Система саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде: опыт марии монтессори

Методика монтессори

Развивающая среда Монтессори

Помещение Монтессори – сада должно быть просторным, светлым, всегда хорошо проветренным. Интерьер должен быть нейтральных тонов, чтобы малыши не отвлекались на яркие узоры. Детская мебель и оборудование всегда подбираются с учетом роста детишек. Развивающие материалы по методике Монтессори располагаются в единичных экземплярах, чтобы среди детей формировались правильные социальные отношения: умения ждать, договариваться, просить, уступать. В детской комнате должны быть растения, цветы как объекты ежедневной заботы. Доступ к питьевой воде обеспечивается каждому ребенку, раковина и туалет должны быть удобными.

Группы в детском садике комплектуются в 20 – 25 человек. Условное деление по возрастам:

  • 1,5 – 3 года
  • 4 – 6 лет
  • 6 – 8 лет.

Перевод в группу постарше осуществляется соответственно развитию навыков и умений, а в идеале группы разновозрастные.

Большое внимание уделяется самостоятельности ребенка, его привычкам ухаживать, убирать за собой, наводить порядок и чистоту в помещении. Помещение Монтессори – группы предполагает деление на зоны:

Помещение Монтессори – группы предполагает деление на зоны:

Зона жизненной практики (предметы бытовой жизни – губки, полотенца, посуда, продукты и т.д.);
Зона сенсорного развития (геометрические башни, цветные таблички, шершавые материалы, шумовые коробочки, пахучие вещества и т.д.);
Зона языка (материалы по развитию речи, языка, чтения – карточки, буквы, таблички);
Зона математики (доски с цифрами, шарики – бусины, деревянные фигурки, счеты);
Зона естественно – научного (космического) развития (здесь могут быть фигурки животных, образцы растений, семян и т.д.);
Зона крупной моторики, двигательной активности: часть помещения, где дети могут прыгать, скакать, лазить по дощечкам, стульям, вырабатывать равновесие

Особенно важно это для детей с особенностями развития, двигательными нарушениями

Также в саду должна быть зона творческой активности, где дети могут сами выбирать себе занятие: рисование, лепка, аппликации и т.д.

Что предлагает Мария Монтессори

За основу в занятиях и общении с ребенком предлагается брать самого ребенка, его индивидуальность и ориентироваться на его желания, потребности и способности в выборе материалов занятий. Иначе говоря, ребенок сам выбирает, с чем, как долго и каким образом он хочет заниматься, а родитель или педагог, наблюдая за поведением ребенка, выбирает те материалы, которые и будут окружать малыша во время занятий, являясь подходящими ему по возрасту, способностям, уровню развития и даже по росту и весу! «Помоги мне сделать самому» — вот основной принцип этой методики. Монтессори предлагает не сравнивать, не заставлять ребенка, не критиковать и даже не нахваливать его, а мягко предлагать позаниматься упражнениями с использованием определенных материалов (которые для ребенка выглядят как развлечения), объясняя в начале занятия их суть и помогая лишь в том случае, если ребенку это требуется, если он просит о помощи или если ребенок некорректно использует материал (возможно, ненамеренно или неосознанно), пытаясь испортить его или нанести вред окружающим.

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Мария Монтессори начала заниматься с  “особыми” детками. Она хотела помочь таким детям, для этого была создана в 1900 году первая в Европе школа для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническая школа.  Для занятия с детьми были созданы специальные условия, упражнения и игры.

Интересно, что до ХХ века людей с отклонениями не лечили, а просто изолировали от внешнего мира. Мария Монтессори, однако, полагала (и была права), что внешняя обстановка оказывает большое влияние на развитие ребенка. Многие детки плохо говорили и Мария Монтессори разработала специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальчиков.

Ведь именно на пальцах имеются нервные окончания, которые стимулируют нервные центры в коре головного мозга. Так как многие дети плохо понимали то, как учителя пытались объяснить те или иные свойства, явления или действия, были придуманы специальные дидактические материалы, с помощью которых ученики самостоятельно изучали окружающий мир, познавали многие вещи с помощью собственного опыта.

Спустя некоторое время ученики такой школы научились считать, писать и читать раньше своих сверстников! Исследовав поразительные результаты методики, Мария Монтессори в 1907 году открывает первую такую школу для обычных детей, знаменитую как Дом Ребенка. Монтессори-школа была открыта в одном из беднейших районов Рима.

Монтессори в России. Плюсы и минусы методики.

В России первый детский сад Монтессори был открыт в 1913 году русским педагогом Юлией Фаусек. После революции 1917 года были попытки использования методики Монтессори в советской системе образования. Этому способствовал общественный деятель А.В. Луначарский. Однако эти идеи не нашли поддержки у И.В. Сталина. Советский педагог С.И. Гессен в 1923 году раскритиковал методику М

Монтессори за недостаточное внимание к творческому развитию воспитанников. Интерес к итальянской методике возродился в России только в конце 20 века

В настоящее время в России насчитывается несколько десятков Монтессори – садов, в том числе в Москве, в Перми, Екатеринбурге, Воронеже, Челябинске, Дубне. 

Однако не все родители спешат отдавать детей в специализированный детский сад. У методики есть как плюсы, так и минусы.

К положительным сторонам относят:

  • Возможность ребенка познавать окружающий мир самостоятельно без давления взрослых,
  • Воспитание в ребенке свободы личности,
  • Отсутствие оценок, суждений, соревновательных моментов,
  • Игровые формы обучения.

К минусам методики относят:

  • Разновозрастные группы,
  • Отсутствие творческого развития,
  • Отсутствие сюжетно – ролевых игр,
  • Быструю потерю интереса детей к типичным игровым материалам.

По отзывам родителей, чьи дети посещали Монтессори – садики, у методики есть еще один существенный недостаток: неадаптированность для гиперактивных и застенчивых детей. Энергичным непоседам трудно вместе со всеми исполнять «урок тишины». Застенчивые же и скромные дети, будучи предоставлены сами себе в одной из зон детского помещения, не всегда смогут самостоятельно выбрать логические игрушки и материалы, постесняются спросить, не найдут общий язык с бойкими сверстниками при выборе материалов.

Сенситивные периоды и их характеристики

Система Монтессори представляет собой полноценный и продуманный подход к работе с детьми

Особое внимание в ней уделяется тому факту, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные этапы – сенситивные периоды. Это те промежутки времени, в которые дети легко и естественно познают определенные вещи и принимают конкретные знания. Сенситивные навыки согласно системе Монтессори:

Сенситивные навыки согласно системе Монтессори:

  • от 0 до 3 лет – восприятие порядка – именно этот период считается оптимальным для приучения ребенка к поддержанию чистоты. Работа не сводится к уборке игрушек после себя, она включает устранение любых проявлений деятельности малыша. Он может вытирать пролитые на стол напитки, подметать песок с обуви, принимать участие в общей уборке и даже мыть посуду;
  • от 1 до 4 лет – развитие движений и действий – оптимальное время для детской активности в разных формах. Занимаясь на детских площадках, катаясь на горках, лазая по лестницам малыши улучшают свою координацию, укрепляют мышцы, обеспечивая им равномерную нагрузку;
  • от 0 до 5,5 лет – сенсорное развитие – в это время дети активно познают окружающий мир, впитывая его запахи, различая звуки, испытывая тактильные ощущения. Это способствует формированию восприятия, представлений ребенка о цветах, размерах, формах, соотношении объектов. Чем больше опыта получит малыш, тем большим объемом знаний он будет обладать;
  • от 1,5 до 5,5 лет – восприятие мелких предметов – период, оптимальный для работы над мелкой моторикой детей. Для этого идеально подойдут даже самые обычные предметы, которые всегда под рукой: пуговицы, шнурки, крупы, бобовые, камешки, ракушки, каштаны, желуди;
  • от 0 до 6 лет – речевое развитие – Мария Монтессори утверждала, что нет причин паниковать, если дети не говорят в год, два или три. Речь может формироваться вплоть до шести лет. Главное, чтобы жизнь ребенка была полноценной и активной, полной красивых карточек, книжек, доступных предметов. Важную роль имеет присутствие взрослого, который во всем выступает для малыша примером;
  • от 2,5 до 6 лет – развитие социальных навыков – нет смысла напоминать ребенку о необходимости поздороваться, сказать «спасибо» или «пожалуйста», быть вежливым. Достаточно показывать ему правила поведения в обществе своим примером.

Одно из базисных понятий Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность.

Мария Монтессори считала, что попытки обучить ребенка какому-либо навыку в возрасте, не соответствующем сенситивному периоду, станут причиной серьезных проблем. Малыш либо будет испытывать трудности, либо вообще не проявит к информации интереса. В любом случае, это приведет к низкой степени выработки навыка, плохому закреплению знаний.

Принцип самостоятельности

Еще раз подчеркнем: согласно Марии Монтессори, ребенок занимается не “тем, чем ему хочется”, а тем, чем хочется именно в организованной взрослым развивающей среде. Педагоги и родители, воспитывающие детей в Монтессори-стиле, предоставляют ребенку выбор из образовательных материалов, которыми можно заняться в любой момент и в любом порядке. Тем не менее определенные задания, заложенные в этих материалах, и определенная дисциплина, присутствующая в них же — есть! Но для того чтобы ребенок обучался и развивался в этой среде свободно, ему необходимо предоставить определенную степень самостоятельности. Вы зря смеетесь: далеко не все родители способны психологически “отпустить” от себя ребенка, чтобы не помешать ему лепить, считать, творить и изучать окружающий мир. Такие родители стремятся все сделать за малыша, облегчить ему жизнь — или вовсе лишить той или иной развивающей среды, чтобы не было эмоциональной или интеллектуальной перегрузки. Но далеко не каждый стиль воспитания самостоятельности в действии, сопровожденный “организованной развивающей средой” (то есть комнатой с игрушками), может носить имя Марии Монтессори.

Предметно-обучающая среда 

Формирование предметно-обучающей образовательной среды — краеугольный камень методики Марии Монтессори. “Помоги мне сделать это самому” — принцип, который заложен практически во всех обучающих пособиях. Ребенок обучается в игре с предметами, и предметы должны взаимодействовать друг с другом в рамках учебной задачи. Монтессори-материалы можно сделать из подручных средств, воспользовавшись дуршлагом и шнурком; ситом и мукой; рисом и фасолинами и т.п. Монтессори выделяет пять зон для развития ребенка, которые присутствуют в Монтессори-центрах:

  • Зона практической жизни предоставляет ребенку возможность научиться бытовым навыкам — гладить одежду, завязывать шнурки, накрывать на стол, стирать одежду, чистить зубы.
  • В зоне сенсорного развития ребенок знакомится с формой, фактурой, величиной, весом предметов. В этой зоне размещают различные кубики, башенки, образцы тканей и другого материала, геометрические таблички.
  • Зона математики сосредотачивает счетный материал, фактурные цифры, счеты, счетные карточки. Эта зона будет полезной для детей от 3 лет. Основная задача математической зоны — формирование понятия количества, а также развитие логического мышления.
  • Языковая зона будет интересна тем малышам, которые стремятся научиться читать и писать. Фломастеры, доска для письма, буквы алфавита различной величины и фактуры, прописи, книжки и игры на развитие навыков чтения находятся именно в этой зоне.
  • Наконец, за формирование представлений об окружающем отвечает зона космоса. В этом помогут географические атласы, карты звездного неба, часы, плакаты о временах года и прочие материалы, способные познакомить ребенка с историей появления мира и его устройством.

Как видите, создать Монтессори-среду дома совсем не сложно. Нужно помнить и придерживаться нескольких принципов:

  • ставьте перед ребенком учебную задачу
  • разбирайте ошибки и исправляйте их в рамках одного занятия
  • по окончании занятия убирайте все материалы на место
  • в процессе решения учебной задачи наблюдайте за ребенком, ничего не предпринимая и не вмешиваясь
  • в рамках учебной задачи хвалите ребенка не общими словами: “молодец”, “умница” и т.п., а оценивайте конкретные успехи: “ты быстро зашнуровала”, “у тебя красиво получилась эта буква”
  • занимайтесь по заранее составленному графику

А чтобы не упустить такие важные сферы развития, как творчество, общение и физическое развитие, которым в системе Марии Монтессори практически не уделяется внимание, обязательно планируйте дополнительные активности. Пусть развитие вашего ребенка приносит радость и вам, и ему!. Посмотрите в нашей статье «Развивашки для малышей» предложения по проведению совместного нескучного досуга

Посмотрите в нашей статье «Развивашки для малышей» предложения по проведению совместного нескучного досуга.

Айкьюша и команда

Седьмой принцип: использовать позитивные методы дисциплины

Естественное родительство. Позитивные методы дисциплины помогают детям развить сознательность, руководствуясь внутренним самоконтролем и чувством сострадания к другим. Чуткий, любящий и уважительный подход поддержания дисциплины усиливает связь между родителем и малышом. Вместо того чтобы реагировать на поступки, задумайтесь, что к ним привело. Общайтесь и принимайте совместные решения, уважая достоинство каждого члена семьи.

Д-р Монтессори очень красноречиво говорила о дисциплине. Её идея в том, что поддержание дисциплины происходит не за счёт внешних факторов, напротив, самоконтроль — это естественное состояние, которое формируется и развивается изнутри детей, как и любой другой навык. Согласно теории Монтессори в развитии самодисциплины есть три этапа.

На первом этапе дети способны повиноваться только внутренним побуждениям, которые ими управляют, даже если это приводит к разногласиям с окружающими. Вспомните тоддлера, который продолжает трогать что-то даже тогда, когда ему много раз сказали этого не делать. Кроха не проявляет предусмотрительности в своём «неповиновении», он просто делает то, что говорит ему природа (исследует окружающую среду), даже если это не совпадает с просьбами родителей.

На втором этапе малыш способен подавить свой внутренний импульс, чтобы выполнить просьбу, то есть он уже способен делать то, что от него требуется, поскольку его желание быть частью социальной группы пересиливает его инстинктивные побуждения.

На третьем этапе ребёнок сознательно повинуется. Он превзошёл этап развития, на котором он слушался просьб извне — он поступает правильно, потому что это правильно, а не потому, что кто-то сказал ему так сделать. Эта стадия дисциплины достигается только при определённых обстоятельствах: детям дают свободу развивать свою волю. Слишком часто родители считают, что, чтобы воспитать послушного ребёнка, они должны «сломить» его волю. Но Монтессори полагала, что для достижения третьей ступени самодисциплины необходимо поощрять способность детей выбирать, и это может произойти только в любящей и поддерживающей обстановке, где детям даётся свобода действовать в чётко определённых границах.

«Дисциплина и свобода настолько взаимосвязаны, что порой причина плохого поведения заключается в недостатке свободы. Для поддержания дисциплины бесполезно рассчитывать на выговоры или устные увещевания. Такие средства могут, пожалуй, вначале выглядеть эффективно, но через некоторое время перестают оказывать какое-либо влияние», — писала Мария Монтессори.

По сути, плохое поведение является выражением отсутствия свободы для удовлетворения своих потребностей. Авторитарный подход со стороны родителей вряд ли будет способствовать естественному развитию истинной самодисциплины малыша. Дети нуждаются в любящих советах и ​​заботливой среде, в которой они могут совершенствовать свою волю, что позволит им контролировать себя.

Грег Олсен (Greg Olsen)

Пятый принцип: обеспечивать физически и эмоционально безопасный сон

Естественное родительство. У детей как ночью, так и днём возникают различные потребности: им может стать жарко или холодно, одиноко или страшно, они могут проголодаться. Они полагаются на родителей, которые успокоят их и помогут им справиться с сильными эмоциями. Применение методов тренировки сна может привести к вредным физиологическим и психологическим последствиям. Безопасный совместный сон имеет преимущества как для младенцев, так и для родителей.

Монтессори. Мария Монтессори была убеждена, что младенцу необходимо предоставить «низкую кровать, которая лежит практически на полу так, что ребёнок может лечь и встать с неё по своему усмотрению». Её мысли о совместном сне не были чётко сформулированы.

Мэри Мэтьюз, ассистент по раннему детству, пишет в статье для журнала NAMTA, что «матрас на полу позволяет ребёнку свободно передвигаться на кровати и между постелью и полом. При необходимости ребёнок может позвать родителей или найти их сам. Ребёнок, который спал вместе с родителями, уверен, что они будут реагировать, если он в них нуждается». Хотя далее Мэри пишет: «Ребёнок, который спит в семейной постели, нуждается в присутствии родителя, чтобы спать спокойно. Это создаёт ненужную ребёнку зависимость».

Я считаю, что, если малышу предоставлена свобода передвижения, обеспечиваемая напольной кроватью, но он решил оставить её и выбрал родительскую, это фактически укрепляет его самостоятельность, что мы и хотим развивать в нём. Энн МакНамара (которая пишет в ответной статье) показывает нам, что мы не должны фокусироваться на том, спит ли малыш на полу или на семейной кровати, а скорее, на том, уважаем ли мы свободу выбора детей. Она указывает, что совместный сон может рассматриваться некоторыми как «созданная зависимость. И, наоборот, отдельная постель ребёнка создаёт независимость».

В первые меясцы жизни малыша можно использовать люльку (Cestina). Это плетеная корзина для сна, которая позволяет осуществить плавный переход к низкой кровати и создает закрытое уютное пространство вокруг ребенка. Также она удобна, если мама перенесла кесарево сечене и ей сложно нагибаться первое время.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно  прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня  легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы:

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Как решается проблема, если ребенок не хочет работать с материалом или работает «не по правилам».

Опишу ситуацию, которую я наблюдала в нашем детском саду. Девочка трех лет достает кубики и начинает их «как-то» раскладывать. Говорю «как-то», потому что делает она это не по правилам, а как-то по-своему. При этом она сидит на коврике и ее деятельность вполне конструктивная. Педагог ее одергивает и говорит: «Давай я тебе покажу, как с ними работать?» Девочка: «Нет, мне нравится так«. Педагог: «Нет, это материал с ним нельзя играть, с ним надо работать«.
 
Когда я обратилась к монтессори-педагогу с вопросом о том, неужели этот подход она считает правильным, то получил такой ответ: «Материал это не игрушка, мы на нем работаем по правилам. Если я вижу, что ребенок начинает путаться, я спрашиваю, можно я тебе кое-что покажу. Если слышу в ответ «Нет», то перефразирую вопрос, так чтобы все-таки показать ему, как складывать верно, и нельзя с этим играть, или складывать по-иному».
 
Что я думаю по этому поводу: любой материал Монтессори и не-Монтессори можно использовать тысячами разных способов. Каждый способ что-то развивает и чему-то учит. Например, можно расставлять матрешки по размеру, а можно чередовать так, чтобы каждая следующая была, то наибольшей, то наименьшей из оставшихся. И вам может показаться, что ребенок неправильно работает с материалом под названием «Матрешки», но у него есть своя логика и свои мысли. Система Монтессори основана на развитие «познавательного интереса ребенка». Если ребенок с интересом расставляет цилиндры в «своем порядке» значит, вам остается только наблюдать за этим, не пытаясь научить. Ребенок сам себя учит и сам сделает нужные выводы из своей деятельности.
 Проникать в замысел ребенка можно только настолько, насколько вы его поняли. Скорее всего, пройдет время, и ребенок сам обратится к вам с просьбой показать, что же делать с этими кубиками, вот тогда можно показать, то, что вы хотите. Но для этого надо иметь терпение и, ни в коем случае не гнаться за быстрым результатом! Мудрость монтессори-педагогики в том чтобы дать ребенку то, что он просит, чтобы однажды пришел такой день, когда ему захочется и того, что вы хотите ему дать.
 
Что делать, если ребенку не интересны розовые башни и цилиндры, если они пылятся на полках и никому не нужны. У Марии Монтессори такой проблемы не было, и искать у нее ответа, думаю, не стоит. Все эти башни и цилиндры были для тех детей (и в то время) величайшей радостью. В наше время, когда вокруг столько игрушек – поющих и звенящих, цилиндры мало привлекают детей. И это становится настоящей проблемой для методики Марии Монтессори в наши дни. Я вижу 2 действенных способа. Первый способ — это игра.

Интересная игра это мощнейший стимул для ребенка, играя ребенок готов учиться и читать, и считать и решать квадратные уравнения

Но игра не должна губить познавательную потребность, то есть плясать с бубном вокруг кубиков, пытаясь привлечь внимание, тоже не стоит. Нужна чуткость и чувство меры

Второй способ: надо самому заняться материалом. Так, чтобы вам было настолько интересно, что ребенок почувствовал этот интерес и присоединился к вам. Это тяжело, это требует терпения и полной отдачи и здесь опять надо забыть о результате. Кроме того, не любой монтессори-педагог может проявлять неподдельный интерес к цилиндрам, кубикам, штангам.
 

Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.
  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

Методика Монтессори раннего развития от 0 до 6 лет — в чем заключается

Основной принцип методики раннего развития — создание среды, в которой ребенок сможет развиваться. Обучение в возрасте до 6 лет подразумевает следующее:

  • Неограниченную физическую активность. Этому способствуют различные упражнения и специально оборудованные места в классе, благодаря которым ребенок раньше и эффективнее осваивает новые движения и учится управлять собственным телом.
  • Использование интересных и необычных предметов, которые хочется изучать.
  • Прогулки и экскурсии, позволяющие получать новые знания об окружающем мире.

Обратите внимание! Нахождение в специально организованных зонах позволяет привыкнуть к порядку и организованности пространства. Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность

При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие

Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся

При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся

Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность. При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся.

Кому подойдёт и не подойдёт метод Монтессори

Монтессори предложила использовать природную детскую любознательность для развития индивидуальных качеств, побуждая познавать мир и отыскать своё место в нём. Классов и уроков Монтессори не предусматривает.

Не следует думать, что методика рассчитана исключительно на талантливых детей, а остальные должны учиться из-под палки. Даже самые неуправляемые малыши обычно ведут себя на занятиях адекватно.

Отсутствие дисциплины

Многие родители удивляются, зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс? Но наставник показывает, что и как делается, подбирает дидактические материалы. Кроме этого, даст подсказку в нужный момент. Только на первый взгляд может показаться, что в помещении отсутствует дисциплина. На самом деле процесс находится под полным контролем.

Последующее образование

После Монтессори-группы у детей могут возникнуть некоторые проблемы. Ребёнок привык воспринимать педагога не как авторитетное лицо, а в качестве помощника. К тому же ученику обычной школы трудно понять, почему нельзя передвигаться по классу во время урока.

Что такое сенситивные периоды

Педагог выделила возрастные промежутки, когда детям легче всего приобретать определённые навыки. Если начать делать это слишком рано или опоздать, ребёнку станет неинтересно подобное занятие. Монтессори определила несколько сенситивных периодов.

1—4 года: развитие движениями и действиями. Дети должны активно использовать горки, качалки, лестницы, развивая мышцы и координацию движений. 1,5 года—5,5 лет: восприятие мелких предметов. Для развития мелкой моторики подойдёт использование бусин, фасоли, гороха и т. д. Их можно нанизывать на нитку, перекладывать, сортировать и проводить другие действия. 2,5—6 лет: социальные навыки. Ребёнок учится говорить и общаться с окружающими. Но заставлять его быть вежливым, здороваясь и прощаясь с незнакомцами, вовсе не обязательно.

Принципы методики Монтессори

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих:

Сенситивность

Говоря простым языком, сенситивные периоды — это самый подходящий возраст для естественного освоения тех или иных навыков. Если еще слишком рано или уже слишком поздно, дети потеряют интерес к занятию, либо им будет слишком сложно. В дошкольном возрасте все малыши проходят шесть основных этапов сенситивного развития:

  • Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). Считается, что ребенка в возрасте двух лет проще приучить к порядку, чем четырехлетнего. Один из основных принципов методики развития Монтессори – поддержание чистоты. Четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Дети приучаются не только возвращать игрушки на место, но и участвовать в общей уборке, мыть посуду, вытирать пролитую воду и подметать рассыпанную крупу за собой.

  • Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Дети активно развивают координацию движений и различные группы мышц, осваивая горки, качалки, лесенки на детских площадках.

  • Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). На протяжении всего этого периода дети осваивают форму, размер, цвет окружающих вещей через слух, зрение, обоняние и сенсорные ощущения.

  • Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Для развития мелкой моторики Мария Монтессори предлагала самые простые способы и материалы: перекладывание гороха, фасоли, различных круп, нанизывание бусин на шнурок, выкладывание пазлов.

  • Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Автор методики не видела ничего страшного в том, что речь отсутствует у годовалого ребенка, так как развитие речевого аппарата идет до 6 лет. Для стимуляции разговора нужно использовать книги, картинки, наглядность и, конечно же, помощь взрослого.

  • Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Нет смысла в насильно навязанной вежливости, все должно происходить естественно.

Окружающая среда

Второе звено методики развития Монтессори – это специально организованное окружающее пространство

Для правильного развития важно, чтобы оно было создано с учетом физических возможностей детей на каждом этапе их сенситивного развития.. Доступность и понятность вещей поможет ребенку стать независимым и освоить все нужные знания и навыки

Например, сложно научиться одеваться, если одежда лежит на верхней, недоступной для малыша, полке шкафа. Но если он увидит утром на стульчике возле кровати одежду, заботливо приготовленную взрослыми с вечера, процесс пойдет гораздо успешней. Поэтому минимальная помощь все-таки необходима.

Доступность и понятность вещей поможет ребенку стать независимым и освоить все нужные знания и навыки. Например, сложно научиться одеваться, если одежда лежит на верхней, недоступной для малыша, полке шкафа. Но если он увидит утром на стульчике возле кровати одежду, заботливо приготовленную взрослыми с вечера, процесс пойдет гораздо успешней. Поэтому минимальная помощь все-таки необходима.

Педагог

Это третья составляющая системы

Важно понять, что ребенок самостоятельно регулирует процессы познания и своего развития, то есть он сам себе учитель! Родители или педагоги только сопровождают детей к обучению, а потом они должны самоустраниться. Они лишь наблюдают за процессом познания, помня об основополагающем девизе: «Помоги мне это сделать самому!».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: