Как проходит обучение?
Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии
Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало
Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть)
Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек
Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую
Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.
Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!
Советы в обучении
Первое занятие – самое главное
Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд
Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова
Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом
Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение
Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т
д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.
Самые яркие недостатки методики Домана
Как уже было сказано, методика Домана имеет массу поклонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: малыши, действительно, начинают читать, считать в раннем возрасте
Яркие изображения привлекают детское внимание, и кроха запоминает информацию, которую ему предлагают взрослые
Однако далеко не все специалисты и родители считают методику такой уж совершенной. Так, можно выделить следующие её недостатки:
- Ребёнок воспринимает информацию пассивно, не учится сам искать её. В результате его любознательность притупляется. При этом факты мало знать — нужно уметь применять их в жизни.
- В раннем возрасте мозг малыша получает слишком большую нагрузку. А это чревато негативными последствиями: развитием излишней чувствительности, ранимости, повышенной тревожности, перепадами настроениям и даже психическими расстройствами.
- Не затрагивается фантазия, творческие моменты в обучении.
- У ребёнка остаётся мало времени на игры, общение со сверстниками, особенно если ему уже более трёх лет, когда большую роль приобретает социализация. Также страдает эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие (ведь у родителей много времени отнимает подготовка к занятиям — подбор карточек, рассортировка, а тем более их самостоятельное изготовление).
- В ходе обучения задействуются не все органы чувств. Так, не развиваются тактильные ощущения, обоняние, вкусовые рецепторы.
- Занятия чтением по сути представляют собой не чтение, а механическое запоминание. Ребёнок может не узнать слово, напечатанное другим шрифтом или не понять смысл текста, если там встретится незнакомое слово.
- Игнорируется развитие речи ребёнка — ведь обучение идёт без диалога.
- Карточки нужно постоянно менять. А у многих родителей быстро пропадает к этому энтузиазм. В результате пособия лежат «мёртвым грузом» на полочке.
Цитируя специалистов
…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребёнок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоёмка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребёнка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…
Анна Бояринцева психолог, кандидат педагогических наук
Дело в том, что мозг ребёнка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.
Елизавета Меланченко, врач-невролог
Методика опирается на способность маленького ребёнка запомнить большой объём информации. Предполагается, что ребёнок, получив колоссальный объём информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек — оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребёнок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…
Анна Клыкова, психолог
Физическое развитие ребенка согласно методу
Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием интеллектуальных способностей малыша. Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании
Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи
Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.
Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.
Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в хождении, беге, плавании.
Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!
Принципы работы по методике Г. Домана
- Наиболее раннее обучение даст лучшие результаты;
- добровольность, наличие желания заниматься как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
- радость успехам крохи;
- организованность и систематичность занятий;
- постоянное введение нового учебного материала;
- наличие соответствующей обстановки для занятий;
- заканчивать занятие необходимо раньше, чем того захочет ребенок;
- при отсутствии у ребенка интереса проводить занятие нет смысла: его нужно прекратить;
- отсутствие проверок знаний и контроля;
- обязательная предварительная подготовка к занятиям (материал должен быть подготовлен заранее).
История вопроса
Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации — зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.
В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их «мягкой революцией» в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста — до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. «Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года» — считает Доман . Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.
Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.
Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.
Комплекс физических упражнений разработан для разных возрастов.
От 0 до 2 месяцев
В этот период занимаемся формированием рефлексов, готовим малыша к навыкам ползания и ходьбы. Занятие проводится в течение 10 минут.
Предложить ребенку для захвата какой-то предмет (палочку, либо свои пальцы) и как только он крепко обхватит своими пальчиками, поднимать его наверх. Вращение и подкидывание малыша в разных плоскостях(динамическая гимнастика)
Развитие вестибулярного аппарата очень важно
От 2 до 7 месяцев
К предыдущим двум упражнениям добавляем время выполнения, теперь оно составит 15 минут.
Двигательное упражнение: Поместить ребенка в специальный трек, перед ним поставить игрушку. Малыш должен проползти за этой игрушкой. Ежедневно расстояние между игрушкой и ребенком увеличиваем.
От 7 месяцев до 1года
- Ползание на четвереньках. Чем чаще, тем лучше, но не менее 4 часов в сутки.
- Вис на перекладине со страховкой родителями. Выполнять в течение дня, от 10 до 15 раз.
- Динамическая гимнастика.
Правила проведения упражнений
Ребенок должен быть одет в удобную одежду, не сковывающую движения. Самое главное, обеспечить малышу идеальную среду для занятий. Занятия проводятся в игровой форме.
Развитие чувства баланса и равновесия
Специально разработанная динамическая гимнастика подразумевает развитие у малыша чувства баланса. Ребенок адаптируется к разным положениям тела. При ползании по треку, желательно подбрасывать ему различные препятствия, чтобы он преодолевал их. Обучившись этим навыкам, ребенок с легкостью освоит ползание и научится ходить.
Как заниматься?
В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.
Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.
Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.
Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.
Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.
Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:
Также вам может быть интересно:
До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, , .
Искренне ваша, Яна Разначенко
Идеальный возраст для обучения
Система обучения ясна, но как нам определить, когда наш ребенок готов к обучению?
3.1. С рождения до трех месяцев
Как только ребенок открывает глаза и видит этот мир, он начинает учиться. Это не значит, что он сразу может считать сложные уравнения в уме. В это время происходит развитие визуальных функций его головного мозга. Мы не можем начинать «шаг один» без предварительной подготовки. Назовем это «шаг ноль».
Это будет скорее не обучение математике, а стимуляция визуального восприятия. Ребенок не сразу начинает видеть детали предметов. Занятия с ребенком математикой по системе Домана стимулируют эту способность. Это легко и даже логично. Мы же разговариваем с ребенком с самого рождения, и даже в течение девяти месяцев до него.
«Шаг ноль» заключается в том, чтобы показывать ребенку карточки с красными точками от одного до семи. Сами карточки должны быть раза в полтора больше, чем обычные, и сами точки — тоже больше. Место для занятий должно быть хорошо освещено. Покажите ребенку карточку, громко и отчетливо произнесите цифру и подождите. В этот момент ребенок будет искать глазами карточку
Его внимание в этом возрасте хорошее, а вот зрение плохое. Однако не старайтесь поймать его внимание карточкой
Он отвлечется на движущийся объект и забудет про то, что вы ему сказали.
В первый день занятий ожидание его внимания к карточке займет секунд пятнадцать, но в каждый последующий раз все меньше и меньше. Начните с того, что вы покажете ему карточку с одной точкой до десяти раз в первый день.
Во второй день — карточку с двумя точками и т. д. Итак, скажем, в понедельник ребенок будет видеть карточку «один», в воскресенье — «семь». На следующей неделе повторите процесс.
И так три недели. Не забывайте, что ребенок должен быть в хорошем расположении духа. На четвертую неделю возьмите новые карточки от восьми до четырнадцати. Еще через три недели ваш ребенок будет готов перейти к «шагу один».
3.2. От трех до шести месяцев
В этом возрасте хорошо воспринимаются первые два шага. Сосредоточьтесь на них. Ребенок уже хорошо узнает детали и умеет на них концентрироваться. Он буквально заглатывает всю информацию, которую ему говорят громко и отчетливо. Сам он при этом общается с нами звуками. Как же можно заниматься с ребенком математикой, если он и говорить-то не умеет? Это и не нужно. Глаза и уши — основные в это время органы восприятия. Основные правила — показывайте карточки быстро и чаще обновляйте материал.
3.3. От семи до двенадцати месяцев
Частота сеансов и еще большая скорость показа карточек — то, что стоит запомнить на этом этапе. Большой объем новой информации обернется катастрофой. В этом возрасте ребенок начинает двигаться, потом ползать и, наконец, ходить, и огромная часть его внимания уходит на процесс движения. Это уже не трехмесячный ребенок, который сидит на одном месте и которому вы можете показывать все новые карточки
Сейчас крайне важно не отвлекать ребенка от важного занятия надолго. Он не сможет просмотреть пятьдесят карточек за раз
Пяти будет достаточно.
3.4. От двенадцати до восемнадцати месяцев
На этом этапе важно не забывать про краткость сеансов и необходимость остановиться до того, как ребенок сам этого захочет. Прислушивайтесь к своему малышу
В этом возрасте он готов легко воспринимать первый, второй и третий шаги программы. С другой стороны это время еще больших открытий. Он все больше ходит и бегает – и меньше сидит на месте. Именно поэтому все сеансы должны быть максимально короткими.
3.5. От восемнадцати до тридцати месяцев
В восемнадцать месяцев и старше ребенку становится все труднее запоминать новую информацию, поэтому, если вы начинаете программу обучения с этого этапа, то постарайтесь перейти к пятому шагу как можно быстрее. Первые этапы могут показаться ребенку слишком скучными. В этом возрасте пропадает непредвзятое отношение к новой информации. Теперь ему может что-то нравиться, а что-то нет. Ребенок начинает говорить, осознает, что его понимают, и формирует миллион требований. В данной ситуации стоит преподать материал таким образом, чтобы сначала заинтересовать его, а затем оставить немного «голодным».
3.6. Старше тридцати месяцев
Разница между новорожденным ребенком и ребенком в возрасте тридцати месяцев колоссальна. Это уже не ребенок, и ему гораздо сложнее освоить карточки с количеством. Вы все еще можете попробовать поработать с карточками с красными точками, но шанс их усвоения невысок. Однако это еще не конец света. Не вся математика состоит из умения мгновенно решать в уме сложные арифметические задачки. Сосредоточьтесь на карточках с цифрами и уравнениях.
Основные принципы развивающей методики
Доман много лет имел возможность заниматься с детьми различного возраста для своих исследований, в результате чего смог создать собственную методику. Согласно идее метода, интенсивность занятий с новорожденным ребенком способствует повышению его умственных способностей.
Ознакомьтесь также с особенностями раннего развития детей по методике Монтессори.
Если описывать метод Домана в нескольких фразах, то можно говорить, что он заключается в раскрытии потенциала, существующего в каждом новорожденном человеке.
Двух- или трехлетние дети вполне способны научиться рисовать, читать, считать, плавать, осознанно играть на музыкальных инструментах, кататься на коньках, изучать иностранные языки.
Всего этого можно достичь даже без специального стимулирования, так как малыш способен воспринимать данные и использовать только что полученные знания.
Согласно исследованиям врача, все дети при рождении наделены колоссальным потенциалом, который развивается до семилетнего возраста. Развитие данного потенциала является задачей взрослых.
Доман считал, что факты определяют знание, поэтому большой массив накопленных фактов может способствовать «прорыву» знания на практике.
Знаете ли вы? При известном уважении к фактам Доман в своих книгах не обращает внимание на их применение в виде логики и образов мышления. Методика Домана заключается в том, что она позволяет ознакомить ребенка с массой интересных вещей, которые, подобно компьютерным программам, систематизируются в мозгу
Методика Домана заключается в том, что она позволяет ознакомить ребенка с массой интересных вещей, которые, подобно компьютерным программам, систематизируются в мозгу.
Чтобы улучшить восприятие информации, она преподносится в виде карточек с изображениями объектов, чем помогает понять соответствие с увиденным в жизни (или придает узнаваемость тому, что увидится в будущем).
Например, в теме биология и разделе овощи младенцу демонстрируются картинки размером 28 на 28 сантиметров с изображением определенного овоща. На задней стороне карточки наносится надпись «это овощ — помидор».
Согласно теории Домана, малыш должен иметь дело с точным фактом, а не с простой фразой. Таким образом принимается информация без досужего домысла. Строго говоря, происходит ознакомление именно с помидором, а не с его характеристиками или описанием.
И фраза о том, какой вкусный помидор, уже не будет развивать, а лишь навязывать субъективное мнение.
Основные принципы и правила обучения
Родители и учителя обязательно должны соблюдать правила при проведении занятий:
- проводить занятия регулярно;
- не навязывать и не заставлять ребенка;
- прекратить занятие, если видите, что ребенок устал или у него нет настроения;
- хвалить малыша во время занятия;
- заниматься в спокойной обстановке;
- не проводить проверку изученных знаний.
Формат занятия должен быть игровым, в комфортных условиях, с хорошим настроением. Если малышу стало скучно, не нужно его заставлять. Результаты ваших занятий, малыш обязательно продемонстрирует сам, не нужно спрашивать и устраивать экзамен по пройденному материалу.
Как заниматься?
Выберите время, когда ребенок сыт, бодр и пребывает в хорошем настроении. Радостно сообщите ребенку: «Сейчас я покажу тебе красивые фрукты!» и начинайте показ карточек, перекладывая задние карточки вперед
Не заглядывайте сами на изображение, это отвлекает внимание ребенка. Демонстрируйте карточки быстро, отчетливо и весело проговаривая написанное на обороте слово, Доман рекомендует отводить всего 1 секунду на 1 карточку
Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.
Рекомендуемые, согласно методике, 3-4 занятия в день в зависимости от возраста и заинтересованности ребенка, включающие в себя демонстрацию карточек, представляют основы знаний разных категорий. Каждая карточка проговаривается взрослым в течение 5 секунд и запоминается ребенком, как существующий неопровержимый факт за последующие 20-30 показов. По мере достижения ребенком желаемых результатов обучения, карточки меняются, а через некоторое время достаются вновь для закрепления изученного материала.
Цель занятий – познакомить детей с множеством интересных, неоспоримых фактов, которые подобно компьютерной программе систематизированы по папкам, категориям и битам.
Показывая карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом, и громко произнося их вслух, малышу в первую очередь прививают навыки чтения.
При обучении малыша математическим знаниям также используются карточки с изображением на них определенного количества точек (кружков). Регулярная и последовательная демонстрация карточек, формирует у ребенка абстрактное мышление и способность быстро и безошибочно определять количество кружков «на глаз», не считая количество точек.
Презентация – это очень простой метод, чтобы довести информацию до вашего ребенка. В хороших презентациях есть: скорость подачи, звук, яркие изображения. Электронная презентация гораздо удобнее просмотра карточек (как в оригинальной версии Глена Домана). Бумажная версия (показ карточек или альбомов) занимает как много времени, так и места в вашей квартире. Электронная презентация поможет вам сделать этот процесс более продуктивным и эффективным.
Для чего нужны презентации малышам?
Ежедневно просматривая различные презентации, ребенок узнает массу новой и полезной информации. Эта информация очень легко усваивается и она доступна для понимания маленького ребенка. Доступна она из-за того, что фразы короткие и простые, изображения яркие и четкие. Ребенок учиться воспринимать мир в целом: звук и изображение одновременно. У малыша развивается память, внимательность, растет объем знаний. Он приобретает большой объем знаний об окружающем его мире. Так как многие презентации построены на принципе: от простого к сложному, то чем дольше занимается ребенок, тем более четкую структуру знаний приобретает в результате занятий.