Возрастные кризисы у дошкольников: зачем нужны и как их пережить

Скачки роста у детей до года: рекомендации для мамы

Кризис 2 лет: он заговорил

Ребенок впервые заявляет о своих желаниях примерно к двум годам, как только начинает внятно говорить. Если прежде, когда он изъявлял их плачем, это вызывало в нас стремление немедленно угадать и удовлетворить потребности крохи, то теперь мы не готовы с прежним трепетом выполнять все его требования. Вы просите его убрать игрушки, а он с уверенностью отвечает: «Нет».

Как взять себя в руки

Это отличная ситуация, чтобы объяснить малышу, который еще не умеет вести диалог, что и как важно говорить в данной ситуации. Вместо того чтобы накинуться с порицанием, улыбнитесь: «Я знаю, что ты на самом деле хотел сказать: «Да, мама, я немного поиграю и уберу»

Вовлеките малыша с этот процесс в форме игры. «Посадим мишку на диван, и пусть он наблюдает, как мы все быстро сделаем». Время от времени устами мишки или любой другой любимой игрушки вы можете озвучивать, как лучше справляться с заданием

Малышу только два года, и важно помочь ему концентрировать внимание на том, чего от него хотят взрослые

Что стоит за детским капризом

«Ребенок начинает чувствовать, что они с мамой не всегда единое целое, и пытается с помощью первых „нет“ осознать свою независимость, — объясняет детский психолог Ольга Мяус. — Это и для него самого не всегда комфортный процесс, поэтому важно показать, что он может иметь право на свое мнение, но вы рядом и по-прежнему контролируете его безопасность и благополучие»

Кризис 3 лет. Причины истерики у ребенка

Кризис детей в возрасте 3-4 лет знаком многим родителям, очень часто они обращаются с этой проблемой к детскому психологу. Это неудивительно: в этом возрасте ребенок переходит от младенчества к периоду раннего дошкольного возраста. Здесь ребенка ожидает множество перемен: смена привычек, приоритетов, образа жизни и черт характера.

Интересное наблюдение: обратившись за помощью к бабушкам и мамам, вы наверняка услышите ответ, что раньше ни о каких кризисах никто и не знал, подобных проявлений у детей не было. Здесь можно списать все на простую забывчивость, но все же, существуют валидные исследования, которые доказывают, что появления, о которых мы поговорим ниже, происходят с детьми при избыточном воздействии на них множества магнитных полей.

Поэтому, чтобы оказать помощь трудным детям и избавиться от симптомов кризиса 3 лет, начните с ограничения просмотра телевизора, использования телефона и планшета. Это будет первым шагом к ответу на вопрос: «Что делать с трудным ребенком?», а также равновесию и гармонии не только для вас, но и для самого малыша.

Итак, проявления кризиса 3 лет:

  • Упрямство.
  • Истерики.
  • Протесты.

В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, но на самом деле он всё ещё слишком зависим от мамы. Отделиться от нее он ещё не способен. А нам, взрослым, кажется, что он уже такой самостоятельный! Именно это приводит родителей в замешательство.

Что чувствует мама, когда ребенок психует, а затем падает в истерике на пол в магазине? Маме стыдно за своего ребенка! Правильное ли чувство она испытывает? Как ей вести себя в такие моменты?

Обращали ли вы внимание, как в таких ситуациях ведут себя родители-иностранцы? Они абсолютно спокойны! Они не выходят из себя и не хотят провалиться сквозь землю от стыда, даже когда их ребенок бьётся головой о пол или опрокидывает себе на голову тарелку. У них изначально другой настрой и восприятие: они принимают как должное все, что происходит с ребенком во время его развития и роста

У нас иной менталитет: родители испытывают чувство неловкости и стыда за любые действия своего же ребенка.

Итак, давайте подытожим

  • Перед наступлением 3-х летнего возраста проведите работу с ребенком, результатом которой должно стать понимание ребенком слова “нет” и других ограничений.
  • Не испытываете чувство вины! Это не вы плохая мама, это просто такой период в развитии ребенка, его нужно пережить и он закончится.
  • Если вам нестерпимо хочется повысить голос, уйдите в сторону и начните считать вслух, пока с вас не сойдёт весь гнев.
  • Если истерика у ребенка случилась дома – не обращайте на него внимания в течение 5 минут, вы сами увидите, как его активность начнет снижаться.
  • При возникновении истерики на публике попробуйте сразу отвлечь ребенка. Если не помогает – просто заберите его из ситуации, либо сидите рядом и ждите. Но! Ни в коем случае не уходите, не прячьтесь и не оставляйте ребенка одного! Для малыша это катастрофа, крушение его безопасного мира!
  • Не провоцируйте ситуации, если вы заранее знаете, что они могут вызвать истерику у ребенка.
  • Запомните: зеркало для ребенка – это его родители! Если дома постоянно кричат, плачут и скандалят, ребенок будет копировать ваши эмоции. Поддерживайте в своем доме гармоничную атмосферу, причем это касается не только данного возрастного периода.
  • Ограничьте планшеты, телевизоры и телефоны! Это вообще бич современного общества. Как просто! Дал ребенку игрушку и забыл про него… Да, это сложно, но это сработает!

Поймите, все проявления детей в этом возрасте означают проверку границ их возможностей! В этом возрасте они таким образом прощупывают границы дозволенного и ищут рамки управления родителями. А насколько широки будут эти рамки и границы – зависит только от вас! И если вы не чувствуете в себе уверенности справится с подобной проблемой самостоятельно, то стоит обратиться к детскому психологу, который даст четкий и пошаговый план как минимизировать стрессы и не сойти с ума.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка здесь.

Кризис 6 лет: строптивый дошкольник

Вы приготовили ужин и спрашиваете ребенка: «Ты готов помочь мне накрыть на стол?» Это всегда было его любимой обязанностью, однако теперь, едва оторвавшись от конструктора, он бросает: «Я не знаю, готов ли я».

Как взять себя в руки

К шести годам дети ведут себя уже не так прямолинейно. Они пытаются подражать взрослым и отвечать иронично. «Если вы хотите, чтобы ребенок исполнил вашу просьбу, которая ему не вполне нравится, не стоит провоцировать его, задавая вопросы: „Ты сделаешь это?“ — считает Ольга Мяус. — Попробуйте вежливо, но четко попросить его выполнить задание. Вопрос в этом возрасте часто воспринимается как приглашение к дискуссии».

Что стоит за капризом

Дети находятся под сильным влиянием друзей, а язвительные комментарии в адрес друг друга — первые попытки шутить и предстать остроумными. Эксперименты эти, будем откровенны, не всегда удачны и часто вынесены из видеоигр. И даже если мы строго контролируем время и занятия ребенка у компьютера, мы не можем противостоять специфической субкультуре дошкольников, которая включает в себя грубоватые шутки и прозвища. И, нравится нам это или нет, это также этап взросления.

«Если мы не хотим сделать ребенка изгоем, нельзя запрещать ему общаться со сверстниками так, как это привычно в их среде, — считает Генри Пол. — Однако важно, чтобы он хорошо понимал: такие шутки неприемлемы в обществе взрослых. Дети в этом возрасте прекрасно осознают эту разницу и вполне способны быстро менять стиль общения»

Не забывайте при этом поощрять малыша за его вежливость.

Ребенку гораздо легче и приятнее проявлять воспитанность и хорошие манеры, если вы время от времени вы напоминаете ему, какой он молодец, что не забывает о волшебных слова «спасибо» и «пожалуйста».

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

3 скачок развития — мир мягких переходов (осваиваем движения)

Примерно в 12 недель наступает кризис, связанный с тем, что мир для ребенка становится более детализированным и упорядоченным. Его можно назвать миром плавных движений.

Какие “звоночки” могут сказать о начале этого скачка развития?

  • регресс  —  малыш будто бы разучивается быть самостоятельным, требует максимум родительского, в основном маминого внимания
  • ребенок становится застенчивым, общается не со всеми  —  он избирателен и стеснителен, предпочитает находиться на руках у близких, в особенности у мамы;
  • малыш часто просит грудь или требует бутылочку со смесью у мамы, сосет пальчик; 
  • наблюдаются проблемы со сном, частые подъемы
  • иногда ребенок становится более тихим, может лежать и изучать окружающую обстановку.

Во время этого скачка развития ребенок начинает чувствовать изменения зрительных образов, ощущений, воспринимаемых разными анализаторами  —  звуков и ароматов, вкусов, тактильных впечатлений. 

В этот период особенно важно не только обеспечить мягкие стимулы для органов чувств, но нежно заботиться о коже малыша. Избежать опрелостей можно с помощью rрема под подгузник “Мое солнышко”

Он защищает кожу ребенка при использовании подгузников и пеленок, создавая надежный барьер. Комплекс масла жожоба, D-пантенола и цинка предотвращает опрелости.

Малыш уже может заметить изменения тона голоса и положения тела, плавно двигает головой и следит глазами за объектом в динамике. Он легко опирается ножками на твердую поверхность, если его поддерживают под мышками. Ребенок хватает предметы обеими руками и охотно тащит их в рот, показывает, что игра ему надоела. В целом малыш становится более позитивным, он может гладить себя по лицу, гулить, с любопытством разглядывать одежду и лица мамы и папы. 

Особенности пятилетнего возраста

В дошкольном возрасте ребенок переживает несколько кризисов, но именно 5 лет – особый период. Ребенок уже подрос, осознал себя как отдельную личность, проявил черты своего характера, и в глазах родных он уже не просто маленький человек, а человек со своим мнением.

Возраст пяти лет – нежный и сложный. С психикой ребенка происходят метаморфозы, которые временно меняют его приоритеты, а иногда заставляют ступить на тропу войны с родителями.

Особенности пятилетнего возраста:

  • развитие богатого воображения, насыщенного яркими деталями, – игры ребенка становятся сложнее, интереснее;
  • ребенок отличает правду от вымысла, может оценивать действия других людей как хорошие или плохие, не стесняясь сообщить об этом во всеуслышание;
  • вместе с этим взрослая логика и аналитическое мышление пока недоступны детскому мозгу;
  • появляется интерес к обществу сверстников, желание находиться в коллективе и временно выходить из-под покровительства взрослых;
  • завязывается первая дружба (хотя сейчас для ребенка друг – это любой, с кем он познакомился 5 минут назад, однако мнение этого «друга» может быть более авторитетным, чем родительское);
  • ребенок открывает для себя новые чувства и способность к эмпатии – искреннему сопереживанию чувствам других;
  • в этом возрасте появляются сильные детские страхи, особенно страх смерти близких, а также осознание смертности самого себя;
  • появляется желание быть как взрослые, подражать им в действиях, манерах.

СКОЛЬКО МОЖЕТ ДЛИТЬСЯ КРИЗИС?

Кризис возраста 5 лет – индивидуальное понятие, и поэтому он проявляется у всех по-разному и в разное время. Если говорить о крайних сроках, то длиться он может на протяжении от нескольких недель и месяцев и даже до года. У некоторых детей он проходит очень легко, и взрослые могут даже не заметить проблем. А есть и такие родители, которые просто хватаются за голову, не зная, что делать, и какие действия предпринимать. Самый главный совет в такой ситуации – не паниковать, и во всем слушаться психологов.

Тем не менее, бывает так, что пятилетний период у малыша проходит довольно гладко, а проблемы при этом наступает немного позже. Так называемый кризис 6 лет у детей отличается следующими признаками:

  • полный отказ от игрушек;
  • нарушение сложившихся форм отношений;
  • скачкообразное изменение психики.

При всем при этом нужно отметить и определенные позитивные нюансы данного периода — у малышей особенно ярко проявляются их основные таланты. Благодаря этому, родители имеют возможность правильно подобрать для них клубы и кружки по интересам – записать малыша в художественную, танцевальную или спортивную школу.  Свое призвание они могут найти именно сейчас, ведь говорят, что не бывает бездарных детей, а бывают одаренные, которым не помогли раскрыться взрослые.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

Внутренние причины кризиса трёх лет

В этом возрасте у ребёнка начинает развиваться важнейший инструмент сознания — воля. Позже она превратится в упорство при достижении целей, настойчивость, уверенность в себе, способность обучаться и доводить дело до конца

Чтобы ребёнок сформировал волю, важно прожить этот период честно и разумно. Отнеситесь с уважением и терпением к его потребностям. 

«Я хочу сделать это сам, но не могу. А чужая помощь не позволит мне причислить себе это достижение. Я должен пробовать, сто раз ошибаться, но научиться

Это важно для моей самооценки, для понимания, какой я, на что способен, как я могу меняться и менять мир» — конечно, трёхлетний ребёнок не сможет выразить свои чувства такими словами, но он испытывает именно это

Кризис трёх лет ещё называют кризисом дошкольного возраста: малыш узнаёт много нового, преисполнен уверенности в себе, хочет знать и уметь всё на свете, стать независимым и ответственным. 

<<Форма демодоступа>>

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  •  Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Причины и проявления кризиса трех лет

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи.

Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

  1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.
    Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.
    Перейдет в… здоровую амбициозность.
  2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.
    Причина: Он боится показать, что может передумать.
    Перейдет в… уверенность в себе.
  3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.
    Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки. 
    Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.
  4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.
    Причина: Он стремится к полной независимости.
    Перейдет в… здоровую самостоятельность.
  5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.
    Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.
    Перейдет в… силу характера.
  6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.
    Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.
    Перейдет в… умение стоять на своем.
  7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.
    Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.
    Перейдет в… гибкость ума.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Особенности детской психологии

Большинство детей старшего дошкольного возраста обычно стремятся как можно скорее закончить хождение в садик и начать обучение уже в школе, торопят время и переживают по поводу нового жизненного этапа. За счет подготовительных занятий в группах детского сада и ознакомительных визитов в школу, демонстрации перед более маленькими детьми своих умений первоклашки демонстрируют взрослость. Кроме того, дети шести-семилетнего возраста уже относительно готовы к новому расписанию и знают правила новой жизни, ожидающей их в школе. Дети понимают, что за счет обучения в школе у них возникнут новые обязанности, но они проявляют готовность к ним, так как хотят поскорее почувствовать себя более взрослыми. У них возникает своего рода конфликт между возможностями и их реализацией.  

Важно

Для ребенка начало школьной жизни – это частичная возможность вступить в относительно взрослую жизнь, он через начало школьного обучения уже осознает себя достаточно активным и полноценным членом взрослого общества.

По мере приближения школьного обучения дети воспринимают себя уже не просто ребенком, они начинают осознавать себя учеником, участником новой общественной жизни, и они начинают вполне осознавать и осмысливать себя членом общества и формируют свое уже общественное «я». Подобного рода предпосылки и определяют в дальнейшем появление новых психологических черт – это появление уважения к собственной личности. Часть же детей не желает переходить на школьное обучение, не хочет покидать стены детского сада и все также желают быть беззащитными либо маленькими, не готовыми ко взрослой жизни.

Как бороться с кризисом 5 лет у ребенка: советы психологов

Во время кризиса дети очень уязвимы, поэтому особенно нуждаются в заботе и внимании родителей. Чуткость и терпение взрослых позволят обходить стороной сложные моменты или снизить их интенсивность, направляя в мирное русло импульсивность своих пятилеток.

Рекомендуем следовать нескольким простым правилам:

  • Чаще играйте с ребёнком.

  • Устраивайте всей семьёй прогулки на свежем воздухе.

  • Делегируйте малышу домашние дела, которые ему по силам, например, разбирать покупки, выносить мусор, протирать пыль, мыть овощи и фрукты и др.

  • Благодарите пятилетку за помощь, подчеркивая, как его действия важны для вас.

  • Будьте терпеливы, если малыш устроил истерику, подождите, дайте время ему и себе, чтобы успокоиться. Затем поговорите и объясните, как себя следует вести и почему ребёнок не получил желаемого. В каждой семье есть свои правила, и он должен им следовать.

  • Отмечайте успехи ребёнка и вне дома, поощряйте его увлечения и стремление к знаниям.

  • Создайте в семье благоприятную и доброжелательную обстановку, старайтесь не допускать ссор и скандалов.

  • Чаще говорите малышу, насколько он любим и дорог вам!

Ошибки в воспитании

Гиперопека и авторитарность 

Как две стороны одной медали, они дают одинаковый результат: авторитарный или гиперопекающий родитель — идеальная мишень для бунта. 

С такими взрослыми дети тренируют самооценку «от противного»: чем важнее родителю доказать, что он лучше знает, как правильно и что ребёнку сейчас нужно, тем сильнее малыш протестует в ответ. 

Конечно, слышать это из уст малыша может быть смешно или как-то по-особенному раздражающе

Однако очень важно понимать, что сейчас ребёнок не издевается, не манипулирует и не проявляет патологическую агрессию. Просто он пытается выйти в лидерскую позицию и делает это единственным известным ему образом

Это отличный повод поискать вместе с ребёнком другие способы стать заметным и достичь своих целей. В первую очередь это важно и для самого родителя. 

Самый худший вариант в такой ситуации — сломить волю ребёнка, доказывая ему, кто здесь главный. Потому что главные всегда здравый смысл и уважение друг к другу. 

Вседозволенность

При всём желании ощущать себя взрослым ребёнок всё ещё не самостоятелен. Абсолютная свобода, отсутствие правил в семье, общение с ребёнком по-приятельски — это перекладывание ответственности с родителя на малыша и бесконечные источники его тревог. 

Вы же не отпускаете ребёнка кататься на велосипеде по автостраде, верно? Вы обучаете его от малого к большему: владеть транспортом (собой) и двигаться в нужном направлении, следуя правилам дорожного движения (общественным нормам). Пока ребёнок не повзрослеет, вы полностью отвечаете за его действия. 

Непоследовательность или несогласованность 

Ребёнок ждёт чётких ориентиров на взрослость и ясной системы, что в вашей семье хорошо, а что плохо, как здесь принято и не принято делать. Он понимает, когда правила условны: если в них есть исключения, он будет следовать им — ведь это некая привилегия.

Не путайте ребёнка и не нагружайте его тысячей запретов, которые при желании можно сломить. Нельзя часто менять договорённости и выяснять их с другими родственниками при ребёнке

Лучше всей семьёй проговорите, что принципиально важно, что делается из соображений безопасности, а что обусловлено традициями. 

<<Форма семейного образования>>

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более «плавающий» момент наступления кризиса.

– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

— Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Этапы психологического взросления ребенка

То, как себя ведёт малыш, зависит от развития его мозга. Он познаёт окружающий мир с младенчества, учится контактировать с живыми существами и разнообразными предметами.

Рассмотрим 5 основных этапов взросления, о которых следует знать родителям:

Младенческий возраст (с момента появления на свет до 1 года). Это наиболее значимый период! Малыш учится понимать простую речь и назначение бытовых вещей, начинает стоять, пытается произносить первые звуки и слова. В это время формируется база для последующего развития личности.

Ранний возраст (1-3 года). Ребёнок ещё очень зависит от родителей, но уже стремится быть самостоятельным. Ему интересны другие дети и общение с ними. Этап завершается кризисом 3 лет, когда всё чаще мама с папой слышат “Я сам” и наблюдают капризы и истерики. Также малыш осознаёт границы и необходимость личного пространства.

Дошкольный возраст (3-7 лет). У ребёнка становится шире круг общения — теперь его окружают не только родственники, но и сверстники, воспитатели, появляются первые друзья. Игра становится основным видом деятельности. Возникает кризис пяти лет, о котором мы будем говорить дальше.

Младший школьный возраст (7-12 лет). На первый план теперь выходит учёба. Дети определяются с интересами, приобретают новый социальный статус. Абстрактно-логическое мышление становится ведущим.

Подростковый период. В это время происходит половое созревание, которое сопровождается бунтом и переходом к новой системе суждений и принципов. Подросток взрослеет и формирует своё мировоззрение.

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: