Нарушения речи

Персеверация, вербигерация и другие речевые стереотипии

Коррекция

Медицинский этап

Парафазия – не самостоятельное нарушение, поэтому ее устранение напрямую зависит от терапии основного заболевания. Нейрореабилитация при поражениях головного мозга складывается из медикаментозного и вспомогательного лечения. Пациентам назначаются курсы ноотропов, антигипоксантов, вазоактивных, противосудорожных препаратов. В восстановительном периоде показаны занятия ЛФК, физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, дарсонвализация, электромиостимуляция), механотерапия.

Нейропсихологическая помощь

Направлена на преодоление речевого негативизма, активизацию межполушарных связей, коррекцию нарушений ВПФ, замедление прогрессирования когнитивного дефицита. В детском возрасте основу занятий с нейропсихологом составляет игровая терапия. Во всех возрастных группах полезны нейродинамическая гимнастика, нейропсихологические упражнения, аутотренинги, психотерапия

Важное значение имеет работа с родственниками пациента

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук Фонетический дефект(искажение звука) Фонематический дефект(смешения, замена звука)
Название дефекта произношения Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Виды замен
Звук Р Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» Параротацизм Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д
Звук ЛЗвук Л’ Ламбдацизм Двугубное, смягченное Параламбдацизм Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее Парасигматизм С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч Сигматизм Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное Парасигматизм Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’
Звук j Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции Парайотацизм J = Л’
Звуки К, К Каппацизм Голосовое, гортанное Паракаппацизм К = Т
Звуки Г, Г Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Парагаммацизм Г = Т
Звуки Х, Х Хитизм Голосовое, гортанное Парахитизм  

Нарушения речи у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

языковых и интеллектуальных возможностей;

навыков планирования;

способности концентрировать и переключать внимание;

состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту

Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  • Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  • Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  • Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  • Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  • Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Разновидности нарушения

Парафазия подразделяется на три вида вида:

  • вербальная;
  • литеральная;
  • зеркальная.

И подмены не заметив

Вербальные парафазии – явление, при котором одно слово в речи заменяется другим, причём эти слова будут находиться в одном ассоциативном поле. Например, вместо слова «локоть», говорится «колено». Вместо слова «стул» — «стол» и т.д.

Данное явление характерно для акустико-мнестической афазии и характеризуется возможностью воспроизводить отдельные слова и невозможностью повторить ряд из трёх-четырёх слов, связанных по смыслу.

У пациентов может наблюдаться повышенная речевая активность, а может и наоборот, проявляться её тормозимость. Так, в беседе с двумя-тремя людьми человек с парафазией будет теряться в многосложных предложениях собеседников, при этом в ответ выдавая информацию либо не по теме, либо называя совершенно другие слова вместо необходимых по смыслу.

Трудности, связанные с семантической размытостью слов, полным или частичным непониманием их смысла, приводит к многократному использованию парафазий: замены слов в предложении, замена букв или совмещение воедино нескольких слов (к примеру «ножилка» — нож и вилка).

Часто может проявляться неверное употребление местоимений, смешение существительных в роде и числе, а также флексий глаголов.

Близко на вид, далеко от реальности

Литеральная парафазия характеризуется заменой буквы или звука в слове на другую. Встречается и в устной речи, и в письме. В зависимости от области и степени поражения, явление может приобретать различные черты.

Так, в случае с афазией сенсорной, идёт замещение звуков на близкие фонематически («с» на «з», «б» на «п»). В случае с афазией моторной идёт замена звуков на похожие («м» на «б», «л» на «н»).

Пациент с данным явлением может не только путать некоторые звуки, но и переставлять буквы в рамках одного слова. Часто ему сложно выстроить предложение из-за подбора соответствующих слов. Таким образом, замедляется сама речь, характерны повторения слов, обрывки фраз. При письме также видны отклонения: нарушается правильность письма и движение руки.

Парафазия, возникающая на основе алалии (глубокой несформированности речи в результате поражения коры головного мозга) характеризуется потерей ранее присутствовавшей речи, также имеет место повреждение центров головного мозга, которые отвечают за речь во время внутриутробного развития.

Смотрю в тебя, как в зеркало

Зеркальная парафазия – в данном случае, пациент произносит начало и конец слова правильно, а вот середину – справа-налево.

Что характерно, люди, которым присуще данное заболевание удивительно быстро читают слова, написанные зеркально. И читают их правильно.

В некоторых случаях, кроме того, что слово читается так, будто разделено на несколько частей, где первая и последняя части произносятся правильно, а средняя не только переворачивается зеркально, но и удваивается.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация

Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Дисфония — нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.

Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Фонастения — нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.

Афония — отсутствие голоса.

Нарушения темпа и ритма речи

Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.

Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.

Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Нарушения произношения звуков

Дислалия — нарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.

Ринолалия — расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.

Структурно-семантические расстройства

Алалия — скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.

Афазия — это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.

Нарушения письма и чтения

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.

Аграфия — полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.

Дислексия — ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды. 

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов. 

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина. 

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

Профилактика и прогноз для пациентов

Восстановление речи пострадавшего зависит от целого комплекса факторов, главенствующую роль из которых играют:

  • Локализация и объём поражённой мозговой ткани;
  • Уровень расстройства речи;
  • Время от начала реабилитации после травмы или сосудистого поражения;
  • Возраст пострадавшего и его общее состояние.

Самые лучшие результаты ожидаемо наблюдаются у лиц более молодого возраста, однако, не стоит унывать, так как реактивность компенсаторно-восстановительных резервов у каждого человека развита по-разному и при интенсивной реабилитации её можно значительно активизировать.

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  1. Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  2. Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  3. Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  4. Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  5. Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не  дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании  речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц  лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Специальное сканирование

В настоящее время медицинские специалисты назначают больным с литеральной парафазией специальное сканирование, по информационным результатам которого можно в точности установить области поражения мозга и их степень, после чего приступить к соответствующему лечению, в процессе которого не только устраняются причины их возникновения, но и появляется возможность предупредить дальнейшее развитие патологического процесса.

Восстановление речи на сегодняшний день осуществляется нейропсихологом или логопедом-афазиологом. Наибольшую эффективность показывают занятия, к которым подключается использование ноотропных медикаментозных препаратов:

  • «Фенотропил»;
  • «Неотропил»;
  • «Энцефабол»;
  • «Церебролизин».

Что такое динамическая афазия?

Динамическая афазия – это местное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи в связи с невозможностью формирования внутренней речи и её высказывания. Чаще всего возникает в результате поражения префронтальной области левого полушария у правшей и наоборот, то есть отделов третьего функционального блока – активации, регуляции и планирования речевой функции. 

Впервые синдром динамической афазии был открыт в середине прошлого века в 1934 году врачом и исследователем Карлом Клейстом. Он выдвигал гипотезу, что при данном виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи. Позднее этой темой заинтересовался А.Р. Лурия, который в свою очередь предположил, что несмотря на нарушение развёрнутой спонтанной речи моторная и сенсорная составляющие сохраняются у пострадавшего. 

Динамическая форма афазии характеризуется нарушением образования письменной и устной активной речи, возникают сложности в восприятии некоторой информации и выполнении определённых мыслительных процессов. При этом пациенты с подобными формами афазии не способны самостоятельно построить предложение, имеют затруднение в правильном построении слов, что приводит к большому количеству грамматических ошибок. Таким людям сложно воспринимать глаголы и исполнять какие-либо команды и действия. 

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.

Сосудистый фактор

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз. 

Травматический фактор

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия

При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности. 

Опухолевый фактор

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров. 

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация учитывает структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение устной и письменной речи.

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

1. Нарушение средств общения

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН)

ФФН — нарушение формирования произношения звуков родного языка у детей с различными расстройствами речи. Оно возникает из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления ФФН:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков — «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка».

Замена одних звуков другими — когда ребёнок произносит звук, который ему проще воспроизвести. Например, «Л» вместо «Р», «Ф» — вместо «Ш».

Смешение звуков — когда ребёнок умеет произносить звуки «Р», «Л» или «С» по отдельности, а в речевых высказываниях ошибается. Например, «столял стлогает дошку» вместо «столяр строгает доску».

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)

ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Выделяют четыре уровня ОНР:

ОНР 1 уровня — у ребёнка полностью отсутствует связная речь — «безречевые дети». Ребёнок пытается донести свои мысли до окружающих при помощи жестов или крайне невнятной, упрощённой речи.

ОНР 2 уровня — начальная речь развита, но словарный запас крайне беден. Ребёнок неправильно произносит большинство слов. Допуская ошибки, может составить и произнести максимально простое предложение из нескольких слов.

ОНР 3 уровня — неплохо умеет составлять предложения, но произносит слова с ошибками, а смысл предложений может быть непонятен окружающим.

ОНР 4 уровня — разговаривает хорошо, умеет составлять предложения. Речь ребёнка с ОНР на этой стадии практически не отличается от ровесников. Проблемы появляются лишь при составлении длинных фраз.

2. Нарушения в применении средств общения

Заикание — расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Несудорожные нарушения темпа и ритма речи — спотыкание, тахилалия, брадилалия.

Диагностика

Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста. Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин. Помочь в установлении клинического диагноза также могут пересказывание определённых текстовых отрывков или написание сочинения на конкретную тематику.

Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:

  • Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция.

Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: