Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:
- сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
- обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
- наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
- «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
- отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.
Адаптация детей начальной школы
Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми — атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы — если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.
Основные процедуры в рамках школы:
- Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
- Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
- Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
- Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.
Домашние мероприятия:
- Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
- Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
- Детальный разбор школьного дня — как он был проведен первоклассником;
- Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
- Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
- Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
- Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) — печенья, яблок, воды, сока;
- Во время эпидемий ОРВИ (обычно они начинаются с октября месяца) — дополнительные витаминно-минеральные комплексы, профилактическое употребление анаферона.
Период адаптации ребенка в школе
Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует — слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако современные психологи условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:
- Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
- Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации — как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
- Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается — необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).
Вред и польза яслей
Теоретически, отдать малыша в ясли можно уже в 9 месяцев, но на практике на это мало кто решается. Столь ранний возраст обычно не позволяет крохе себя обслуживать, ведь чтобы пойти в детский сад, нужно уметь самому кушать и проситься на горшок. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку →
Даже если в семье тяжелая материальная ситуация и маме нужно выйти на работу, психологи рекомендуют задумываться о пребывании ребенка в ясельной группе не ранее, чем ему исполнится 1 год и 6 месяцев. Иначе глубокий стресс гарантирован и малышу, и родителям.
Безусловно, у раннего начала посещения садика есть свои плюсы:
- Мама сможет выйти на работу и финансовое положение семьи улучшится.
- Ребенок будет соблюдать в яслях режим дня, оптимальный для его возраста, получит сбалансированное питание, регулярные прогулки, приобретет первые навыки физкультуры.
- Общение с другими детьми способствует развитию у малыша новых умений.
Но есть и существенные минусы:
- Ребенок станет чаще болеть, так как в детском коллективе инфекции распространяются очень быстро.
- Больше шансов, что адаптация детей в младшей ясельной группе детского сада будет сложной, поскольку в 1,5-2 года они еще не готовы к разлуке с матерью.
- Даже самый лучший воспитатель физически не способен уделить каждому ребенку в группе необходимое в этом возрасте количество внимания.
- Если малыш еще плохо говорит, он не сможет вам рассказать, что его кто-то обижает в саду.
- Многие важные моменты взросления ребенка могут пройти мимо вас. Кроме того, велика вероятность, что он будет перенимать привычки и манеру поведения воспитателей, а не своих родителей.
С точки зрения медицины и психологии, процесс адаптации детей к условиям детского сада происходит легче, если они уже достигли 2,5-3 лет. До этого момента отдавать кроху в ясли нежелательно.
Этапы адаптации
Как проходит адаптация ребенка в детском саду? Выделяют несколько основных этапов:
1.Период, когда адаптация проходит с трудом. Как бы не старались родители подготовить малыша заранее первое время он все равно будет находиться в состоянии стресса и нервного перенапряжения. Любому ребенку трудно дается расставание с родителями, он может капризничать, плакать и даже заболеть простудой.
2. Период, когда ребенок постепенно адаптируется к нахождению в ДОУ. Постепенно организм и психика адаптируются к новым условиям, ребенок начинает играть с другими детьми, понемногу общаться с воспитателем, но по-прежнему не может расслабиться и скучает по родителям. Он только начинает привыкать к новой жизни, поэтому может нарушать режим дня и дисциплину.
3. Период полного завершения адаптации. Ребенок чувствует себя прекрасно. Он привык к воспитателю, коллективу, режиму дня и спокойно отпускает родителей по утрам. Стресс проходит, малыш успокаивается, физиологические и психологические показатели нормализуются.
Разные требования дома и в садике
Очень часто дети оказываются не приучены к садовскому питанию. Есть те, кого до 2–3 лет кормят пюре из баночек, растворимыми кашками и пр. В результате у ребёнка почти не развит жевательный навык, а в детском саду ему сразу предлагают запеканку, котлету, гуляш и пр. Опять-таки у малыша слёзы (его заставляют всё это есть), а воспитатели и няня раздражены.
Ещё один момент — некоторые дети дома приучены есть только у телевизора (под мультик), или в процессе приёма пищи мама разрешает расхаживать по комнате. Конечно же, в ДОУ будут неизбежны проблемы с адаптацией.
Ещё одна головная боль воспитателей — малыши, которые привыкли засыпать только с укачиванием.
Некоторых детей до 2–3 лет кормят протёртой пищей, конечно же, садовская еда вызывает у них протест
Поэтому задача родителей — опять-таки заранее подготовить кроху к новым условиям и требованиям.
Успешная адаптация ребенка к школе
Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:
- Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
- Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
- Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
- Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.
Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
Основное правило – активно поддерживать малыша психологически. Помочь крохе адаптироваться можно так:
- Придерживайтесь дневного распорядка ДОУ. Так будет меньше ощущаться дискомфорт от новых условий.
- Расширяйте круг общения, развивайте коммуникативные навыки. Посещайте кружки, ходите по гостям.
- Дома обсуждайте положительные моменты из жизни в группе. Договоритесь повторить их на следующий день. Это станет толчком к позитивному поведению.
- Сведите к минимуму просмотр телевизора, не организуйте шумные мероприятия. Это снизит нагрузку на нервную систему малыша. Чтобы помочь ему пережить стресс – проводите время за чтением книги, рисованием, лепкой.
- Ложитесь спать как можно раньше. Это поможет быстрее восстановить психологическое и физическое здоровье при адаптации.
Чтобы помочь быстрее адаптироваться, нельзя совершать следующих ошибок:
- Ругать, стыдить, сравнивать с другими детьми.
- Пугать садиком, воспитательницами.
- Обманывать, что придете очень скоро.
Навыки и умения малыша
Чем более самостоятельные детки, тем им проще адаптироваться. Старайтесь заранее подготовиться к садику. Малыш должен уметь:
- Ходить на горшок.
- Умываться, вытираться.
- Хотя бы частично одеваться, обуваться.
- Пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть.
Помощь воспитателей
Заранее расскажите педагогу, как малыш себя ведет, во что любит играть, какую еду предпочитает. Так вы сможете помочь воспитателю найти подход к ребенку. Основные задачи педагога на адаптационный период в детском саду:
- Создание комфортной и спокойной атмосферы.
- Радостная встреча детей в детском саду утром.
- Организация рационального графика.
- Знакомство с детьми, близкое общение, установление открытых доверительных отношений.
- Приобщение малышей в доступной форме к правилам ДОУ.
О чем разговаривать с малышом
Почаще напоминайте о садике. Говорите только в позитивном ключе, но не переусердствуйте. Не расписывайте все в слишком радужных красках, иначе малыш разочаруется в ровесниках и воспитателях. Советы по выстраиванию разговоров о садике:
- Объясняйте, что такое ДОУ, почему туда нужно ходить. Пример речи: «Детский садик – это большой дом для малюток. Чтобы они могли играть, гулять и кушать, пока родители на работе».
- Скажите, что садик – это место работы для детей. Мама работает бухгалтером, папа – программистом, малыш должен трудиться «дошкольником», потому что стал совсем взрослым.
- Проходя мимо садика, напоминайте малышу, что скоро он сможет посещать это заведение, чтобы играть, гулять с детьми.
- Говорите в присутствии других людей, что гордитесь новоиспеченным дошкольником.
- Чаще рассказывайте о режиме детского сада. Так кроха будет увереннее вести себя при адаптации.
- Говорите, к кому нужно обращаться за помощью. Уточняйте, что не всегда воспитатель сможет мгновенно отреагировать на просьбу, потому что может быть занят другими делами.
- Расскажите свою историю посещения садика. Покажите старые фотографии с утренников.
Как реагировать, если ребенка обижают?
Обнаружив на теле синяк, можно спросить причину его появления у ребенка — желательно без трагической интонации, — но лучше уточнить у воспитателя. Стоит иметь в виду, что если ребенок дома бегает, падает, бьется, то, скорее всего, в саду он ведет себя так же. Воспитатели, конечно, следят за поведением, но иногда происходят падения и драки.
Если у ребенка действительно есть конфликт с кем-то и он возникает регулярно, можно поговорить с мамой драчуна, предложив запретить детям общаться. Причин детской агрессии много, и это наиболее простой способ решения проблемы.
В крайнем случае есть вариант перевести ребенка в другую группу или другой детский сад, сделать это можно даже при адаптации средней тяжести. Большую роль играет отношение родителей к той или иной ситуации. Если они думают, что во всем виноват воспитатель или другой конкретный ребенок, возможно, перемена пойдет на пользу.
Основные критерии готовности ребенка к школе
Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:
интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.
Как родителям определиться, нужно ли ребенку посещать детский сад
Маме необходимо выйти на работу, а бабушки не могут ее заменить. Нет материальной возможности нанять няню. В этих случаях посещение крохой детского сада – вопрос решенный. В остальных все зависит от желания родителей.
Влиятельное обстоятельство – это неготовность взрослых к адаптационному процессу, который непременно предстоит малышу, поскольку он окажется в новой для него среде. Очень часто именно этот фактор является решающим.
Он воспринимается, как страх зубной боли около кабинета стоматолога. Знаешь, но никогда не бываешь готов. Но, во-первых, адаптация у детей в ДОУ проходит по-разному; во-вторых, много зависит от возраста малыша; в-третьих, если прислушиваться к рекомендациям педагогов, работающих в группе, то процесс пройдет значительно мягче.
Взвешивая плюсы и минусы детского сада для своего ребенка, родителям важно обратить внимание на объективные полезные факторы, действующие в дошкольном учреждении. Ребенок в детском саду:
Ребенок в детском саду:
- Соблюдает режим дня. В группе – это организованный процесс. Постепенно организм ребенка подстраивается под определенные часы, что очень благоприятно влияет на здоровье малыша.
- Получает всестороннее развитие.
- Узнает много нового через игру и специальные формы работы (занятия, беседы, театрализация, соревнования, выставки, чтение специальной литературы, участие в конкурсном движении и т.д.).
- Учится самостоятельности, как в действиях, так и в принятии решений. Виды и возможности самостоятельной деятельности детей в ДОУ значительно расширяются.
- Социализируется. Именно детский сад дает такой навык. Большой коллектив сверстников, и отсутствие рядом родителей мотивирует к взаимодействию, как с детьми, так и со взрослыми.
В домашних условиях перечисленные полезные стороны в полной мере не могут обеспечиваться, как бы ни старались родители. Дома нет ни коллектива сверстников, ни многих крайне полезных форм детских занятий. В ДОУ предусмотрено программой разнообразие деятельности.
Отдельное место занимает вопрос про питание детей в детском саду. Некоторые родители слишком трепетно относятся к предпочтениям своего ребенка в еде и беспокоятся о том, что их малышу будут предлагать не ту пищу, которую он любит. Но большее количество родителей все же расценивают как плюс то, что в детских заведениях придерживаются требований сбалансированного по пищевой ценности меню, и у ребенка наступит (наконец-то!) режим в питании.
Организация адаптации к детскому саду
Чтобы максимально адаптировать ребенка, необходимо соблюдать ряд рекомендаций, в частности научить малыша:
- пользоваться столовыми приборами;
- проситься в туалет;
- кушать разную еду;
- стараться четко выражать свои мысли;
- слушаться взрослых;
- мыть руки после улицы и перед едой;
- отказаться от соски;
- общаться и играть со сверстниками;
- уметь засыпать самому.
Программа подготовки должна включать в себя следующие этапы и приемы:
1. Смена режима дня. Нужно скорректировать распорядок дня малыша таким образом, чтобы он был максимально приближен к тому, что будет в садике. Это снизит психологическую нагрузку на ребенка и сильно облегчит адаптацию.
2. Смена рациона питания. Если ваш рацион сильно отличается от того, что будет в детском саду, то рекомендуется скорректировать его. Если ребенок будет хорошо и с удовольствием питаться в садике, то это сильно облегчит его адаптацию. И наоборот, дети, которые отказываются есть непривычную пищу, привыкают к новым условием дольше.
3. Моральная подготовка. Рассказывайте ребенку в положительном ключе, куда ему вскоре предстоит отправиться и что его там ждет. Если во время прогулки вы проходите мимо садика, то показывайте малышу это место, объясняйте, что скоро он туда будет ходить, там будут другие ребята, а вы не бросаете его, просто нужно работать. Старайтесь описывать все правдиво, не нагнетать, но и не приукрашивать.
4. Будьте уверены в себе и спокойны. Ребенок должен быть уверен, что все идет так, как надо. Если он увидит, что родители переживают, то сам начнет беспокоиться и это затруднит его адаптацию. Отводите малыша в сад с улыбкой, настраивайте его на хорошее настроение и приятное времяпрепровождение.
5. Не оставляйте ребенка в саду сразу на весь день. Процесс привыкания должен происходить постепенно. В первые дни ребенку нужно оставаться в группе на пару часов, затем до обеда, дневного сна и уже потом на целый день.
От чего зависит степень адаптации к детскому саду
Многие факторы могут влиять на то, как быстро ребенок пройдет адаптационный период, например:
- Возраст и навыки ребенка. Если малыш уже умеет пользоваться столовыми приборами, самостоятельно ходить на горшок, засыпать без помощи взрослого, ему будет проще адаптироваться к изменившимся условиям. Обычно такие навыки хорошо развиты у детей в возрасте трех лет. В этом же возрасте уже есть устойчивый интерес к сверстникам, малыши хотят общаться и играть вместе. Поэтому отдавать малыша в детский сад слишком рано, скорее всего, не стоит.
- Здоровье. Выше мы обсудили, что адаптация занимает много ресурсов организма. Если у ребенка есть хронические заболевания, по какой-то причине его организм ослаблен, у него плохой иммунитет, то, скорее всего, трудностей в адаптационный период будет больше. Например, родители могут столкнуться с тем, что ребенок постоянно болеет — стоит один раз сходить в детский сад, как он обязательно подхватит какой-то вирус.
- Социализация. Чтобы быстрее адаптироваться в саду, ребенку нужно уметь взаимодействовать с другими детками. Если вы часто выходите гулять на детские площадки, водите ребенка в развивающие кружки, на детские мероприятия, ему будет проще в саду, даже если это незнакомый для него коллектив. Если же малыш большую часть времени проводил дома с мамой, поход в детский сад может спровоцировать сильную тревогу.
- Темперамент. Если ребенок сангвиник, он быстро привыкнет к окружению. Такие детки легко идут на контакт и включаются в деятельность. Труднее может быть холерикам, которые склонны конфликтовать, могут быть взрывные и непросто уживаться с другими ребятами. Зато они отходчивые и тоже быстро привыкают к изменениям. Флегматик может быть равнодушен к переменам или, наоборот, с трудом адаптироваться, так как приходится менять привычный ритм. А вот тяжелее всех обычно приходится меланхоликам, которые принимают все близко к сердцу, легко расстраиваются и обижаются.
Ребенок перестал говорить. Ребёнок перестал говорить
Детей с речевыми нарушениями очень много, но настораживает не этот факт, а то, что их становиться всё больше и больше. И одно дело, когда у ребёнка не развивается речь должным образом по причине какого-либо речевого или психического заболевания. Но есть случаи, когда вроде бы ребёнок начал говорить вовремя, но потом раз… и перестал, по каким-то невидимым для родителей причинам.
Существуют определённые ситуации, при которых у ребёнка возникает резкий отказ от речи. И если родители будут их знать, то при возникновении этой проблемы, будут адекватно реагировать.
Существует такое понятие как «регресс речевого развития». Это так называемый «шаг назад» в любом речевом периоде развития, будь то потеря гуления, слов и предложений или хотя бы замена сложных речевых конструкций на более лёгкие. И если это всё-таки произошло, значит, есть на то причины: психические или соматические.
Причины отказа от речи или регресса речевого развития:
Распространённой причиной регресса является повышенная требовательность родителей к воспитанию ребёнка. Например, есть такой мальчик Петя. Он развивается в норме, его речь находиться в фазе лепета. Мама случайно услышала от ребёнка что-то очень напоминающее слово «со-ба-ка». Мама решив, что ребёнок сказал именно это слово, начинает усиленно учить ребёнка называть всех домашних животных, хотя по возрасту, ему ёщё рано. У ребёнка естественно не получается и мама, хватаясь за голову бежит к невропатологу и пытается заочно поставить диагноз своему Пете.
В этом случае, мама ложно посчитала, что ребёнок вдруг сказал слово «собака», а потом раз и перестал говорить.
Вторая более серьёзная причина регресса речи – это сложный адаптационный период в детском саду. Например, девочка Маша пришла в детский сад в возрасте 3-х лет. Её развитие, как психическое, так и речевое соответствовало норме. И вдруг девочка стала очень мало говорить, только если ей что-то было нужно, например, поесть, попить или сходит в туалет. Мама лихорадочно привела Машу к невропатологу и потребовала назначить лечение для дочери. Но врач порекомендовал подождать ещё месяц. Так и сделали. Примерно через три недели адаптация закончилась, и девочка снова начала говорить, как и прежде.
Довольно весомая причина отказа от речи – это влияние инфекционного или соматического заболевания на ребёнка. Любое заболевание, особенно с повышением температуры может привести к регрессу речи. Здесь в зависимости, от того, сколько по времени болел ребёнок, будет зависеть восстановление его речевого развития. Это нарушение вскоре само сходит на нет. Например, у годовалого ребёнка началось ОРВИ. Высокая температура держалась три дня и после этого, он перестал говорить самые основные слова, которые говорил ранее. Врач не назначил лечения, а просто попросил подождать, пока ребёнок восстановится. Через неделю малыш снова стал говорить.
И самая сложная форма отказа от речи – это мутизм. Ребёнок хорошо говорил, а потом вдруг перестал либо вообще разговаривать, либо выборочно ( сурдомутизм ). Отказ от речи происходит вследствие серьёзной психологической травмы. Это может быть потеря близкого человека, сложная адаптация в детском саду, длящаяся около трёх месяцев. При мутизме необходима помощь логопеда и психолога. Как правило, восстановительный период длиться дольше, чем при обычном регрессе речевого развития.
Главное, если родители заметили, что речь ребёнка вдруг сделал в речи «шаг назад», необходимо не паниковать, не ставить диагноз самостоятельно, не собирать вещи для переезда всей семьей в деревню или в экологический район города, а выяснить причины, по которым этот регресс произошёл. Зная всё вышесказанное, родителям будет намного легче разобраться, если у ребёнка возникли проблемы.
Предыдущие статьи:
Логоневроз или нарушение плавности речи у дошколят.