Что делать если ребенок кусается в детском саду: причины и советы психолога

Что делать, если ребенок намеренно причиняет боль

Бывает, что дети сильно щипаются, бьют маму по лицу, дерутся в детском саду и другими способами целенаправленно пытаются навредить окружающим. Такое встречается даже среди годовалых. Часто они видят пример насилия и лишь копируют его. Речь необязательно идет об избиениях и драках. Иногда даже сильные объятия они воспринимают как агрессию.

Путь отучения только один. Нужно по возможности предупреждать удары: ловить за руку, не давать укусить, придерживать за плечи. Затем, не проявляя ярких эмоций, строго и спокойно сказать: «Мне больно / мне неприятно / я люблю тебя, но ты обижаешь меня, когда дерешься». Если ребенок передумал ударить, нужно приласкать его. Если уже успел ударить, нужно игнорировать его несколько минут.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками. Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями

И теперь ребенок не плачет, а начинает драться

Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство.

В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Причины

Первую пробу “на зуб” малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.

Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.

Физиологическая точка зрения

Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.

Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины – пусть они всегда лежат рядом с ним.

Дискомфорт во рту желательно смягчить с помощью гелей с анестезирующим эффектом («Калгель», «Камистад-гель»). Проблема с чувствительным прорезыванием зубов сохраняется у малыша до полуторалетнего возраста. Когда укусы пускает в ход малыш 11 месяцев, никаких действий предпринимать не надо, можно просто выждать какое-то время (см. также: физическое и психическое развитие ребенка в 11 месяцев).

Детишки в 1,5-2 года, как правило, владеют ограниченным словарным запасом и не могут передать свои переживания, настроение, ярость или согласие словами. На очень значительные происшествия может последовать необычная реакция – укус, даже если впечатление было приятным.

Переходный возраст

У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.

Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы – это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается

Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.

В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.

Причины психологического характера

Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!. На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша

Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей

На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессия у ребенка – рекомендации родителям

Детские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего

Ее проявление возможно даже в школе.

Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик – не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать родителям, если ребенок дерется?

Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

С 5 месяцев, а у некоторых деток и того раньше, начинают набухать десны и резаться зубы. Этот процесс сопровождается сильным зудом и болью. Облегчая свои страдания, кроха тянет в рот и прикусывает все, что попадает ему в руки, будь то игрушка или мамин палец. Такие действия следует сразу пресекать, ведь необходимость легко перерастает во вредные привычки, то есть дискомфорт уйдет, а привычка кусаться останется.
Если у малыша в возрасте 1.5-2 лет все зубы уже вылезли, а кусаться он так и не перестал, следует подумать над причинами эмоционального характера

В этом возрасте делает он это уже осознанно, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Эмоций у 2-летнего малыша очень много, они буквально переполняют его, а вот словарный запас еще маленький, рассказать о своих чувствах ему не под силу. Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его

А может быть, так он снимает напряжение за день. Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его. А может быть, так он снимает напряжение за день

Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Оральная стадия

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выделил 5 стадий психосексуального развтия личности более века назад, тем не менее некоторые его постулаты актуальны и на сегодняшний день. Первой стадией является оральная стадия. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной привычкой».

0 месяцев – 1,5 года

Собственно, оральная стадия по Фрейду- охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым

Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой или опекуном. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии

На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует ее нежность и любовь по отношению к себе.

Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с  нехваткой материнской заботы. Чтобы  избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание  по требованию.

А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (с отсутствием потребности в близких доверительных взаимоотношениях), доверчивым или недоверчивым

А ну-ка, укуси!

С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки. Теперь жевание и кусание становится ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «Ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.

Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток  обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.

Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно

И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть авторучки или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.

Что делать маме кусающегося ребенка

В вашей истории сын кусает других детей, когда те отнимают у него игрушки или обижают. В действиях мальчика нет злого умысла. Но даже если бы он был, считать укус административным или уголовным проступком невозможно из-за малолетнего возраста. Словом, обвинять малыша в чем-то бессмысленно.

Однако есть смысл призвать к ответственности воспитателей группы и напомнить, что их обязанность — обеспечивать безопасные условия пребывания детей в детском саду. И именно они будут нести ответственность за неприятные последствия, которые могут возникнуть из-за их недосмотра.

Приведу пример из новостей. В детском саду Мурманска один ребенок покусал другого, пока воспитатель отвлеклась. Второй ребенок получил царапины и синяки на щеках, лбу, виске, веке.

Помимо журналистов историей заинтересовались полиция, прокуратура, комитет по образованию. На время проверки воспитателя отстранили от работы, а по ее результатам вынесли выговор.

Что Делать, Когда Ребенок Кусает?

Ситуация может стать неловкой, когда ребенок кого-то укусит. Скорее всего, будет много драмы, но сохранение хладнокровия может помочь быстро решить проблему. Вот что вам следует делать, когда ваше чадо кусается:

Шаг 1. Отведите малыша от ситуации и человека или предмета, который был укушен

Спокойно отведите ребенка от человека, которого он только что укусил. Не кричите, не ругайте и не делайте выражения лица, которое выражает гнев или неодобрение. Даже неодобрительного внимания малышу достаточно, чтобы повторить их действия.

Если ребенок играл на улице с группой детей, отведите его / ее к другой группе малышей. Если они укусили вас или брата или сестру, отведите их в другую комнату.

Предложите простое объяснение, соответствующее уровню развития вашего ребенка. Обычно достаточно «Мы не кусаемся». Длинные объяснения того, что это неправильно и причиняет боль, скорее всего, не помогут. Малыши обычно не собираются причинять другим вред своим поведением.

Простым языком сообщить ребенку о последствиях укуса и отстраниться от ситуации — это первый шаг к минимизации шансов повторного укуса.

Шаг 2. Больше внимания уделяйте результатам укуса

Если вы продолжите упрекать ребенка за укус, это станет средством привлечь внимание окружающих. Вы можете извиниться перед малышом или человеком, которого укусили. Но помните, что ваше  драгоценное чадо не намеревался причинить ему вред или повредить игрушку

Постарайтесь не стыдить ребенка за его поведение

Вы можете извиниться перед малышом или человеком, которого укусили. Но помните, что ваше  драгоценное чадо не намеревался причинить ему вред или повредить игрушку. Постарайтесь не стыдить ребенка за его поведение.

Шаг 3. Определите проблему

Затем выясните, в чем причина такого поведения. Задавайте вопросы — Кусал ли ребенок из-за какого-то стресса, например, от голода или усталости? Укусили ли они брата или сестру за то, что забрали игрушку? Они испытывают боль при прорезывании зубов?

Если вы захотите узнать причину такого поведения, это поможет вам узнать, как с ней справиться и избежать обострения укусов. Хотя описанные выше шаги помогают в немедленном исправлении, вам нужен более масштабный план, чтобы раз и навсегда прекратить укусы.

Хотя описанные выше шаги помогают в немедленном исправлении, вам нужен более масштабный план, чтобы раз и навсегда прекратить укусы.

Как реагировать на кризис у ребенка?

Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность

Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.

Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.

Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!

Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:

  • Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
  • Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
  • Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
  • Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
  • Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
  • Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
  • Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
  • Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
  • Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
  • Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.

Почему ребенок кусается

Пожалуй, каждый ребёнок в раннем возрасте хоть раз да кусался. Но одно дело, если это происходит очень редко, периодически. И совсем другое – когда малыш впивается зубами в сверстников, воспитателей и других взрослых регулярно, а агрессия превращается в привычку. Почему так происходит? В чём причина не самого примерного поведения?

Возрастные и физиологические особенности

Часто бывает, что ребенок в год кусается, причём такое поведение начинается ещё в младенческом возрасте. Для грудничка кусание – это способ изучения действительности. Вспомните, как малыши буквально всё тянут себе в рот. Активнее всего маленькие дети кусают и грызут окружающие предметы в тот период, когда у них режутся зубки. Это и игрушки, и мамина грудь.

Кроме того, агрессивные действия могут быть вызваны тем, что малыш ещё не способен выражать свои чувства более адекватным способом. Например, ребёнок устал, хочет спать или кушать, а мама этого не понимает. Говорить одногодка не может, поэтому он начинает кусаться, щипаться, плакать и т.д. Все эти сигналы нужно отслеживать и вовремя реагировать на них.

Возрастной кризис

Нередко подоплёка подобного поведения кроется в так называемом кризисе трёх лет, он ещё известен как «Я сам». Ребёнок выстраивает личные границы, отстаивает собственное мнение, что весьма похвально. Однако проблема в том, что он ещё не умеет делать это социально приемлемыми методами. Как результат – кусание и агрессия.

Психологи отмечают, что этот период не имеет чётких возрастных границ. Кто-то проходит его в три года, другие – в четырёхлетнем возрасте. Признаками его наступления служат перемены в детском характере и поведении. Малыш бунтует против взрослых, спорит, отказывается от своих прежних привычек. Кусание для него – это своего рода протест.

Привлечение внимания

Ещё одна причина такого поведения – привлечение к себе внимания. Это свойственно более взрослым детям, которые не понимают, как иначе заинтересовать родителей

Если мама или папа, а также воспитатель в детском саду не обращают внимание на ребёнка, тот постарается изменить ситуацию. В том числе и с помощью негативных образцов поведения

Кусание может перерасти в привычку, если малыш видит, что таким образом он вызывает интерес у взрослых. Допустим, ребёнок остался без внимания мамы, которая разговаривает по телефону или «сидит» в интернете

Как только кроха укусит её руку или совершит акт агрессии в отношении брата/сестры, внимание будет обеспечено. Так формируется связь: укус – внимание.

Строгое воспитание или вседозволенность

Строгость или излишний либерализм – две стороны одной медали. Эти, касалось бы, противоположные родительские позиции приводят к формированию одних и тех же негативных черт характера. Почему дети кусаются в детском саду или дома? Потому что взрослые чрезмерно строго к ним относятся и запрещают им буквально всё. Или же наоборот – всё разрешают.

Допустим, малышу запрещают плакать, капризничать, немного хулиганить, тогда они начинает кусаться. А как ему ещё выразить переполняющие его эмоции? Что касается вседозволенности, то она появляется, когда ребёнку разрешается кусаться вместо того, чтобы спокойно и внятно рассказать о своих чувствах.

Самозащита

Укус может быть ответом на агрессивный поступок другого ребёнка. К примеру, маленькие дети играют в садике, но тут один из них толкает другого, ломает пирамидку или забирает у него игрушку. Что остаётся делать обиженному, если он ещё не может нормально разговаривать? Ответ – кусаться в качестве защиты.

Такое случается ещё и потому, что сами родители подначивают малыша к умению дать отпор обидчику: «Если тебя ударили – ударь в ответ, укусили – тоже кусай». Тогда не стоит удивляться тому, что ребёнок будет защищаться всеми доступными ему способами. А в арсенале двух-трёхлетнего крохи их не так уж и много.

Проблемы неврологического характера

Ещё одна группа причин обусловлена сбоем в функционировании нервной системы, когда имеются какие-либо неврологические проблемы или заболевания. Если ребёнок больно и часто кусается в 3-4 года и старше, желательно обратиться к неврологу. Если есть другие тревожащие вас признаки, можно проконсультироваться с психиатром.

Что должно насторожить, помимо частых укусов?

Это:

  • тонус мышц;
  • эмоциональное напряжение;
  • возбудимость;
  • замедленное речевое развитие;
  • задержка в психологическом развитии.

Причины неврологического характера встречаются достаточно редко. Но если вас что-то беспокоит, лучше записаться на приём к специалисту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: