Как научить ребенка самостоятельности?

Детская комната по монтессори

Организация пространства для ребенка

Меньше значит больше

В соответствии с методом Монтессори, пространство, в котором чаще всего пребывает ребенок, должно быть оформлено простым, почти минималистским образом

Безусловно, лучше оборудовать ее с меньшим количеством аксессуаров, выбранных, однако, с большей тщательностью и вниманием к натуральным материалы: дерево, ротанг, войлок, шерсть или хлопок. Прекрасно подходят умные контейнеры, коробки или ящики для хранения игрушек, которые позволят поддерживать порядок и дадут детям возможность спокойно добраться до своих сокровищ

Можно для этой цели использовать даже обычные картонные коробки, которые вместе с ребенком обернуть цветной бумагой. Стоит, однако, оставить в комнате ребенка или специально для него оборудованном месте пространство, в котором сможет без препятствий заняться возведением сложных конструкций из кубиков.

В методе Монтессори не желательно, чтобы дети были засыпаны избытком раздражителей, которых и так достаточно в нашем современном мире. Поэтому даже на стеллажах и полках с игрушками должна быть проведена ротация. Прятать игрушку, которой уже не играет малыш,что позволяет ему наткнуться на открытие ее через какое-то время вновь и использование иногда странным образом

Также стоит обратить внимание на качество и способ изготовления игрушек. В методе Монтессори важен контакт с натуральными материалами, а не цветным, всеобъемлющим нас пластиком

Поэтому, даже декорации в детской комнате, оформленной в соответствии с мыслью Марии Монтессори изготавливаются чаще всего из материалов, собранных на прогулках: сухих листьев, растений с луга, шишек или желудей и каштанов. Среди игрушек преобладают, скорее, деревянные блоки или инструменты, напоминающие предметы, используемые для взрослых, только в соответствующих размерах и чуть светлее.

Полки с книгами

Важной мебелью в детской комнате будут подвешенные на высоте зрение малыша полки с книгами. Визуализируйте, цветные обложки будут поощрять ребенка

Зеркало в детской комнате

Проверенным в методе Монтессори элементом декора детской комнаты является также большое зеркало, повешенное низко, непосредственно над полом, чтобы малыш мог видеть себя. Дети в ранний период развития не осознают своего отражения, зато очень охотно наблюдают и могут долгие минуты проводить исключительно за такого рода развлечениями.

Цвета стен

Принято использовать традиционную цветовую гамму, согласно которой в помещении, которые предназначены для девочек царит оттенок розовый, а для мальчиков — синий, но это — не используется в методе Монтессори. По словам итальянского доктора, расцветку лучше выбирать интуитивно, а лучше всего зарекомендовали себя довольно нейтральные, но яркие цвета стен, которые можно оживить яркими акцентами: наклейками, фотообоями или картинками.

Дети старшего возраста с удовольствием пользуются творческими картами мира Монтессори, выполненными, например, из войлока или тонкой фанеры, которые украшают стены. Настоящие любители этого метода в состоянии создать их самостоятельно или с помощью ребенка, делая из этого занятия еще одну творческую игру.

Что на пол?

На полу в детской комнате, оформленном по методу Монтессори можно разбить небольшой коврик, приятный на ощупь и легкий в уборке, с интересной фактурой, которая пригодится в естественном развитии сенсорики ребенка. Часть людей ставит на коврик или просто одеяла, которые в любой момент можно разобрать на полу.

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него

Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Организация пространства для ребенка

Меньше значит больше

В соответствии с методом Монтессори, пространство, в котором чаще всего пребывает ребенок, должно быть оформлено простым, почти минималистским образом

Безусловно, лучше оборудовать ее с меньшим количеством аксессуаров, выбранных, однако, с большей тщательностью и вниманием к натуральным материалы: дерево, ротанг, войлок, шерсть или хлопок. Прекрасно подходят умные контейнеры, коробки или ящики для хранения игрушек, которые позволят поддерживать порядок и дадут детям возможность спокойно добраться до своих сокровищ

Можно для этой цели использовать даже обычные картонные коробки, которые вместе с ребенком обернуть цветной бумагой. Стоит, однако, оставить в комнате ребенка или специально для него оборудованном месте пространство, в котором сможет без препятствий заняться возведением  сложных конструкций из кубиков.

В методе Монтессори не желательно, чтобы дети были засыпаны избытком раздражителей, которых и так достаточно в нашем современном мире. Поэтому даже на стеллажах и полках с игрушками должна быть проведена ротация. Прятать игрушку, которой уже не играет малыш,что позволяет ему наткнуться на открытие ее через какое-то время вновь и использование иногда странным образом

Также стоит обратить внимание на качество и способ изготовления игрушек. В методе Монтессори важен контакт с натуральными материалами, а не цветным, всеобъемлющим нас пластиком

Поэтому, даже декорации в детской комнате, оформленной в соответствии с мыслью Марии Монтессори изготавливаются чаще всего из материалов, собранных на прогулках: сухих листьев, растений с луга, шишек или желудей и каштанов. Среди игрушек преобладают, скорее, деревянные блоки или инструменты, напоминающие предметы, используемые для взрослых, только в соответствующих размерах и чуть светлее.

Полки с книгами

Важной мебелью в детской комнате будут подвешенные на высоте зрение малыша полки с книгами. Визуализируйте, цветные обложки будут поощрять ребенка

Зеркало в детской комнате

Проверенным в методе Монтессори элементом декора детской комнаты является также большое зеркало, повешенное низко, непосредственно над полом, чтобы малыш мог видеть себя. Дети в ранний период развития не осознают своего отражения, зато очень охотно наблюдают и могут долгие минуты проводить исключительно за такого рода развлечениями.

Цвета стен

Принято использовать традиционную цветовую гамму, согласно которой в помещении, которые предназначены для девочек царит оттенок розовый, а для мальчиков — синий, но это — не используется в методе Монтессори. По словам итальянского доктора, расцветку лучше выбирать интуитивно, а лучше всего зарекомендовали себя довольно нейтральные, но яркие цвета стен, которые можно оживить яркими акцентами: наклейками, фотообоями или картинками.

Дети старшего возраста с удовольствием пользуются творческими картами мира Монтессори, выполненными, например, из войлока или тонкой фанеры, которые украшают стены. Настоящие любители этого метода в состоянии создать их самостоятельно или с помощью ребенка, делая из этого занятия еще одну творческую игру.

Что на пол?

На полу в детской комнате, оформленном по методу Монтессори можно разбить небольшой коврик, приятный на ощупь и легкий в уборке, с интересной фактурой, которая пригодится в естественном развитии сенсорики ребенка. Часть людей ставит на коврик или просто одеяла, которые в любой момент можно разобрать на полу.

Самая модная педагогическая идея XX века

Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.

Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.

Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.

Принцип

Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.

Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.

Кто такой воспитатель

В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»

Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.

Условия успеха

Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.

В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.

Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.

В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:

Подобрать правильное помещение

Потребуется большое, просторное помещение, площадью около 100 кв. метров. Это должна быть студия: в монтессори-садах не делают отдельные спальни. Во-первых, ребенок в возрасте трех-шести лет не чувствует себя безопасно на кровати: ему комфортнее спать на матрасике прямо на полу (при условии, что пол теплый). Во-вторых, отдельная спальня, которую используют всего два-три часа в сутки, — слишком большая роскошь. В большинстве зарубежных садов (в США, Испании, Германии) их нет: дети достают матрасики перед сном, стелют их сами прямо в общей студии, а потом убирают. Это позволяет более эффективно использовать помещение.

В дополнение к студии потребуются:

  • комната для педагогов; 
  • кладовка; 
  • раздевалка; 
  • ящики для личных вещей;
  • тамбур;
  • площадка для прогулок. 

Очень важно, чтобы оформление помещения было эстетичным, а не аляповатым и ярким. Мебель должна соответствовать детской физиологии и размерам, чтобы малыши чувствовали себя в своем мире, а не в стране великанов. 

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Распорядок дня в монтессори-саду

Начало дня. Занятия начинаются в 09:00. Это не значит, что в это время нужно находиться в классе. Главное — переступить порог сада и начать погружение в среду Монтессори в раздевалке. Она специально оборудована для того, чтобы ребенку было удобно.

В детском монтессори-саду зона переодевания — часть общего класса. За спиной сына видно, как все организовано: удобные открытые шкафчики и обязательно скамейки, чтобы дети могли сидя практиковаться снимать и надевать одежду

Прием пищи. Завтрак, обед и ужин — по расписанию. Но это не значит, что нужно идти есть со всеми, даже если не хочется. Прием пищи длится не 10—15 минут, а полтора часа. В любой момент в рамках этого времени ребенок может присоединиться к завтракающим педагогам и ребятам. И наоборот, он может пойти на завтрак первым и не ждать, пока соберутся другие.

Детям не выдают порционную еду в тарелке, как в обычном садике. Тут ребята сами накрывают на стол и кладут столько, сколько хотят съесть. Если нужно, на помощь приходит педагог — рассказывает, что сегодня приготовлено, приглашает ребенка присоединиться. Но не решает за него.

В монтессори-саду дети сами готовят себе перекус, если проголодались После этого убирают со стола и моют посуду

В монтессори-саду дети сами готовят себе перекус, если проголодались После этого убирают со стола и моют посуду

Обучение. В монтессори-саду нет отдельных занятий. Все это заменяет продуманная среда: столы, к которым ребенку удобно подойти, кухня, где дети могут сами положить себе еду, обучающие материалы для самостоятельных занятий — ребенок может взять их тогда, когда захочет.

На каждом шагу и в каждой мелочи видна забота о малышах и отражение девиза «Помоги мне сделать это самому».

Сон и прогулки. Из-за отсутствия жесткого расписания может показаться, что в классе царит анархия и беззаконие. Но это не так.

В монтессори-саду есть свои рамки: прогулки и сон — всегда по расписанию. Но внутри этих рамок ребенок делает то, что хочет. И это полностью соответствует главной заповеди Монтессори: свобода в заданном диапазоне.

Например, на улице малыш может кататься с горки, лепить из снега или просто сидеть на скамейке — это он решает сам. Но ребенок не решает, когда выйти на прогулку, — это компетенция педагогов.

То же самое со сном: дети укладываются спать все вместе, а не кто когда захотел. Если ребенок не хочет спать, он может спокойно полежать в кровати и послушать сказку, которую читает педагог. Но нельзя одеваться и выходить из помещения, потому что это может помешать другим ребятам.

Основные принципы методики

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша

Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. 
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник

Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

<<Форма демодоступа>>

Отрицательные мысли вызывают негативные чувства и притягивают стрессовые ситуации

Ученые доказали, что из-за негативных мыслей ухудшается общее настроение ребенка. К примеру, когда чадо говорят «Я не могу этого сделать», в организме появляются специальные гормоны, которые отвечают за стресс. А также нейромедиаторы, которые провоцируют хаос в голове. Который приводит к тому, что ребенок действительно не может сделать даже простое дело.

Ни в коем случае не разрешайте ребенку мыслить негативно, слушать отрицательные новости по телевизору, и смотреть то, что может ухудшить его настроение. Все эти факторы могут спровоцировать у чада стресс. И, как следствие, продолжительное ухудшение настроения. Регулярные чувства страха. А также плохое самочувствие.

Принцип самостоятельности

Еще раз подчеркнем: согласно Марии Монтессори, ребенок занимается не “тем, чем ему хочется”, а тем, чем хочется именно в организованной взрослым развивающей среде. Педагоги и родители, воспитывающие детей в Монтессори-стиле, предоставляют ребенку выбор из образовательных материалов, которыми можно заняться в любой момент и в любом порядке. Тем не менее определенные задания, заложенные в этих материалах, и определенная дисциплина, присутствующая в них же — есть! Но для того чтобы ребенок обучался и развивался в этой среде свободно, ему необходимо предоставить определенную степень самостоятельности. Вы зря смеетесь: далеко не все родители способны психологически “отпустить” от себя ребенка, чтобы не помешать ему лепить, считать, творить и изучать окружающий мир. Такие родители стремятся все сделать за малыша, облегчить ему жизнь — или вовсе лишить той или иной развивающей среды, чтобы не было эмоциональной или интеллектуальной перегрузки. Но далеко не каждый стиль воспитания самостоятельности в действии, сопровожденный “организованной развивающей средой” (то есть комнатой с игрушками), может носить имя Марии Монтессори.

Предметно-обучающая среда 

Формирование предметно-обучающей образовательной среды — краеугольный камень методики Марии Монтессори. “Помоги мне сделать это самому” — принцип, который заложен практически во всех обучающих пособиях. Ребенок обучается в игре с предметами, и предметы должны взаимодействовать друг с другом в рамках учебной задачи. Монтессори-материалы можно сделать из подручных средств, воспользовавшись дуршлагом и шнурком; ситом и мукой; рисом и фасолинами и т.п. Монтессори выделяет пять зон для развития ребенка, которые присутствуют в Монтессори-центрах:

  • Зона практической жизни предоставляет ребенку возможность научиться бытовым навыкам — гладить одежду, завязывать шнурки, накрывать на стол, стирать одежду, чистить зубы.
  • В зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой, фактурой, величиной, весом предметов. В этой зоне размещают различные кубики, башенки, образцы тканей и другого материала, геометрические таблички.
  • Зона математики сосредотачивает счетный материал, фактурные цифры, счеты, счетные карточки. Эта зона будет полезной для детей от 3 лет. Основная задача математической зоны — формирование понятия количества, а также развитие логического мышления.
  • Языковая зона будет интересна тем малышам, которые стремятся научиться читать и писать. Фломастеры, доска для письма, буквы алфавита различной величины и фактуры, прописи, книжки и игры на развитие навыков чтения находятся именно в этой зоне.
  • Наконец, за формирование представлений об окружающем отвечает зона космоса. В этом помогут географические атласы, карты звездного неба, часы, плакаты о временах года и прочие материалы, способные познакомить ребенка с историей появления мира и его устройством.

Как видите, создать Монтессори-среду дома совсем не сложно. Нужно помнить и придерживаться нескольких принципов:

  • ставьте перед ребенком учебную задачу
  • разбирайте ошибки и исправляйте их в рамках одного занятия
  • по окончании занятия убирайте все материалы на место
  • в процессе решения учебной задачи наблюдайте за ребенком, ничего не предпринимая и не вмешиваясь
  • в рамках учебной задачи хвалите ребенка не общими словами: “молодец”, “умница” и т.п., а оценивайте конкретные успехи: “ты быстро зашнуровала”, “у тебя красиво получилась эта буква”
  • занимайтесь по заранее составленному графику

А чтобы не упустить такие важные сферы развития, как творчество, общение и физическое развитие, которым в системе Марии Монтессори практически не уделяется внимание, обязательно планируйте дополнительные активности. Пусть развитие вашего ребенка приносит радость и вам, и ему!. Посмотрите в нашей статье «Развивашки для малышей» предложения по проведению совместного нескучного досуга

Посмотрите в нашей статье «Развивашки для малышей» предложения по проведению совместного нескучного досуга.

Айкьюша и команда

Создавайте собственные обучающие и игровые материалы по Монтессори

Основатель педагогики Мария Монтессори разработала в начале 20 века некоторые «рабочие материалы», которые до сих пор являются неотъемлемой частью занятий по этой системе. К ним относятся, например, строительные, сортировочные и прорезные игры из дерева.

Но вам это может быть не нужно, потому что занятия Монтессори часто можно организовать самостоятельно. Это не только весело, но и особенно полезно для общения с детьми.

В вашем доме наверняка наготове достаточно вещей для интересного времяпровождения:

  • Игры на сенсорику можно импровизировать с помощью сушеного гороха, семян или риса, а также различных ложек и половников из кухонного ящика.
  • Макароны идеально подходят для сортировки.
  • Таблицы цветов для различных игр по сортировке быстро рисуются самостоятельно.
  • Игры на изучение формы из обувных коробок и палочек от эскимо — почему бы и нет?

Просто дайте волю своему творчеству. Вы можете найти множество идей по этому поводу на Pinterest или в блогах любителей Монтессори. В конце концов, вам будет так же весело собирать материалы, как и вашему ребенку играть с ними.

Результаты раннего развития по Монтессори

Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.

Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны. 

Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.

Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.

«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.

Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.

Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы». 

Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний». 

Эксперты:

Анна Сергеевна Демина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: