«Надо попрощаться с балетом…»
— И все. Но я осознала не сразу… Думала, что, если мне дали лекарства, я смогу вылечиться. Потом стала привыкать к слову «инвалид». Это вообще трудно, я избегала его. Однажды мы были на даче, и я услышала, как мама с бабушкой говорят: «Надо попрощаться с балетом…» Просто помню свою истерику. Попрощаться? А в моей картине мира не было такого. Есть балет — и ты им дышишь.
Для балерины пропустить две недели занятий — уже проблема, а Катя пропустила четыре месяца. Вернувшись в академию, она снова училась делать простейшие движения.
— Я стояла у станка, и у меня текли слезы. Вокруг никак не реагировали. Это нормально. Там всегда кто-нибудь рыдает. Но любой человек, который имеет дело с чем-то запредельным вроде балета, не жалуется. Ну а как выжить иначе? Понятно, что у тебя пальцы стерты в кровь, но говорить про это не надо.
Зимой случилось еще одно обострение, хотя уже не такое сильное. Хуже двигались рука и нога. Спустя полгода после первого обострения девушка взялась репетировать один из самых тяжелых номеров даже для зрелых артистов — танец с барабанами из балета «Баядерка». Он подходил Кате по темпераменту, и она была единственной студенткой, которая могла исполнить здесь женскую партию.
— Был такой ритуал: перед выходом все друг друга хлопали пятерней по спине, чтобы пробудить азарт, мощь, дикость — это то, что тебя продержит, потому что нагрузка сверхчеловеческая. Говорю: «Бейте и мне». — «Катя, ты что?» Ударили, но не так сильно. Я закричала: «Да бейте нормально!» После танца долго приходили в себя: выбегаешь за кулисы, пытаешься отдышаться и поймать воздух ртом. Посмотреть со стороны — умирают люди. Такой силы номер. Я это выдержала. Как? Плохо.
В конце года Катя сдала госэкзамены на «отлично». Для педагога болезнь ученицы была ударом. Ее маме она сказала, что потеряла самую лучшую ученицу. А для Кати такие слова прозвучали как откровение. Лучший обычно стоит у станка посередине, но это место ей никогда не принадлежало.
А дальше был концерт в Большом театре, где она снова танцевала «Кармен». Потом, сравнивая записи своих выступлений на втором курсе и год спустя, на выпускном, балерина увидела, что многое изменилось.
— Это два разных человека, хотя там мне 15, а здесь 16. А на самом деле прошла вся жизнь. За год мне поставили инвалидность, произошел полный крах, когда я слышала, что пора заканчивать… Этот номер я перетанцовывала, пережив трагедию. На выпускном я уже гораздо взрослее. Танцую с такой же легкостью, но появился надрыв.
«Все ясно. Вот тебе инвалидность»
Катя почувствовала, что с ней что-то не так в 11 лет: она тяжело переживала смерть дедушки — Валерий Георгиевич умер от рака головного мозга. Через несколько месяцев у нее было сильное отравление. Не успев оправиться, девочка пришла в академию на гимнастику. Сделала стойку на руках, мостик — а когда поднялась, у нее вдруг скосились глаза. Запомнила, что в зале все засмеялись. После в глазах двоилось еще месяц.
Катиным танцевальным коньком было вращение, теперь с ним появились трудности. После череды вращений кружилась голова, в глазах все трепыхалось, кренилась рампа. Об этом она не рассказывала никому, кроме мамы. Когда начала неметь кисть, дома и этому не удивились — у всех в балете бывают проблемы с позвоночником, потому что во время репетиций нагрузка огромна.
Катя восстановилась, продолжала учиться. В 14 лет она взяла вторую премию на Всероссийском конкурсе артистов балета в Краснодаре. Покрытие пола было таким скользким, что юная балерина упала в самом начале на вариации Китри.
— Там раз — и бежишь, раз — и бежишь, а я раз — и хрясь головой. Мой первый выход, представляете? Вся жизнь промелькнула в эту секунду. Ты с такими чаяниями приходишь! Но я встала и с легкостью оттанцевала до конца. Для комиссии оказалось важным, как я вышла из этого и подхватила музыку. Целое дело: в театре покрытие скользкое или нет. Мы натирали пуанты канифолью, чтобы не спадали, а она так разъедает пятки! Ты их стираешь просто до крови. Но еще хуже, если твоя хрустальная туфелька свалится.
Первое сильное обострение случилось через год — за две недели до второго, Международного конкурса в Москве.
— Я ждала этого выступления. Постоянно переживала, думала о нем. А тут еще и подростковый возраст, к которому я не была готова. И вот просыпаюсь в день экзамена по дуэту и понимаю: что-то у меня с ногами не то. Они какие-то тяжелые. Нет, для жизни это нормально, но для балета неприемлемо.
Стало ясно, что ни о каком конкурсе речи быть не может. Вскоре к тяжести в ногах добавилось онемение в бедре, животе и руке. Сильнее становились головные боли. Катя могла немного двигать правой рукой, но не чувствовала ее, поэтому письма подруге писала левой. Шесть раз подряд она ходила на МРТ, однажды врач сделал уколы по всему позвоночнику. Но никто по-прежнему не знал, что случилось.
— Что-то рушится, а как и куда двигаться — непонятно. Но как профессионал ты не позволяешь себе паниковать.
Случайно Катя услышала, как знакомый говорит по телефону с каким-то врачом, его имя запомнила на слух. «Мам, давай позвоним?» Это оказался главный невролог Москвы. Осмотрев Катю, он сказал, что все ясно: «Вот тебе инвалидность, а вот лекарство». Студентка второго курса Московской академии хореографии вышла из больницы с диагнозом «рассеянный склероз».
Детство и первые успехи
Милана Хаметова родилась и провела ранние годы своей жизни в Новосибирске. С детства родители всесторонне развивали дочь — при поддержке папы и мамы малышка увлеклась пением и гимнастикой, а к возрасту четырех лет попробовала себя в роли фотомодели. С тех пор ослепительную улыбку и выразительный взгляд Милы регулярно можно было видеть в каталогах модных брендов детской одежды (Arbor Vitae, Gloria Jeans, Pelican и др.).
Карьера в модельном бизнесе открыла для девочки новые возможности — уже в пятилетнем возрасте Милана приняла участие в конкурсе красоты среди претенденток до 14 лет «Мини-мисс Сибири 2016» и стала одним из его призеров (в категории Kids). Помимо призов от спонсоров и короны ручной работы, победа дала право модели представлять свой родной город на мероприятии в Москве. Так в семь лет Мила Хаметова стала финалистом конкурса «Юная мисс России 2017», завоевала сердца строгого жюри и заслужила Гран-при в категории Little.
Девочка сумела не только сохранить, но и приумножить успех благодаря тому, что начала регулярно снимать и выкладывать короткие видео в набирающий популярность видеосервис TikTok
В тот момент, когда ролики тиктокерши пробились в тренды платформы, на Милану обратили внимание «коллеги по цеху». В результате она получила заманчивое предложение от хип-хоп исполнителя и видеоблогера Давида Манукяна (известного под псевдонимом Dava)
Юная россиянка стала звездой Сети благодаря своей феноменальной гибкости
6 октября Станислава Постнова отметила свой 20-й день рождения, но, несмотря на столь юный возраст, ей пророчат большое будущее. В арсенале талантливой балерины — диплом с отличием Московский государственной академии хореографии, серебряная медаль на международном конкурсе «Молодой балет мира», сотрудничество с брендом Nike и армия поклонников. При этом Станислава успевает заниматься рисованием и вести личный блог, в котором с удовольствием делится с поклонниками фотографиями и видео своих тренировок в Большом театре.
Instagram @ruby.tear, @ruby.tear, @ruby.tear, @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Станислава много тренируется, даже находясь на отдыхе.
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Восхищенные хрупкостью и гибкостью юной артистки, поклонники засыпают ее комплиментами и вопросами о рецептах стройности. Их удивляет, что балерина достаточно часто выкладывает в блог фото сладостей. В одном интервью Станислава рассказала, что у нее нет специального графика еды и количества калорий: девушка просто старается придерживаться сбалансированного питания со всеми витаминами. И не отказывает себе в сладостях особенно перед тяжелой репетицией.
Балерина делится в своем блоге как приятными моментами, так и трудностями профессии.
Instagram @ruby.tear
Не так давно Станислава искренне поделилась с поклонниками исполнением своей заветной мечты: 6 лет назад один из лучших театров мира Ла Скала покорил ее, и девушка пообещала себе, что обязательно станцует на его сцене.
Теперь, благодаря ее таланту и упорному труду, мечта стала реальностью, и в сентябре 2018 юная российская балерина станцевала в Милане на легендарной сцене. После этих гастролей у юной успешной артистки увеличилось количество поклонников со всего мира, они горячо поздравляли Станиславу и желали ей дальнейших успехов.
Instagram @ruby.tear
Instagram @ruby.tear
Фото на анонс: Instagram @ruby.tear
Из Балашихи в Кремль
История Бори поначалу напоминает рассказ Леши. В семь лет родители отдали мальчика в МГАХ. Он вспоминает об этом с нескрываемым негодованием: «Я испытал настоящий стресс — меня сорвали с дерева! Я хотел бегать по гаражам — а попал туда, где мучат детей».
Боря объясняет себе решение родителей тем, что в его родной Балашихе на улице оставаться было «жестко» — беспокойство вызывало окружение сына. К тому же мама руководствовалась своими «женскими» представлениями: «Танцевать — это прекрасно, сцена — это прекрасно».
Разделить ее убеждения Боря так и не смог: «Это было ужасно, потому что тебя отрывают от дома, от твоих друзей и привычных занятий и закрывают там, где режим и пытки. Каждое утро на гимнастике на тебя садятся — через слезы, через боль ломают мышцы».
Боре пришлось смириться — его волю подавляли родители: «Я понял, что это моя судьба, хотя внутренний протест тогда нарастал».
Нашему герою не нравилось еще и то, что, попав в балет, он будто оказался в привилегированном обществе: «Когда твои дети там учатся, ты становишься участником закрытого клуба».
Тогда Боря выбрал путь косвенного сопротивления и признаётся, что превратился в «ужасного хулигана».
Боря предполагает, что они думали так: «Наверное, все хулиганят. Там академия горит — ну, просто балуется».
Но юноша не сдавался: из-за записки с угрозами в адрес внучки ректора его всё же исключили, после чего родители отдали Борю в математическую школу. Там с учебой не заладилось, поэтому мальчика в итоге отправили в другую академию — в школу классического танца.
В ней отношение Бори к балету изменилось диаметрально: «Я зафанател и последние три года пахал, доводил себя до обморочных состояний».
Решающую роль сыграла влюбленность: «Она была хорошисткой и меня не замечала. Мы стояли на разных сторонах прилежности».
Боря понял, что нужно дотянуться до ее уровня, чтобы их вместе поставили в дуэте. Девочка с ним в паре так и не оказалась — уехала учиться в Австрию, но Боря продолжил по инерции отдавать все силы балету.
По-настоящему влюбился в танец он уже позже — когда Григорович отбирал учеников для постановки «Ромео и Джульетты» и его взяли в резерв. Боря начал часто бывать в Кремлевском дворце, проникся «атмосферой искусства, работы, большой постановки». Он впервые отправился на гастроли за границу — и даже почувствовал определенное превосходство: «Мне казалось, что сопляки школьники в академии — там, внизу, у меня в ногах».
Танец стал для него священнодействием: «Ты вживаешься в персонажа, впадаешь в экстаз». Правда, фанатизм прошел довольно быстро. Когда Боря попал в театр, он понял: «Я никакой не принц — чтобы танцевать хоть какие-то партии, мне нужно много пахать, а я очень ленивый».
Боря пришел к выводу, что при прочих равных кордебалет (ансамбль артистов массовых сцен), где он оказался, — его удел.
«Уговаривали делать кесарево, а я родила сама»
Катя отдыхает от долгого рассказа и зовет своих дочек, Маргариту и Анжелину. По будням они ходят в садик и возвращаются домой к шести вечера. Девочки заглядывают в комнату и бросаются на пол обнимать маму, а потом принимаются бегать по комнате.
Их любимое занятие — карабкаться по шведской стенке. Особенно это по душе младшей Анжелине, дома Катя называет ее ангелочком. Девочка с озорным хвостом на макушке, пухлыми щеками и такими же большими глазами, как у мамы, хватается за перекладину и проворно забирается на самый верх, а потом оглядывается и смотрит на Катю — просит снять.
— Мама не подойдет, — объясняет она дочке.
Анжелину спускает на пол Люда, наш фотограф, но девочке понравилась игра, и она снова проделывает то же самое. Мы выжидаем, что будет дальше.
— На руки! — зовет она.
— Слезай сама. Ты умеешь. Опускай ногу на нижнюю перекладину, — улыбается Катя.
— На руки! — требует ребенок.
— Тогда будешь висеть здесь.
— Жа-а-анна, — капризничает Анжелина, видя, что никто ее снимать не собирается.
— Жанной зовут бабушку, но у нас это имя нарицательное. Это человек, который всегда спасет. Вы, когда выполнили функцию «снять», сразу стали Жанной. Не обижайтесь.
Уловки Анжелины не сработали, и она сама, медленно переставляя ноги, спускается на пол под наши аплодисменты.
— Катя, а как вы решились на детей? Что говорили врачи?
— В начале первой беременности гинеколог паниковала: «Как ты не понимаешь? После родов будет только хуже!» А для меня ребенок означал, что я могу не только болеть, но и принести в мир другую жизнь. И со второй дочкой я тоже была счастлива: ко мне снова пришел ребенок… В первые месяцы беременности, конечно, случились тяжелые обострения. Я боялась, когда стали колоть гормоны, ведь в этот период вообще нельзя никакие лекарства.
— Что помогло не сломаться?
— Где-то после трех месяцев я каждый день стала делать двигательные упражнения, восстанавливала буквально каждую мышцу. Написала много статей. И еще мне ужасно хотелось рисовать. Правой рукой не могла, поэтому все делала левой. Мелкие детали мне были не под силу, я начала брать большие холсты. Рисовала и ногой — чтобы тоже разрабатывать.
К нам подбегает старшая, Маргарита.
— Через маму перепрыгну! (Прыгает через ноги Кати.) Через Анжелину перепрыгну!.. Через маму!
— Это может продолжаться бесконечно, — просит не обращать внимания Катя.
— А как прошли роды?
— Классно все прошло, за два часа родила. Но я попала в роддом раньше из-за ложных схваток. Была уже 41-я неделя, меня оставили, а потом еще семь дней ко мне ходили, уговаривая делать кесарево. Но я ответила: «Нет!» Писала медотказы о том, что беру ответственность на себя. Пыталась объяснить, что все у меня хорошо. Да, не работает нога, но это к делу не относится. Невропатолог посмотрел видео, где я занимаюсь, и отмахнулся: «Делай, что хочешь». В общем, это была тяжелая неделя. На выходные меня отправили домой: «Не рожаешь, всем надоела — иди».
Я приехала, уснула на час — и у меня начались схватки. Но подождите, мне нужно помыть голову! Не могу же я встретить ребенка с грязными волосами. А схватки уже сильные. Мама помогала, но с таким выражением лица: «Кать, что мы делаем?» А я, как всегда, со своей привычкой: «Сейчас-сейчас. Я потерплю, уже лучше».
Мы успели доехать до роддома. В приемной женщина спросила, зачем я так кричу: «Тебе еще часов 6 минимум мучиться. Попробуй молчать». Я попробовала. Потом пришел врач: «Ну вообще! Это полное раскрытие, быстро в родовую!» После он сказал, что это были лучшие роды.
Маргарита танцует по комнате с мягкой игрушкой — кошкой-балериной. Потом вместе с сестрой они опять бросаются на Катю и со смехом едва ее не опрокидывают.
— У нас по утрам бывает забавно. Я сплю на полу. Приходит маленькая: она меня воспринимает как бассейн — и прыгает рыбкой. Я объясняла им, как нужно держать удар. И теперь, когда кто-то из них садится мне на грудь, старшая говорит: «Мама! Не дыши!» Счастливые моменты, на самом деле… А вот после родов была сильная депрессия. Вроде я мать, а вроде и не мать: не могу держать ребенка на руках, не могу его носить. И после этого я перестала нормально ходить.
Балетная труппа Большого театра
Биография
Во время учебы участвовала в спектаклях Большого театра. В 2010 и 2015 гг. принимала участие в гастролях МГАХ в Греции: в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография В. Вайнонена) исполнила партию Коломбин, была занята в Па де труа, Русском танце, Китайском танце, Розовом вальсе и Вальсе снежинок. Также в репертуаре: «Русская» на музыку П. Чайковского (хореография К. Голейзовского), 5-й дуэт из балета «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена (хореография Д. Брянцева), вариации – Феи Сирени, Феи Нежности из балета «Спящая красавица» П. Чайковского (хореография М. Петипа), Китри из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), Гюльнары из балета «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа), Па де де на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина) и многие другие.
Репертуар
2017
па де дечетыре дриадыКоломбина
2018
четыре лебедя
Le Travail/ Работа (четверка)па де сис
2019
АмурКонгофрейлины, Фея Беззаботности, Белая кошечкаГаляцветыучастница премьеры в Большом театре
Переезд в столицу и жизнь в Super House
На момент знакомства Миланы Хаметовой и Давы, последний как раз запускал амбициозный проект Super House. Шоумен решил собрать под крышей дома в Московской области перспективных молодых тиктокеров, которые бы совместно жили и творили новый видеоконтент. С предложением стать самой юной участницей проекта Дава обратился к Миле. Посетив место, где ей предстояло жить, и посоветовавшись с родителями, блогерша дала свое согласие.
В августе 2020 года Милана Хаметова со своей мамой Альбиной переехала в Москву, а в Новосибирске ее остались дожидаться папа, родственники, друзья и котик, по которым девочка очень скучает. Проживая и работая в «Супер Хаусе», юное дарование быстро нашло общий язык с другими тиктокерами. Особенно теплые отношения ее связывают с Хабибом Шариповым и тетей Наташей (Натальей Марковой) с которыми Мила проводит много свободного времени и регулярно выпускает ролики с приколами.
Несмотря на занятость на проекте, Милана Хаметова продолжает ходить в школу. Тик Ток-деятельность практически не мешает учебе ребенка. На момент написания статьи (декабрь 2021 г.) Миле уже исполнилось 11 лет, она учится в 5 классе на оценки «хорошо» и «отлично». Как отмечает сама блогерша, ее популярность нисколько не смущает одноклассников, а сама она регулярно призывает ребят сняться в своих видео и с радостью делает с ними совместные фото.
Балет не должен быть гимнастикой в пачке
Анне Алексеевне 77 лет. В детстве в МГАХ она попала, как и остальные, по желанию родителей. Постановщик Лавровский пригласил ее отца, художника советских фильмов, на кинобалет «Ромео и Джульетта». Мероприятие проходило в Ялте, и на нем присутствовали танцоры Большого. Маму Анны так увлекла эта атмосфера, что та решила отдать дочь в балет.
Она не помнит, хотела ли поступать, но, когда ее приняли в училище «по записочке» (иначе говоря, по знакомству), Анна Алексеевна отнеслась к этому со всей серьезностью: «Я очень трудилась — всё-таки мне оказали такое доверие! Я была старательной и скромной — думала, что хуже всех».
Анна Алексеевна считает, что ее потенциал стал по-настоящему раскрываться уже после окончания МГАХ: сначала она работала в Петрозаводске, а после, в 1970-х, — в Московском театре им. К. Станиславского.
Наша героиня роли всегда воспроизводила в карандаше: «Для меня были важны детали. Я рисовала образ, костюм. Во время подготовки постоянно обращалась к живописи: Рокотов, все эти замечательные портреты дам необыкновенной красоты».
Анна Алексеевна подходила к каждой роли творчески: «Артист должен быть „интеллектуальным“. Можно стоять в лебеде шестнадцатым или тридцатым — и всё равно как положено, играя».
Даже когда Анне Алексеевне доставались эпизодические роли, она трудилась с полной отдачей: «В постановке о Жанне д’Арк я один раз пробегала по сцене и больше ничего не делала. Перед спектаклем балетмейстер Сергеев спросил: „Жанна д’Арк здорова? А ‘женщина-бег’?“» Так Анна Алексеевна еще раз убедилась в том, что в театре нет маленьких ролей.
Своей любимой работой она считает партию Гудулы — матери Эсмеральды. Анна Алексеевна до последних деталей продумывала появление ее персонажа в сцене казни юной героини. Можно было просто выйти, но она просила всех танцоров не расступаться перед ней, чтобы оказаться возле Эсмеральды незаметно. Так усиливался драматический эффект, когда Гудула узнавала в приговоренной к казни девушке своего ребенка.
Эта роль оказалась последней в репертуаре Анны Алексеевны. В 46 лет после того спектакля ее провожали с цветами. «Я переработала, и руководство решило, что мне всё же пора на покой. Правило такое».
Многие уходили в миманс (группа артистов массовых сцен) и в преподавание, но Анна Алексеевна никогда не хотела этим заниматься.
Мама сказала: «Тебя должны носить на руках»
А танцевальная карьера началась, когда Кате было 2 года и 9 месяцев. Ее записали в клуб, где преподавала пермская балерина. Потом были разные ансамбли, где девочка стала солировать. Родные не просто отдали ребенка в кружок, чтобы он куда-то тратил свою энергию и с пользой проводил время: они хотели, чтобы Катя занималась танцами профессионально.
— У нас в семье все привыкли классно делать свое дело. Дедушка работал главным редактором газеты «Советский спорт», бабушка — химиком, а мама — журналистом. Именно дедушка настоял на том, чтобы я поступила в академию хореографии.
Один из ее детских номеров оказался пророческим. Катя играла олененка, который учится ходить, по сценарию из чума ее выносили охотники. После этого, глядя на фотографию, мама любила повторять: «Такую женщину, как ты, мужчины на руках должны носить».
— «Мам, ну ты чего?» — удивилась я тогда. А сейчас так и получилось. Меня носят, потому что мне сложно идти самой, я учусь заново.
В обычной школе Катя провела полтора года, а потом сдала экстерном программу до третьего класса и поступила в академию. Будущие балерины изучали классический танец, русский язык, французский, литературу, музыку, фортепиано — список предметов можно продолжать долго. Сначала тренировались танцевать на полной стопе, на пуанты становились позже.
— Очень продуманная система. С каждым годом, по мере роста мышц, что-то добавляется, ты лучше понимаешь свое тело… Вот смотрите. Например, в первой позиции (Носки разведены в стороны, пятки касаются друг друга. — В.С.) центр тяжести должен располагаться между вторым и третьим пальцем ноги. Вы часто чувствуете, где у вас второй и третий палец?
В академии Катя узнала, что у нее короткое ахиллово сухожилие: садиться на пуантах в пятой позиции было трудно. Чтобы не подниматься, она объясняет нам на руках, как выглядит пятая позиция, поставив их на пол, как будто это ноги балерины. Пальцы передней ноги должны касаться пятки задней.
— Распространенная позиция, но очень сложная. Все ругались: «Кать, поставь пятки». Ну не могла я поставить эти пятки! Но свой недостаток я обернула в преимущество. Чтобы оттолкнуться и прыгнуть, кому-то нужно две секунды, например. Я сократила время до миллисекунд — и просто летала, делая в воздухе шпагат. Получалось здорово.
Бабушка, видя, как устает ее внучка в академии, однажды спросила: «А тебе вообще это нравится?»
— Но никто ведь не интересуется, нравится ли вам дышать? Это была моя жизнь. Поэтому так больно, когда все закончилось
И как важно родителям развивать ребенка еще в чем-то. Его могут отчислить, либо что-то может случиться со здоровьем
И все, мир мгновенно разрушится.
Слезть с балетной иглы
Лешу, как и большинство его сокурсников-мальчиков, в Московскую государственную академию хореографии привели родители. Он вспоминает, что, когда в детстве ходил к стоматологу, мама пугала его: «Если не перестанешь плакать, отдам в балетную школу». Леша мужественно сдерживал слезы, но в училище всё равно оказался. Сам он предполагает, что родители сделали такой выбор, потому что на дворе были 90-е — чтобы сын попросту не попал в армию и вышел на пенсию в сорок.
Леша задается вопросом, где же справедливость: «В десять лет я хотел играть в футбол, а не делать полтора часа тандю». Он хорошо помнит свой первый день в академии и странное ощущение от того, что никто из сверстников даже не представлял себе, что такое балет.
Мальчику, росшему в такой среде, балет казался «немужской» профессией. Леша вспоминает, что сначала даже хотел уйти, но спустя пару лет ученики его класса перестали «делать бездушные плие» (то есть механические движения — приседания) и стали прыгать. Леша даже первым смог исполнить тройной содебаск — сложный элемент с несколькими оборотами в воздухе.
Наш собеседник вспоминает: «В этот момент многие полюбили балет. Выше, быстрее, сильнее».
Леша говорит: «Балет меняет строение твоего организма, ломает тебя». Из-за того что он начал танцевать в детстве, это стало для него своеобразным наркотиком — тело буквально заставляло заниматься.
Сейчас Леша относится к балету как к математике — положение корпуса, градус ноги: «Танец — это работа, он не для того, чтобы получать удовольствие».
Когда наш герой окончил академию, у него перед глазами были примеры кумиров — Барышникова и Нуриева. Поэтому он уехал в поисках современного танца на учебу в Канаду. Но в зарубежных театрах выступал недолго: «Разбил машину и себя тоже». Восстанавливаться было очень дорого, и Леша тогда взвесил все за и против: «Слезть с балетной иглы сложно. Я знал об этом и решил сделать всё побыстрее».
Леша пошел учиться на режиссера, но так и не смог забыть занятие, которому посвятил столько лет жизни. Часто в рамках учебных заданий он снимал сюжеты о балете, и его даже долгое время мучили сны.
Сейчас Леша не жалеет о пройденном пути, но рекомендовать его никому бы не стал: «Я весь поломан-переломан.