Правило № 7 Правильно определять круг безопасных людей
Если ребенку на улице понадобится помощь, а знакомых взрослых рядом не будет, можно обратиться к наиболее безопасному кругу людей.
К таким относятся, например, женщина с ребенком, бабушка, охранник или кассир из ближайшего магазина, полицейский. В последнюю очередь стоит обращаться к одинокому мужчине — только если рядом больше никого нет, а помощь нужна срочно.
Наглядно о том, к кому относительно безопасно обращаться за помощью. Фрагмент из памятки, с которой дети работали на тренинге
Важно, что это правило действует, только когда первым за помощью обращается ребенок. Если же первым в разговор вступает незнакомец, будь то охранник или полицейский, нужно насторожиться: это может быть переодетый преступник
Многие дети этому удивились.
Как объяснить ребенку, с кем безопасно, а с кем нет
В психологии есть техника «круги доверия». Она рассчитана на детей от 5 до 10 лет и наглядно объясняет, кому ребенок может доверять, а с кем ему надо быть начеку. Это может помочь предотвратить домогательство, физическое и психологическое насилие, потому что ребенок вовремя поймет, что происходит что-то неправильное.
Мы опробовали эту технику на тренинге. Сначала детям вместе с родителями предложили нарисовать маленький круг в центре листа и подписать его «Я» — это личное пространство ребенка.
Потом вокруг первого круга нужно было нарисовать круг побольше — это «Круг доверия». В него входят те, кто заботится о ребенке, с кем он проводит больше всего времени. Это прежде всего родители и люди, которым родители полностью доверяют, например бабушка и дедушка.
В процессе обсуждения я видела, что некоторые семьи не включали бабушек и дедушек в этот круг
Важно, чтобы ребенок вместе с мамой и папой обсудил и записал в свой круг доверия конкретных людей
Третий круг — это «Круг вежливости»: знакомые и малознакомые люди. Например, воспитатели и учителя, тренеры, родители друзей, соседи. С ними нужно быть вежливыми, но доверять им на 100% нельзя.
Последний круг — «Круг чужих». Это все остальные люди. Мы не знаем их и не общаемся с ними, даже если они говорят, что знают нас.
В классической методике кругов больше. Например, есть круг людей, от которых мы ждем профессиональной помощи. Они не друзья, но помогут, если будет нужно: полицейские, пожарные, врачи. А еще друзья и знакомые — это разные круги. Думаю, автор нашего тренинга решил адаптировать методику к возрасту детей, поэтому не стал усложнять.
Так выглядят круги доверия. Детям нужно обязательно нарисовать их вместе с родителями, чтобы взрослые подсказали, к какому кругу относится каждый человек из окружения ребенка
Так выглядят круги доверия. Детям нужно обязательно нарисовать их вместе с родителями, чтобы взрослые подсказали, к какому кругу относится каждый человек из окружения ребенка
Затем тренер предложила обсудить, что можно делать с людьми из разных кругов: позволять обнимать тебя или трогать, от кого можно принять подарок, с кем уйти, не предупредив маму, с кем обсуждать личные вопросы, иметь секреты.
Я заметила, что многие дети склонны относить знакомых в круг доверия — туда, где должны быть только мама, папа и очень близкие родственники
Поэтому важно проговаривать детям, что в общении даже со знакомыми нужно быть начеку. Если, например, тренер, сосед или родитель друга приглашает в гости, дарит подарок, просит задержаться, то обязательно нужно согласовать это с родителями
Есть ли какие-то особые случаи?
Особые правила действуют при распространении персональных данных детей-жертв и детей-правонарушителей.
Дети-жертвы
Статья 4 закона «О СМИ» запрещает распространять информацию, которая напрямую или косвенно идентифицирует их личность. В статье четко описываются виды информации, которые могут идентифицировать ребенка. Это фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дата рождения ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы. Но это не исчерпывающий список.
Распространять информацию, которая идентифицирует ребенка, можно при соблюдении двух условий:
1. Наличие согласия родителей (если ребенку до 14 лет) или согласия и родителей, и ребенка (если больше 14 лет);
2. Наличие цели в виде защиты прав и интересов этого ребенка, например, если нужно найти потерявшегося ребенка или преступника
Важно, что информацию нельзя распространять после того, как достигнута цель
Можно не брать согласие ребенка, если он жертва и преступником в отношении него является его собственный родитель.
Особые правила действуют, если речь идет о сексуальном насилии. В этих случаях, публиковать информацию можно для достижения только трех целей:
1. Расследования преступления,2. Установления лиц, причастных к совершению преступления,3. Розыска пропавших несовершеннолетних.
Итог: если нет согласия родителя, но публикацией преследуется цель найти преступников, найти ребенка, провести эффективное расследование, нужно дать информацию таким образом, чтобы ребенок был не полностью узнаваем.
Дети-правонарушители
Ребенка, который уже осужден за преступление, или находится под следствием, можно прямо или косвенно идентифицировать только с согласия родителя и самого ребенка. Цель – не важна.
При этом в защиту прав детей-правонарушителей могут выступить только родители, Роскомнадзор не контролирует распространение информации о детях-правонарушителях.
Дети в кризисных ситуациях
При распространении информации о детях, которые находятся в кризисных ситуациях, например, бродяжничают или воспитываются в неблагополучных семьях, действуют общие правила о распространении персональных данных, данных о частной жизни. Так, ребенок, находящийся в кризисном центре, имеет право на частную жизнь, поэтому нужно особенно аккуратно распространять информацию о состоянии его здоровья, родственниках и т.д.
Важно убедиться, что в публикации ставится не проблема отдельной семьи, а расширяется до проблемы общества. В этом случае, распространение персональных данных или данных о частной жизни может иметь общественный интерес, если же это просто история одной семьи, например, если ребенок часто убегает из дома или его периодически забирают из семьи, то необходимо брать согласие на распространение данных о ребенке или не идентифицировать его полностью
Как публиковать объявления о розыске ребенка?
Публиковать такую информацию нужно в том объеме, в каком ее предоставляют правоохранительные органы. Не нужно публиковать избыточную информацию, например, писать о жизни ребенка с родителями или отношениях с одноклассниками. Кроме того, распространять эту информацию можно лишь в период проведения оперативно-розыскных мероприятий. Как только ребенок найден, следует ограничиться информацией, что «пропавший мальчик нашелся», и удалить информацию о розыске с сайта и из соцсетей.
Постарайтесь сохранять скриншоты ориентировок и писем правоохранительных органов – они страхуют СМИ от возможных претензий.
Угрозы интернета для детей
Нежелательный контент
Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить
Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.
Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:
Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.
<<Форма демодоступа>>
С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.Вы узнаете: — не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха; — не играет ли на телефоне вместо занятий и — какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.
Установите приложение «Где мои дети» и смотрите статистику использования приложений ребёнком в своём телефоне.
Киберпреступность
Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.
Что делать, чтобы избежать этой опасности в интернете для детей:
- Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.
- Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи — например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее — нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл — одно из главных правил безопасности детей в интернете.
<<Блок перелинковки>>
Кибербуллинг
Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, малыш подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.
Что делать для обеспечения детской безопасности ребёнка в интернете:
- Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.
- Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети — игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.
- Если справиться самостоятельно у вас не получается, а учителя и администрация школы не хочет вмешиваться и остаётся в стороне, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.
<<Форма бесплатного курса>>
А раньше дети не пропадали, что ли?
Если смотреть телевизор и читать соцсети, иногда кажется, что в последнее время без конца пропадают дети. На самом деле, их количество из года в год примерно одинаковое, просто чем дальше, тем больше эта проблема интересует общество, тем больше людей готовы помогать в поиске, и слава Богу.
Отряд «ЛизаАлерт» существует десять с половиной лет, и с каждым годом мы получаем все больше заявок на поиск пропавших, потому что о нас узнает все больше людей.
И взрослые, и дети пропадали во все времена — терялись в лесу и в городе, убегали из дома, — просто сейчас об этом больше говорят.
Время от времени родительская общественность приходит в ужас от «синих китов» или игры «Уйди из дома на 24 часа», но в реальном мире эти группы и игры из интернета крайне редко становятся причиной уходов детей из дома и на статистику почти не влияют.
Как связаны самооценка и базовое доверие?
Базовое доверие включает в себя не только доверие к миру, но и доверие к себе. То есть при отсутствии доверия человек постоянно ожидает какого-то подвоха и от себя. Проявления слабости, ошибок, срывов.
Сегодня вы красивая? Это только так кажется, потому что накрасилась удачно.
Вы прекрасно защитили диплом? Удивительно, потому что на самом деле вы точно не знаете предмет на «5».
Вы точно знаете предмет на «5»? Но стоит отойти от учебной программы хоть чуть-чуть и всё, пустота.
То есть никогда человек с базовым недоверием никогда не сможет сказать о себе, что у него адекватная самооценка. Они всегда занижена «на самом деле я знаю, что во мне есть слабина, что бы мне ни говорили».
Мы подходим к самому главному!
Мнение психолога-профориентолога
С одной стороны, по закону родитель несёт ответственность за воспитание ребёнка перед государством и перед собой. С этой точки зрения, он должен контролировать ребёнка в интернете.
С другой стороны, родитель в первую очередь должен контролировать ценности, которые исповедует сам и которые прививаются в семье при общении с ребёнком (что есть добро и зло, правда и ложь и так далее). У каждого родителя свой ценностный пласт, который ребёнок усваивает и который служит противоядием этому миру. В том числе виртуальному. Если ребёнок доверяет взрослому, то сам расскажет, что ему встретилось в соцсетях и поделится своими переживаниями.
Родителю важно следить, чтобы не было противоречий между декларируемыми и реально реализуемыми ценностями. Когда взрослый говорит, что нельзя сидеть в интернете, а сам играем в танчики, ребёнок видит обман и скрывает свой внутренний мир. Если родитель уважает подростка как личность и интересуется тем, что ребёнку дорого, то установятся крепкие доверительные отношения и контроль будет не нужен
Если родитель уважает подростка как личность и интересуется тем, что ребёнку дорого, то установятся крепкие доверительные отношения и контроль будет не нужен.
Поэтому формально, да, должен контролировать. Но стоит больше волноваться за доверительные отношения, чтобы быть для ребёнка во всём примером.
***
Как защититься от слежки
Мечтая понять, с кем ведет диалоги ваш знакомый, вы рискуете нарваться на злоумышленников, стать предметом слежки и остаться без собственного профиля. Во избежание этого, советуем прислушаться к нашим советам:
- Всегда работайте с включенным антивирусом. Если сервис все же попросит его отключить, то лучше откажитесь от подобного ПО – так вы останетесь под защитой.
- Не скидывайте SMS коротким номерам.
- Не делитесь банковскими реквизитами и другими личными сведениями с непроверенными сайтами.
- Если вы обнаружили в своем аккаунте в ВК подозрительную активность, то сразу же поменяйте пароль и подключите антивирус.
- Ни в коем случае не передавайте другим лицам логин или пароль.
- Перед загрузкой программы внимательно прочитайте все условия. Очень часто хакеры вшивают в основной сервис дополнительное ПО. Для отмены его установки уберите иконку галочки около соответствующего поля.
Как избежать зависимости: рекомендации родителям
Зависимость от социальных сетей — это не миф. Дети все больше времени проводят в общении с незнакомыми людьми, просматривают горы ненужной информации, попадают в зависимость от чужого мнения (лайки и комментарии). Обязанность родителей — защитить ребенка от потока информационного «хлама»:
- Рассказать сыну или дочери о вреде социальных сетей и опасностях, которые поджидают на просторах интернета;
- Не запрещать, а постараться перенаправить интересы ребенка в реальную жизнь. Правило: «запретный плод сладок» еще никто не отменял;
- Уделять ребенку больше времени, поддерживать творческие начинания, добиться взаимопонимания;
- Помочь найти хобби и «спонсировать» увлечение;
- Следить за распорядком дня ребенка, научить его беречь время.
Увлеченность социальными сетями чаще всего обусловлена не обилием легкодоступной информации, а наличием у чада большого количества свободного времени. Многие родители считают, что школьная нагрузка «съедает» все силы подростка. Это не так. Поговорка «лучший отдых – это смена деятельности» по-прежнему актуальна. Дополнительные занятия, кружки и спортивные секции не только оторвут от интернета, но и улучшат социализацию и здоровье ребенка.
Автор
Елена Сайкина
Автор Mama66.ru
Мама двух очень разных девчонок, искусствовед по первому образованию, менеджер туристического и гостиничного бизнеса по второму. Люблю путешествовать, старое кино и вязание. Много читаю, думаю и философствую.
Поделиться
Стоит ли контролировать ребёнка в интернете: мнение родителей
Я считаю, что следить за детьми любого возраста нужно в обязательном порядке, так как слишком уж много сейчас соблазнов, негатива, агрессии, пошлости, нецензурщины как в жизни, так и в сети. И многие дети по незнанию с этим сталкиваются. И даже не пытаются фильтровать получаемую информацию. В этом, наверное, и состоит главная задача родителей — предоставить свободу выбора, но в то же время и контролировать эту свободу, грамотно направлять их интересы в верное русло…
Из личного опыта: мой ребенок смотрит на ютубе обзоры по играм, в некоторых из них проскальзывает грубая и нецензурная лексика. Материал рассчитан на детей 6+.
Дочки моего друга играют в игры на мобильном телефоне. Проверяя их гаджеты, он заметил то, что дети заходили на порносайты. Они пояснили, что эта информация постоянно выскакивает во время игр и они случайно заходят. Но ведь даже случайные «встречи» с такими вещами не делают наших детей лучше…
Если говорить про интернет (и социальные сети), то я за то, чтобы научить ребёнка использовать их для образования и развития. Почему бы не помочь подростку отыскать YouTube-каналы, сайты или паблики, с которыми он будет развиваться! Учишь английский? Подписывайся на соответствующую группу в соцсетях и практикуйся. Хочешь научиться вышивать? Есть видеоуроки — смотри и учись. А для ситуации «случайно зашёл на взрослый сайт» есть функция родительского контроля.
По соцсетям отмечу единственный момент, который стоит отслеживать обязательно — это безопасность ребёнка. Если рассказать сыну или дочери, как себя вести в интернет-пространстве, никаких проблем не возникнет.
В нашей семье мы придерживаемся трёх методов воспитания: слова, практика и наглядный пример. Поэтому, прежде чем покупать своему ребёнку любой гаджет с выходом в сеть, я буду долго и упорно рассказывать о тех нюансах, которые могут возникнуть, если тыкать маленьким пальчиком на сенсорный экран. Вместе с ребёнком найдём на телефоне безопасные сайты и разберёмся, как не обращать внимания на яркий спам со всевозможными ссылками
Ну и на практике дети видят, что их родители не торчат в телефонах и планшетах, а это самое важное
Повторюсь, что мне пока ещё везёт. У меня довольно много времени, чтобы выстроить доверительные отношения с детьми настолько, насколько это возможно. Чтобы тихой ночью спокойно спать, а не взламывать пароли в соцсетях своих детей.
Почему дети воруют?
Отвечает психолог Галина Швец:
По мнению детского психолога Галины Швец, причины воровства могут быть разными. Они совершенно не зависят от материального положения семьи, но зависят от возраста ребенка.
В садике дети еще не видят разницу между «своим» и «чужим», поэтому берут игрушки других ребят без спроса. В возрасте четырех-пяти лет родитель должен провести с ребенком беседу и объяснить, что так поступать нельзя.
В школьном возрасте причинами детского воровства могут быть:
Незрелая нервная система.
У младшеклассников могут еще быть не до конца сформированы отделы мозга, которые отвечают за самоконтроль и волю. Поэтому, если они видят чужую вещь, которая им нравится, то просто берут ее.
Отсутствие внимания и любви родителей.
Если взрослые проводят с ребенком мало времени, он пытается любыми способами обратить на себя их внимание. Даже если его накажут за совершенный поступок, ему будет приятно чувствовать родительское участие. Низкая самооценка
Низкая самооценка.
При помощи воровства ребенок пытается самоутвердиться. Особенно если от такого поступка зависит принятие его компанией ребят, частью которой он хочет быть.
Отсутствие четких правил в семье.
Если в семье брать чужие личные вещи без спроса, то ребенок может просто не осознавать, что так нельзя поступать и в отношении посторонних. Родителям нужно расставлять границы допустимого и учить его спрашивать разрешения перед тем, как взять вещь другого человека.
Отсутствие жизненного опыта и знания.
Ребенку может быть интересно, что будет, если он украдет чужую вещь.
Клептомания.
При таком психологическом расстройстве люди постоянно испытывают желание что-либо украсть. В данном случае привлекательна не украденная вещь, а сам процесс воровства.
Не отпускайте ребенка одного
Конечно, вы не сможете до 18 лет сопровождать его на прогулке, водить в школу, а затем в институт. Но и отпускать одного ребенка стоит только тогда, когда и он, и вы к этому готовы. Психолог отряда «Лиза Алерт» рекомендует отпускать детей с 10 лет (окончание младшей школы), если ребенок живет в крупном городе с развитой инфраструктурой, и считает допустимым снизить этот возраст до 8-9 лет, если речь о деревне, даче, где все знают друг друга и отлично ориентируются на местности.
Важно понимать, что ребенок, который ходит сам в школу или гуляет один на площадке, должен:
- уметь ориентироваться во времени;
- знать адрес и телефон родителей, уметь и не бояться позвать на помощь;
- уметь сказать «нет» незнакомому человеку;
- уметь ориентироваться на местности, хорошо знать свой маршрут;
- понимать, какие места являются источниками опасности, и осознанно избегать их;
- знать и твердо соблюдать правила безопасности.
Помните, что каждый ребенок индивидуален. Возможно, что ваш ребенок и в 11 лет будет просить вас сходить с ним на площадку. И это нормально — ребенок не готов к самостоятельности морально.
Помогите ему, подготавливайте поэтапно: сначала попробуйте ненадолго оставить на площадке с другими детьми и их родителями, наблюдая со стороны, как он себя поведет; потом можно дать ему самостоятельно спуститься к подъезду и подождать вас там, пока вы закрываете двери; дальше — самостоятельный поход в магазин (конечно, вы идете за ним, убеждаясь в том, что ребенок следует правилам и знает дорогу).
Найдите волонтеров
Есть специальные поисковые группы, которые помогают при пропаже людей. Самая известная «Лиза Алерт», вот ее контактный номер телефона: 8 800 700 54 52.
Также можно распространить информацию о пропаже ребенка самостоятельно:
- Социальные сети. Написать на своей странице, попросить сделать репосты друзей. Еще можно разместить объявление в тематических городских пабликах.
- Разместить информацию на местном сайте. Обычно за это не требует денег администрация.
- Распечатки по городу. Нужно размесить в объявлении фото, особые приметы ребенка, где и когда пропал, во что был одет и куда звонить если будет какая-то информация.
К сожалению, будут звонить не только реальные очевидцы или желающие помочь, но и мошенники.
При поиске волонтеров лучше опираться на те движения, которые работают в вашем регионе.
Правило № 4 Любыми способами привлечь внимание окружающих, если незнакомец схватил и куда-то тащит
Тут главное — громко кричать «Помогите, я его не знаю!». Если незнакомец хватает ребенка в подъезде, то, как показывает практика, эффективнее кричать «Пожар!»: на крик «Помогите!» люди выходят редко.
Вроде несложно, но дети все равно делали ошибки. Например, тихо пищали, а значит, в экстренной ситуации их могли не услышать. Или кричали что-то вроде «А-а-а, отпусти!». Это тоже неправильно: окружающие могут подумать, что ребенок капризничает, а родитель просто пытается его утихомирить.
Многие дети на тренинге собирались бороться с преступником. Но взрослый в любом случае сильнее ребенка, поэтому лучшее оружие детей — быстрые ноги и громкий голос.
Если схватили за рюкзак или куртку, то без сожаления нужно сбрасывать их и бежать. Тут все тоже оказалось непросто: некоторых детей пришлось убеждать, что за потерю вещей ради спасения жизни родители ругать не будут.
Педагог сделала акцент на том, что нужно создать много шума, любым способом привлечь внимание окружающих. А если никто не слышит или не обращает внимания, даже попытаться разбить ближайшее окно
Кроме того, тренер обучила детей нескольким приемам самообороны:
- падать всем весом на землю;
- при захвате одной руки резко выбивать свою руку вниз свободной рукой;
- при захвате обеих рук использовать прием «резко вверх и в стороны».
С каждым ребенком педагог отрабатывала приемы индивидуально
Научить ребенка всем важным правилам за один тренинг невозможно — в этом должны помочь родители. Поэтому педагог часто останавливалась на важных моментах, которые ребенок должен знать, понимать и всегда помнить.