Анатомо-физиологические особенности новорожденных

Врожденные рефлексы новорожденных: перечень, возможные нарушения

Врождённые рефлексы новорожденных

Родителям важно знать, какие безусловные (врождённые) рефлексы должны быть у новорождённого, и понимать их значение. Это поможет осознанно наблюдать за малышом, и в случае отклонения от нормы своевременно обратиться к врачу

Врождённых рефлексов достаточно много. Педиатры делят их на следующие группы:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (сосательный, глотательный, дыхательный и спинальный рефлексы);
  • защита организма от различного рода раздражителей, например, от жары, холода, яркого освещения;
  • временные рефлексы (к примеру, задержка дыхания во время движения по родовым путям).

Какие еще рефлексы бывают?

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.

Когда надо посещать педиатра

Первый месяц очень важен в жизни маленького человечка — это время суперинтенсивного роста.

Наблюдение малыша

После появления малыша на свет информация о его здоровье, о том, как прошли роды, и о результатах первого скрининга в обязательном порядке передается в поликлинику по месту жительства. После вашего возвращения домой вам нанесет визит доктор, за которым закреплен ваш участок, или медсестра. Они будут навещать вас, при необходимости обрабатывать пупочную ранку, отвечать на ваши вопросы. О порядке получения полиса ОМС читайте в этом материале.

Что такое скрининг новорожденных

В нашей стране у каждого новорожденного берется несколько капель крови, чтобы сделать специальный тест на заболевания, которые особенно важно начать лечит своевременно. У доношенных детей кровь для исследования берут на 4-й день жизни, у недоношенных — на 7-й

Для этих целей подходит кровь из пяточки, саму процедуру производят утром натощак — врач подождет 3 часа после кормления.

1 месяц

Это время, когда вам назначен первый визит в детскую поликлинику. Как правило, малыша осматривают педиатр, хирург-ортопед (иногда — отдельно хирург и ортопед), невролог и офтальмолог. В это время сдаются общие анализы крови, мочи, делается УЗИ внутренних органов и тазобедренных суставов. Ваш участковый педиатр фиксирует прибавку роста и веса, окружность головы и грудной клетки, оценивает нервно-психическое развитие малыша, дает советы по вскармливанию. На основе проведенных осмотров вам могут назначить дополнительные исследования, а также рекомендовать массаж, гимнастику, посещение детского бассейна.

Спустя месяц вы снова должны прийти с ребенком на плановый осмотр к педиатру. Доктор повторит те же измерения.

Результаты

Амниоцентез во II триместре

После взятия околоплодной жидкости она доставляется в лабораторию, где отфильтровываются клетки плода и высаживаются на питательные среды (для увеличения их количества). Поэтому результаты амниоцентеза будут готовы не ранее 2-3 недель.

По результатам цитогенетического анализа в норме должно обнаруживаться 23 пары нормальных хромосом без структурных отклонений хромосом. При наличии отклонений можно заподозрить такие заболевания, как синдром Дауна, Эдвардса, Патау.

Также определяются:

  • пороки развития нервной трубки: анэнцефалия и спинномозговая грыжа,
  • наследственные заболевания (муковисцидоз, серповидно-клеточная анемия), которых в норме нет.
  • внутриутробные инфекции (герпес, краснуха).

Амниоцентез в III триместре

В некоторых случаях (например, при тяжелом гестозе) необходимо выявить степень созревания легких ребенка и решить вопрос о преждевременном родоразрешении. 

Степень созревания легких оценивается на соотношении лецитина (Л) и сфингомиелина (С):

  • Л/С составляет 2/1 полная зрелость легких;
  • Л/С составляет 1,5 1,9/1 в половине случаев возможно развитие респираторного дистресс-синдрома;
  • Л/С составляет 1,5/1 в 73% не исключено развитие респираторного дистресс-синдрома.

Диагностическая ценность амниоцентеза достигает 98-99%. Исследование околоплодной жидкости практически безошибочно позволяет определить врожденные пороки развития плода или наследственные заболевания.

При подозрении на пороки развития, женщине предлагается прервать беременность. В случае если женщина решает сохранить ребенка, ее вносят в группу высокого риска по беременности, рекомендуют специализированный роддом, в котором желательно, чтобы прошли роды, объясняют все трудности и как с ними бороться после рождения ребенка.

Амниоцентез не выявляет наличие таких отклонений, как заячья губа или волчье небо, но позволяет определить пол будущего малыша.

Зачем малышу пустышка

В некоторых ситуациях пустышка бывает очень полезной. Не стоит принимать никаких принципиальных решений еще до рождения малыша. Реальность может сильно изменить ваши планы.

Сосательный рефлекс

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, один из них — сосательный. На практике это означает, что младенец сосет не только, когда хочет есть, но и когда нужно успокоиться. Также сосательный рефлекс бывает разным по силе. Малыш с ярко выраженным сосательным рефлексом будет проводить у маминой груди много времени. Будет видно, что потребность в пище он уже удовлетворил, а в сосании — нет. Такие детки готовы сосать свои пальчики или угол одеяла.

Пустышка в данном случае будет наилучшим выходом из ситуации. Современные производители предлагают нам пустышки, максимально имитирующие женский сосок и не препятствующие нормальному развитию нёба, прикуса и речи. Исследования показывают, что сосание пальчика приводит к деформации ротовой полости, поэтому лучше дать пустышку.

Связь с мамой

Не всегда по объективным причинам мама может находиться рядом с малышом. Кормящая грудью женщина, уезжая их дому, сцеженное грудное молоко ребенку оставит, а вот свою нежность, тепло и ощущение безопасности — нет. Если в такой ситуации ребенок захочет сосать пустышку, не стоит ему отказывать. Мама для него — целый мир и ее отсутствие может быть психологически очень болезненным.

Активность

Природой разработан интересный механизм — у сосущего ребенка в центральной нервной системе запускаются процессы обширного торможения (малыш успокаивается). Изначально это побуждает женщину как можно чаще прикладывать свое чадо к груди для стимуляции лактации и формирования глубокой психологической связи между мамой и ребеночком. Взаимосвязь очевидна: сосущий ребенок — спокойный ребенок. Если малыш нервничает, можно дать ему пустышку, но на непродолжительное время. Все время сосать не слишком полезно, ведь двигательная активность снижается, кроха недостаточно двигается и хуже развивается.

Искусственное вскармливание

Ребеночку, которого кормят смесями, пустышка понадобится для удовлетворения сосательного рефлекса и психологического комфорта. Тут потребность физиологическая. Если не дать малышу-«искусственнику» пустышку, он будет сосать пальчики, уголки пеленки, части игрушек и все, что окажется поблизости.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник. 

Физическое развитие:

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие:

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

Как проводится анализ

Для исследования берется кровь, из которой извлекаются кровяные клетки – лимфоциты. Затем из них отбираются те, которые находятся в состоянии деления (митоза). После этого в течение трех суток на образец воздействуют специальным раствором, усиливающим деление клеток, и наблюдают за этим процессом.

В определенный момент образцы изымают и окрашивают, чтобы хорошо рассмотреть хромосомный набор. Каждый участок хромосом обследуется и изучается на предмет возможных «поломок». Существует несколько вариантов таких сбоев:

  • Дисомия – удвоение хромосомы – и трисомия – утроение.
  • Моносомия – утрата одной половинки из сестринской пары.
  • Делеция – отсутствие части хромосомы, иногда достаточно большой ее части.
  • Дупликация – удвоение какого-то фрагмента.
  • Инверсия – поворот части хромосомы на 180 градусов.
  • Транслокация – аномалия, при которой участки хромосомы меняются местами.

Такие мутации у их обладателей имеют разные внешние проявления – от незаметных до вызывающих тяжелые болезни, сопровождающиеся умственной отсталостью и нарушением физического развития.

Что умеет новорожденный от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Оральные рефлексы

Как уже отмечалось выше, к оральным сегментарным автоматизмам новорожденного относят рефлексы, связанные с функционированием сегментов мозгового ствола и отвечающие за питание и усвоение пищи. К ним относят следующие автоматизмы:

  • Сосательный – младенец при попадании в рот любого предмета (соски, соска матери или пальца) начинает производить ритмичные сосательные движения. Появляется еще до рождения, уже на поздних сроках во время УЗИ при —третьем скрининге— можно увидеть, что ребенок держит во рту палец и сосет его. Сосательный рефлекс у новорожденных сохраняется на протяжении всего первого года жизни.
  • Хоботковый – при легком прикосновении к верхней губе малыша, он складывает губы трубочкой или «хоботком». Пропадает к 2-3 месяцам.
  • Поисковый (Куссмауля) – при прикосновении к области вокруг рта, ближе к уголкам губ, малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, опускает нижнюю губу и языком пытается найти грудь или другую пищу. Сохраняется на протяжении первых 3-4-х месяцев жизни, после исчезает. Далее поиск пищи младенец ведет с помощью зрительного контакта – он может увидеть грудь или бутылочку.
  • Ладонно-ротовой (Бабкина) – если легонько надавить на ладошки младенца одновременно, то он приоткрывает рот, и голова движется немного вперед. Он также связан непосредственно с процессом кормления. Наиболее ярко выражен в первые 2 месяца, начиная с 3-го месяца ослабевает и со временем исчезает.
  • Глотательный – любую жидкость, попадающую младенцу в рот, он глотает. Он не исчезает, а остается на всю жизнь.
  • Кляпа – любые твердые предметы, попадающие новорожденному в рот, он выталкивает языком. Исчезает после полугода, что и дает возможность вводить в рацион малыша —первый прикорм—.

Что собой представляет природный инстинкт

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела — большая. Для проявления ясности можно сравнить массу и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса — в 5 раз меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=dG2AkNutZvs

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и

, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.

https://youtube.com/watch?v=yEemzZ7Y2hI

Какие рефлексы есть у младенцев

Природой предусмотрены базовые рефлексы, которые есть у любого новорожденного – они необходимы для выживания и безопасности беззащитного ребенка. Таких рефлексов достаточно много, и проявляются они по мере необходимости:

  • Хватательный рефлекс позволяет младенцу лучше фиксировать себя и посторонние раздражители в пространстве.
  • Сосательный рефлекс, необходимый для питания – первое, что нужно новорожденному после появления на свет.
  • Младенцы реагируют на различные источники звука, поворачиваясь в их сторону – правда, происходит это с задержкой в 5-7 секунд. Со временем скорость реакции увеличивается.
  • Если ребенок чувствует опасность, он сначала выпрямляет спину, запрокидывает голову и распрямляет руки и ноги, после чего группируется.
  • Большую часть времени новорожденный проводит на спине – до тех пор, пока не научится самостоятельно переворачиваться. До этого момента он автоматически поворачивает голову набок, если оказывается на животе.
  • При попадании пыли в нос младенец чихает или кашляет – для этого также не требуется вмешательство самого ребенка, процесс очищения организма происходит рефлекторно. Этот рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, хотя по мере взросления человек учится им управлять. Подробнее про рефлексы новорожденного→

Лучшим способом понять ощущения новорожденного остаются внимание, чуткость и забота – исследования и эксперименты лишь помогают адаптировать происходящее к системе координат взрослых людей. Личные наблюдения дают больше информации о конкретном младенце, помогая родителям обеспечивать комфортные условия и счастливое детство для их ребенка

Безусловные рефлексы новорожденных

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям. У новорожденного одни безусловные рефлексы формируются ещё внутриутробно, другие появляются позже – в 1 месяц. По ним можно судить о развитии нервной системы малыша. Если рефлексы физиологического типа у новорожденных в норме, то это свидетельствует о том, что развитие ЦНС проходит согласно норме, без задержек.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу

Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы:

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Плавательный рефлекс

Далеко не все мамы готовы проверить, есть у крохи плавательный рефлекс или нет. Но те, кто на это решается, о своем поступке потом совсем не сожалеют. Популярность грудничкового плавания растет с каждым годом: все больше малышей после заживления пупочной раны отправляются в свой первый заплыв. Опущенный в большую ванну грудничок некоторое время барахтается на поверхности воды, затем по команде «Ныряй!» и после легкого надавливания на головку погружается под воду, автоматически задерживая дыхание. Некоторые врачи утверждают, что такая тренировка — стресс для малыша, но, судя по тому, что заплывы не сопровождаются плачем, стресса нет. Кроха, с младенчества привыкший к воде, в год с хвостиком запросто прыгает в бассейн с бортика, выныривает и плывет. Под бурные аплодисменты присутствующих, кстати.

Источник Fotolia

Функции рефлексов новорожденных детей

Первый месяц жизни малыши совершенно беспомощны, из-за вынужденной адаптации к новой обстановке они пребывают в растерянном и взбудораженном состоянии. Безусловные рефлексы новорожденных детей являются, по сути, механизмом приспособления к существованию вне утробы матери. Если младенческий организм не может нормально выдавать неосознанные реакции, то его жизнедеятельность в окружающей среде осуществляется неправильно. Согласно мнению педиатров, безусловные рефлекторные действия у младенцев выполняют следующие функции:

  • обеспечивают здоровую и полноценную жизнь;
  • защищают развивающийся организм от неблагоприятных факторов среды;
  • заменяют в первый месяц после рождения условные реакции.

Как малыш набирает вес

Вес нашего крохи — это первый признак, позволяющий судить о его гармоничном развитии, достаточном питании и здоровье. Безусловно, все малыши отличаются друг от друга: кто-то родился богатырем, а кто-то — совсем малюткой. Но существуют общепринятые нормы набора веса ребенком, на которые должны ориентироваться любящие родители.

На протяжении первого месяца жизни малыша норма прибавки веса у новорожденных считается прибавка в весе 90 – 150 г в неделю (или 360 — 600 г в месяц). Нужно иметь в виду, что этот показатель напрямую зависит от пола, наследственности, а также конституции ребенка. Так, малыш с ростом 46 см и весом 2800 г при рождении может по достижении года значительно отличаться от сверстника, родившегося в тот же самый момент, но имевшего рост 55 см и вес 4000 г! Все очень индивидуально.

Также у мальчиков, как правило, еженедельная прибавка в весе больше, чем у девочек. А детки, которые «выше» своих сверстников при рождении, по сравнению с ними растут быстрее.

Что нужно для оптимального набора веса

Если на такой показатель, как рост, прежде всего влияет наследственность, то вес — это главный индикатор нормального развития ребенка, и в первую очередь он позволяет судить о том, правильно ли питается кроха.

  • Малыши должны получать грудь не менее 10 раз в сутки, оставаться у нее столько, сколько им требуется, а также эффективно сосать молоко. Если соблюдаются эти условия, мама правильно прикладывает ребенка к груди, то проблем с набором веса у малыша быть не должно. Безусловно, речь идет об «идеальных» условиях, когда ребенок живет в комфорте, окруженный любовью и заботой: совершает с мамой прогулки на свежем воздухе, получает достаточное количество солнечных лучей, принимает при помощи заботливых родителей ванны, хорошо спит;
  • Современные педиатры настоятельно рекомендуют родителям не перекармливать малышей: если кроха «вписывается» в нормы, но при этом выглядит для родственников недостаточно «пухлым», это не повод давать ему большее количество еды.

Какие показатели проверяет педиатр

На что обращает внимание педиатр при осмотре вашего крохи?

Сразу после рождения малыша осматривают, измеряя показатели по шкале Апгар, предложенной американским врачом-анестезиологом Викторией Апгар в 1952 году. Врач проверяет цвет кожи, сердечный ритм, рефлексы, мышечный тонус и дыхание.

Как правило, ребенок получает оценку 7 – 9 баллов. Если этот показатель меньше, о малыше позаботятся, чтобы он почувствовал себя лучше. 

Затем акушерка обработает пуповину, удалит защитную смазку, измерит его рост и вес.

Нормой считаются следующие показатели при рождении: рост малыша — от 46 до 56 см, вес — от 2600 до 4000 г, окружность головы — 34 – 36 см, окружность груди — 32 – 34 см.

Каждый день, пока вы в роддоме, новорожденного наблюдает врач.

Доктор проверяет, в какой позе находится малыш, каков цвет его кожи, мышечный тонус и рефлексы, как он кричит; ощупывает головку и осматривает ребенка до кончиков пальцев, проверяет состояние родничка и швов;
Врач осматривает ротик малыша, чтобы убедиться в отсутствии дефекта неба, который может помешать кормлению и привести к другим сложностям. В случае наличия такого дефекта ребенку будет назначено лечение;
Затем врач осматривает ключицы, чтобы исключить перелом

Если это происходит, малышу фиксируют ключицу на несколько дней повязкой, и все быстро заживает;
Важно также проверить, как сформированы грудная клетка, ручки, ножки, стопы и ладошки, нет ли вывиха тазобедренного сустава и косолапости;
Затем он осмотрит половые органы и анус и спросит маму про стул;
Он непременно послушает сердце и легкие малыша, сделает пальпацию животика.

Не стесняйтесь задавать доктору любые вопросы!

Питание ребенка

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: