Виды сочинений
Чрезвычайно важным фактором в вопросе, как правильно писать сочинение, является необходимость четкого понимания его вида. Именно от этого зависит тип изложения, специфика употребляемых слов, а также величина самого текста.
Как правило, школьная программа предусматривает следующую градацию жанров и стилей:
Сочинения на литературоведческую тему
Эти произведения считаются самыми сложными, так как они предусматривают:
- анализ литературного труда писателя;
- внедрение литературно-исторической составляющей;
- проявление мировоззрения писателя не прямо, а опосредствованно.
- Сочинения на свободную тему
Также довольно непростое направление, предусматривающее наличие обширной литературной эрудиции у автора. Задача юного писателя – высказать свою мысль, последовательно изложить аргументы, корректно оперируя правильно подобранными фактами.
Если говорить о литературных жанрах, то тогда обычно школьники пишут такие произведения:
- Сочинение-описание природы, картины, человека и прочее, где очень важен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.
- Сочинение-повествование, предусматривающее четкое и последовательное изложение в повествовательном ключе с обязательным соблюдением норм для всех частей;
- Сочинение-рассуждение — самое сложное для юных авторов, так как они обязаны найти убедительные аргументы и сделать грамотные выводы к заданному тезису.
В завершении следовало бы отметить следующее. Важным аспектом в построении красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать о том, что он видел, где был, и что чувствует. Поэтому почаще просите школьника рассказать о прочитанной книге, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии или путешествии. В процессе разговора ненавязчиво исправляйте его недочеты в говорении, корректируйте речь, задавайте наводящие вопросы. Через какой-то период времени вы обязательно заметите, как его речь будет постепенно исправляться. А это значит, что написание сочинений станет для вашего ребенка обычным, а потом и довольно легким делом.
Польза от написания сочинений
Регулярная практика в создании сочинений различного вида обеспечивает перечень преимуществ для автора:
- Помогают находить корректные факты для аргументирования собственного мнения, проверять и сравнивать собранную информацию. Также это отлично развивает логическое мышление.
- Сочинения помогают эффективно развивать фантазию. Даже при строгой структуре автору требуется проявить фантазию, развивать собственные идеи, чтобы создать оптимальное произведение.
- Помогают больше размышлять, анализировать и использовать разнообразные источники информации, чтобы найти полезные сведения.
Основные виды
Различают три основных направления данного типа творческих работ.
- Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
- обзоры,
- отзывы,
- сочинение на свободную тему,
- эссе.
Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным
Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
- описание пейзажа, героев,
- сочинение по картине,
- описание интерьера.
- Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.
Варианты написания
Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?
Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста. Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки. Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода. Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства
Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением
Сочинение по литературе. Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь
Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста. Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.
Требования
Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?
- Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
- Умение выделять важную информацию из большого потока.
- Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
- Способность писать план и понимание необходимости его составления.
- Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
- Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
- Навык письма без ошибок.
Работа с черновиком и бедным словарным запасом
Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически — это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте. Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема — бедный словарный запас школьника. Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.
Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.
Нюансы
Каждый вариант заданий для учащихся имеет собственную, совершенно неидентичную структуру изложения. Различным произведениям характерны свои особенности. Сегодня существует несколько видов творческих работ:
Описание. Здесь основное — художественно-изобразительные средства, к которым относятся метафоры, сравнения и эпитеты. Именно с этого начинают школе обучать детей.
Повествование
Чем-то напоминает предыдущий вариант, но речь в тексте идет о событиях либо действиях, из-за чего внимание сконцентрировано на последовательности мыслей.
Рассуждение. Самый сложный тип заданий, поскольку требует знания темы, максимальной концентрации, умения анализировать ситуацию.
Сочинение по картине
Начинают сочинение по картине с пары предложений, описывающих автора, жанр его работ. Далее обязаны присутствовать такие сведения:
-
что основное изобразил художник;
-
какие детали наблюдаются в фоне;
-
особенности сюжета, влияющие на общее восприятие (четкость изображения мелких деталей, настроение).
Сочинение-миниатюра
Чтобы написать подобное сочинение, требуется сформулировать краткое резюме. Все остальное — его пояснение. Например: из-за чего было страшно однажды (публикуют ситуацию, которая четко врезалась в память).
Рассуждение
-
Введение. Пишем исходный тезис, немедленно предлагая к нему собственный ответ. В нем указать, согласен автор с изложенным предложением либо категорически против него.
-
Основная часть сочинения содержит несколько аргументов. Идеальный вариант, если доказательства собственной правоты взяты не из посторонних источников, а из реальной жизни.
-
Завершает повествование заключение, подводящее итог всему сказанному ранее.
Сочинение по произведению
Основное требование при написании сочинения по произведению — знакомство с содержанием литературного опуса. Невозможно правильно описать Воланда, если не прочесть самому «Мастер и Маргарита». Этот тип сочинений — наиболее трудоемкий. Для его изложения необходимо составить детальный план (часто это выполняют на уроке с педагогом). Такой общий план не противоречит прежним требованиям:
-
Сначала обозначают тематику.
-
После излагают доказательства с примерами, как вопрос выглядит в самом произведении. Если необходимо описать любовную лирику на основе творчества Пушкина, подбирают несколько стихотворения, где поэт выражает это высокое чувство. Непременно нужно связать время создания и биографию автора. В ранний период характерен восторг (пример). Позже наступает время разочарования, а после свадьбы именно ревность выступает на первый план.
-
Завершает сочинение развернутый итог предыдущим рассуждениям, дается аргументированный ответ на поставленный вопрос либо подтверждается главная тема.
Как научить писать сочинения подростка
Этап 1. Работаем над темой сочинения
Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание. Часто бывает, что ребенок пишет вроде бы изумительное сочинение, грамотное, развернутое
Но оценивают его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»»
А ребенок описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя
Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.
Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею
Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.
Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.
Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.
Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».
Этап 3. Составляем план сочинения
План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.
Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.
Этап 4. Собираем материал
Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.
Искать материалы можно в разных источниках: книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете
Можно использовать приемы: таблица, кластер, вопросы и т.д. В первом случае информацию систематизируют и заполняют ею таблицу. Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Для работы по вопросам можно воспользоваться составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.
Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», можно заполнить анкету:
- Как зовут твоего друга?
- Где вы с ним познакомились?
- Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
- Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
- Какое у твоего друга хобби?
- Как вы любите проводить время? И т.д.
Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!
Этап 5. Пишем сочинение
После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения. Пишем на черновик.
Анализ сочинений
Ребенок не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе
Важно проводить полномасштабный анализ, выявлять не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего
Рекомендации родителям
Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло
Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:
обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).
Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
https://www.youtube.com/watch?v=mOw79sKo9_kVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Когда пишешь сочинение… (https://www.youtube.com/watch?v=mOw79sKo9_k)
Для чего нужно уметь писать сочинение
Этот вопрос довольно часто задают не только сми дети, но и их родители, считая, что для современного мира это не очень актуальный навык
Вместе с тем умение грамотного составления текста важно не только для получения хороших отметок в школе, но и для формирования творческой личности. Ведь в процессе создания авторской работы ученику прививается уважение к литературе. Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса
Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса.
Кроме того, умение писать сочинение – отличный мотиватор к личным размышлениям. Получая полную свободу самовыражения, ребенок получает возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. Иными словами, рассказывая своему сыну или дочери, как писать сочинения, вы сможете в конечном результате научить их говорить и мыслить по-взрослому. Также постоянная практика в этом направлении дает почти полную гарантию того, что ваш ребенок вырастет грамотным человеком, и при создании любого текста он не будет допускать десятки грамматических и пунктуационных ошибок.
Правила написания
Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.
- Описание по картине:
- рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет,
- выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло,
- составить план написания сочинения,
- запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре,
- заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
- Работа по произведению:
- внимательно читайте текст,
- определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику,
- выбирайте цитаты, которые имеют особое значение,
- ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту,
- стройте план работы,
- вкратце пишите наброски,
- заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.
Читайте и о том, как правильно писать диктанты и изложения.
Советы – как писать сочинение
Как научиться красиво писать сочинения – применить следующие полезные советы:
- Внимательно ознакомьтесь со всеми темами и выберите ту, что приглянулась вам.
- Подберите эпиграф, и тщательно продумайте план сочинения.
- Мысленно определитесь, какие аспекты будут затронуты в вашей работе, как вы сможете подкрепить информацию и какие доказательства использовать.
- На черновике набросайте идейную схему и постарайтесь описать основные моменты.
- Выпишите несколько цитат или ссылки на эпизоды, подтверждающие вашу правоту.
- Определитесь со стилем.
- Напишите вступление и заключение, а после еще раз проанализируйте тему сочинения и соотнесите представленную информацию.
- Набросайте основной текст и еще раз сверьтесь с темой.
- Напишите обобщающее заключение и внимательно перечитайте сочинение, начиная с конца.
- Проверьте текст на наличие стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправьте их при необходимости.
Как писать сочинение – план
Как научиться хорошо писать сочинения – на первом этапе необходимо выстроить правильную логическую цепь. В этом нелегком деле вам поможет план. План позволяет собрать каркас будущего сочинения, определить основные мысли, содержание и последовательность действий. Составление плана разбивает текст на фрагменты и после можно двигаться постепенно, структурируя мысли. Фрагмент – это текст длиной в один или несколько абзацев.
Задаваясь вопросом – как научиться писать сочинение по русскому языку, важно понимать особенности составления плана, потому что этот пункт является самым важным. Лучше всего прописывать позиции в виде словосочетаний. Такое краткое описание даст возможность осветить мысль, но полностью ее не раскроет
Вопросы в плане также имеют место быть и даже приветствуются. Запомните простую истину – план – это информационное содержание сочинения, через которое «просматривается» суть
Такое краткое описание даст возможность осветить мысль, но полностью ее не раскроет. Вопросы в плане также имеют место быть и даже приветствуются. Запомните простую истину – план – это информационное содержание сочинения, через которое «просматривается» суть.
Работа над сочинением
В младших классах педагоги стараются максимально развивать речь школьников, и для этого дети пишут сочинение. Возможность правильно выстроить предложения и перенести информацию на бумагу самостоятельно, совершенствует умственные способности ребенка. Такой сложный вид деятельности как сочинение – это фундамент, при наличии которого крохе будет проще учиться и достигать лучших результатов.
Существует система упражнений, которая наглядно объясняет, как научить ребенка писать сочинение:
- Составление простых предложений. Школьник учится правильно располагать слова в предложении и чувствовать его границы.
- Составление нескольких предложений по обобщенной теме.
- Сбор фрагментированного текста в единый смысловой контейнер.
- Описание сюжетных картинок.
- Ответы на вопросы по одной теме (устно).
- Устные пересказы.
Ошибки в сочинениях
Часто преподаватели находят ошибки детей в сочинениях и снижают оценки. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо проверять текст на наличие орфографических ошибок. Поиск стоит начинать с конца, так вы не будете отвлекаться на суть и сможете увидеть где пропустили букву или написали слово неправильно. После орфографии проверяется пунктуация, знаки препинания. Сочинение необходимо вычитывать несколько раз и очень внимательно. Взрослый человек может четко знать, как научить ребенка писать сочинение, но, если малыш будет невнимателен, то педагог не оценит его труд.
Часто допускаемые ошибки:
- повторение слов;
- отсутствие речевой связи между абзацами;
- нарушение логичности изложения из-за перестановки смысловых частей сочинения;
- искажение фактов.
Типы сочинений.
Типы сочинений определяются характером работы, а также уровнем самостоятельности. Можно выделить сочинения следующих типов:
- Коллективные сочинения (групповые или парные),
- Индивидуальные сочинения
Типологию сочинений можно также продолжить следующей классификацией:
- Сочинения на заданную тему,
- Сочинения на свободную тему
- Литературная тема (анализ произведения или героя),
- Публицистическая тема
- Монографическая тема
- Сопоставительная тема
Также существует следующая классификация сочинение, исходя из тематики:
- Тема-понятие (явление) – соответствует сочинению ОГЭ 15.3.
- Тема-вопрос.
- Тема-суждение.
Критерии хорошего сочинения
В прямом смысле слова, критерии оценивания хорошего сочинения – это прерогатива учителей-филологов
К сожалению, очень часто неопытные педагоги практически на корню убивают стремление своих учеников в классе высказывать собственные мысли, акцентируя внимание на несущественные нюансы. Поэтому, если вы поставили перед собой цель научить ребенка правильно писать сочинения, то примите во внимание следующие показатели хорошего уровня:
присутствие четкой структуры – завязки, кульминации, развязки, иначе текст получится бессвязным, как сшитым из разных лоскутков;
продуманность темы – этот аспект предусматривает составление основных вопросов, ответы на которые не дадут ребенку «уходить» в процессе от выбранной тематики;
наличие аргументации – использование чужих цитат и утверждений – это очень хорошо, но при этом желательно приучать ребенка объяснять, почему он принял решение применить именно эти высказывания;
логичность текста – следуя основным принципам, нужно придерживаться определенного количества слов в абзаце, правильно расставлять акценты, не перегружать предложения;
приверженность стилю – ребенок должен понимать, какие слова уместны, к примеру, в сочинении по картине, а какие желательно использовать при написании заметки в стенгазету;
дозированное использование фактологии – здесь важно умение находить ей достойное место в сочинении, при этом избегать запутанности в последовательности и манере изложения;
грамотность – использование грамматических норм, выразительности речи, богатства словарного запаса
присутствие четкой структуры – завязки, кульминации, развязки, иначе текст получится бессвязным, как сшитым из разных лоскутков;
продуманность темы – этот аспект предусматривает составление основных вопросов, ответы на которые не дадут ребенку «уходить» в процессе от выбранной тематики;
наличие аргументации – использование чужих цитат и утверждений – это очень хорошо, но при этом желательно приучать ребенка объяснять, почему он принял решение применить именно эти высказывания;
логичность текста – следуя основным принципам, нужно придерживаться определенного количества слов в абзаце, правильно расставлять акценты, не перегружать предложения;
приверженность стилю – ребенок должен понимать, какие слова уместны, к примеру, в сочинении по картине, а какие желательно использовать при написании заметки в стенгазету;
дозированное использование фактологии – здесь важно умение находить ей достойное место в сочинении, при этом избегать запутанности в последовательности и манере изложения;
грамотность – использование грамматических норм, выразительности речи, богатства словарного запаса.
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.