Общий алгоритм работы с трудностями обучения
Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.
Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.
Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.
Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!
Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.
Как можно научить ребенка проглатывать таблетку?
Вот несколько советов по обучению ребенка правильному способу приема лекарства или таблетки:
- Пускай ребенок сделает несколько глотков воды или любой другой жидкости, чтобы увлажнить рот перед приемом лекарства. Он может также немного прополоскать горло.
- Поместите таблетку на переднюю часть языка и наклоните голову ребенка назад.
- Кроме того, вы можете положить таблетку на кончик языка и попросить ребенка прижать подбородок к груди, прежде чем проглотить лекарство.
- Еще один способ, который творит чудеса, заключается в том, чтобы положить таблетку на язык ребенка прямо перед тем, как он собирается проглотить большой кусок пищи, такой как хлеб, крекеры и т. д.
- Один из лучших способов проглотить пищу — это метод «большого глотка»: перед тем, как ребенок сделает большой глоток жидкости, разместите на языке малыша таблетку. Попросите подержать немного жидкость во рту в течение нескольких секунд, а затем проглотить.
- Вы также можете спрятать таблетку в любой мягкой пище, такой как фруктовые пюре, соусы или йогурт. Однако дробить таблетку не рекомендуется. Этот способ можно пробовать только в том случае, если лекарство имеет небольшие размеры, чтобы ребенок ею не подавился.
- Воспользуйтесь специальным ароматизированным спреем «Pill glide swallowing spray», который очень нравится детям из-за своего фруктового вкуса.
- Иногда дети стараются, но все равно ничего не выходит. Все из-за напряженного языка. Попросите ребенка его расслабить.
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины
Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
Давать выбор
Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес. Менять форму подачи продуктов
Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием
Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи. Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность. Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля. Добавлять физическую активность
Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде. Не торопить
Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.
Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.
Как помочь:
1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?
2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.
3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.
Как заставить ребёнка пить лекарства
Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.
После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.
Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.
Несмотря на то, что прием таблеток является вполне обыденной процедурой, у многих взрослых и детей она вызывает серьезные затруднения. Страх возникновения рвотного рефлекса настолько напрягает горло, что таблетка упорно остается во рту, дожидаясь, когда вы ее выплюнете. К счастью, существуют различные способы борьбы с данной проблемой, которые помогут вам расслабиться, преодолеть страх подавиться таблеткой и позволят спокойно ее проглотить.
Истории из жизни
Беспокойство, как правило вызывают две вещи: ухудшение в состоянии здоровья ребенка и то, что это существенно ограничивает социализацию ребенка и семьи. Представьте себе, что будет, если ребенок, который ест только пять продуктов, да еще и приготовленных определенным образом, попадет в реанимацию, например, куда не пронесешь домашнюю еду? Я уже молчу про санатории, лагеря, длительные поездки, когда семья питается не дома и т.д.
С некоторых недавних пор (в 2013 году), в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (в нашей стране врачи его используют как дополнительное руководство) появился соответствующий диагноз Расстройство, связанное с избеганием/ограничением приема пищи» (Avoidant/restrictive food intake disorder (ARFID), DSM-V, 2013, 307.59, F50.8).
Основные критерии этого расстройства:
А. Нарушение питания или кормления (например, отсутствие интереса к приёму пищи или к самой еде; избегание определенных продуктов на основании их сенсорных качеств (например, цвета, запаха, консистенции и т.д. – О.С.); беспокойство по поводу опасных для здоровья последствий приема пищи), проявляющееся в постоянном недостатке удовлетворения питательных и/или энергетических нужд, связанном с одним (или более) признаком из следующих:
- Значительная потеря веса (или невозможность достичь ожидаемого набора веса, или задержка роста у ребёнка).
- Значительная нехватка питательных веществ. Так, например, описаны случаи цинги у детей, полностью отказывающихся от употребления в пищу овощей и фруктов (Ma, Thompson, Weston, 2015).
- Зависимость от энтерального питания или оральных пищевых добавок.
- Значительное влияние на психосоциальное функционирование.
В. Расстройство не связано с недоступностью пищи или с ограничениями со стороны культурных традиций.
С. Расстройство не наблюдается только лишь в период нервной анорексии или булимии и не связано с переживанием из-за фигуры и веса.
D. Расстройство не является частью другого психического заболевания, усиливаясь в периоды обострений.
Расстройство, когда отказ от пищи связан с какими-то ее сенсорными характеристиками, возникает обычно в течение первого десятилетия жизни ребенка. Расстройство, когда отказ от пищи связан с беспокойством по поводу опасных последствий ее приема, может возникнуть в любой момент жизни человека.
Считается, что на возникновение расстройства могут влиять детско-родительские отношения, например, насильственное кормление, угрозы и конфликты во время или после приема пищи, связанные с отказом ребенка от еды и другие воспитательные ошибки.
Нужно иметь в виду, что избирательность в еде может не выходить за рамки нормы. Например, для детей 2-3 лет вполне естественна привередливость в еде. Избирательность в еде, когда она действительно создает серьезные проблемы для ребенка и семьи, может сочетаться с другими психическими расстройствами или быть симптомом в их структуре, поэтому консультация врача необходима, чтобы он мог отделить «зерна от плевел» и помочь выработать правильную тактику сопровождения пациента.
Одним из самых распространенных психических расстройств, сочетающихся с ARFID является тревожное расстройство. Оно наблюдается примерно у 70% детей с ARFID (Nicely et al., 2014). Довольно часто ARFID сочетается с расстройствами аутистического спектра (13%, Nicely et al., 2014). По разным оценкам около 90% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с питанием разного рода (Kodak, Piazza, 2008), около 70% демонстрируют избирательность в еде (Twachtman-Reilly et al, 2008).
В каком возрасте дети могут легко глотать таблетки?
Возраст, в котором ребенок может проглотить таблетку, может быть разным или варьироваться от ребенка к ребенку. Точно так же, как ребенок находит время для сладкого, чтобы привыкнуть к пережевыванию и глотанию твердой пищи, то же самое может относиться и к глотанию таблеток. Однако примерно в четыре года, когда ребенок будет готов учиться новому, вы можете попробовать обучить этому новому навыку своего ребенка! Убедитесь, что ваш ребенок не капризничает и не болеет, когда вы начинаете учить его. Вы можете использовать любимые продукты питания вашего ребенка, чтобы научить его глотать таблетки.
Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?
Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи. Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.
Как развить сосательный рефлекс?
Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.
Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:
- При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
- Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
- Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.
Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:
- докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
- кормление каждые 2-2,5 часа;
- использование пустышки;
- проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
Что такое и с чем путают СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:
- Нарушение концентрации внимания
- Неусидчивость, избыточная подвижность
Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
СДВГ является врожденным состоянием.
Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать. Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами
Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.
Расстройства обучения– это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни. А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать. Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.
Расстройства настроения– это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.
Тревожные расстройствахарактеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
Подробнее о тревожном расстройстве мы писали .
СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
Выделяют три формы СДВГ:
- Преобладает нарушение концентрации внимания
- Преобладает гиперактивность
- Смешанная форма
Когда нужно учить ребенка жевать?
Чтобы не столкнуться в дальнейшем с ситуацией, когда ребенку скоро уже идти в детский сад, а он до сих пор соглашается есть только протертую пищу, внимательно наблюдайте за ним и стимулируйте процессы жевания.
Как только кроха начинает тянуть в рот игрушки и активно их кусает (обычно это происходит ближе к 6 месяцам), предложите малышу растворимое печеньице или кусочки фруктов в ниблере, а также кусочки мягких фруктов: банан, сливу или персик без кожицы
Обратите внимание, что виноград рекомендуется давать только после 9 месяцев, разрезая виноградины на половинки и удаляя косточки!. После 8-9 месяцев периодически заменяйте мясные пюре на домашние паровые котлетки или тефтельки
Также детям можно предлагать овощные супы с маленькими кусочками отварных овощей
После 8-9 месяцев периодически заменяйте мясные пюре на домашние паровые котлетки или тефтельки. Также детям можно предлагать овощные супы с маленькими кусочками отварных овощей.
Предлагайте ребенку после 8-ми месяцев кусочки сыра, хлеб, детскую вермишель — мягкие продукты, которые, тем не менее, требуется разжевывать.
Не бойтесь, если найдете в стуле ребенка маленький непрожеванный и непереваренный кусочек. Малыш пока только учится есть самостоятельно, такие «находки» могут в норме обнаруживаться вплоть до 3-4 лет. Будьте терпеливы, и все получится!
Нет обучения ответственности
Когда вы заставляете ребенка сесть за уроки и контролируете его в ходе этого процесса, да еще и наказываете за плохие оценки, то ответственность за учебу вы взваливаете на себя. А с ребенка снимаете! Естественно, пока вы рядом, забирать ее у вас он не захочет.
Это — медвежья услуга вашему наследнику: во взрослой жизни ему придется столкнуться с последствиями своих действий или бездействий. Будет плохо работать — уволят, будет питаться колой и чипсами — заболеет. Ваша задача как родителя — подготовить его к реальности таких последствий, научить видеть причинно-следственные связи.
Так что позвольте последствиям наступать. Сынишка забыл вовремя нарисовать рисунок? Придется отложить игровую приставку и прямо сейчас доставать цветные карандаши и альбом.
Дочка не сделала домашку по математике? Что ж, сама объяснишь учителю, как так вышло.
Уметь отвечать за свои поступки и распределять свои ресурсы куда важнее для будущего, чем умение выполнять данные кем-то команды.
4 Конфликты с одноклассниками
Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.
Как помочь:
1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.
2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.
3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.
4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.
3 Конфликт с учителем
Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя
Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.
Как помочь:
1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.
2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.
3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.
Когда ребенок будет готов к твердой пище?
Готовность кусать, жевать, грызть твердые продукты формируется постепенно — уже в те моменты, когда малыш из-за прорезывания зубов начинает тянуть в рот прорезыватели или другие игрушки. К моменту, когда можно начинать вводить твердые продукты, поведение ребенка меняется:
- он уверенно снимает еду с ложки губами, умеет вытягивать их, тянуться ими к ложке, причмокивать — лицевые мышцы постепенно укрепляются;
- даже если зубов еще нет или совсем мало, малыш пытается «жевать» деснами, двигать ими;
- он интересуется «взрослой» едой, тянется к ней;
- широко открывает рот при кормлении.
Эти признаки обычно появляются в возрасте 6-8 месяцев. Они означают, что рацион малыша можно менять. Это нужно делать постепенно.
Возраст | Консистенция | Особенности |
6-8 мес. | Частицы до 0,3 мм | В готовое нежное пюре иногда можно добавлять хорошо протертые овощи, чтобы сделать консистенцию более плотной, подготовить организм и особенно желудок к изменению рациона. |
8-9 мес. | Частицы до 1,5 мм | В кашах и пюре могут быть мягкие частицы злаков, фруктов, овощей, которые легко пережевываются даже деснами. |
9-12 мес. | Кусочки до 3 мм | Добавляются более крупные плотные кусочки, которые можно пережевывать. |
От 1 года | Твердая пища | В еде могут быть небольшие кусочки мягкого мяса или рыбы, плотных овощей. Можно попробовать откусывать кусочки от мягкой груши, яблока. |
Симптомы дисфагии
Симптомы дисфагии у пациентов также индивидуальны. Здесь может встречаться:
- ограничение движений языка
- слабость мускулатуры полости рта
- слюнотечение;
- невозможность сформировать пищевой комок;
- замедление начала глотательного рефлекса;
- поперхивание;
- задержка пищи во рту и т.п.
В большинстве случаев после инсульта у пациентов возникают проблемы при приеме жидкости или жидкой пищи. В некоторых случаях пациентам даже приходится заново учиться есть.
Хочется отметить, что причина таких затруднений может крыться в том, что при разного рода нарушениях в т.ч. инсультах, страдает нервная система, в результате чего может нарушаться чувствительность. Так, например, пациенты могут ощущать присутствие пищи в ротовой полости только одной из сторон рта, что и является причиной затрудненного пережевывания и глотания. В некоторых случая патологии ЦНС могут привести к потере вкусовых ощущений или проблемы с выработкой слюны.
Среди основных осложнений при дисфагии можно выделить:
- проникновение пищи в дыхательные пути;
- нарушение дыхания;
- пневмонию;
- обезвоживание;
- истощение.
Как заставить ребёнка пить лекарства
Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.
После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.
Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.
Объяснить маленькому ребенку, что эта горькая таблетка или противные капли помогут выздороветь, чаще всего невозможно. Болеющий малыш концентрируется лишь на негативной эмоции настоящего момента, и даже потенциальное улучшение не способно заставить его принять лекарство. Именно поэтому не стоит тратить силы и искать разумные доводы. Данная ситуация относится к числу тех, когда стоит прибегнуть к хитрости.
Горькие таблетки следует размолоть до порошкообразного состояния и разбавить сладким ягодным сиропом или вареньем. Если вкус лекарства приемлемый, но почему-то не нравится ребенку, попробуйте незаметно развести препарат с его любимым лакомством: фруктовым пюре, джемом, сгущенным молоком, йогуртом. Если прием лекарства на самом деле важен, можно позволить малышу даже что-то условно-запретное, куда будет подмешан медикамент.