Формы и особенности
Усыновление — форма замещающей семьи
Ребенок в замещающей семье может оказаться путем определенных устройств.
- Усыновление. Ситуация, когда у ребенка появляются вторые родители, которые замещают его настоящих. Малыш передается взрослым по решению суда; усыновители указываются, как родные; прекращаются отношения с биологической матерью; обретение всех имущественных, а также неимущественных прав. При этом усыновители не получают денежную поддержку от государства. Основная проблема, которая возникает в данной форме устройства – это продолжительный этап оформления документов, также необходимо пройти судебную процедуру. Стоит учитывать, что к усыновителям будут выдвинуты весьма строгие требования.
- Попечительство, опека. Ребенка устраивают на проживание к одному из родственников или к специально подготовленному человеку, желающему взять его на воспитание. Детям, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, назначают опекуна, тем, кто старше — попечителя. Особенности данной формы: прикрепление взрослого происходит на основании утвержденного акта о попечительстве, в котором оговариваются сроки воспитания; взрослый принимает на себя роль представителя ребенка, охраняет его имущество; между взрослым и малышом не устанавливаются родственные связи; карапузу разрешается сохранить отношения с кровными родителями. Попечитель или опекун должен отчитываться о проделанной работе соответствующим органом, если он не исполняет требования, должен понести за это ответственность. Воспитание происходит на безвозмездной основе. По исполнению 18 лет государство выделяет ребенку социальное жилье.
- Приемная семья. Данный вариант рассматривается, как подвид опеки. Помещение малыша в такую семью происходит на основании соответствующего документа. Гражданам, которые взяли на себя заботу о малыше, выплачивается вознаграждение. «Родитель», который не работает, считается трудоустроенным. К плюсам данной формы относят: возможность для родителей получать дополнительные деньги, а также стаж. Минусы: строгий контроль со стороны опекунских органов, необходимость информирования о методах воспитания, проделанной работе.
- Семейный тип детского дома. Взрослого нарекают воспитателем или родителем, а малыша – воспитанником. Количество детей может быть от пяти до десяти. Ребенок находится в таком доме до восемнадцатилетия.
Понятие приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Согласно положению о патронатном воспитании, патронатная семья является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Граждане, желающие взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, называются приемными родителями, ребенок, переданный на воспитание приемным родителям, называется приемным ребенком, а семья — приемной семьей.
Приемная семья основана на следующих принципах:
- приемные семьи могут создаваться жителями республики, в том числе кровными родственниками детей (кроме биологических родителей), а в отдельных случаях — иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Республики Беларусь.
- приемная семья:
a) реализует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье в атмосфере любви, счастья и взаимопонимания;
b) оказывает общественную и государственную помощь детям, лишенным родительской опеки.
c) проявлять милосердие и бескорыстие к детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях и лишенным семейного окружения;
(3) приемные семьи создаются решением уездных и городских исполнительных комитетов по предложению уездных и городских отделов образования, которые выполняют функции органов по защите детей.
- контингент приемных семей составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в результате отобрания у биологических родителей с лишением или без лишения родительских прав, дети, родители которых осуждены, недееспособны, место жительства которых неизвестно, брошенные и отказные дети, а также те, от которых отказались биологические родители.
- ребенок, помещенный в детский дом, сохраняет свои фамилию, имя, отчество, право на имущество, дом биологических родителей, алименты в соответствии с действующим законодательством. Братья и сестры обычно воспитываются в семье (детском доме).
- приемные родители способствуют контакту с биологическими родителями и воссоединению с ними в случае восстановления их родительских прав.
Приемными родителями могут быть взрослые любого пола, за исключением:
- Лица, признанные судом невменяемыми или ограниченно дееспособными;
- Лица, которых суд полностью или частично лишил родительских прав.
- Лица, отстраненные от исполнения обязанностей опекуна за ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них законом
- Бывшие усыновители, если усыновление было отменено судом по их вине
- Лица, имеющие медицинские показания, которые не позволяют им взять ребенка или детей на воспитание.
Предпочтение отдается лицам, имеющим опыт воспитания детей.
Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети, родители которых неизвестны, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, пропавшими без вести, осужденными, не способными по состоянию здоровья к личному воспитанию, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в школах-интернатах, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, передаются на воспитание в приемную семью.
Они могут быть переданы в приемную семью по просьбе лица (или лиц), обладающего необходимой квалификацией:
- Ребенок с ослабленным здоровьем
- Больной ребенок
- Ребенок с отклонениями в развитии
- Ребенок с ограниченными возможностями.
Как правило, общее число детей в приемной семье, включая биологических и усыновленных детей, не может превышать восьми.
Лица, желающие взять ребенка на воспитание, должны обратиться в социально-педагогический центр района, города (области) по месту жительства.
Социально-педагогическая служба школы как основной институт социально-педагогического сопровождения приемных семей
Основным институтом социально-педагогической заботы о детях, находящихся на патронатном воспитании, являются социально-педагогические центры при образовательных учреждениях. Поскольку дети значительную часть времени проводят в детском саду или школе, администрация школы, социальные педагоги, психологи, дефектологи обязаны поддерживать и постоянно сопровождать как приемных детей, так и приемных родителей.
Постоянного внимания социального педагога требуют условия жизни и воспитания ребенка в новой приемной семье, процесс адаптации, развития, защиты прав ребенка.
Работу в этом направлении ведет социально-педагогическая служба Сморгонской школы № 4. Работа с этой категорией семей, как и с приемными семьями, ведется здесь с самого начала появления такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатные семьи.
В связи с этим социально-педагогическая служба школы определила основные направления деятельности социального педагога с данной категорией семей.
постоянный мониторинг и анализ условий жизни несовершеннолетних детей, проживающих в приемной семье.
С этой целью проводятся периодические посещения приемной семьи для оценки жилищно-гигиенических условий дома, в котором проживает ребенок. В то же время выявляются основные материальные и повседневные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, воспитывающие ребенка. Школе оказывается помощь в решении этих проблем в меру ее возможностей. Например, помощь в устройстве ребенка в детский оздоровительный лагерь на время школьных каникул, организация поездок во внеурочное время, помощь в установлении контактов с другими государственными учреждениями и специалистами, в помощи которых нуждается приемная семья.
анализ отношений приемных детей с приемными родителями и их родственниками. Подавляющее большинство детей положительно относятся к приемным родителям (особенно к матери), их детям и другим членам семьи.
Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье проявляют негативное, иногда даже агрессивное отношение к приемным родителям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его образования, опытом предыдущих отношений, сложившихся в детском доме или биологической семье. Для этого дети из приемных и патронатных семей постоянно диагностируются социальными педагогами и школьными психологами для определения уровня тревожности, уровня адаптации ребенка в приемной семье, уровня взаимоотношений с приемными родителями и их родственниками. Результаты диагностики обобщаются, делаются выводы и на их основе разрабатываются рекомендации. Планируются профилактические беседы и курсы.
Так, по данным нашего исследования, они делятся с приемными родителями важными событиями в школе постоянно (80%), изредка (20%).
Показатель доверия между приемными детьми и приемными родителями.
Дети из приемных семей регулярно отдыхают вместе с новыми приемными родителями (посещают выставки, музеи, кино) 60%, еще 40% делают это иногда.
расширение сферы общения приемных детей как единственного средства нравственного и эмоционального развития. Воспитанники детских домов постоянно общаются с группой сверстников, которые, как и они, не имеют богатого и разнообразного опыта общения. Это приводит к тому, что у них слабо или плохо развиваются навыки общения, способность строить отношения с незнакомыми людьми, справляться с различными жизненными ситуациями. Расширение общения приемных детей и обучение навыкам общения с родителями, бабушками, дедушками и другими членами семьи, с братьями и сестрами, с друзьями, соседями и знакомыми новой семьи, а также со сверстниками, воспитателями и учителями может помочь устранить эти негативные явления.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Новая форма методической работы с педагогами ДОУ: деловая игра
- Открытые системы интенсивного обучения
- Современные модели организации обучения. Виды обучения, их характеристика
- Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников
- Отечественная педагогика. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского
- Аксиология в педагогике
- Многоуровневая структура образования
- Методы воспитания в школе
- Применение эор при формировании профессиональной готовности слушателей профессионального обучения
- Особенности воспитательной системы в античности
Кто не может претендовать на роль родителя
Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:
- лишение родительских прав;
- отсутствие стабильного заработка;
- недееспособность или ограничение действий;
- ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус;
- предоставляет для малыша опасность;
- имеют место однополые супружеские отношения;
- страдает алкоголизмом;
- был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека;
- совершил особо тяжкое или тяжкое преступление;
- отсутствует ПМЖ;
- ограничение в правах;
- наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию;
- учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.
Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.
Отечественный опыт социально-педагогической помощи приемным семьям
В Беларуси создается нормативно-правовая база, обеспечивающая механизм выявления и подбора приемных семей, обеспечение юридических прав и обязанностей приемных родителей, материальную поддержку семьи. Введено положение о патронатном воспитании. Разрабатываются научные и методологические подходы, учитывающие особенности страны. Однако самая лучшая и мудрая научная концепция не поможет, если она не воплощена в жизнь, если она не передана через опыт практиков. Управления по делам молодежи в сотрудничестве с социально-педагогическими центрами отвечают за реализацию механизма внедрения патронатного воспитания в регионах.
В Рогачевском районе в 1999 году был открыт социально-педагогический центр для семьи и детей. При поддержке местной администрации и районного отдела образования мы начали создавать реальную службу, занимающуюся проблемами семей. Поддержка детей-сирот, их дальнейшее устройство и обучение — одно из основных направлений работы, определенных центром. На основе национального и международного опыта разрабатывается и реализуется программа социально-психологического сопровождения приемных семей. Создавая приемные семьи, Центр преследует следующие цели:
- отбор кандидатов в приемные родители, создание базы данных кандидатов в приемные родители, обучение приемных родителей.
- подготовка ребенка (детей) к передаче в приемную семью, подбор семьи для ребенка.
Проведение постоянной социальной и психологической поддержки приемной семьи и детей в семье. Сотрудничество с биологической семьей по вопросу возвращения детей к ним.
Определены основные направления работы социально-педагогического центра в этом направлении:
Поддержка ребенка в адаптации к жизни в приемной семье (регулярное наблюдение за детьми, консультации родителей, привлечение социального окружения — учителей, воспитателей, школьных психологов, которые будут работать с ребенком по месту жительства).
Социально-педагогический центр тесно сотрудничает с органами опеки и попечительства.
Сегодня органы опеки и попечительства, а также социально-педагогические центры республики разрабатывают и внедряют новые программы поддержки приемных семей.
В октябре 1999 года в Бобруйске был создан экспериментальный центр по сопровождению приемных семей. Проект был поддержан ЮНИСЕФ Беларусь и Главным управлением по социальной и воспитательной работе Министерства образования Республики Беларусь. Проект был направлен на отбор и обучение семей-кандидатов по психолого-педагогической программе и их дальнейшее сопровождение в принятии нового социального статуса.
На основании проведенного исследования специалисты Центра определили критерии отбора потенциальных усыновителей. Оптимальной семьей для размещения является семья среднего возраста, в которой:
- Сформировался стереотип супружеских отношений;
- Сформирован стереотип супружеских отношений и имеется жизненный опыт;
- Семья имеет свой собственный образ жизни как воспитывающий фактор.
В рамках выявления детей в замещающих семьях специалисты Центра решают следующие задачи.
- изучение сети социальных контактов ребенка.
- организация работы с сетью контактов для выявления возможных кандидатов в приемные родители.
- подготовка ребенка к передаче в приемную семью.
- психолого-педагогическая подготовка приемных родителей (тренинг родительских навыков).
- психолого-педагогическая помощь в приемной семье.
- обеспечение условий для реабилитации и адаптации ребенка в приемной семье.
Также разработаны индивидуальные рекомендации по проектированию процесса адаптации ребенка в приемной семье.
Каких детей берут в семьи
В замещающие семьи чаще всего попадают сироты
Чаще всего в замещающих семьях оказываются сироты. Также оказаться в новой семье может ребенок, если его родители:
- несут для него угрозу;
- были лишены родительских прав;
- являются недееспособными или имеют ограничения в действиях;
- находятся на психиатрическом лечении;
- не имеют возможности воспитывать ребенка;
- наличие серьезных проблем со здоровьем;
- отбывание наказания в местах лишения свободы;
- находятся под следствием;
- не желают воспитывать ребенка, не живут вместе с ним;
- отказались от своего чада;
- уехали в длительную командировку.
Шаг 1Познакомиться с органами опеки по месту жительства
Как правило, специалист, который занимается вопросами усыновления, есть в каждом районном муниципалитете. Он может работать как при отделе образования, так и в управлении социальной защиты населения: это нужно уточнить в органах соцзащиты или образования по месту жительства.
В некоторых городах, например в Санкт-Петербурге, Владимире, Красноярске, созданы специальные центры усыновления и опеки, где будущим усыновителям оказывают помощь в оформлении бумаг, прохождении врачебных комиссий, подборе детей. Такой комплексный подход существенно упрощает и ускоряет всю процедуру.
При первом посещении кандидаты в усыновители должны просто побеседовать с работником органа опеки — это, по сути, знакомство. Задача специалиста выслушать вас, выяснить мотив усыновления, понять, насколько полно вы осознаете ответственность такого шага, соответствуют ли ваши жилищные, семейные и материальные условия требованиям законодательства.
Сотрудник опеки должен разъяснить ваши будущие права и обязанности по отношению к усыновленному ребенку, порядок проведения процедуры усыновления, ответить на вопросы, а также выдать необходимые бланки, направления и список документов. Вот он:
- Копия свидетельства о браке усыновителя, если же он не состоит в браке, то копия свидетельства о рождении: иногда суд его запрашивает, чтобы проследить, не менялась ли фамилия усыновителя.
- Копии паспорта.
- Оригинал и копия медицинского заключения на каждого из усыновителей.
- Справка о наличии судимости или несудимости.
- При усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года.
- Справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах или иной документ, подтверждающий доходы усыновителя или семьи усыновителей.
- Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
- Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Автобиография (нужна только для органа опеки).
Основная часть документов необходима для получения заключения от органов опеки о возможности быть усыновителем. Позже они будут также нужны для подачи заявления на усыновление в суд. Документы на ребенка подготовят сотрудники органов опеки.
Определение и преимущества
Каждый малыш жаждет воспитываться в любящей семье, с людьми, которые будут его оберегать и защищать. Но нередки такие случаи, когда ребенок вынужден остаться без ласки и заботы родителей. Замещающие семьи — это те, которые взяли на себя роль родной семьи, но таковой не являются. Данное понятие объединяет в себе различные формы устройства ребенка к воспитателям и некровным родителям.
Необходимо понимать, что малыш, воспитываемый в узком кругу близких людей, пусть и неродных, имеет ряд положительных моментов перед тем, который воспитывается в детском доме. К преимуществам взросления в такой семье относят:
- забота;
- эмоциональные связь, теплые взаимоотношения;
- регулярное общение;
- особый подход к воспитаннику;
- возможность общаться с представителями различных поколений;
- демонстрация взрослыми правильного поведения;
- общее времяпровождение детей и родителей;
- передача опыта семьи.
Воспитание в такой семье способствует взрослению в нормальной обстановке, следовательно, человек, который вырос в подобной семье, имеет все шансы на то, чтобы стать полноценной личностью, не быть отогнутым обществом.
Шаг 9Подать заявление об усыновлении в суд
Это довольно формальный процесс: нужно прийти в суд в приемные часы, сдать документы по списку, получить на руки их перечень и ждать извещения о принятии дела к производству, назначении даты суда. Госпошлину платить не нужно.
По закону максимальный срок рассмотрения заявления — два месяца с момента его принятия в канцелярии. Но судьи, как правило, назначают слушание на ближайший возможный день.
Как проходит судебное заседание. Дела об усыновлении ведутся в особом порядке. В процессе обязательно должны участвовать усыновитель, представитель опеки, прокурор и ребенок, если он старше 14 лет.
Обычно решение суда вступает в силу через 10 дней с момента вынесения: только с этого времени между усыновителем и ребенком возникают взаимные права и обязанности. При наличии особых обстоятельств и отсутствии возражений по существу дела у всех участников, судья может принять определение о немедленном исполнении решения: например, если жизни и здоровью ребенка что-то угрожает и ему требуется срочная госпитализация.
Забрать домой усыновленного грудничка можно сразу после вынесения судом положительного решения об усыновлении. Тогда в роддоме должны выдать послеродовой больничный лист от даты вступления решения в силу по достижению младенцем возраста 70 дней, а при усыновлении двух и более детей — 110 дней. Больничный лист нужен для оформления отпуска по беременности и родам на работе одного из приемных родителей.
Кто может усыновить ребенка
Усыновить ребенка могут супружеские пары или одинокие взрослые: если граждане не состоят в браке, они не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Еще одно важное условие — мужчина или женщина должны достигнуть совершеннолетия, а разница в возрасте между усыновителем и ребенком должна быть не менее 16 лет. Но если усыновители — семейная пара, а разница в возрасте меньше установленной нормы только с одним из них, то отдел опеки может в качестве исключения дать согласие
Другие требования к усыновителю:
- Дееспособность: своя и супруга, если он есть.
- Отсутствие судимости за тяжкое и особо тяжкое преступление.
- Состояние здоровья, позволяющее выполнять родительские обязанности: например, ребенка не дадут усыновить больным туберкулезом или инвалидам первой группы.
- Наличие жилья в собственности или в аренде.
- Наличие сертификата об окончании школы замещающих родителей.
- Отсутствие сведений о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, отстранении от обязанностей опекуна.
Если желающих усыновить ребенка несколько, преимущественное право будет у его родственников, но с учетом интересов усыновляемого: они выражаются в доверительных отношениях, привязанности к родственникам, длительном совместном проживании.
Дальше расскажу, какие документы потребуется собрать будущим родителям и как проходит процедура усыновления.