Как хорошо учиться в школе: топ-10 советов

7 советов психолога и педагога: как помочь ребенку хорошо учиться?

Как повысить успеваемость: лайфхаки для учителей

Независимо от того, являетесь ли вы школьным преподавателем, который волнуется об успеваемости всего класса, частным репетитором или учителем в языковой школе, вы наверняка хотите подружиться со своими «сложными» учениками и помочь им лучше учиться. Для начала объясните им несколько важных моментов.

Почитайте по теме: Почему не стоит бояться работать с детьми

Лайфхак №1. Больше никаких прогулов

Каждый ученик знает, что прогуливать нехорошо: дети слышат это и от родителей, и от учителей. Но мало кто понимает, почему прогулы сказываются на успеваемости. Ваша задача — объяснить, как регулярное посещение уроков без прогулов может повысить успеваемость ребенка и помочь ему подтянуть оценки.

Эксперимент: предложите своему ученику решить тест, в котором будут упражнения на тему, которую он хорошо понимает, и на тему, которую вы еще не прошли или не успели закрепить. Вместе проверьте работу и спросите, что было сложно, что легко, а что — вообще непонятно. Покажите ребенку связь между тем, что вы проходите вместе на уроке и тем, что было для него сложно и легко в тесте. Наша цель — наглядно показать, что сложности с пониманием материала связаны с тем, что ученик просто не слышал объяснение.

Лайфхак №2. Повысить успеваемость поможет работа в классе

Недостаточно просто находиться в классе физически, чтобы повысить успеваемость — нужно сосредоточиться на материале. Объясните ученикам, как писать короткие, но понятные конспекты, чертить графики и делать заметки к уроку. Это поможет им быть вовлеченными во время урока и усвоить больше половины материала уже в классе.

Эксперимент: после урока, на котором ученик активно делал записи, задавал вопросы и записывал примеры, как всегда задайте домашнее задание. Пусть на этот раз ученик сравнит время, которое он тратит на выполнение домашнего задания по уже готовым конспектам с урока, со временем, которое он тратит на выполнение задания после урока, на котором просто сидел и слушал.

Лайфхак №3. Читерство «крадет» знания

Ради хорошей оценки некоторые ученики хитрят: готовят шпаргалки и списывают у соседа. Но как повысить успеваемость, если на самом деле это не повышение уровня знаний, а временный выход из ситуации? Обсудите на уроке, почему не стоит прибегать к таким методам.

— Why do we cheat?— Is cheating a crime?— Moral side of cheating and lying.

Если вы преподаете в школе, то на основе этих тем можно провести интересные уроки с дискуссиями. Разделите класс на 2 группы: они подготовят аргументы за и против читерства и проведут дебаты.

Лайфхак №4. Домашние задания — не наказание

Как помочь своим ученикам серьезнее относиться к выполнению домашнего задания? Каждый педагог считает, что чем больше и лучше отработать тему дома, тем продуктивнее можно провести время на уроке. Но чем больше домашнее задание, тем больше опасность просто перегрузить ученика. Наша задача — добиться выполнения домашнего задания, а не подтолкнуть их к списыванию.

Объясните ученику, зачем ему задают работу на дом. Просмотрите материал вместе, спросите все ли понятно. Объясните то, что может вызвать сложности и разберите несколько примеров.

Лайфхак №5. Задавать вопросы это нормально

Большинство учеников теряют мотивацию к учебе, потому что на уроке им что-то непонятно — так и понижается процент успеваемости. Класс идет дальше по программе, а один ученик не усваивает материал и отстает, постепенно понимая все меньше — такое случается, потому что многие просто стесняются задавать вопросы.

Помогите ученикам преодолеть барьер и научиться спрашивать, когда что-то непонятно. Проводите warm-ups в начале каждого урока, чтобы повторить то, что проходили на предыдущем уроке, а в конце уроков — короткие reviews.

Если вы работаете с большим классом, обязательно проработайте материал с теми учениками, у которых возникли сложности при выполнении практических заданий. Например, после объяснения Present Perfect, напишите на доске несколько предложений с ошибками. Попросите учеников найти ошибки и объяснить их. Помогайте малоактивным детям проявлять инициативу: если ребенок ведет себя пассивно при разборе практического задания, мягко поинтересуйтесь, все ли ему понятно. Донесите до детей мысль, что не понимать что-то или ошибаться — это нормальная часть процесса обучения.

Если через один-два урока вы замечаете, что у кого-то из учеников все еще есть трудности, предложите им задержаться после урока на 10-15 минут. Поинтересуйтесь, что именно осталось сложным для них и разберите эту часть еще раз. Так ваши ученики научатся не бояться учителей и задавать вопросы.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. Одноклассники дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.

Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.

Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен

Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв». Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования. Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала. Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки. Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся

Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Лайфхак 5: Помогаем сосредоточиться

Самое сложное, как известно, начать, то есть по сути остановиться и сконцентрироваться. Тренировать усидчивость можно разными способами, например можно обмануть свой мозг.

1) Сделать несколько упражнений из гимнастики для мозга Пола Деннисона на концентрацию внимания. Ищите их в конце статьи.

2) Заменить обычный стул на фитбол или снабдить стул специальной подушкой-балансиром (продается в спортивных магазинах, напоминает большой сдутый массажный мячик). Мозгу придется прикладывать чуть больше усилий, чтобы поддерживать тело в равновесии, и он начнет работать эффективнее.

Как правильно мотивировать ребенка

Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина

Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку

Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Педагог Дима Зицер:

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Как помочь ребенку хорошо учиться: от предостережений – к рекомендациям

Безболезненную адаптацию «малышат» к возросшим требованиям ускорит не акцент на пунктах треугольника уроки-«домашка»-оценки, а гармонизация семейного воспитания. Именно таким образом удастся не допустить традиционных для горячих наставников «издержек» – гиперопеки, нетерпения, назидательности, стремления «нашпиговать» малыша максимумом знаний-умений.

Полдюжины типичных родительских ошибок раскроем в списке ниже.

1. Неумелая замена педагога – когда отец/мать разжевывают дома материал, требуя повторения и подгоняя чадо под свои критерии. Упрямые дети раздражаются, покладистые же впадают в зависимость, смирившись с ролью пассивной марионетки. Запомните: ответить на вопрос, подтолкнуть к решению, оценить форму записи – ваша функция. Остальное оставьте дитяти либо (если предмет сложен) пригласите репетитора.

2. Одержимость идеей взрастить гения. «С пеленок» окунать крошек в развивающие игры, чтение-письмо-счет, записывать в море кружков и секций с целью стимуляции интеллекта, оттачивания полезных навыков – не лучшая тактика. Не каждый вундеркинд вырастет в Эйнштейна или Гейтса, а вот нарушение внимания, перевозбуждение или, наоборот, апатия и отторжение информации при таком сверхусердии – «букет» вполне ожидаемый.

3. Порочная система наград-порицаний. Отстранить от компьютерных игр-стрелялок, отменить телебдения, поход в Макдональдс – разумные меры наказания. Лишить же мальца вечерней прогулки, прыжков на тренажере – неоправданная жестокость. Свежий воздух и физическая активность ребенку необходимы. Как сон и хорошее питание. А вот о денежных «премиях» надо забыть: они детей развращают.

4. Нетерпеливость, форсирование событий. Мгновенных результатов в учебно-воспитательных планах ждать не приходится – это длительная и последовательная цепь мер. Перепрыгивать через ступени, приближая долгожданный финиш, вредно. Ребенок-всезнайка, наученный читать-считать задолго до первого класса, за партой может заскучать и слишком расслабиться, но при этом испытать шок при малейшей неудаче.

5. Отношение к лености как к нервной слабости. Ленивцы встречаются в любом возрасте. Списывать на «расстройства психики» нежелание взрослеть, поступать ответственно – тактическое заблуждение. Дело не в разочаровании или стрессе из-за статуса школяра. Речь об удобной для лентяя показной инфантильности. Филонщика надо оттащить от любимых игрушек-планшетов и развернуть к обязанностям, мотивировав на учебу.

6. Критика преподавателей. Противопоставлять себя учителям, демонстрировать недовольство их методами, натравливать детвору на педагогов, сеять раздор неправильно. Детишки сообразительны и повода поманипулировать взрослыми в личных интересах не упустят. Присмотритесь к своим «супербэби» получше – возможно, за маской тихони вы не замечаете задатков школьного террориста.

Как улучшить успеваемость ребенка?

Чтобы улучшить успеваемость ребенка, родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Найдите точки преткновения. Поговорите с ребенком. Попытайтесь понять, почему он стал хуже учиться. Определите, к чему он стремится в жизни. Чего боится во время учебы. Какие опасения у него вызывают самостоятельные, контрольные работы.
  2. Проявляйте любовь. Показывайте ребенку, что любите его. Несмотря на то, какие оценки он получает в школе. Хорошие или плохие. Не ругайте ребенка за неудовлетворительные оценки. Не оскорбляйте и не унижайте его. Подобные действия приведут только лишь к понижению самооценки. Отметки в школе это не улучшит.
  3. Хвалите ребенка за его стремление получить знания, а не оценку. Вы должны поощрять чадо за то, что он стремится получить знания. А не за то, что он хочет получить определенную оценку. Отметки — не главное. Главное — то, какие знания останутся в голове ребенка.
  4. Мотивируйте ребенка. Объясняйте, для чего ему нужно учиться. Говорите, что хорошие оценки помогут ему поступить в престижный ВУЗ. А затем — найти высокооплачиваемую работу. Как следствие, стать успешным человеком. Который сможет воплощать в реальность все свои мечты. 

Не отказывайтесь от ребенка, если он плохо учится

Бывают ситуации, когда родители делают трагедию из того, что в средней школе ребенок учится на тройки. Говорят всем под ряд, что «Он не поступит в университет. Станет дворником» и так далее. Если ребенок получает плохие оценки с пятого по девятый класс — это не страшно. Самые важные года обучения — десятый и одиннадцатый.

Именно в этих классах нужно зарабатывать хорошие оценки, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. А в средней школе двойки и тройки не так страшны, как кажутся на первый взгляд.

Правило 10 минут для домашнего задания

Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам. 

Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт (Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018)

1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.

2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).

«Если через 6 часов за уроками у него истерика — дело не в ребенке». Как пережить дистанционное обучение

3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.

4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.

Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.

Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.

Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.

Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах. 

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

  1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
  2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
  3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
  4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
  5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Роль родителей в процессе обучения

Основная задача взрослого человека – помочь ребенку в организации своего времени и распределения сил. Родители не должны делать уроки за своих детей, подсказывать, сидеть над ними по несколько часов и контролировать написание каждой буквы

Важно научить ребенка учиться, чтобы со временем он мог это делать сам. И нести ответственность за полученный результат

Сделать это не так сложно, как может показаться. Нужно помнить о родительской роли и объеме необходимого участия. В этом поможет соблюдение следующих принципов:

С первых дней учебы нужно приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку перестроиться в новый режим. Забирать его со школы, кормить обедом, проговаривать, сколько у него есть времени на отдых и зачем он нужен детскому организму, готовить к выполнению домашних заданий и контролировать их выполнение. Алгоритм должен быть простым, понятным и четко выполнимым

Тогда первокласснику будет несложно к нему привыкнуть и в дальнейшем выполнять самостоятельно.
Важно правильно распределять время ребенка, чтобы уроки делались не в спешке, а спокойно и последовательно. И научить его делать то же самое

Через каждые 20-30 минут нужно делать небольшой перерыв, дать ему возможность отдохнуть, а затем напомнить, что пора поработать еще. Только когда все будет закончено, можно позволить себе полноценный отдых.
Родители должны оставаться спокойными и уравновешенными. И хотя это одна из самых непростых задач для молодых мам и пап, нужно постараться держать себя в руках. Помочь этому может воспоминание о собственном детстве и домашних заданиях. Как не хотелось ничего делать, как до последнего оттягивался нелюбимый предмет, как придумывались разные мешающие обстоятельства. Вспомнить это и попытаться помочь ребенку преодолеть это, мотивировать его улыбкой и поддержкой, а не наказаниями и угрозами.
С каждым разом присутствие родителя при подготовке домашнего задания должно уменьшаться. Сегодня просидели над письмом полчаса, завтра две буквы ребенок написал без мамы, через несколько дней мама только направила, а потом пришла и проверила. Организация процесса гораздо важнее постоянного присутствия и контроля.

В некоторых семьях родители помогают делать уроки детям даже в старшей школе, потому что они просто не приучены заниматься самостоятельно.

Мамы и папы обычно мотивируют это тем, что, если они уйдут и позволят ребенку делать все самому, на следующий день он получит плохую отметку. Но ведь это будет его оценка. И в возрасте 10-12 лет и даже старше подросток уже должен понимать ответственность за это. Ведь его обучение нужно не родителям, а только ему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: