. К полугоду рацион питания младенца несколько расширяется. Помимо молочных каш, овощных и фруктовых пюре, он охотно употребляет творог, желток, соки и даже печенье. Примерное меню шестимесячного малыша-искусственника выглядит так:
- 6.00 – 200 мл смеси;
- 10.00 – 150 г молочной каши со сливочным маслом, 50-60 г фруктового пюре;
- 14.00 – 50 г овощного пюре с растительным маслом, 1\4 желтка, 30 мл фруктового сока
- 18.00 – 150 мл смеси, 30-40 г творога, 30 мл фруктового сока, сухарик или печенье;
- 22.00 – 200 мл смеси.
На смешанном вскармливании
Рацион питания особо не отличается от меню малышей-искусственников. При необходимости после кормления грудью маме следует допаивать младенца смесью из бутылочки.
Прикорм
Если малыш достаточно давно получает овощное пюре, к шести месяцам можно расширить его состав и сделать блюдо многокомпонентным. Среди удачных сочетаний стоит упомянуть тыкву с кабачком, цветную капусту с морковью, картофель с брокколи и т.д. Что же касается каш, то они оптимально подойдут для дневного кормления. Плотный обед поспособствует крепкому сну. Чуть позже можно будет заменить кашей последний прием пищи. Знакомя малыша с новыми продуктами, родителям не стоит забывать о правилах введения прикорма. Интервалы между включением незнакомых блюд в меню должны составлять 5-7 дней. Начинать следует с одной ложки продукта, постепенно доводя объем до 100-200 мл.
Евгений Олегович Комаровский: «При знакомстве ребенка с новым продуктом, следует знать меру. Нельзя сразу заменять им целое кормление. Объем порции должен увеличиваться постепенно. На полную замену кормления уходит порядка 7-10 дней».
Такой ввод нового прикорма необходим для понимания, как малыш усвоит новый продукт и не будет ли у него аллергических реакций.
Чем поить ребенка
В период с 6 месяцев до 1 года суммарный объем жидкости, потребляемой ребенком в течение суток, должен составлять 130-150 мл на 1 кг веса. Помимо воды, сюда входят молоко и смеси, супы, жидкие пюре и т.д. Что же касается сока, то находящемуся на искусственном вскармливании ребенку можно давать не более 60 мл в день. А сосущему грудь младенцу – вдвое меньше. Впрочем, специалисты ВОЗ вовсе не рекомендует включать соки в рацион вплоть до восьмимесячного возраста. Альтернативой им могут стать детские чаи, которые можно вводить с полугода.
Питание и прикорм
Шестой месяц в жизни ребенка — это оптимальный возраст, для того чтобы ввести прикорм. Питание — важная составляющая, так как именно питание определяет качество его жизни. До полугода ребенок получает все нужные ему микроэлементы и вещества из грудного молока. В этот период жизни малыш тратит слишком много энергии, он постоянно двигается, сидит, пытается ползти, к тому же начинает намечаться интенсивный рост и физическое развитие крохи и только грудное молоко не способен обеспечивать ему всеми нужными элементами и вещества. Именно поэтому в этом возрасте уже нужно ввести прикорм для малыша.
Важно учитывать и тот факт, что если ввести прикорм позже, то малыш может испытать трудности при адаптировании к прикорму. Более того, нужно учитывать тот факт, что чем позднее вы введете в рацион крохи прикорм, тем более велика вероятность того, что у ребенка могут появиться такие проблемы, как гипотрофия, анемия, рахит, которые возникают из-за дефицита необходимых веществ в организме
Однако, прежде чем начать процесс прикармливания, необходимо посоветоваться со специалистом
И важно следить за реакцией ребенка: если он будет выплевывать пищу, кашлять, то стоит немного подождать с изменением питания
Если у вашего малыша часто бывают запоры или у него вес довольно большой для своего возраста, надо начинать прикорм с овощного пюре из кабачков, цветной капусты или брокколи. А в том случае, если у вас малыш худышка и у него маленький вес, то начните с безглютеновых каш: с гречкой, с рисом, с кукурузой.
Важно помнить, что каши для детей нужно варить на воде и они не должны содержать соль или сахар. А еще первые каши должны быть монокомпонентными: содержащие всего один овощ или злак
Начинать вводить прикорм нужно с 1/2 или же с 1 чайной ложки и будьте внимательны к стулу малыша, убедитесь, что у него не возникли аллергические реакции.
Если в течение 10 дней у крохи все хорошо и организм принимает овощ или злак, прикорм доводят до 180 граммов, что полностью может заменить грудное вскармливание.
Как проверить уровень развития шестимесячной девочки?
Для выявления навыков развития малышки можно провести такой тест:
Проверить, может ли ребенок концентрировать свое внимание на предмете. Для этого предложить ей яркую игрушку и посмотреть, обратит ли она на нее внимание или нет. Если да, то все нормально
Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден. Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление. Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами. Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо
Если да, то все нормально. Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден. Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление. Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами. Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Физическое развитие ребенка шести месяцев
Основным показателем физического развития малыша является соотношение его веса и роста, которые отличаются у мальчиков и девочек.
Основные навыки:
- ребенок может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- в лежащем положении малыш, облокачиваясь на одну руку, другой берет игрушки;
- ребенок хватается за пальцы родителей и подтягивается без усилий из положения лежа;
- некоторые малыши способны сидеть самостоятельно;
- пытается ползти на четвереньках к игрушке;
- поддерживаемый под мышки, малыш упирается на кончики пальцев;
- самостоятельно играет игрушками в течение 10-15 минут;
- перекладывает свои погремушки из одной руки в другую;
- удерживает в каждой руке по игрушке, ощупывая их всей ладонью;
- находит накрытую чем-либо игрушку;
- ребенок может брать мелкие предметы;
- уверенно держит головку при любых положениях тела;
- получает удовольствие, если его поднимают, качают и носят на руках;
- у малыша в этом возрасте прорезывается первый нижний резец, расположенный по центру.
Психоэмоциональное развитие 6-ти месячного младенца
Основные признаки эмоционального развития младенца:
ребенок пытается понять смысл услышанного, ищет глазами предмет, о котором говорится;
малыш по голосовой интонации определяет родителей, особенно маму, не видя их и выражает восторг;
различает родных людей и посторонних, незнакомых опасается;
малыш лепечет и в лепете можно распознать отдельные звуки (ма-ма-ма или ба-ба-ба);
может интересоваться практическим применением окружающих предметов
Лепетом привлекает внимание к необходимому ему предмету.
Развивающие игры и занятия
Развитие младенца можно стимулировать, занимаясь с ним и играя в развивающие игры. В этом возрасте кроме погремушек дети интересуются крупными цветными кубиками, лучше мягкие, пирамидки, музыкальные игрушки. Понадобятся шестимесячному младенцу и прорезыватели для зубов.
Малыша могут увлечь книги с яркими иллюстрациями, обратите внимание – лучше брать специальные книжки из плотного картона, чтобы сам читатель мог их открывать и закрывать. Крохе понравится рассматривать животных и предметы, а в это время мама будет проговаривать название картинок, так малыш начнет их запоминать.. Дети в 6 месяцев любят слушать музыку, сказки, потешки
Очень понравятся крохе и пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик», «Коза-рогатая» и прочие. По-прежнему можно играть в прятки, ладушки
Дети в 6 месяцев любят слушать музыку, сказки, потешки. Очень понравятся крохе и пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик», «Коза-рогатая» и прочие. По-прежнему можно играть в прятки, ладушки.
Развитию малыша помогут физические упражнения, гимнастика, упражнения на фитоболе, плавание (можно проводить такие занятия в ванной).Упражнения на мяче помогут укрепить все мышцы ребенка:
Упражнение «качалочка» укрепляет мышцы спины и шеи.
Положить малыша на фитобол, удерживая за ножки. Покачивать мяч вперед-назад.
Положить ребенка на фитобол на животик.
Покачивать мяч вправо-влево, вперед-назад, удерживать кроху за спинку.
Поставьте малыша на мяч, поддерживая подмышки.
Пусть пружинит немного ножками, потом перебирает стопами, толкая мяч. Почаще опускайте малыша на пол, чтобы он имел возможность ползать. Ползание способствует укреплению ножных мышц и спинки.
Другие развивающие игры вы можете посмотреть в следующем видео: