Легенда о снежной даме.
Как и у многих других народов, которые сталкиваются с отрицательными температурами, у русских также есть легенда, касающаяся холода. В своем случае он также обращается к неверности и предательству. Речь идет о легенде о Сгое.
Эта внешне молодая и привлекательная женщина — разъяренный дух, который ненавидит мужской пол из-за обмана, которому подвергся ее партнер, хотя в других версиях она является божеством, карающим за неверность.
Сгроя появляется на дорогах, предлагая свое внимание мужчинам, которые переходят ее, соблазняя их. Принимая ее приглашения и целуя ее, она превратится в льдину и приведет свою жертву к смерти, замерзнув, или же сведет ее с ума
Семь гигантов Урала.
Одним из тех природных чудес России считается Мань-Пупу-Нёр, о котором тоже есть своя легенда.
Легенда гласит, что в тех горах жили манси.. У главы села было двое детей, одним из которых была девочка, которая влюбилась в одного из местных гигантов по имени Торев. Он попросил руки у отца ее молодого человека, но тот отказался.
Разъяренный великан позвал пятерых братьев и вместе с ними попытался похитить молодую женщину и начал нападать на город. Жители бежали, прося духов о помощи. На следующий день другой из сыновей вождя приказал группе воинов противостоять им, юноша нес магический меч, подаренный духами, и щит.
Молодой человек поднял меч, и из него возник свет, превративший шесть гигантов в камень, но против его использования подразумевалось, что его владелец также сделает это. Этот объясняет, почему на Урале есть семь наблюдаемых курганов..
Волк и семеро козлят
Сказка “Волк и семеро козлят” о противостоянии хитрого волка и семи козлят. Мама уходила из дома и запретила детям открывать дверь кому-либо, кроме нее. Вопреки ожиданиям, козлята послушались и вмиг раскусили волка, который пытался попасть к ним домой.
Тогда коварный Волк сходил к кузнецу, и тот ему выковал тонкий голос. Вернулся серый к козлятам, и у тех уже не было шансов, не узнали они врага, открыли дверь волку. Шестерых козлят он мигом проглотил, а один спрятался. Именно седьмой козленок и рассказал маме, что случилось.
Сказка показывает, что семья и дети – самое важное в жизни, поэтому Коза бросается в погоню за Волком, заманивает его в яму, а из разорванного брюха выскакивают живые и здоровые козлята
Слайд 54Список используемой литературы«Мировосприятие Славян (Юджизм)», серия – Наследие Славян и Ариев.
Издание для познавательного пользования. Соликамск. 2006г.- 48стр.К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке./В.П.Аникин.Очерки / Рис А.Бисти.- М.: Дет. лит., 1988г.-176 стр.Славянские сказания/С. А. Лаврова.- М.: Белый город,2012г.-48 стр.Ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко: сказки славян.-Л.:Дет.лит.,1976.-319стр.Персонажи славянский мифологии.-Киев:Корсра,1993.-218стр.Легенды и сказки древних славян.- М.: Эгмонт РоссияЛТД,2002.-47стр.http://www.dreams4kids.ru/tag/russkie-narodnye-skazki/http://www.ng.ru/style/2009-06-04/16_skazki.htmlhttp://skazka.mirtesen.ru/blog/43432774961/Vedicheskiy-obraz-Babyi-YAgi.http://www.alpha-omega.su/index/0-435http://natamama.mirtesen.ru/blog/43127459129/Sakralnyiy-smyisl-skazki-%C2%ABKolobok%C2%BBhttp://slavculture.ru/slav-kult/800-slavyanskie-skazki.htmlhttp://rodovyeistoki.ru/klyuchi-k-volshebnym-skazkam/russkaya-skazka-vedicheskoe-uchebnoe-posobie-mudrosti-zhizni/
Алиса в стране чудес (2010)
- Оригинальное название: Alice in Wonderland
- Год: 2010
- Страна: США
- Длительность: 108 мин.
- Режиссер: Тим Бёртон
- Жанр: фэнтези, приключения, семейный
- В главных ролях: Джонни Депп, Миа Васиковска, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Мэтт Лукас, Майкл Шин, Стивен Фрай, Алан Рикман, Барбара Уиндсор
- Возраст: 12+
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,12
Жизнь 19-летней Алисы Кингсли принимает неожиданный оборот. На викторианской вечеринке, устроенной в её честь, Алисе делает предложение Хэмиш, богатый, но глупый сын лорда и леди Эскот. Не дав ответа, девушка убегает и идёт за кроликом, замеченным ею на лужайке. Кролик как кролик, вот только он одет в камзол и всё время смотрит на карманные часы.
Алиса гонится за Белым Кроликом через весь луг и видит, как он исчезает в кроличьей норе. Затем, неожиданно, Алиса падает туда сама, летит вниз по странному, сказочному туннелю и приземляется в круглом зале со множеством дверей. Выпив из бутылки с надписью «ВЫПЕЙ МЕНЯ», она уменьшается в размерах, а откусив от пирожного с надписью «СЪЕШЬ МЕНЯ» — вырастает. Наконец, миновав череду злоключений, Алиса попадает через одну из дверей в чудесный фантастический мир, который его обитатели называют Подземной страной.
Там её ждёт целый парад колоритных персонажей: хвастливая Соня, сумасшедший Шляпник, глумливый Чеширский Кот, накурившаяся кальяном гусеница по имени Абессалом, жутковатая Белая Королева и её злобная сестра, Королева Червей, вздорная и раздражительная правительница Подземной страны.
Царевна-лягушка
«Было у царя три сына…» – так начинается сказка «Царевна-лягушка».
Надумал царь женить своих сыновей и подошел к задаче творчески. Приказал он сыновьям выпустить стрелы в разные стороны, куда упадет, там и стоит искать невесту.
Старшим повезло, а вот стрела младшего попала в болото, где ее нашла лягушка. Делать нечего, взял царевич находку во дворец, где его тут же обсмеяли. Вот только лягушка оказалась не простой, а превращалась ночью в премудрую Василису.
Царь же стал испытывать новоиспеченных невесток: то рубаху попросит сшить, пирог приготовить или соткать ковер. И каждый раз лягушка младшего царевича заслуживала признание. А в конце еще станцевала так, что никто глаз не мог оторвать.
Побежал тогда Иван-царевич домой, схватил лягушачью кожу и сжег, чтобы навсегда осталась его жена человеком. Вот только сам все и испортил: подождал бы немного, и Василиса навсегда стала бы женщиной. А так остался и без лягушки, и без жены.
Мораль сказки довольно проста: если полюбишь человека за то, какой он есть в душе, он станет самым прекрасным существом. А терпение – золото, поспешишь – царя насмешишь.
Легенда о Садко.
Одна из русских легенд, относящаяся к историческому периоду еще до создания Киева, — это былина Садко, древнерусский эпос, обычно передаваемый в стихах.
История рассказывает нам, как молодой гуслар (музыкант, играющий на гуслях, древнем русском традиционном инструменте) из Новгорода зарабатывал на жизнь игрой, что он делал с большим мастерством. Однако наступило время, когда в этот район пришли другие музыканты, и постепенно Садко начал терять клиентуру, вплоть до того, что его перестали нанимать. Один день, опечаленный своей бедностью и тем, что его никто не нанял, он начал играть на берегу озера Ильмень.
Пройдя несколько раз прикоснуться к Ильмену, однажды ему явился бог вод озера. Он сказал ему, что слышал его игру и хотел помочь ему в его сложной ситуации. Он предложил, чтобы в следующий раз, когда он поедет в город, его вызовут на работу, он должен был убедиться, что в озере была рыба с золотыми плавниками, и поспорил с торговцами, что они существовали. Молодой человек так и сделал, и, к всеобщему удивлению, когда молодой человек и те, кто сделал ставку против него, отплыли в лодке, чтобы порыбачить, они обнаружили, что действительно, собрав сети, им удалось поймать большое количество золотой рыбы.
С рыбой и выигрышем, полученным от пари, молодой человек вскоре стал очень богатым купцом. Однако однажды ночью, когда он возвращался на лодке, молодой человек вернулся, чтобы играть свою музыку. Воды бурлили от ярости и собирались потопить корабль. Садко подумал, что бог вод хочет, чтобы он делился своей прибылью (благодаря заработанной ему), поэтому он бросил несколько бочек богатства, но это не имело никакого эффекта. Моряки ответили, что, может быть, бог хочет человеческую жертву, и после нескольких обходов всегда была очередь Садко.
Молодой человек бросился в воду и встретил бога, который хотел, чтобы он играл для него в его дворце. Там музыка Садко с огромным неистовством заставила гигантский танец. Но однажды во дворец вошел старик, когда молодой человек играл, и показал, что сила танца бога вызывала большие приливы. Садко решил прекратить играть, чтобы избежать этого, сломав струны, чтобы оправдаться.
После этого он попросил бога вернуться на его землю, и бог в конечном итоге уступил. В некоторых версиях бог озера пытается предложить ему остаться в жены, от которой, как предупреждал его старик, я могу уйти, выбрав последнюю и младшую из его дочерей, с которыми он не ел и после чего божество освободило его от службы.
Князь Иван и Кощей Бессмертный.
Легенда гласит, что князь Иван-царевич перед смертью пообещал родителям, что найдет мужа для трех своих сестер. На них претендуют Орел, Сокол и Ворон, с которыми они женятся и собираются жить.
Со временем принц в одиночестве решает отправиться в путешествие, чтобы навестить своих сестер и зятя. По пути он встречает останки уничтоженной армии, которая пала воительница Марья Моревна. Князь встретил эту женщину, влюбился и, в конце концов, женился и собирался жить в ее доме.
Однако, в конце концов, разразилась война, в которой решает участвовать Марья Моревна, оставив князя дома с предупреждением не открывать его шкаф, поскольку в нем есть секрет, который должен оставаться там. Однако князь, любопытствуя, решил открыть шкаф. В нем он нашел закованного в цепи человека по имени Кощей, который попросил у него воды. Отдав ему, внезапно сломал цепи и волшебным образом исчез, после чего похитил жену принца.
Князь решает отправиться на его поиски, пройдя по домам своих сестер и шуринов и оставив после себя различные предметы. Он нашел замок Кощея и забрал свою любовь, но был пойман колдуном и его быстрым конем. Он возвращается, чтобы забрать Марью Моревну, прощающую князя за то, что он утолил жажду, когда был в цепях.Принц повторил спасение еще два раза, всегда его ловил колдун, и в этом случае он в конечном итоге расчленил его и бросил в море.
Однако зятья Ивана заметили, что предметы, которые он оставил им, сделанные из серебра, потемнели, к которым они подошли, и позже им удалось вернуть его к жизни благодаря водам жизни и смерти. Затем князь пошел к Бабе Яге, чтобы подарить ему более быстрого коня, чем у Кощея, которому ведьма решает, что если ей удастся присмотреть за своими кобылами в течение трех дней, она отдаст его ему, хотя в противном случае она убьет его. Это достигло с помощью нескольких животных (которые обещали помочь ему, если он их не съест) своей миссии, несмотря на то, что ведьма подстроила его. Однако она все равно хотела убить его, что заставило Ивана украсть лошадь и сбежать.
Получив коня, Иван спасает жену и убивает Кощея во время бегства. пинком его лошади. После этого он расчленяет тело и поджигает осколки. Освободившись, пара смогла вернуться домой и жить счастливо.
Хоттабыч (2006)
Просмотр душевной комедии с современным прочтением знаменитой повести о старике Хоттабыче гарантирует заряд позитива. Русский хакер, расставшийся с девушкой и попавший под контроль спецслужб, приобретает кувшин с заключенным внутри джинном. Освобожденный Хоттабыч готов исполнить три желания юноши. Пока парень медлит с решением, джинн наслаждается современной жизнью и осваивает интернет, а злой дух Шайтаныч готовит подлость давнему сопернику.
Оригинальное название}{отт@бь)чАктерыВладимир Толоконников, Марюс Ямпольскис, Лива Круминя…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.2, IMDb – 6.2Возрастные ограничения16+
По щучьему велению
Может показаться, что сказка “По щучьему велению” о том, как хорошо лентяйничать, можно ничего не делать, и какая-нибудь волшебная рыбина исполнит все мечты.
Емеля пошел за водой и выловил щуку, которая человеческим голосом пообещала исполнять любые желания парня в обмен на свободу. Так и произошло: ведра и коромысла сами шли домой, печка ездила, дрова рубились сами собой.
Как прознал царь о чудесах, пригласил Емелю во дворец. А тот увидел царевну и тут же пожелал ее любви. Рассердился самодержец, посадил молодых в бочку и бросил в море. Но бочку вынесло на берег, там Емеля с Марьей построили дворец и сыграли свадьбу.
Сказка говорит о том, что порой можно положиться на судьбу, и она сама даст, что причитается. Но вот смекалка пригодится в любом случае.
Легенда о призрачной невесте.
Многие из читателей этой статьи наверняка видели «Труп невесты» Тима Бертона. Многие могут не знать, что его история во многом основана на русской легенде или сказке. А это в свою очередь основан на убийствах еврейских женщин по пути на свадьбу уже одетые в свадебное платье, а также тот факт, что существовала традиция хоронить мертвых в одежде, в которой они умерли (с которой этих убитых женщин хоронили в своих свадебных платьях).
Легенда гласит, что однажды молодой человек, собирающийся жениться, ехал с другом в город, где была его будущая жена, и нашел ветку, напоминающую палец. Юноша и его друг, играя, возложили обручальное кольцо на ветку, а затем дали клятву и отрепетировали свадебные танцы. Внезапно земля сдвинулась, и выяснилось, что ветвь на заднем плане была пальцем, который был частью трупа в свадебном платье.
Этот труп выжидательно посмотрел на них и, заметив, что они праздновали свадьбу, сказала, что хочет заявить о своих правах как жены. Оба сбежали в город будущей жены, отправившись к раввинам спросить, действителен ли брак. Пока раввины спорили, мертвая женщина пришла с ними и вернулась за своим мужем.
Приехала и живая подруга мужчины, которая узнала о ситуации и заплакала из-за возможной потери партнера и детей. Вскоре после этого раввины пришли к выводу, что свадьба действительна, но мертвые не могут требовать живых. Теперь это была труп невесты, которая плакала и рыдала из-за своей неспособности создать семью.
Но живая невеста, пожалев себя, подошла и обняла ее, пообещав, что она осуществит свою мечту и родит много детей, и оба они будут их, как и ее мужем. Это успокоило дух, который в конце концов успокоился и счастливы в то же время, что пара смогла снова выйти замуж и в конечном итоге иметь потомство, которому они расскажут историю духа.
Слайд 20И вот, что мне удалось узнать об ином мире сказок. Путешествие
в потусторонний мир открывает герою много новых знаний, например, способность видеть и слышать неведомое и ранее неизвестное. Символически переход в «иной» мир означает смерть героя, древний обряд инициации. На это указывают и вещи, с которыми он переходит в другой мир – хлеб, посох, сапоги. Это те непременные атрибуты умерших, с которыми их провожали в другой мир. Только после такой символический смерти возможно возрождение героя в новом своем качестве. Ведь духовный, внутренний рост обязательно сопровождается смертью всего устаревшего, отмирания ненужного и отжившего. И герой возрождается – более мудрый, знающий то, чего ранее не знал и не ведал.
«Варвара-краса, длинная коса» (1970)
Кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1970)
Роу поставил фильм по мотивам русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», а также баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею». В центре сюжета — царь, который, чтобы спасти своего сына, тайком подменил его ребенком обычного рыбака.
Георгий Милляр, один из актеров-талисманов режиссера, сыграл в фильме сразу две роли — подводного царя Чудо-Юдо и одного из балалаечников в эпизоде, где обедает царский сын. Примечателен тот факт, что в эпизоде, когда Чудо-Юдо из воды высовывает руку и хватает царя за бороду, «руку» сыграл не Милляр, а будущий создатель «Ералаша» Борис Грачевский.
Часть натурных съемок проходила в Крыму. Михаил Пуговкин, сыгравший царя, впоследствии вспоминал:
«Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит: “Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино”».
Теремок
Сказки, схожие сюжетом с «Теремком» существуют у многих народов. Изначально «Теремок» – довольно мрачная история о доме и мире, который приютил множество зверей. Они хоть и не были друзьями в природе, но согласились жить вместе.
А потом пришел медведь, большой и сильный, и раздавил дом из чувства крайней злобы. Сказка учит не быть таким медведем, ведь злоба приводит только к разрушению.
В советское время история была переработана. Косматый угнетатель превратился в большого косолапого Мишу, который хотел присоединиться к зверям, не влез в Теремок и нечаянно развалил его. Животные выскочили целые и невредимые и тут же отстроили дом заново, лучше прежнего. И смысл сказки в корне изменился.
Слайд 47В школе, на классном часе, я поделилась собранной информацией со своими
одноклассниками. Рассказала им о появлении сказок, их роли в жизни каждого из нас. Об их глубоком смысле, и попыталась объяснить, что хотели до нас донести наши предки через сказки. Показала иллюстрации интересного материала об изученной теме. Предоставила материал для визуального восприятия, излагаемой мной информации. Чем вызвала огромный интерес своих одноклассников.
ФОТО С ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КЛАССНОМ ЧАСЕ
Чтобы сделать анализ о проделанной работе, в первую очередь я углубились в истоки появления сказок. Съездила в Славянский Кремль в Валищево, для беседы с людьми, знающих культуру русского народа. Беседовала с учителем литературы. Тесно сотрудничала с работником библиотеки. Читала книги, научные статьи, собирала информацию в интернете.
Вий (2014)
Фэнтезийный фильм совместного производства нескольких стран готовился к выходу на экраны почти девять лет. Картограф на специально сконструированной карете совершает научную поездку. Преодолев Карпатские горы, Джонатан Грин набредает на затерянную среди лесов украинскую деревушку. Местные жители живут в страхе и защищаются от нечисти всевозможными магическими средствами. Ученый быстро убедится, что суеверные страхи имеют под собой реальную основу.
АктерыДжейсон Флеминг, Андрей Смоляков, Алексей Чадов…СтранаРоссия, Украина, Германия, Великобритания, ЧехияРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 5.2Возрастные ограничения12+
«Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004)
Кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004)
Анимационный фильм Константина Бронзита основан на сказаниях о богатыре Алеше Поповиче. Герою не удается защитить жителей своего родного Ростова от выплаты дани, и теперь богатырь должен восстановить свое доброе имя и вернуть золото.
Бюджет «Алеши Поповича…» — $4 миллиона, а в прокате он собрал чуть больше $1,7 млн. Тем не менее, по его мотивам впоследствии была выпущена компьютерная игра, а сам мультфильм стал началом «богатырской» франшизы, которая насчитывает десять полнометражных анимационных фильмов. Кстати, вторая часть киносериала, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», тоже в прокате выступила не очень удачно. Зато сборы третей — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — в пять раз превысили бюджет.
Сторожевая застава (2017)
Украинский детский фильм снят по мотивам повести Владимира Рутковского. Современный школьник через временной портал переносится в Древнюю Русь. Там мальчишка знакомится с молодыми воинами, в которых сразу узнает трех богатырей – легендарных защитников родных земель. Русскому государству угрожают зловещие половцы, вооруженные до зубов и владеющие черной магией. Герою предстоит сыграть значительную роль в сражении с кочевниками.
АктерыДаниил Каменский, Ева Кошевая, Роман Луцкий, Наталья Сумская…СтранаУкраинаРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.4Возрастные ограничения6+
Легенда города Китежа.
Некоторые русские легенды рассказывают о нашествии монголов, которым они подверглись в древности. В частности, одно из них касается исчезновения города Китежа.
Согласно легенде, Князь Владимир основал два города, один назывался Малый Китеж, а другой получил название Большой Китеж.. Однако монголы вторглись в первую из них, взяв в плен во время процесса, которые в конечном итоге признались, как добраться до второй.
Добравшись до его окрестностей, они увидели, что в этом городе нет оборонительных стен или построек, и немедленно напали. Отчаявшиеся горожане молились о его спасении. Однако до того, как нападавшие подошли к городу, он был поглощен водой, погрузившись в озеро Светлояр и спас его от нападения, а также сделав невидимым. С тех пор говорят, что только чистейшие могут найти этот город.
Призрак Жужи.
Относительно недавняя русская легенда, сосредоточенная в Москве, рассказывает нам о любви и смерти.
Легенда рассказывает нам о Zхужа, женщина, много лет любившая миллионера. Однажды, гуляя по Кузнецкому мосту, он услышал, как мальчик, разносящий газеты, кричал, что его возлюбленная покончила с собой. Когда она вышла из кареты и пошла за дополнительной информацией, она попала в аварию и умерла.
Однако прошли дни, и мальчика, который продавал газеты, нашли мертвым и задушили женским чулком, которым Чужа носил в день своей смерти. Вскоре умерли и те, кто опубликовал якобы смерть миллионера. С тех пор было несколько свидетельств призрака, который пробегает через Кузнецкий мост в Москве. О том, кто ее видит, говорят, что она может потерять близкого человека мужского пола.
Не любо — не слушай…
Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас.
Всю сушшую правду. Что ни скажу, все — правда.
Кругом все свои — земляки, соврать не дадут.
К примеру, Двина — в узком месте тридцать пять верст, а в широком — шире моря. А ездим по ней на льдинах вечных. У нас и леденики есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да давают в прокат, кому желательно.
Запасливы стары старухи в вечных льдинах проруби делали. Сколь годов держится прорубь!
Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали — квас, пиво студили.
В стары годы девкам в придано давали перьвым делом — вечну льдину, вторым делом — лисью шубу, чтобы было на чем да в чем за реку в гости ездить…..
В сказках рыба сама потрошилась, солилась и прыгала в пирог, а медовые пряники маршировали в Уйму и требовали, чтобы их съели. В реальности Писахов жил без постоянных заработков — учительский диплом ему выдали лишь в 1936 году. В 1939 году Писахов получил подарок на 60-летие — был принят в Союз писателей СССР. Его председатель, Фадеев, читал книгу вслух и не мог сдержать смех. А публикаций почти не было.
Очень рано, еще с 20-х годов, Писахов сам стал живой легендой или сказкой Архангельска, а также городской достопримечательностью. Он так мистифицировал окружающих, что биографам пришлось потрудиться, уточняя и день, и год его рождения.
В разговорах Степан Писахов всегда придумывал себе новый возраст. Когда его поздравляли с 80-летием, называл это «совершеннолетием», обещал дожить до 2000 года и даже написал об этом сказку. Но ушел из жизни в 1960 году.
В Архангельске Писахов жил в семейном доме, хоть и «уплотненном» после революции. В 1984 году старинный деревянный дом пошел под снос. Но на пешеходной улице Чумбарова-Лучинского, бывшем Среднем проспекте, на углу с улицей Поморской, стоит бронзовый Писахов. В руках — авоська с треской, для кошек, на шляпе сидит чайка, разумеется, в антивандальном исполнении. Сам писатель протягивает руку прохожим, чтобы поздороваться и рассказать новую сказку.
https://youtube.com/watch?v=qI6CC3u3IjQ
Богатырей ищете на Севере
Северный фольклор открыт относительно недавно. В 1859 году вчерашний студент Павел Рыбников был сослан в Олонецкую губернию за близость к революционным кружкам и зачислен в губернскую канцелярию. Служебные обязанности не мешали Рыбникову путешествовать, записывая былины, сказы, причитания. Только в мае — июне 1860 года он нашел и зафиксировал 80 былин.
Вообще, открытие северного фольклора можно сравнить с открытием берестяных грамот в XX веке (а ведь это грандиозное открытие на стыке истории и филологии — благодаря ему стала гораздо понятнее обыденная жизнь русского народа в XI–XIII веках, выяснилось, что грамотность была достаточно широко распространена, что существовала не только церковная, но и светская письменная культура). Северный фольклор — столь же масштабное явление. По сути, это своеобразная машина времени, переносящая нас в жизнь наших далеких предков, раскрывающая их надежды, страхи, отношения, быт. Между прочим, именно северный фольклор сохранил былины «Киевского цикла». Под Киевом бандуристы про богатырей и князя Владимира давно уже не пели, а в Каргополе — сказывали.
Александр Гильфёрдинг
По следам первопроходца отправился славяновед Александр Гильфёрдинг. Он так был поражен находкой Рыбникова, что поначалу заподозрил мистификацию, лично поехал проверять — и оказалось, все правда. Он подтвердил источники Рыбникова и обнаружил еще больше песен и сказов.
С тех пор этнографы отправлялись на Север, как археологи — на сезонные раскопки. С каждым десятилетием они забирались дальше и дальше — на Терский берег, на берега Пинеги. Иногда сами северные сказители приезжали к слушателям. Один из них, Василий Щеголёнок, около месяца гостил в Ясной Поляне у Льва Толстого и подарил писателю несколько сюжетов.
Однако фольклор и литература оставались разными жанрами. Сказители пели былины и сказы, не меняя старинных текстов, Толстой использовал сюжеты для своих книг, подстраивая под свое мировоззрение.
В 1915 году первая русская женщина-химик и фольклорист Ольга Озаровская во время экспедиции на Север открыла одну из самых талантливых сказительниц — Марию Кривополенову. Уже в том же году Кривополенова выступала в Политехническом институте в Москве.
Государственная бабушка
Мария Кривополенова впервые оказалась в Москве в возрасте 68 лет. Ее выступлениями восхищался Борис Пастернак, портрет Марии Дмитриевны стал прообразом «Вещей старушки» Сергея Конёнкова. После революции Кривополеновой назначили пенсию и академический паек. Луначарский называл ее «государственной бабушкой», а она связала наркому рукавички.
Очерк, посвященный ее выступлениям в газете «Архангельск», назывался «Уходящая красота». Это была первая публикация Бориса Шергина — писателя, которому предстояло объединить фольклор и литературу.
2
Остров Буян.
Идея земного рая не ограничивается одной или двумя религиями, но разделяется многими из них, включая русских и других славян.
В этом смысле одна из самых известных легенд — это история острова Буян. Этот остров служит убежищем для Солнца и ветров, а также для путешественников. Мы также можем найти на этом острове целебные воды, созданные благодаря камню Алатури и деве Зари, которая зашивает раны.
Кощей Бессмертный тоже хранит душу на острове, который отделил свою душу от своего тела и поместил ее на иглу внутри яйца, которое находится внутри тарелки внутри кролика, которое, в свою очередь, находится в стволе, заросшем в камыши дерева. Если кто-то схватит указанное яйцо или иглу, он получит почти абсолютную власть над колдуном, так как в случае повреждения Кощея умрет.
Легенда о Матрешке.
Легенда гласит, что когда-то скромный плотник по имени Сергей, которому для работы требовалось дерево. Однажды, когда ему было трудно найти настоящую древесину, он нашел идеальное бревно, которое взял домой.
Сергей не знал, что с ней делать, пока однажды в голову не пришла идея сделать куклу. Он сделал ее с такой любовью и такой красивой, что, закончив, он не захотел ее продавать и дал ей имя Матрешка. Молодой человек приветствовал свое творение каждый день, но однажды, что удивительно, он ответил на приветствие.
Постепенно у них установилось общение и хорошие отношения, но однажды кукла указала на свою печаль, потому что у всех существ, кроме нее, были дети. Плотник сказал ей, что если она этого хочет, она должна удалить дерево изнутри, и она согласилась.
Сергей сделал уменьшенную копию, которую назвал «Триоска». Но Со временем Триоска тоже захотела иметь детей, поэтому из своей древесины она сделала еще одну уменьшенную версию: Оська.. С ней повторилась ситуация, из которой Сергей делал еще одну куклу, на этот раз с усами и мужественной внешностью, чтобы у нее не было материнских инстинктов. Я бы назвал последний Ка. Затем он поместил каждую куклу внутрь своего родителя. Однако через несколько дней, к отчаянию Сергея, Матрешка и все ее детище ушли и просто исчезли.
Вам может быть интересно: «10 лучших китайских легенд»
Морозко
Все помнят прекрасный советский фильм «Морозко». В сказке, по которой он снят, рассказывается о крестьянской семье: муже, вздорной бабе, ее родной дочери и падчерице Настеньке.
Мачеха изводила неродную дочь непомерной работой, а под конец решила со света изжить и отправила зимой в лес. Там и обнаружил замерзшую девушку Морозко. За доброту и кротость одарил волшебник Настеньку богатством, а позже и удалой жених сыскался.
Когда вернулась Настенька домой, от зависти мачеха снарядила родную доченьку в лес за богатствами. Да только избалованной вздорной девице достались сани со свиньями и сундуки с воронами.
Сюжет о злой мачехе и несчастной девушке очень распространен. Это сказка о смирении и доброте, о прощении и награде, которая ждет человека за его доброе сердце.