Детский травматолог-ортопед

«у всех дети как дети, а ты...». типичные фразы родителей, которые нас ранят

Лечение Халюс вальгус у ребенка

Цели лечения вальгусного искривления:

  • укрепление связочного аппарата;
  • развитие мышечной силы в стопе;
  • формирование оптимальной высоты и кривизны свода для выполнения амортизирующей функции.

Из консервативных методов применяют:

  • ванны для ног;
  • массаж;
  • лечебную физкультуру;
  • плавание;
  • способы физиотерапии (магнитотерапию, лазер, электрофорез);
  • ношение специальной коррекционной обуви с супинаторами.

В случаях врожденной патологии используют жесткую фиксацию (иммобилизацию) стоп гипсовой повязкой на фоне лечебной физкультуры и стимуляции мышечного тонуса. Отсутствие эффекта требует хирургического вмешательства.

Массаж

Техника массажа при плосковальгусной деформации подбирается в зависимости от возраста и степени искривления стоп. Массажист последовательно поглаживает, разминает, похлопывает, пощипывает, растирает:

  • пояснично-крестцовый отдел позвоночника;
  • заднюю поверхность бедер, голеней;
  • стопы.

Затем малыша переворачивают на спину и «прорабатывают» крупные суставы, голеностопы, наружную поверхность стопы.

У ребенка должны возникать приятные эмоции. Болевые, раздражающие действия запрещены. Родителям Е.О. Комаровский рекомендует освоить технику массажа и самостоятельно проводить его в домашних условиях ежедневно.

Легкая гимнастика

Родители должны учитывать, что ребенку скучно заниматься долго и повторять упражнения. Поэтому рекомендуется весь комплекс поделить на 3 части, включающие 3–4 упражнения, и выполнять их в течение дня.

Доктор Комаровский советует заниматься дома, на траве, мелкой гальке босиком. Из легких упражнений можно выбрать:

  • хождение по узкой дорожке (невысокому бревну);
  • попеременное хождение с упором на внутреннюю и наружную часть стопы, пятки;
  • прыжки на носочках;
  • ходьбу по ребристым коврикам;
  • сидя или стоя собирание пальцами ног мелких предметов.

Более сложные упражнения хорошо выполняют старшие дети:

  • сидение «по-турецки» с ровной спиной;
  • закидывание одной ноги, согнутой в колене, на бедро другой с разворотом стопы к себе;
  • чередование приседаний и подъемов на носки (присед выполнять прижатыми к полу пятками).

Рефлекторные ванночки

Рефлекторное воздействие на зону ступней оказывает не только массаж, но и ванночки для ног. Чтобы усилить кровообращение, рекомендуется выполнять следующие условия:

  • делать ванны перед сном;
  • температура должна быть в пределах 40°C;
  • ноги погружать в тазик с водой до уровня щиколоток;
  • длительность процедуры – 15–30 минут.

Правильная обувь

Ортопедическая обувь помогает исправить некоторые нарушения строения стопы ребенка. Но следует помнить, что влияние обуви должно сочетаться с комплексом других мер. В любых удобных условиях доктор Комаровский советует дать возможность малышу ходить босиком.

В правильной обуви ребенок способен активно двигаться, что предупреждает приобретенное искривление стоп. Врач-ортопед посоветует нужную форму и размер стелек, чтобы стопа не заваливалась внутрь. Ботинки должны иметь твердые боковинки и фиксатор для пятки.

Когда можно…

Крупным детишкам тяжелее учиться сидеть, ползать и ходить. Их вес и неповоротливость оказывают дополнительное давление на позвоночник. Поэтому они начинают активно передвигаться значительно позднее. Понять, что пора ребёнка сажать, можно и по другим физиологическим факторам:

  1. Малыш научился сам переворачиваться с одного бока на другой.
  2. Уверенно держит голову и двигает руками, ногами.
  3. Достаточно развиты мышцы рук, благодаря чему ребёнок может спокойно и длительно опираться на руки.
  4. Если дать малышу ухватиться за большие пальцы, он должен предпринимать попытки приподняться и сесть.

Важный совет врачей: не использовать метод с подушками, когда ребёнок ещё не предпринимал самостоятельных попыток сесть. Лучше таким образом помогать закрепить результат. Примерное время, с которого можно начинать усаживать ребёнка в подушки — полгода. Возможные пагубные последствия раннего присаживания: проблемы с пищеварением, искривление позвоночника и нарушению дыхания.

На стульчик

Стульчик для кормления кажется безопасной и безвредной вещью. Только это впечатление неверное. Не рекомендуется оставлять надолго ребёнка в стульчике. Более того, использовать его можно только тогда, когда достигнуты умения:

  1. Сформирован и окреп позвоночник.
  2. Малыш самостоятельно сидит.
  3. Начинает пробовать «взрослую» пищу.

В ходунки

Следующим этапом будет обучение ходьбе. И возникает вопрос, а со скольких месяцев можно сажать ребёнка в ходунки. Они не только помогают учиться передвигать ногами, но и дают возможность родителям отвлечься на какое-то время и заняться своими делами. Необходимо учитывать, что ходунками можно пользоваться только после того, как ребёнок самостоятельно без поддержки сможет сидеть.

В прыгунки

Ещё одним приспособлением для развития являются прыгунки. Они улучшают координацию и имитируют процесс прыжка. В связи с возрастом их разделяют на два вида:

  1. 6−8 месяцев: обеспечивают защиту и поддержку спины, ног и таза за счёт широких ремней безопасности.
  2. 9−10 месяцев: обеспечивают поддержку и защиту ног и таза за счёт обычных ремней безопасности.

В кенгуру

Для облегчённого передвижения с ребёнком были изобретены рюкзаки-кенгуру. Пользоваться таким устройством можно, когда малыш уверенно держит голову и спокойно может поворачивать ею из стороны в сторону -примерно с трёх месяцев. Все кенгуру делятся по весу ребёнка и могут выдерживать до десяти килограммов, но есть и иные различия:

  • Материал лямок. Чем младше малыш, тем мягче и удобнее должны быть ремни.
  • Выбирать кенгуру надо точно по весу, даже если он не соответствует рекомендованному возрасту. От этого зависит прочность и надёжность всех креплений.
  • Если есть возможность, то надо отрегулировать подголовник индивидуально. Если рюкзак не имеет функции настройки, примерять его нужно непосредственно в магазине и искать максимально удобный вариант.
  • Регулировка ремня на поясе, который обеспечивает уменьшения нагрузки на позвоночник.
  • Прочность материала — это, конечно же, хорошо, но он должен ещё и допускать циркуляцию воздуха.

В коляске

Выбор положения в коляске полностью зависит от развития позвоночника. Можно отталкиваться от умений малыша. Если он умеет сидеть, значит, можно посадить и в коляске:

  1. С рождения можно приподнимать спинку, ориентируясь на развитие позвонков.
  2. С 6−8 месяцев допустимо возить малыша сидя.
  3. С одного года можно переходить на прогулочный вариант коляски.

В автомобиле

В современном мире мы практически ежедневно используем для передвижения автомобили. По правилам дорожного движения ребёнок должен находиться в специальном сидении, обеспечивающем его безопасность. Однако подобное приспособление имеет возрастное ограничение. Всего выделяются три вида:

  1. Автолюльки — для новорождённых от рождения и до девяти месяцев.
  2. Автокресла — для малышей от девяти месяцев до трёх лет. Главным критерием является умение самостоятельно и долго сидеть.
  3. Автокресла — для детей от трёх лет и старше, в зависимости от веса.

Когда малыши учатся ползать на четвереньках?

По мере укрепления мышц спины, пресса и конечностей, к возрасту 8–9 месяцев, дети обучаются ползанию на четвереньках. Попробовав подобный способ передвижения, малыши быстро осознают — это гораздо удобнее в плане обзора и манипуляций с окружающими предметами.

Затем наступает новый важный этап – вставание у опоры. Обычно это происходит следующим образом: ребенок подползает к какому-либо элементу интерьера — диванам, стульям, шкафам, полкам, — хватается руками за выступающий край и подтягивается. Таким образом, держась за опору, юный исследователь встает. Когда малыш почувствует уверенность в своих силах, он отпустит руки и сделает первый шаг.

Полезный совет

Ребенок очень быстро осваивает новые навыки, его мышцы укрепляются день за днем. Держите под рукой телефон или фотоаппарат. Это позволит запечатлеть новые умения крохи и забавные, веселые игры, проделки и трюки маленького ползунка.

Кто начинает ползать раньше, мальчики или девочки?

Есть данные о том, что девочки немного быстрее мальчиков — на несколько недель — осваивают этот новый навык. Но это общемировая статистика, ваш ребенок может стать исключением. Все дети, независимо от их пола, развиваются в своем темпе. Мы назвали усредненные сроки освоения навыка ползания, которые типичны для большинства. Ваш малыш может начать ползать чуть раньше или чуть позже среднестатистического срока. Разница в 1–2 месяца — это вполне допустимый интервал для освоения новых умений.

Бывают ситуации, когда дети рано осваивают ползание по-пластунски, но застревают на этом этапе надолго, не могут перейти на ползание на четвереньках и вставание у опоры. Но есть и обратные ситуации: малыши, которые, казалось бы, долго не могут освоить навык и отказываются ползать, затем буквально за несколько недель догоняют и перегоняют сверстников.

Полезный совет

Никогда не сравнивайте динамику появления новых навыков у вашего малыша и других детей (родственников, соседей, друзей). Если ваш ребенок начал ползать позже сверстников — это ни о чем не говорит! Не стоит искать проблемы и патологии там, где их нет. Любые вопросы, связанные с детским развитием, сроками освоения навыков, нужно обсуждать с врачам-педиатром или неврологом.

Лечение

Для лечения детей рекомендуются следующие методы, которые помогают справиться с проблемой на начальной стадии:

  • Физиотерапия, которая включает в себя парафинотерапию на ступни, электрофорез с кальцием;
  • Специальные приспособления в виде ортопедических супинаторов, корректоров, стелек;
  • Массаж при О-образном искривлении ног у ребенка следует начинать с поясничной зоны, далее переходя на ягодицы и крестец. Затем специалист продолжает процедуру на задней части бедра, голени, сухожилия, подошву. По окончанию массирования костей задней части ног, движения переходят на переднюю область.


Методы лечения О-образных ножек

Лечебная гимнастика

Особую роль в лечении О-образных ног у детей занимает лечебная физкультура. В ходе занятий происходит коррекция формы стопы, укрепляется мышечный аппарат. Добиться необходимого результата помогут следующие упражнения:

  • Повертывать стопы подошвой внутрь;
  • Выгибать часть стопы, которая не соприкасается с полом;
  • Выгибать подошву;
  • Подгибать пальцы ног;
  • Между стопами придерживать предметы;
  • Производить вращательные движения левой стопой против часовой стрелки, правой – по часовой;
  • Производить движения елочкой;
  • Ходить на пяточках;
  • Сидеть при раздвинутых стопах внутрь.

Примерный комплекс

При помощи простого комплекса упражнений можно избавиться от О-образной формы ножек. Ниже представлены упражнения в их порядке исполнения:

  • Чередование ходьбы на носочках и пяточках не менее 2 минут;
  • Ходьба с опорой лишь на внешнюю сторону ног, затем на внутреннюю не более 2 минут на каждой стороне;
  • Ребенок сидит на стуле, его руки находятся на талии, ноги достают пола. Пальчики следует тянуть вверх, потом загибать вниз. Упражнение выполняется не менее 2 минут;
  • Сидя на стуле малыш поочередно обтирает одной ногой другую с низа наверх. Каждая нога должна выполнить не меньше 6 движений;
  • Ребенок сидит на стульчике. Рядом с ним разложены небольшие предметы. Его задача – пальчиками нижних конечностей захватить предмет и держать его несколько секунд. Можно упражнение выполнять отдельно левой, отдельно правой ногой. После обеими;
  • Малыш сидит на стульчике, рядом расположен мячик. Его задачей является катание мячик назад-вперед, из правой стороны – в левую. Далее он должен попытаться мячик приподнять стопами и удержать некоторое время;
  • Кроха сидит на стульчике, под ногами находится палочка. Ему нужно стопы поставить на палку и катать ее вперед. Необходимо следить, чтобы была задействована вся стопа;
  • Ребенку нужно сесть в позе йога. Правая – под левой. Он должен постараться встать с пола только ногами. Затем следует поменять расположение конечностей;
  • Ходьба по бревну без обуви;
  • Подъемы и спуски по шведской стенке.

Колесообразное искривление нижних конечностей может быть признаком патологии и физиологической особенности. Разобраться с данным процессом и назначить лечение может только специалист.

Как снизить температуру тела у ребенка с лихорадкой без лекарств?

Когда дело доходит до лихорадки у младенцев и детей, единственный надежный способ снизить температуру — это лекарства. Все другие жаропонижающие средства, например, охлаждение, можно использовать в качестве вспомогательного средства. 

Вот несколько способов снизить температуру тела у ребенка и облегчить его состояние:

Охлаждение подразумевает растирание водой чуть более прохладной, чем температура тела больного

Ни в коем случае не рекомендуется использование спирта или водки. 
Для снижения температуры физическими средствами рекомендуется прикладывать смоченные холодной водой компрессы в области крупных кровеносных сосудов — пах, подмышки, боковые стороны шеи. 
Нет необходимости накрывать малыша теплым одеялом, достаточно укрыть его тонким пледом. 
Пациенту с лихорадкой рекомендуется находиться в более прохладном помещении с температурой около 18 ° C. 

Очень важно, чтобы больной малыш употреблял достаточно жидкости, потому что ее недостаток в организме может поддерживать лихорадку. Больному ребенку нужно время от времени предлагать его любимые прохладительные напитки. 

Физическая активность ребенка также должна быть ограничена, так как движение и активная мышечная работа увеличивают выработку тепла в организме. 

Употребление достаточного количества жидкости при лихорадке

Во сколько ребенка можно сажать в ходунки

Точного и определенного ответа нет. Врачами рекомендован срок от 6 до 8 месяцев. В этом возрасте большинство детей подготовлено к прямостоянию с поддержкой физически и психологически. Большинство, но не все. Решайте вопрос индивидуально.

Чтобы точно определиться с тем, во сколько можно ребенка сажать в ходунки, внимательно приглядитесь к любимому карапузу. Оцените его физическое состояние. Если ребенок хорошо умеет или может делать следующее, смело покупайте ходунки и сажайте в них маленького непоседу:

  • Хорошо ползает на четвереньках.
  • Сидит без поддержки, не заваливается назад, вбок.
  • Стоит в кроватке, около опоры.
  • Может или пытается самостоятельно вставать.
  • У ребеночка нет патологий опорно-двигательной системы, рахита.
  • Малыш любопытен, желает познавать мир активно.
  • Младенцу исполнилось 6 месяцев и больше.

Опасность простуды для грудного ребенка

Попадая на слизистую оболочку дыхательных путей, возбудители ОРЗ вызывают воспаление. Это приводит к насморку, кашлю и повышению температуры. Ослабленный вирусами иммунитет может привести к наслоению бактериальной инфекции. В этом случае воспаление может распространиться на другие отделы респираторного тракта: среднее ухо (отит), пазухи (гайморит и фронтит), бронхи (бронхит) и легкие (пневмония). В таких ситуациях говорят о бактериальных осложнениях, а следовательно о утяжелении инфекционного процесса.

ОРВИ у новорожденных также может привести к появлению изъязвлений на слизистой ротовой полости, которые создадут трудности при кормлении ребенка. Но самые тяжелые осложнения вирусной инфекции – это менингит, энцефалит или менингоэнцефалит, при которых поражается головной мозг. Эти состояния требуют немедленной помощи врача. Если малыш длительное время монотонно плачет, постоянно пытается запрокидывать голову, при этом его сознание нарушено – не медлите, сразу же обращайтесь за помощью к специалистам. Простуда без температуры у детей также требует внимания родителей и врачей.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц. Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев («пинцетного захвата»). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Повод идти к врачу

На первых порах диагностировать заболевание можно самостоятельно по некоторым внешним признакам. Если вы заметили, что стопа у ребенка заметно повернута внутрь, приподнимается с внутреннего края и опускается с внешнего, перегибается в подошвенной части – это повод беспокоиться.  Также при деформации, как уже упоминалось, подвижность голеностопного сустава ограничивается, отчего нога становится «деревянной».

Наблюдаться у врача нужно на всех этапах лечения косолапости у детей: гипсование, гимнастика и массаж, подбор обуви – все это должно проводиться только при участи специального доктора. При легких врожденных формах вылечить заболевание у детей до года можно довольно быстро, а вот для ребенка постарше может понадобиться длительная сбалансированная терапия, выписать которую в состоянии только опытный лечащий врач.

Запрет выйти за рамки пола

Повышенная температура — хорошо это или плохо? Когда нужно снижать температуру?

Лихорадка обычно — частый спутник инфекционных заболеваний у детей и важная причина обращения к врачу. Однако необходимо помнить, что жар не является самостоятельным заболеванием. Это всего лишь симптом основного заболевания, другими словами, это реакция организма на возникновение инфекции. 

При повышенной температуре тела вирусы и бактерии гибнут от тепла, параллельно в организме вырабатываются антитела и интерферон, которые помогают организму бороться с инфекцией. Однако высокая температура тела доставляет много беспокойства родителям и неприятных ощущений маленькому пациенту: она нарушает нормальное функционирование сердца, сосудов, нервной системы, органов пищеварения и дыхания. 

Пока ребенок с лихорадкой чувствует себя достаточно хорошо, ее не следует снижать, ведь именно так организм борется с инфекцией. К сожалению, организм каждого ребенка индивидуально реагирует на повышение температуры. Один больной ребенок плохо себя чувствует и его очень лихорадит, другой охотно играет, общается, не теряет аппетита, третий становится апатичным и раздражительным, отказывается от еды. 

Особое внимание следует обратить на наличие лихорадки у ребенка:

  • с хроническими заболеваниями сердца — пороки сердца, аритмии и т. д.;
  • легких — астма, хронический бронхит и др.;
  • центральной нервной системы — эпилепсия, энцефалопатия и др.

Предотвращение повышения температуры тела выше 38,9 ° C также рекомендуется для детей, у которых были фебрильные судороги, хотя прямой зависимости между степенью изменения температуры и риском судорог нет. 

Фебрильные судороги при повышенной температуре

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Возможные осложнения вальгусного искривления

Вальгусный/варусный тип деформации при отсутствии лечения трансформируется в ряд заболеваний. Со временем стопа перестает функционировать нормально. В первую очередь пострадают суставы голеностопа и колена. Начнет беспокоить тазобедренная часть. Позвоночник начнет деформироваться. Функционирование опорно-двигательной системы станет нестабильным. На практике у больных наблюдаются следующие осложнения:

  • искривление позвоночника (физиологический недуг);
  • развитие артроза вследствие расширения вен;
  • формирование патологии внутренних органов;
  • на пяточной кости образуются шпоры (плоский характер);
  • пальцы перестают быть ровными;
  • диабетическая стопа.

Вальгусная установка стоп у маленьких детей не возникнет, если подобрать чаду удобную обувь с каблуками в 3 см. Носки изделия должны быть тупыми. В случае возникновения первых признаков расстройства посетите ортопеда. Специалист подберет оптимальную модель или корректоры. Особого внимания заслуживают ортопедические стельки.

Тяжелые формы болезни устраняются после хирургического вмешательства. Операция в 1 час проводится под местной анестезией. Уже через пару суток пациента выписывают из больницы.

Статья проверена редакцией

Популярные модели

Немаловажным фактором в оценке качества детской каталки играет производитель. От дешевых китайских вариантов из отвратительно пахнущей пластмассы отказывайтесь сразу.

Обратите внимание на следующий топ моделей, подобранных по положительным отзывам и комментариям мамочек

Chicco DJ Baby Walker

Включен в рейтинг как самый популярный бюджетный вариант игрушки. Подходят для активных карапузов с полугода.

Плюсы: многофункциональная игровая панель, замок безопасности от случайного складывания, анатомическая спинка, 3 позиции по высоте.

Цена: от 3 000 рублей.

Brevi Giocagiro Activitycenter

Яркая, удобная конструкция премиум-класса. Рассчитана на малышей до года.

Плюсы: качественный материал, 14 игрушек на столешнице, 3 положения по высоте, блокировка колес, превращается в качалку.

Цена: от 11 000 рублей.

Jetem (Capella) Sky Walker

Покупают детям от 7–8 месяцев. Весом до 12 кг.

Плюсы: можно настраивать по росту малыша (3 позиции), есть резиновый бампер, широкое основание. Столешница съемная. Складывается гармошкой.

Цена: от 3 500 рублей.

Happy Baby Robin

Ходунки-трансформер. Превращаются в качели и столик для кормлений.

Плюсы: подвесной коврик для ног малыша (нужен при качании в стоячем положении). 3 варианта цвета, 5 положений по высоте, 6 колес из силикона. Соответствует ГОСТам РФ.

Цена: от 3 500 рублей.

Что это за диагноз?

Как ясно из названия, деформации стоп — это изменение их формы. Она бывает наследственной и приобретенной.

Ножки ребенка начинают формироваться уже на 4-7 неделе беременности — многие женщины на этом сроке ещё даже не знают о своём особенном положении! Однако повлиять на развитие ножек в целом и стопы в частности сейчас никак нельзя, поэтому успокаиваемся.

В большинстве случаев патология начинает развиваться тогда, когда малыши начинают ходить. Чаще это случается у тех детей, которых родители активно тренируют к ходьбе. Раннее хождение вредно для позвоночника и для ног.

Поэтому процитируем доктора Комаровского: «сидеть и ходить ребенок должен захотеть сам» (часть 1.7.5 книги «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: