История Реджио педагогики
Определение 1
Методика Реджио Эмилия – это системный методологический подход, который затрагивает все сферы развития ребенка.
Основной целью методики Реджио Эмилии является сохранение и развитие всех возможных способов самовыражения ребенка.
Реджио-подход предполагает такой подход к ребенку, при котором ему предоставляется свобода выбора, оказывающая положительное влияние на развитие у ребенка природной любознательности, творческих задатков, критического мышления, саморегуляции, умения работать в группе, уважительно относится к позиции другого человека и много другое. То есть, она способствует развитию навыков и личностных качеств, которые наиболее значимы и полезны для каждого современного человека.
Методика Реджио признана одной из самых эффективных для успешного развития ребенка.
Методика Реджио названа в честь города Реджио-Эмилия, расположенного на севере Италии. Именно в этом городе после Второй мировой войны был открыт первый детский сад, который использовал инновационный подход в воспитании детей. Методика была разработана и предложена психологом Лорисом Малагуции совместно с некоторыми родителями воспитанников. Методика включает в себя идеи разных именитых педагогов и психологов того времени, таких как Ж. Пиаже, Л. Выготский, Д. Брунер, Дж. Дьюи, М. Монтессори и некоторые другие.
Замечание 1
Таким образом, в методике Реджио сконцентрирован весь имевшийся на тот момент прогрессивный и мировой опыт воспитания и развития детей.
Возникновение Реджио педагогики именно в Италии не случайно, так как данная страна славится своей социальной направленностью, высоким уровнем гражданственности и общественной активности. Эта особенность страны не могла не «наложить отпечаток» на методике Реджио, так как помимо воспитания, она ставит перед собой цель по формированию у детей таких качеств как демократичность, социальная справедливость и солидарность.
Методика Реджио Эмилии несколько переосмысливает детство и призывает людей ценить и максимально использовать его потенциал в гармоничном развитии личности ребенка, как будущего гражданина страны и члена общества. Кроме того, Реджио-педагогика способствует решению вопроса о том, как можно «увидеть» и выяснить («измерить») эффективность развивающей и воспитательной методики без каких-либо норм и чисел.
Основами методики Реджио Эмилии являются:
Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и образовательной средой.
Ведение необходимой документации образовательного процесса, как одного из эффективных способов, помогающих воспитателю не только оценить прогресс в развитии ребенка, но и самому ребенку увидеть свои достижения и изменения.
Организация проектной деятельности, при участии в которой, ребенок занимается исследованием окружающего мира, может самостоятельно выбирать, что именно исследовать и совместно с педагогом и другими детьми выполнять проектную деятельность.
Опора на принцип «у детей сто языков» — предусматривает предоставление детям возможностей выразить себя
Возможности детям следует предоставлять с учетом из возраста, потребностей и способностей.
Активное слушание воспитателем детей, принимать во внимание детские рассуждения и мнения.. Процесс воспитания и развития детей, в соответствии с методикой Реджио осуществляется повсюду, любые ситуации и темы несут в себе ценность
Воспитатель не должен давать детям готовые знания, необходимо их подталкивать к их получению, посредством самостоятельных открытий. Для этого воспитатель может задать детям вопрос, а они постараться найти ответ. Следует выслушать детей, все их предположения, пусть даже они кажутся невероятными и немыслимыми
Процесс воспитания и развития детей, в соответствии с методикой Реджио осуществляется повсюду, любые ситуации и темы несут в себе ценность. Воспитатель не должен давать детям готовые знания, необходимо их подталкивать к их получению, посредством самостоятельных открытий. Для этого воспитатель может задать детям вопрос, а они постараться найти ответ. Следует выслушать детей, все их предположения, пусть даже они кажутся невероятными и немыслимыми.
Достоинства и недостатки методики
Конечно же, такая уникальная педагогическая система расценивается специалистами неоднозначно. Так, можно выделить следующие преимущества вальдорфской школы:
- Тёплая, располагающая атмосфера, в которой детям очень комфортно.
- Нет страха перед плохой оценкой.
-
Вальдорфские классы компактны, что даёт возможность педагогу уделить достаточно внимания каждому ученику.
- Занятия проводятся в увлекательной живой форме, что стимулирует интерес школьников.
- За счёт чередования интеллектуальных занятий с творчеством и ручным трудом ребёнок не переутомляется.
-
Ученики учатся нестандартно мыслить, приучаются к самоконтролю, самодисциплине (а не просто действуют по указанию учителя).
- Поскольку в течение семи лет занятия ведёт один педагог, успехи учеников напрямую зависят от его профессионализма и личной одарённости.
- Позднее освоение основных (по меркам классической педагогики) предметов. Также ставится под сомнение отсутствие оценок, экзаменов.
-
Многие родители и специалисты опасаются, что после такого обучения, где интеллектуальные предметы не выдвигаются на первый план, ребёнок попросту не поступит в вуз (особенно технического профиля). Также ему будет очень трудно учиться в обычной школе, если его туда переведут (в том числе из-за дисциплинарных требований).
- Конечно, игрушки, сделанные из природных материалов, это замечательно, но ребёнок должен заниматься и с более функциональными и полезными вещами, например, современными конструкторами.
- Обучаясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия запретов, школьнику может быть сложно адаптироваться к реальной жизни, где окружающие не всегда к нему будут так доброжелательны.
- Некоторые психологи и педагоги считают учение Штайнера странным из-за его эзотерических акцентов (оно оперирует понятиями «эфирные», «астральные тела» и пр.), полагают, что оно может нести вред детской психике. Кто-то даже воспринимает вальдорфские школы как секты.
Почему я тут?
Садик — это абсолютно неприбыльное дело. Это не про бизнес, это про детей.
Здесь вопроса «зачем» не стоит. Когда мне становится трудно, я прихожу и смотрю на детей. Они крутые. Даже взрослые иногда не умеют общаться так, как они.
Например, дети 4-6 лет могут восьмером-девятером играть полчаса без вмешательства взрослого, разрешая конфликты самостоятельно, не теряя ни одного человека. Любой педагог поймёт, насколько это здорово.
Они не боятся ошибаться.
Они знают, что совершенно нормально иметь разные мнения. Ребенок в шесть лет совершенно спокойно может сказать: «Я думаю так, ты думаешь по-другому. Так бывает».
Они любят заниматься всем. Конечно, могут быть занятия, в которые дети не хотят включаться просто потому, что им не нравится. Но нет такого, что они боятся, что их будут заставлять что-то делать. В некоторых садиках передавливают, и потом дети вообще боятся любых занятий.
Они спокойно общаются со взрослыми. Они понимают, как с ними нельзя. Они понимают, что их мнение ценно. Для многих родителей это настоящий челлендж.
Детский сад Реджо-Эмилии на практике
Одним из приоритетных направлений в реджо-воспитании является проектная деятельность. Детей не пичкают готовыми знаниями, авторами и инициаторов проектов являются в большинстве своем сами дети. Именно их мнение и интересы учитываются при разработке программы обучения.
Все проекты, которые получаются в результате деятельности ребенка или его взаимодействии со взрослыми (родителями и педагогами), документируются: записываются на файлы, фотографируются. Впоследствии работы обсуждаются
Документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым, поразмышлять уже потом над тем, что они сделали, почему было важно заняться этой темой, а не другой. Проект может длиться сколько угодно: важен не конечный продукт, а процесс работы над ним
Реджо-Эмилия — это место для совместных опытов и открытый.
Детские сады Реджо-Эмилия не похожи ни на что, их дизайн уникален. Архитектура здания положена во главу общения всех участников воспитательного процесса: родителей, детей и воспитателей. Главные принципы – это комфорт и открытость. Атмосфера здесь далека от дошкольно-учрежденческой. Она, скорее, напоминает дом с его специфическими запахами и милыми находками в интерьере – коллажами на стенах, фотографиями и рисунками, сделанными самими детьми.
Ключевое место — открытое пространство piazza, где дети могут сидеть на полу и обсуждать с воспитателями новый проект. «Открытой» является и кухня. Шеф-повар готовит еду на глазах у всех: родители могут зайти, поинтересоваться рецептом блюда. Дети же частенько забегают на кухню и принимают непосредственное участие в приготовлении обеда.
В коридоре установлены диванчики, на которых родители могут обсудить с воспитателями волнующие их вопросы.
В каждом саду Реджо-Эмилии часть пространства отведена под «ателье» — место, где дети могут проявить свои творческие данные. Для этого в свободном доступе находятся различные кисточки, краски, мелки – все, что необходимо для создания поделок.
Имеется в саду и «тихая комната» — здесь дети не обязательно спят. Они могут просто лежать с книжкой и расслабляться.
Характерны для реджо-cадов зеркала различных форм, почтовые ящики, лайтбоксы, костюмерные. Все эти атрибуты призваны помочь детям познать свое «я», примерить на себя другие роли, прочувствовать суть вещей и явлений. Игрушки, собранные в группе – это, скорее, материалы и инструменты для самореализации ребенка : кисти, ножницы, шурупы, винтики, бумага.
Учителя в садах являются не старшими наставниками, а соавторами, сотворцами. Взрослые не дают готовых ответов детям. Все, что они могут сделать – это простимулировать их интерес. В процессе общения с детьми они также учатся, открывают для себя что-то новое, развиваются. Способствуют этому и постоянное повышение квалификации педагогами: посещение семинаров, курсов по искусству и керамике, музыке и т.д.
Родители принимают активное участие в воспитании детей. Им подробно рассказывают программу, они в курсе всех проектов и придерживаются методики воспитания и дома.
Автор — Мария Даниленко.
Наша задача — помочь ребенку взобраться на его собственную гору
Одно из моих любимых высказываний Малагуцци — «Наша задача — помочь ребёнку взобраться на его собственную гору». У каждого есть сильные стороны. Мы должны поддерживать ребёнка именно в его собственном пути. Это непросто. Чтобы увидеть это, надо тонко чувствовать и понимать детей и всегда быть настроенным на них.
Трудно было найти людей, которые готовы работать в таком подходе. Это намного сложнее, чем работать по готовой написанной программе. У нас гибкое планирование. Мы планируем следующую неделю, и даже это не значит, что мы будем жёстко придерживаться плана. Что-то может поменяться. Какие-то события могут произойти в жизни детей. Им может быть интереснее сейчас другое, и мы пойдём в эту сторону, за ними
Воспитателю важно быть всё время включенным. Это сложно
Намного проще прийти на работу, когда у тебя есть готовые конспекты, и ты просто по ним ведёшь.
Правило №6: фантазируем
Многие современные родители стремятся как можно скорее научить ребенка читать и считать. Однако реджио-педагоги уверены, что способность аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты и создавать новые концепции гораздо важнее. Нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. А вот людей, напрочь лишенных творческого мышления, без идей, которые будоражат, — сколько угодно!
В дошкольном возрасте необходимо развивать творчество, любознательность, навыки исследовательской деятельности, стимулировать фантазию. И если мы не будем помогать малышу в этом, поддерживать его, направлять, со временем образное мышление ребенка (которое дано ему от природы) задавит логика. И — готово, получим очередного не креативного взрослого, которому вряд ли удастся изобрести что-то гениальное. Поэтому давайте будем относиться к своим малышам с пониманием и уважением, развивать в них творчество и фантазию. Ведь новые Эйнштейны и Джобсы миру не помешают.
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на .
Роль педагога и развивающая среда Реджио
Одной из особенностей методики Реджио Эмилия является то, что педагога не воспитывает детей, а выполняет роль их ассистента или партнера, который помогает реализовать идеи и желания детей.
Педагог должен уметь внимательно и активно слушать детей, относится к ним с уважением и всячески стремиться им помочь. Педагог не дает детям готовые знания, а побуждает их задавать вопросы, самостоятельно искать ответы и решения, совершать открытия.
Помещения, где воспитанники находятся большую часть времени, необходимо насытить полезными и стимулирующими предметами, которые интересно рассматривать, трогать, размышлять об их предназначении и применении.
Для того, чтобы ребенок мог по максимуму проявить себя, необходимо организовать богатую развивающую среду, состоящую из:
-
Разнообразных творческих материалов (бумага, ткань, краски, природные материалы и т.п.).
-
Инструментов и предметов (разнообразные игрушки, конструкторы, театральные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.).
-
Различных устройств (микроскопы, проекторы, фотоаппараты и т.д.).
Организованная таким образом развивающая среда способствует проявлению природной любознательности и творческих задатков ребенка.
Пространство ДОУ, реализующего образовательный процесс в соответствии с методикой Реджио, должно включать в себя следующие зоны:
Уединенный уголок, в котором ребенок может побыть с самим собой, отдохнуть от коллектива. В современных детских садах чаще всего такие места отгораживаются ширмами, либо ставится детская палатка. Каждый ребенок может войти в уединенный уголок и побыть там столько сколько ему нужно. Необходимость создания таких уголков обусловлена тем, что не все дети способны в течение дня находиться постоянно в коллективе, им требуется отдохнуть от сверстников, побыть наедине с самим собой.
Большие комнаты, где детям предоставлена возможность проводить масштабные мероприятия. Такие комнаты в свою очередь делятся на зоны, где дети имеют возможность играть в те игры, которые им больше всего по душе
Важно оборудовать такие комнаты всем необходимым для детской игры. Площадки для прогулки, где дети могут гулять, изучать окружающую среду
Современные детские сады оборудованы не только площадками, которые закреплены за конкретной группой, но и создаются физкультурные площадки, экологические тропы и т.д. Все это направлено на максимальное удовлетворение детей в изучении и следовании окружающего мира.
Мастерские, в которых дети могут заниматься различными видами творчества (рисование, аппликация, лепка и т.д.).
7 стр., 3167 слов
Всероссийские и международные дистанционные конкурсы для детей …
… ВКК Солдатова Ирина Григорьевна __________________ 09.02.2020 г. III Межрегиональный творческий конкурс “Страна талантов” Семейный клуб УМНИЦА, Педагог дошкольного образования Телехова Татьяна Александровна ___________________ … Дина Владимировна, Теслюк Кристина 10 лет Джазовый вокал «Буги Вуги для осьминога» _________________ 28.04.2020 г. МБОУ Краснозерский лицей №1, НСО, р.п.Краснозерское., …
Мастерские могут быть представлены театральными студиями, кружками и т.д.
Организованная таким образом развивающая среда позволяет детям проявить себя, отдохнуть, когда хочется побыть одному, поиграть с другими детьми или самостоятельно, исследовать мир и т.д.
Еще одной особенностью организации ДОУ, в рамках методики Реджио, является создание специального места для встреч детей и взрослых, где они могут обсудить текущие вопросы и проблемы. Такое место называется – «пьяцца». Утром и вечером в «пьяцце» родители могут пообщаться друг с другом, поделиться опытом, задать волнующие их вопросы воспитателю и т.д.
Значимость «пьяццы» заключается в том, что ритуал общения и обмена впечатлениями, мнениями и переживания очень важен для детей и их родителей.
Правила воспитания ребенка
Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза
Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него
И это в прямом и в переносном смысле.
Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.
Объяснить правила и задать вопрос
Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.
Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.
Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?
Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.
Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.
Не «неправильно», а «по-другому»
«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.
Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»
Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?
Не бывает Реджио-садов. Бывают сады, вдохновленные Реджио
Когда я искала сад для сына, я впервые столкнулась с подходом Реджио. Я начала узнавать, читать про это. И поняла, что это соответствует той картине мира, которая у меня в голове нарисовалась.
Для меня Реджио — это очень хорошая рамка, в которой можно работать. Но я за то, чтобы не упираться в какой-то один подход. Например, мы сильно ориентируемся на программу дошкольного образования «Вдохновение». Она писалась с опорой на опыт Реджио-садов и демократических садиков и школ Финляндии. Что-то мы берем из Монтессори. Если мы видим что-то классное, мы это пробуем. Мы очень гибкие. У нас все время появляется что-то новое, а что-то отживает. Мы всегда меняемся.
Мне нравится концепция Реджио, потому что сами итальянцы говорят, что невозможно создать одинаковые сады. Нужно понимать культурный, климатический контекст, а главное — контекст тех людей, которые приходят — родителей, детей, воспитателей, потому что люди формируют эту среду. Не бывает Реджио-садов, бывают сады, вдохновлённые Реджио.
Реджио делает большой упор на то, что развитие — это базовая потребность ребёнка
Считается, что чем бы ребёнок не занимался в данный момент, это — то, что ему сейчас важно для развития. Задача взрослого — организовать такое пространство, в котором у ребенка есть большой выбор, и он может решить, чем ему заниматься.
У основателя Реджио-подхода Лориса Малагуцци есть стихотворение «Сто языков ребёнка». Оно о том, что у каждого ребёнка есть сто способов себя выразить — через речь, танец, рисунок, вокализацию, театрализацию. Когда мы видим, что ребёнка что-то интересует, мы на этом играем, предлагаем ему множество занятий. Если то, что мы предлагаем, ребёнку не интересно, его никто не будет ни в коем случае даже мотивировать искусственно. Внешние мотиваторы — это путь к убийству детской любознательности.
Рождение на свет методики Реджо-Эмилия
Название методики происходит от названия итальянского города Реджо-Эмилия, и своим появлением она обязана послевоенному периоду: в начале шестидесятых годов вопрос о воспитании нового поколения, пережившего потерю родных и ужасов войны, стал наиболее актуальным.
Итальянцы, однажды «переболев» фашизмом, начинают задумываться: как можно избежать тоталитаризма? Как можно вырастить свободных личностей, не боящихся размышлять, исследовать, творить? Выход один, по мнению продвинутых деятелей образования: сделать детей правоправными членами общества.
Во главе нового подхода стал директор образовательных программ в городе Лорис Малагуцци. В своих идеях он опирался на великих мыслителей дошкольной педагогики, в числе которых и Мария Монтессори.
Сам себя Лорис Малагуции называл «провокатором в вопросах детства». При этом, он говорил: «провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети — не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией».
В воспитании ребенка к обычным участникам процесса: родитель/воспитатель и само дитя, — добавляется окружение. Окружающая среда является по сути «третьим воспитателем».
Основополагающей является мысль о праве всех детей, вне зависимости от физических данных и социального происхождения на воспитание и образование.
История
Все три методики откровенно идеалистичны и призывают отказаться от насилия ради достижения мира и преобразования повседневной жизни. Они базируются на чётких концепциях улучшения общества через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, работающие по этим методикам, прилагают все усилия, чтобы ведущие принципы оставались живыми и не превратились в заезженные лозунги.
Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка, придумал Вальдорфский подход
Вальдорфский подход придумал Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка.
Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию» («знание о настоящей природе человека»). В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия), пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников этой фабрики. Они хотели воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Новое учебное заведение отвергало принятые в то время обычаи:
- в нём мальчики и девочки учились в одном классе;
- принимались все дети, независимо от происхождения и знаний, не было никаких вступительных экзаменов;
- школа была общеобразовательной (начиналась с дошкольного и кончалась полным средним образованием);
- было независимым от внешних организаций (самоуправляющаяся административно-хозяйственная единица).
Примечание автора: «Первоначально в Вальдорфской школе в Штутгарте обучение начиналось с первого класса. Первые Вальдорфские детские сады были открыты позднее и в другом городе».
Сегодня Вальдорфские школы функционируют по общему строгому образцу, и каждая административно независима от других организаций. Насчитывается уже более 1000 школ в 60 странах мира.
Мария Монтессори, создательница Монтессори-метода
Мария Монтессори была выдающейся личностью и первой в Италии женщиной, получившей диплом врача. Создав новую методику для обучения умственно отсталых детей, она в 1907 году построила и возглавила в бедном районе Рима свою Casa dei Bambini (Дом детей) для детей от 2 до 7 лет.
Учение Монтессори распространилось по всему миру, особенно после того, как фашистский режим в Италии осудил этот метод и Мария была вынуждена покинуть страну. В США интерес к её системе возник в 1910-е годы, но к 20-м она уже вышла из моды и о ней надолго забыли.
Однако движение продолжало процветать в Европе и Индии. В 50-е годы деятельность Нэнси Рэмбуш привела к возрождению интереса к методу Монтессори. В США существует 5000, если не больше, школ, называющих себя «Монтессори». Из них около 20% аффилированы с одной из двух главных аккредитующих организаций — Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ) и Американским Монтессори Обществом (AMS). АМИ занимается изучением и распространением оригинальных идей Монтессори о принципах обучения и человеческом развитии. AMS поддерживает обучение по методике Монтессори в контексте современной американской культуры.
Лорис Малагуцци. Под его руководством Реджио Эмилия переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии
Реджо-Эмилия — город на севере Италии, где после окончания Второй мировой войны педагоги, родители и дети объединились и стали работать вместе над восстановлением общества. В итоге создали образцовую систему государственных детских садов и яслей.
Под руководством Лориса Малагуцци, директора-основателя, система переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии и стремительно набирающую популярность в Азии, Австралии, Северной Америке и других частях света.
Программы в Реджио семейно-ориентированы и рассчитаны для детей до 6 лет; большой приоритет в воспитании отдаётся детям с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не является полноценной методикой с определёнными приёмами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Взамен преподаватели в Реджио Эмилия говорят о получаемом им опыте, который является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.
Правило №4: «неправильно» не существует
Какими словами вы чаще всего пользуетесь, когда малыш, по вашему мнению, сделал что-то не так? Например, раскрасил небо на рисунке не синим, а красным? «Ты нарисовал неправильно, небо таким не бывает!» И это — ошибка. Не стоит говорить ребенку, что что-то «неправильно». Лучше задайте ему вопрос, почему он сделал небо таким? А потом подумайте вместе, когда небо может быть красным? Во время восхода или заката солнца. Или, может, где-то поблизости пожар? Или это вообще не земное небо, а марсианское. Говоря «неправильно», мы всего одним словом отсекаем всяческие проявления творчества, фантазии, самобытности. А пытаясь понять, как такое может быть, мы даем толчок к исследованию, расширению знаний, развиваем мышление малыша.