Содержание
-
Слайд 1
Система развивающего обучения
Л.В. Занкова
Журавлёва Л.А., ЗД по УВР МОУ СОШ №2 г.Пошехонье, 2010г.
pptcloud.ru -
Слайд 2
Выдающийся российский психолог, дефектолог, педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АПН РСФСР и СССР, заслуженный деятель науки, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
-
Слайд 3
Обязательный признак системы — целостность
-
Слайд 4
Оптимальное общее развитие каждого ребенка:
целостное развитие ребенка — его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы
при сохранении здоровья школьников -
Слайд 5
Личностно ориентированный подход
создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию -
Слайд 6
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
Ведущая роль теоретических знаний
Принцип осознания процесса учения
Быстрый темп прохождения учебного материала
Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых -
Слайд 7
Процессуальность
Многогранность
Вариантность
Коллизии -
Слайд 8
Особая доверительная атмосфера обучения
Организация коллективного поиска решения проблемы
Меняется роль педагога – он лишь тактично помогает детям в поиске, направляя их на нужный путь,
Ученикам дано право не соглашаться с мнением учителя и одноклассников, спорить, отстаивать и аргументировать свое мнение
«Ошибка – находка учителя»
Создаются условия для самостоятельного добывания детьми знаний -
Слайд 9
Постановка проблемы
Коллективный поиск решения
«Открытие нового знания»
Отработка навыка
«Вариации» на тему изучаемой проблемы -
Слайд 10
Открытие нового знания через коллизию (проблемную ситуацию)
Основные формы проведения урока – диалог, полилог, дискуссия
Индивидуальные , групповые, фронтальные способы решения учебной задачи
Организация на уроке поисковой, исследовательской деятельности при взаимодействии с учителем, классом -
Слайд 11
Строится с опорой на «три кита»
Цель – общее развитие каждого ребенка
Учет особенностей обучаемых
Образовательные стандарты
Представлено УМК
Отличается
— интеграцией
— богатством
— объемом
— изменением удельного веса между предметами -
Слайд 12
В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия
Второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.
Третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным -
Слайд 13
1991-1993 гг. – издан полный комплект нового ( второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы
1997-2000 гг. – вышел полный УМК стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы.
2001-2004 гг. – Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ утвердил УМК по всем учебным предметам для 4-хлетней начальной школы.
2004 г. – победителями конкурса по созданию учебников нового поколения стали УМК для 5-6 классов по русскому языку, математике, природоведению. -
Слайд 14
Уровни результативности системы Л.В. Занкова
Уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения специальных методик
Уровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных приемов, заданий
-
Слайд 15
Осуществляется по 4 уровням, которые устанавливаются тремя способами
Подсчет количественных показателей
Описание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержание
Описание использованной ребенком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой -
Слайд 16
Значение системы развивающего обучения Л.В. Занкова
1993 г. – создание Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова (ФНМЦ)
Система признана в России и за ее пределами (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова, США, Израиль, Австралия)
Открыты центры ФНМЦ в регионах
Очная переподготовка педагогов в Москве
Издание журнала «Практика образования»
Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров» -
Слайд 17
Готова ли система Л.В. Занкова к работе по стандартам второго поколения?
«Система общего развития ребенка Л. В. Занкова вступила в XXI век подготовленной к вызову времени и требованиям образования»
Посмотреть все слайды
Кто может учиться по системе Занкова
Развивающая занковская система учит детей нестандартному мышлению и самостоятельному поиску решений. Она подходит сообразительным, любознательным и амбициозным детям.
Однако данная система предполагает, что от ребенка будет максимальная отдача только при условии вовлеченности родителей в образовательный процесс. Это связано с тем, что в школе к поиску ответа на сложный вопрос ученика подталкивает педагог, а дома эту миссию исполняют родители. В связи с этим система Занкова подходит только для обучения детей из тех семей, в которых родители готовы совместно с ребенком думать над домашним заданием.
Сегодня научно-педагогический центр Занкова продолжает разрабатывать программу для средней школы, а поклонники системы отправляют в министерство образования петиции, касающиеся возвращения ей федерального статуса. Но пока занковская система остается исключенной из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не проводят. Сегодня ее используют только частные школы и индивидуальные преподаватели на дому.
Слабые стороны
- Программа Занкова, в отличие от традиционной системы преподавания, не предполагает «подтягивания» отстающих до «среднего» уровня успеваемости.
- Многие задания сформулированы таким образом, что выполнение их без помощи взрослого в принципе невозможно.
- Предметный материал изложен в некоторой степени хаотично. При этом недостающие «звенья» ученик должен найти и усвоить самостоятельно.
- В программе мало упражнений на повторение и закрепление полученных знаний, так как Занков считал, что это делает процесс обучения рутинным и скучным, а также снижает заинтересованность детей в получении новых знаний.
Классическая программа? Занков?
Как видите, мнения очень разные: от восторга до полного неприятия. Что же выбрать? Наш совет такой: прежде всего надо выбрать доброжелательного, толкового учителя. Любой метод хорош, если пользоваться им в совершенстве — это истина, проверенная временем. Если учитель владеет системой Занкова, если он успешно пользуется ею уже несколько лет, и не слепо, а осмысленно, возможно, сочетая ее с классической системой — доверьтесь ему. Ну и, конечно, оцените свои силы и силы ребенка. Если вы сами открыты новому, если готовы помочь ребенку, поддержать его, если у вас есть время и силы вникать в то, что он изучает в школе, — попробуйте систему Занкова
Ведь в младших классах ребенку очень важно не возненавидеть учение как процесс, почувствовать, что «грызть гранит науки» на самом деле может быть увлекательно и даже весело
Система Занкова в образовании
Современное образование направленно на выявление и развитие у ребенка широкого кругозора, которые могут самостоятельно принимать решение независимо от ситуации. Как правило, такие люди более успешны в жизни и легко преодолевают препятствия.
Всю жизнь каждый человек стоит перед определенным выбором и принять правильное решение может только сам. Например, для малышей весомое слово будет за родителем: выбор школы, дополнительных кружков. Однако в более старшем возрасте уже все зависит только от него самого. Например, выбор будущей профессии, работы, места отдыха.
Система Занкова позволяет научить ребенка:
- Ответственно подходить к выполнению обязанностей;
- Выбирать более продуктивные варианты;
- Не ограничиваться одной профессией. Постоянное стремление к саморазвитию и самоутверждению;
- Осваивать новые навыки и приемы, что очень необходимо в современном мире;
- Быстро ориентироваться в новых ситуациях;
- Повышает способность анализировать и сравнивать;
- Развивается коммуникабельность и целеустремленность.
Правильная система обучения основывается на приобретение всех этих качеств. Ребенок сможет с истоков получать навыки общения, решать проблемные ситуации, развивать усидчивость и чувство любознательности.
Разработанная специальная система образования Занкова, которая в эпоху компьютерных разработок позволяет человеку быстро овладеть ситуацией.
Общая цель обучения школьников заключается в развитии знаний на базе различных образовательных предметов.
Под этим подразумевается развитие и укрепление памяти, чувств, воли не нанося вред психике ребенка.
Система Занкова разработана на базе общеобразовательной системы, расставляя приоритеты в зависимости от ситуации. Приоритетом является усвоение материала ребенком, а не количество вычитанного материала. В этой программе задействуются все ученики (слабенькие и сильные), что в процессе обучения позволяет всем выйти на высший уровень.
Усвоение и закрепление материала направлено на коллективную работу всего класса, где участвует каждый ребенок, тем самым развивает себя как личность, мнение которого важно для окружающих. В системе нет основного или второстепенного предмета: каждый предмет вносит свои навыки в развитие и образованность ученика
В системе нет основного или второстепенного предмета: каждый предмет вносит свои навыки в развитие и образованность ученика.
Многолетний опыт показал, что дети, начавшие обучение по Занковской системе с раннего возраста, имеют очень высокие показатели в сравнении со сверстниками. Такие ученики зачастую становятся победителями различных олимпиад и конкурсов, с легкостью поступают в высшие учебные заведения.
Основа методики
В узком понимании методика развивающего обучения Л.В. Занкова зиждется на трех китах: ведущей роли обучения, согласующейся с трепетным отношением к внутреннему миру ребенка и предоставлением поля для проявления его индивидуальности.
- Обучение, воспитание, развитие — едины, словно слиты в один процесс.
- Индивидуальный, личностно-ориентированный подход.Каждого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть. Не нужно «подтягивать» «слабого» ученика к «сильному», нужно работать над развитием любого ребенка и верить в его успех, в его силы.
- Между учителем и учеником должны быть установленыдобрые, доверительные отношения. Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. Л.В. Занков утверждал: «Ребенок — это тот же человек, только маленький». Взрослым не следует об этом забывать — по отношению к ребенку ни в коем случае не должны применяться физические наказания, грубость, унижения.
- При ответах учениковдопускаются любые их ошибки. «Ошибка — находка для учителя», — считал Занков. Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.
- Безусловно, и добрые отношения между учителем и учеником, и допущение возможных ошибокисключают оценочное отношение к ребенку. Выдающийся педагог-новатор В.В. Сухомлинский как-то сравнил оценку с «палкой в руках учителя». Пожалуй, это сравнение актуально и для системы Занкова. Ребенок может говорить, предполагать, ошибаться — он знает, что не получитненавистную «двойку», за которую его обязательно накажут.
- Как известно, одно из направлений современного образования — реализация системно-деятельностного подхода. Можно сказать, что в прошлом веке именно его взял за основу для своей методики Леонид Владимирович. Ведь, по мнению ученого, ребенок должен уметьдобывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно. Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии — ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения.
2 правила для родителей, вытекающие из методики Л.В. Занкова:
- Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.
- Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.
Дидактические принципы
- Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.
- Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.
- Высокая скорость изучения материала.
- Приоритетная роль теоретических знаний.
- Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать — удивить. Именно удивление даетимпульс интеллектуальному, творческому и нравственному началам ребенка.
- Важная роль повторения.
Особенности обучения
- Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.
- Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.
- Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.
- Основные виды заданий — наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.
- Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.
- Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.
Какие существуют системы обучения
В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.
К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20–30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.
Общие цели развивающей педагогики и обучения
Методика развивающего обучения выдвигает на первый план дидактические задачи развития содержания, целей, задач, приёмов учебной и воспитательной деятельности в отношении школьников.
Выготский в своей теории выражал несогласие со взглядами зарубежных педагогов и считал, что такая деятельность должна быть направлена на анализ умственного развития ребенка, в котором нужно чётко определить продукты развития и продукты обучения, используя их вне зависимости друг от друга. Таким образом, прослеживается связь между психическим развитием ребенка и его воспитанием, обучением.
Общие цели развивающей педагогики и обучения
Основными целями образовательно-воспитательной деятельности при данном подходе выступают:
- социально-педагогический аспект, выражающийся в возрастающих требованиях к культурному и профессиональному уровню индивида.
- научно-теоретический аспект, предполагающий прямую зависимость между онтогенетическим формированием психики и личности от методики образовательного и воспитательного процесса.
В развивающем обучении суть данной цели состоит в исследовании влияния образовательного и воспитательного воздействия на формирование психики обучаемого, а именно – определение внутренних источников и принципов это процесса.
Выготский сформулировал гипотезу о конкретно-историческом содержании социального происхождения ролевых возможностей, социальной сущности тех или иных видов деятельности в присвоении социального опыта. Он считал, что обучение непосредственно следует за развитием.
В таком подходе воспитание и обучение являются естественной формой формирования психики детей. Развитее психики ребенка проявляется в изменениях в воспроизводящей активности и всевозможных ее формах, а также в содержании способностей и навыков, приобретаемых в ходе деятельности.
Выготский подчеркивал, что исследование взаимосвязи образования и воспитания с психическим развитием предполагает использование приемов, ориентированных на формирование у обучаемых целостных видов деятельности и соответствующих им навыков, а не просто усвоения отдельных понятий или категорий в ходе обучения.
Помимо прочих генетически последовательных видов воспроизводящей активности учебный процесс рассматривается как инструмент проявления ребенком навыков теоретического ориентирования в окружающей действительности.
Важно понимать, что в развивающем обучении целью является развитие у ребенка набора навыков и способностей, соответствующего нынешнему времени, организация актуальных форм воспроизводящей деятельности. Педагогическая практика, как отмечает Выготский, должна быть обращена в будущее, а не ориентироваться на устаревшие практики
Вопросы зависимости процесса психического развития от образования сегодня вышли на первый план в педагогике и получили не только сугубо научное, но и практическое значение, наполняя новым содержанием цели и задачи обучения в общеобразовательных учреждениях.
Общие цели развивающей педагогики и обучения
Исследования психологов и педагогов направлены на поиск решения следующих проблем:
- разработка методов усвоения школьниками знаний, обусловливающих качественное развитие мыслительных процессов.
- исследование таких видов умственной активности, которые способны обеспечить познание сущности получаемых знаний.
Эти вопросы составляют в процессе развивающего обучения основные трудности. Их решение основывается на применении к познанию диалектического подхода, постулатов диалектической логики о переходе абстрактных категорий к конкретным понятиям.
Слайд 2 Этапы становления системы развивающего обученияЛеонид Владимирович Занков
– окончил гимназию в г.Москва 1917-1918 – учитель школы п.
Турдей Тульской обл. 1919-1920 – воспитатель, заведующий детской сельскохозяйственной колонии в Тамбовской губернии
1920-1922 – заведующий колонией «Островня» Московской области1922-1929 – студент МГУ общественно-педагогического отделения факультета общественных наук. Встреча с Л.С. Выготским. Участие в экспериментально-психологических исследованиях по проблемам памяти. Аспирантура Института психологии при 1-м Московском государственном университете, исследование психики и особенностей обучения аномальных детей (под руководством Л.С. Выготского).С 1929г. – заместитель директора Экспериментального дефектологического института.30-е – 40-е годы — исследования психологических особенностей дефективных детей, исследование проблем памяти. Докторская диссертация «Психология воспроизведения» (1942г.), монографии «Память школьника» (1943), «Память» (1952)
Слайд 41 Отличительные особенности систем и УМК
Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального
общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего
развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная модель “Школа 2000…” – “Школа- 2100” Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея “педагогики здравого смысла”.
Недостатки методики Занкова
Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.
Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова.
Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности «отойти» от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.
Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова
В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников.
За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:
- Высокий уровень подготовки. Дети, прошедшие курс начальной школы по Занкову, отличаются высокой успеваемостью, легко усваивают материал 5–6 классов.
- Развитие логического мышления. Система учит рассуждать, строить гипотезы и находить нестандартные решения.
- Развитие коммуникативных навыков. Постоянно дискутируя, дети учатся формулировать свои мысли и слышать других.
- Творческое развитие. Много заданий на креативное мышление, в гуманитарных курсах приветствуется творческая импровизация.
Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:
Высокая нагрузка. Обучение требует максимальных усилий со стороны учеников.
Быстрый темп. Даже пропуск одного урока может обернуться серьёзными пробелами в знаниях.
Высокие требования к преподавателям
Обучение по системе Занкова невозможно без учителя, обладающего подвижным мышлением, развитой эмпатией и способного уделить внимание каждому ученику.
Сложность домашних заданий. Задачи из учебников Занкова по математике порой становятся вызовом не только для ребёнка, но и для всей семьи.
Отсутствие преемственности
Программа существует только для начальных классов. В 2000-х годах научно-методический центр имени Занкова начал разработку программы для 5–9 классов, но эта работа не завершена.
Что говорят — «за» и «против»
Как вы догадываетесь, все, что описано выше — идеальные уроки, с идеальными детьми и идеальными учителями. Не надо сбрасывать со счетов, что действительно талантливый педагог и психолог Леонид Владимирович Занков разрабатывал свою систему в 60-е годы, когда реалии жизни были совсем иными, у детей не было необходимости запоминать такой объем информации, как сегодня. К тому же у нынешних детей, в отличие от тех, на которых Занков апробировал свою методику, «клиповое» сознание — это подтверждают психологи. Из-за обилия информации, которая вываливается на них с экранов и мониторов, они представляют мир как калейдоскоп пестрых картинок, поэтому донести до них идею о целостной картине мира весьма и весьма сложно.
Вот что говорят о методике Занкова родители: «Никаких плюсов от программы я не вижу, а вот минусов — хоть отбавляй! Дети не знают и не понимают простейших вещей (проблемы с определением рода, подлежащее-сказуемое, приставка-предлоги т. д.и т. п.). Логика — вещь хорошая, но развивать ее без базы — бесполезно. В классе решаются простые примеры, а на дом задается такое, что доведет до белого каления любого нормального человека. Осточертели шарады и головоломки по математике и по русскому языку!»
А вот противоположное мнение: «Система Занкова — очень интересная, дети учатся быстрее думать, логически размышлять».
И конечно, очень интересно мнение профессионалов, учителей: «Работаю по системе уже 16 лет, и все классы, которые выпустила, старшая школа принимала с большим удовольствием. Дети всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные, дружные. Уровень знаний разный, но все учителя очень рады работать с ними дальше, потому что они „необычные“».
Недостатки
Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, и универсальной системы обучения абсолютно для всех нет. Некоторые школьники, не справившись с программой по Занкову, показывают неплохие результаты при обучении по традиционной системе.
Это же обстоятельство предполагает определенную подготовку ребенка к школе
В системе Занкова уделено внимание специальным программам для дошкольных учреждений. При этом основная система разрабатывалась только для начального этапа школьного обучения. Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет
После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей
Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей.
Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения. Это предполагает взаимное уважение, отсутствие авторитарности и отказ от сравнительного оценивания между детьми — оценивать следует лишь развитие школьника, его собственные успехи, достигнутые на разных этапах.
Авторские образовательные системы — достаточно спорный вопрос. Нередко они на практике оказываются почти невыполнимыми или слишком специфичными. Система Занкова впервые нашла применение еще в советские годы и за 60 лет доказала свою эффективность настолько, что стала частью ФГОС Российской Федерации.
Принципы системы обучения Л. В. Занкова
Определение 1
Развивающее обучение – это направление в теории обучения и практике образования, содержание, методы и формы организации, ориентированные на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учеников через использование их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.
Леонид Владимирович Занков – советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы всестороннего развития личности.
Рисунок 1. Леонид Владимирович Занков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На протяжении 20 лет (1957-1977 гг.), сотрудники лаборатории Занкова занимались исследованием воздействия различных способов обучения на процесс развития учащихся начальной школы. На основании полученных результатов они разработали систему развивающего обучения для начальной школы.
Данное обучение предполагает развитие разнообразных качеств и навыков, например, умения находить и анализировать информацию, общаться устно и письменно, доказывать и аргументировать свою точку зрения, обсуждать взгляды как схожие, так и противоположные, самостоятельно формулировать выводы.
Обучение по системе Занкова выстраивается на основании нескольких основных принципов:
- высокий уровень сложности – учебой должны порождаться вопросы, которые ребенок может решить, прибегнув к помощи учителя. Принято считать, что чем сложнее задания, тем выше будет исследовательский интерес и шире кругозор учащихся;
- быстрый темп – Занков считал, что повторение изученного вызывает у детей скуку, в связи с чем приоритет всегда отдают новым материалам;
- ориентация на самообучение – в процессе учебы дети сталкиваются с проблемами, которые они должны решить своими силами. Учитель может только направлять их к получению правильного ответа;
- развитие личностных качеств – кроме интеллектуального развития занковская система должна развивать креативное мышление и силу воли;
- индивидуальный подход – Занков был против советской стандартизации личности. Его система развивает индивидуальные особенности и способности учащихся.
Как проводятся уроки в классах с Занковской методикой образования?
Ход урока и его построение заметно отличается от обычной классической методики.
Доверие и уважение.
Начало занятий состоит на построении взаимопонимания и доверия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. При этом не стоит думать, что ученики могут делать, что хотят.
Учитель, не теряя своего авторитета выявляет у каждого ребенка его способности и основные интересы. Внимательно относится к личностным качествам ученика, следит за его умениями реагировать на различные ситуации, не допуская грубости и унижения.
Ребенок – это личность, которая имеет свое мнение и характер
Здесь очень важно правильно подойти к каждому ребенку и направить его на достижения максимальных результатов
Самообучение и контроль.
Обучение построено на том, чтобы ученик добывал информацию самостоятельно, а учитель направлял и всячески помогал ему. Вся информация подается в форме дискуссии с учениками, а не простой вычитке материала.
Таким образом, дети могут спорит, отстаивать свое мнение и видение. Это помогает не боятся ошибиться, а научить исправлять их с помощью прочитанной информации и своих выводов.
Уже после двух месяцев обучения дети не боятся выразить ту или иную позицию, в одноклассниках видят собеседников, стараются опередить своих сверстником, правильно вести себя в различных ситуациях.
Не консервативные методы обучения.
На ряду с обычными школьными программами Занков считает, что активному развитию знаний и способностей позволяет постоянное посещение музеев, театров, экскурсий, библиотек.
Обучение не является легким, как думают некоторые. Однако именно эта система позволяет вырастить думающего, ответственного и развитого человека, который с легкостью займет будет достигать высот в образовании и карьере.
Быстрый темп
В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.
Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».