Направление движения, а не конкретный рецепт
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»
Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?
Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.
Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.
Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение. Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад. И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.
Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.
Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими. И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это. Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!
Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.
Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.
Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете… Таких отношений быть не может.
Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Слова благодарности учителю от родителей
1. Мы просто хотели сказать вам, что ценим все, что вы делаете. Нам повезло, что мы нашли такого удивительного учителя для наших детей. Спасибо вам большое!
2. Мы навсегда останемся благодарны вам за всю ту тяжелую работу и время, которые вы потратили на то, чтобы обучение нашего ребенка прошло гладко. Мы по-настоящему счастливы, что нашли вас.
3. Вы изменили жизнь нашего ребенка. Мы благодарны вам за ваше чуткое руководство и мудрость, помогающие детям найти свой путь. Спасибо!
4. Ваше вдохновение и энтузиазм помогли нашим детям по-настоящему раскрыться. Они добились потрясающих успехов, и этим мы обязаны вам.
5
В конце учебного года хочется выразить свою благодарность за вашу неизменную помощь и внимание, которые вы оказывали нашему ребенку. Под вашим руководством он/она добился больших успехов.
6. Умение вдохновить и понять — лучший способ достучаться до некоторых детей, и у вас получается это лучше всего. Мы благодарны за то, что вы являетесь примером для нашего ребенка.
7. Сложно обучать кого-то без любви и доброты, и ваш пример, как учителя достоин восхищения. Нашей дочери/сыну повезло, что у нее/него есть вы, и мы безмерно вам благодарны.
8.Наша дочь/сын приходит со школы и говорят о вас. Что бы вы ни делали, это творит чудеса с детьми. Спасибо за ваше воодушевление. Продолжайте в том же духе.
9. Вам удается быть строгим, когда нужно, но в то же время добрым и внимательным. Вы помогли нашим детям стать всесторонне развитыми личностями, и мы вам очень благодарны за это.
10. Ваше упорство и преданность своим ученикам отличают вас от остальных. Вы для нас действительно особенный учитель. Мы благодарны, что наши дети попали к вам, а их результаты говорят сами за себя. Слова не могут выразить всю благодарность к вам. Вы потрясающий учитель!
11. Хорошая школа никогда не сравнится с хорошим учителем. Нам так повезло, что мы вас нашли. Спасибо за все!
12. Учителям приходится справляться со стрессом и проблемами учеников, и они так мало получают взамен. Поэтому я надеюсь, что эти слова с благодарностью за все, что вы сделали для нашего сына/дочери, хотя бы частично смогут передать, насколько высоко мы ценим все, что вы делаете. Спасибо!
13. Наш ребенок приходит со школы счастливым и воодушевленным. Вы создали позитивную атмосферу ученикам, позволяющую детям реализовать свой потенциал. Мы так благодарны вам за это.
14. Говорят, что учителя сажают семена, которые растут вечно. Спасибо, что вы являетесь таким прекрасным садовником для наших детей!
15. Мы знаем, что наш сын/дочь находятся в надежных руках. Спасибо вам за заботу и за то, что указываете ему правильный путь.
16. Спасибо вам, (имя отчество), за вашу преданность своему делу, благодаря которой оценки наших детей стали лучше.
17. Наши дети не перестают повторять ваше имя! Спасибо за то, что вы создаете для них комфортную учебную среду, в которой они могут учиться и накапливать знания.
18. Вы один из немногих учителей, которые никогда не успокоятся, пока их ученики не поймут урок. Ваш упорный труд мгновенно окупается в их жизни.
Берегите батюшек
В большинстве же случаев, слава Богу, священник – такой же христианин, как и все. Со слабостями и немощами. Он так же борется со своими страстями, ему бывает лень читать молитвенное правило, и хочется спать на ранних службах. Он болеет гриппом и насморком. Обычный человек.
И, как любой другой, он нуждается в душевном тепле. Тем более что его труд можно смело назвать самоотверженным, если, конечно, он служит Церкви «не ради хлеба куса, но ради Иисуса». А я знаю, что таких большинство. Понятно, что у кого-то получается лучше, у кого-то хуже – в силу дарований, которые человек получил при рождении, или воспитания, или в силу действия благодати Святого Духа.
Благодать, как мы знаем, способна менять кардинально, и самый посредственный батюшка вдруг может стать блестящим пастырем. Известен пример Иоанна Кронштадтского, который учился не самым лучшим образом, но благодаря молитве, горению сердца ко Господу получил дар пастырства, проповеди и предстательства за людей. Сергий Радонежский тоже был не особо даровит, но чудесно изменился. То есть множество есть случаев, когда Господь явственно поддерживает пастырей Своей благодатью.
Но, бывает, из-за слабости, немощи человека, его удобопреклонности ко греху, в частности к тщеславию, Бог не наделяет дарованиями. Вообще, в наше время священникам при рукоположении уже не посылаются от Господа те дары, которые были даны апостолам в день Пятидесятницы: исцеления, говорения на иных языках и прочее. Только благодать от лица общины совершать таинства церковные.
Поэтому хочется сказать прихожанам: берегите своих батюшек! Начните с молитвы за них. Как у апостола: «Друг за друга молитеся, тогда исцелеете». Действительно, нужно молиться, чтобы Господь давал священнику силы, Сам исправил его недостатки.
Если имеете возможность облегчить труд священника, постарайтесь это сделать. Предложите помочь с уборкой в храме или, если нужно, подвезти его детей в детсад или школу. Не постесняйтесь спросить: «Чем мы можем помочь в храме или лично вам?»
Ну, и обязательно говорите добрые слова. Если батюшка грустен, подойдите и просто поблагодарите его: «Мы очень рады, что мы ходим в этот храм, и у нас такой настоятель. Батюшка, вы для нас радость, утешение и укрепление».
– Часто люди боятся благодарить и хвалить: считается, что от этого развивается тщеславие, и для души пастыря такое неполезно.
– Как-то одному моему знакомому батюшке в юбилей его служения в священном сане никто не сказал доброго слова за весь день. Он не очень-то и надеялся, что кто-то фиксирует такую дату, но когда его полностью проигнорировали, несколько приуныл.
Понятно, что уныние – состояние демоническое, вызванное помыслами от лукавого. Но, думаю, не было бы греха, если бы прихожане знали значимые даты в жизни своего настоятеля и просто словами от сердца поздравили бы его.
Дайте мне дар ваш
Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.
Но как добиться этого?
— Может быть, наука нам поможет? — сказали они и направились на курсы повышения квалификации.
Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!»
Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.
— Не хватает нам психологических знаний! — решили они.
И поспешили получить вторую специальность.
Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике.
Но ученики всё же не дали им заглянуть в свои Сердца.
— Наверное, поможет Запад!
И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям» — сверхсовременным, как они уверяли, или даже из будущего.
Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.
Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.
— Может быть, спасёт Мудрость? — сказали они. И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.
— О, Мудрец, — взмолились они, — укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!
Сказал им Мудрец:
— Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен дар ваш!
Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец?
Тогда Мудрец сказал:
— Если у кого есть раздражение, Дай мне раздражение. Если у кого есть гнев, Дай мне гнев. Если у кого есть жестокость, Дай мне жестокость. Если у кого есть грубость, Дай мне грубость. Если у кого есть сомнение, Дай мне сомнение. Если у кого есть ненависть, Дай мне ненависть. Если у кого есть злоба, Дай мне злобу. Если у кого есть страх, Дай мне страх. Если у кого есть предательство, Дай мне предательство. Если у кого есть суеверие, Дай мне суеверие. Если у кого есть саранча мыслей, Дай мне саранчу мыслей. А если дадите пригоршню дурных привычек, Я приму и эти пыльные погремушки. Но не забудьте, чего достоин тот, Кто отнимет однажды подаренное. Итак, я принял все пороки вашего Сердца, И оно становится чистым. И открываю вам Мудрость: Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя. |
Родители из небоскрёба
Пришёл Мудрец в большой город и остановился у небоскрёба. «Здесь помощь нужна», — подумал он. Вошёл в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры Мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.
— Чего тебе, старик? — спросила она. Опять послышался крик отца. Женщине стало неловко.
— Экран телевизора одурманивает нашего ребёнка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, — извинилась она.
Мудрец произнёс:
— Наполняй его светом, и экран поблекнет перед ним.
— Что?! — удивилась молодая мама. — Тогда компьютер поглощает его!
Мудрец проговорил:
— Наполняй ребёнка культурой, и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.
— Да?! — переспросила мама. — А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
Сказал Мудрец:
— Зароди в нём понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.
— Старик, — сказала молодая мама, — я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Ответил Мудрец:
— Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскрёба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»
Но была бы она неумной, сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
— Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
— Что происходит? — спросил он жену. — Кто он?
— Он — Мудрец, — ответила жена, — спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.
— Хорошо, — сказал он, — назови мне три качества для воспитания сына!
Ответил Мудрец:
— Мужество, преданность, мудрость.
— Интересно… Назови три качества для воспитания дочери!
Сказал Мудрец:
— Женственность, материнство, любовь.
— О, — воскликнул муж женщины, — это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Мудрец улыбнулся.
— Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.
Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить своё отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».
Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несёт — мужество, женственность, любовь… Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей — глупостям и дерзостям?.. Это педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живёт на сотом этаже небоскрёба».
— Спасибо, старик! — сказал отец и обратился к жене. — Дай ему что нужно!
Но Мудрец не дождался даров, вошёл в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
Благодарность
Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество».
Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.
Слова благодарности учителю от выпускников
1. Спасибо за то, что никогда не теряли терпение с нами и помогали нам осознать свой потенциал, о котором мы даже не подозревали.
2. Ваше руководство подготовили нас к миру взрослых и позволило раскрыть свои талантыл. Спасибо за все, что вы сделали!
3. Спасибо, что были не только моим учителем, но и человеком, который болел за меня и поддерживал во всех начинаниях. Я благодарен за все, что вы сделали для меня.
4. Вы верили в меня и в мои способности так, как никто другой. За это я всегда буду вам благодарен. Вы поистине прекрасный учитель.
5. Благодаря вам я заканчиваю школу лучше, чем когда я начинал обучение. Спасибо, что вложили столько сил, чтобы помочь мне добиться успеха.
6. Вы всегда придавали мне уверенность в своих силах, помогая добиваться своих целей. Спасибо, что научили меня никогда не сдаваться.
7. Хотя часть меня радуется концу года, другая часть меня огорчена тем, что мы больше не увидимся. Вы были моим любимым учителем, и я благодарю вас за прекрасные воспоминания.
8. Если бы в мире было больше учителей таких, как вы, все стали бы успешными. Вы обладаете редким энтузиазмом, который вдохновляет меня учиться и расти ежедневно. Спасибо за этот подарок на всю жизнь.
9. Если у вас будет трудный день, вспомните о том, что вы — превосходный учитель, который изменил жизнь многих учеников. Вы — настоящая награда для всех нас. Спасибо!
10. Ваша поддержка, доброта и руководство помогли мне пройти через школьные годы. Спасибо вам за то, что учили меня и подготовили меня к взрослой жизни. Мы всегда будем вам благодарны.
11. Учиться интересно, но только если у вас есть такой учитель, как вы. Спасибо, что научили меня, как стать достойным человеком.
12. За все, что вы делаете, вы навсегда останетесь в сердцах ваших учеников. Мы хотим крепко обнять вас и выразить вам огромную благодарность.
Праотцы не были «папенькиными сынками»
Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.
Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.
Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки — разве мы видим их счастливыми и долголетними?
Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно — нет!
Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно
Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.
Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.
В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.
Слова благодарности учителю от учеников выпускников
1. Вы были единственным учителем все эти годы, который оставил у меня неизгладимое впечатление. Вы были лучшим, и я очень ценю это.
2. Я знаю, что временами мы были настоящей “головной болью”, поэтому вам может показаться странным, но мы ценим все, что вы для нас сделали. Вы стали, действительно, особенным учителем, и мы безгранично благодарны за то, что учились у вас.
3. Ваша мотивация, энтузиазм и настойчивость вдохновляют всех ваших учеников. Благодаря вам мы полюбили учебу и добились хороших результатов. Спасибо вам за все!
4. Мы знаем, что иногда были невнимательны, дурачились и много говорили, но вы никогда не отворачивались от нас. Спасибо, что были тем, кто верил в нас все это время. Мы не забудем этого никогда.
5. Вы всегда были прекрасным примером для своих учеников, и нас вдохновляли ваши достижения. Спасибо за все!
6. Вряд ли мы сможем в полной мере оценить тот вклад и тяжелый труд, которые вы вложили в наше обучение. Спасибо вам за это и за то, что донесли до нас уроки, в которых нуждался каждый из нас.
7. Спасибо, что сделали все возможное и были для нас не просто учителем, но и наставником. Мы бы не стали тем, кем являемся сейчас без вашего руководства.
8. Я часто сталкивался с трудностями в школе, пока не появились вы. Вы стали учителем, который вдохновил и изменил меня и мое отношение к школе. Я буду вечно благодарен вам за это.
9. Стоили ли стресс, долгие бессонные ночи и общение с непослушными подростками того? Мы надеемся, что да, потому что вы — потрясающий учитель, и мы хотим выразить вам свою признательность!
10. Ваша улыбка и заряд энергии были для нас настоящим лучиком света. Благодаря вам уроки были такими интересными и живыми, и мы всегда будем помнить вас за это.
11. Слова не могут в полной мере выразить то, что мы чувствуем, но надеемся, что они хоть немного покажут вам насколько мы признательны вам, как учителю. Спасибо!
12. Вы всегда делали все возможное, чтобы мы могли полностью раскрыть себя. От ваших любимых студентов — спасибо!
13. Вы не только нас воодушевляете, но и прислушиваетесь к нам. В то время, когда другим все равно, вы остаетесь чуткими и внимательными к нам. Мы ценим все, что вы делаете. Спасибо!
Слова благодарности учителю коротко
1. Учиться у вас было настоящим удовольствием.
2. Вы учитель, который, я знаю, останется в моей памяти навсегда — я всегда буду вспоминать школьные годы.
3. Если бы все учителя были такими, как вы, в мире не осталось бы места невежеству.
4. Ваше звание — учитель, а ваша работа — намного сложнее, чем кажется.
5. Вы — просто волшебник. Вы мотивировали меня учиться так, как не делал ни один учитель.
6. Спасибо за то, что делаете этот предмет понятным для меня. Мне хочется учиться.
7. Вы научили меня быть хорошим учеником, и эти навыки пригодились мне во всех остальных классах.
8. Я восхищаюсь вами не только как учителем, но и как мудрым и образованным человеком.
9. Спасибо за то, что вы такой замечательный учитель!
10. Вы удивительный учитель, и мы безумно благодарны, что вы у нас есть.
11. Спасибо, что терпите нас! Вы лучший учитель в мире.
12. Спасибо, что помогли нам сдать экзамены. Мы и не думали, что сможем это сделать так хорошо.
13. Вы вдохновили нас раскрыть свой истинный потенциал. Мы всегда будем благодарны вам за это.
14. Вы многому меня научили, и я признателен вам за то, что вы были моим учителем.
15. Выдающемуся педагогу — спасибо, что никогда не сдавались и верили в нас.
16. Обучать трудно, но вы никогда не жаловались. Вы просто делали свою работу, и делали ее идеально. Спасибо!
17. Мы всегда будем благодарны вам за то, что вы преподавали в нашем классе.
18. Преподавание требует преданности и увлеченности своим делом, у вас эти качества в избытке. Спасибо, что вы вдохновляете нас.
19. Сложно пожелать лучшего учителя, чем вы. Вы потрясающий, спасибо!