Раннее развитие детей: самые известные методики, какую выбрать и когда начинать

Методики раннего развития ребенка

Постулаты раннего развития

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи. Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект

Системы общего раннего развития

К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.

Педагогика Монтессори

Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.

Вальдорфская педагогика

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Читать подробно о методике Глене Домана

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4

Кубики Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Методика М. Монтессори

О необходимости использования методик для развития детей дошкольного возраста говорили энтузиасты еще до начала 20-го в. Они предлагали свои теории и идеи, одни из которых были успешны, а другие – нет. Первой по-настоящему продуманной системой для раннего развития детей стала методика, разработанная Марией Монтессори. Данная система не только смогла выдержать проверку временем, но и получила признание практически во всем мире. Подтверждением этому являются институты в Америке, Азии и в Западной Европе, специально созданные для изучения дидактических и педагогических идей М. Монтессори. Помимо этого, во многих государствах мира открыты и успешно функционируют школы, где по данной методике обучают миллионы детей.

На сегодняшний день эта система раннего развития ребенка является одной из самых распространенных. Она охватывает возрастные периоды от 0 до 3 лет, а также от 3 до 6.

Методика познавательного развития детей основана на наблюдении за малышом, находящимся в естественных условиях, с одновременным принятием его таким, какой он есть. Основным принципом Монтессори-педагогики является направление ребенка к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Девизом данного метода является фраза «Помоги мне сделать это самому».

Сама М. Монтессори указывала на то, что ее педагогическая система предусматривает развитие малыша в заранее подготовленной дидактической среде. Автор данной теории и методики развития детей считала, что все дети обладают потребностью к освоению и познанию мира вокруг себя. А для того чтобы ребенок образовывался и обучался самостоятельно, его не нужно поощрять или наказывать. Взрослым необходимо лишь вовремя создать для него необходимые условия, «подкидывая уголек в топку ума».

Согласно методике развития детей и теории Монтессори, раннее обучение предполагает собой следующее:

  • создание развивающей среды;
  • выполнение вместе с детьми нескольких простых и четких правил;
  • отсутствие вмешательства взрослого в процесс без просьбы и необходимости, а лишь его наблюдение за детьми.

На перечисленных выше пунктах и основана педагогика Монтессори. Взрослые должны установить определенный порядок, в рамках которого и будет развиваться ребенок. Но делать он это будет в своем темпе и ритме, исходя из индивидуальных потребностей.

Для того чтобы до конца понять систему Монтессори, необходимо представить себе детский сад. В обычном дошкольном учреждении воспитатель сам предложит малышу, рассматривающему игрушки, взять в руки ту или иную из них. Ребенок при этом лишается проблемы выбора. Педагоги, работающие по системе Монтессори, поступают иначе. Они ждут того момента, когда ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься. В этом случае учителя могут только показать ребенку, что ему делать с тем или иным предметом и как пользоваться пособием или игрой. От взрослого требуется лишь поддержать интерес малыша, вмешиваясь в процесс только по просьбе воспитанника. Таким образом, педагог только объясняет и показывает. Это и позволяет малышу обучаться самому, познавая мир в собственном темпе.

Судя по отзывам педагогов, применение данной методики возможно только в том случае, когда вокруг ребенка будет создана необходимая развивающая среда, попадая в которую, он сможет получать знания самостоятельно.

Вальдорфская педагогика

Основатель вальдорфской педагогики — Рудольф Штайнер, австрийский доктор философии и педагог. Первая школа по его методике была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» — отсюда и название. В России вальдорфские школы стали появляться в начале 1990-х. 

Этот педагогический подход стоит немного в стороне от других методик. Он не про развитие с помощью упражнений, а про сохранение детства. Штайнер призывает не торопить ребенка и не нагружать занятиями. 

Цель взрослых — обеспечить предпосылки для развития потенциала, веры в себя, силы воли. В центре внимания — гармоничное развитие, эстетическое воспитание, практические навыки и познание окружающего мира.

Девиз: «Всему свое время».

Возраст: детские сады — с 3 до 7 лет, школы — с 7 до 14 лет.

Что развивает: силу воли, эмпатию, творческий потенциал, уверенность в себе.

Основные принципы:

  1. Отсутствие нагрузки.

Нужно избегать нагрузки на мышление и память до 7 лет. Сначала должны окрепнуть дух и воля ребенка.

  1. Недопустимость спешки.

У каждого ребенка свой темп и ритм развития, его нельзя торопить.

  1. Равенство.

Нет сильных и слабых, лидеров и ведомых, нет оценок и сравнения.

  1. Нет учебникам.

В начальных классах дети учатся без учебников. Главное — личность учителя. Это он выбирает, чему учить, когда и как.

  1. Приоритет творчества.

Лучше посвятить время таким занятиям как лепка, музыка, танцы, поделки, сюжетно-ролевые игры, постановка сказок.

Плюсы: 

  • Экологичность и обилие природных материалов. Часто обучение проходит на свежем воздухе, дети ходят в походы.
  • Много ручного труда и ремесел: дети учатся шить, готовить.
  • Обилие сюжетно-ролевых игр и сказок, которые развивают фантазию и социальное взаимодействие.

Минусы:

  • Дети отстают от сверстников в навыках чтения и письма. Так, до второго класса их не учат читать и просят писать только печатными буквами.
  • Сложно перевести из вальдорфской школы в обычную, потому что дети не вольются в программу.
  • В основе естественно-научных предметов часто мистические учения и псевдонаучные теории.

Что почитать родителям: 

  • Рудольф Штайнер «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки»;
  • Владимир Загвоздкин «Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка»;
  • Лилия Дыкман «Гармоничный ребенок. Как этого достичь?».

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству)

Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями. В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения. Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету. Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Учение Николая Зайцева

Чрезвычайно распространенная сегодня в детских садах новаторская методика обучения чтению. Педагог Николай Зайцев советует отказаться от классических принципов овладения навыком чтения, поскольку традиционная технология, по его мнению, отрицательно сказывается на психомоторном развитии ребенка, и рекомендует пособие «Кубики Зайцева»

Эти кубики реализует естественную потребность малышей в системной подаче материала и, что немаловажно, игровую потребность. Методика приносит радость ребенку и не оказывает негативного воздействия на его здоровье

Обучающий материал преподносится в игровой форме. Дети могут играть как поодиночке, так и в группах.

Единицу языка Зайцев представляет не в качестве привычного всем нам слога, а в качестве так называемого «склада», то есть пары из согласной и гласной, из согласной с мягким или твердым знаком, либо из одной буквы. Каждый склад нанесен на отдельную грань кубика. Используя эти склады, ребенок составляет слова. Кубики Зайцева бывают различного размера, цвета, и даже различаются по издаваемым звукам. Это помогает малышу отличать согласные от гласных, глухие звуки от мягких. Пособиями Зайцева могут пользоваться любые дети – как сильные, так и слабые.

Записи из раздела Развивающие методики

О различных развивающих методиках

мар18

Раннее развитие ребенка очень популярная сейчас тема. В современном мире стало востребованным и модным обучение детей с самого раннего возраста. Такой подход имеет не только право на жизнь, но и научное обоснование. Как установлено исследованиями, в течение первого года жизни ребенка его мозг развивается на 60% по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80%. То есть, потенциально наш несмышленыш – уже почти как мы сами

мар12

Б. и Л.Никитины

Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников.

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас.

мар07

Николай Зайцев

Николай Александрович Зайцев известен как признанный педагог–новатор, разработавший эффективную методику обучения чтению, письму и счёту

Метод Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.. Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению. Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению

Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.

Апр06

Жан Ледлофф

На книгу Жан Ледлофф (Jean Ledloff) “Как вырастить ребенка счастливым” моё внимание обратила читательница этого сайта Мария. В нашей переписке мы сошлись во мнении о том, что строить систему развивающих занятий лучше всего, отталкиваясь от потребностей ребенка, чутко прислушиваясь к его интересам и пытаясь искать ответы прежде всего в себе и в нём, а не слепо копируя сухие рекомендации методик. Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)

Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)

Так же, как и методику Сесиль Лупан, книгу Ледлофф нельзя отнести к научно обоснованным теориям. Более того, это даже не опыт мамы по развитию собственных детей. Выводы Ледлофф основаны на наблюдениях за жизнью небольших племен индейцев екуана и таурипан, живущих в джунглях Латинской Америки.

мар27

Сесиль Лупан

Сесиль Лупан (Cecile Loupan) – бельгийская актриса, мама двоих дочерей, автор популярной книги “Поверь в свое дитя”. Её считают последовательницей Глена Домана, творчески переработавшей его методику раннего развития детей. Методика Сесиль Лупан отходит в сторону от жестких принципов методики Домана, ограничивающих, по мнению критиков, индивидуальность ребенка и свободу развития его личности.

Девиз методики Лупан: “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь”

Соответственно, при занятиях с детьми наибольшее внимание уделяется индивидуальному и творческому развитию ребенка, его эмоциональному состоянию

мар18

Глен Доман

Глен Доман – выдающийся американский врач, наш современник, основатель “Института ускоренного развития ребенка”, а также методики раннего развития детей, которая носит его имя. В основе метода Домана – предположение о том, что в раннем возрасте именно зрительное восприятие ребенка наиболее “чувствительно” по сравнению со всеми остальными способами познания мира.

Все началось с того, что Доман попытался придумать способ реабилитации детей с тяжелыми поражениями головного мозга и обнаружил интересный факт:

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это одна из самых распространенных методик развития ребенка. Мария Монтессори, выдающийся педагог и психолог, называла свою методику «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде

Развитие детей по Монтессори — это одновременно дисциплина и свобода, серьезная работа и захватывающая игра. Система охватывает возрастные диапазоны 0-3 года и 3-6 лет.

Главный принцип методики Монтессори гласит: «Помоги мне это сделать самому!» То есть взрослый должен понять, что ребенка волнует в данный момент, создать подходящую для занятий среду и мягко научить пользоваться этой средой.

Основные положения системы Монтессори:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Как видно, все в данной системе подталкивает малыша к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению при ненавязчивой помощи взрослых.

Общее развитие

Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.

Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.

Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.

Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.

Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.

Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.

Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста

Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: