История № 3 Совмещать учебу с работой и собрать новое портфолио
Любовь Алтухова решила, что классического художественного образования недостаточно
Где учили: онлайн-школа GranichЧему учили: графический дизайнСтоимость: 26 000 Р
Я работаю менеджером по маркетингу в архитектурном бюро, и часть моей работы связана с версткой презентаций и оформлением постов в соцсетях. Несмотря на полученное в художественном вузе образование, структурированных знаний в графическом дизайне мне не хватало. Я выбрала онлайн-курс, который длился чуть больше двух месяцев. Он оказался отличным вариантом для того, чтобы подкачать свои навыки и совмещать работу с учебой.
Школа устроена следующим образом. Каждый новый урок открывается в среду и воскресенье. В уроке две лекции по полчаса, презентация, огромное количество дополнительного материала — его просто невозможно успеть прочитать полностью — и, конечно, объемное домашнее задание.
На каждую домашнюю работу дается неделя. Домашка включает в себя в среднем 15 различных заданий по материалам лекции, а также творческий проект по созданию своего макета. Финальный экзамен — это верстка многостраничного буклета. Именно творческие работы можно будет добавить в свое портфолио по окончании обучения.
От курса я в восторге. Он разработан так, что, если ты пришел учиться и работать, тебе в этом помогут. Если ты не делаешь задания в срок, тебя отчисляют. И деньги не возвращаются. Совмещать с работой можно, если после рабочего дня еще есть силы на обучение. Про себя могу сказать, что мне это дается тяжело. Я почти не сплю последний месяц: обучение занимает около 4—6 часов в будни и 7—8 часов в выходные. Но оно того стоит.
В работе я уже начала применять свои навыки, планирую и дальше заниматься графическим дизайном. Я точно сделаю портфолио: у меня уже есть работы для него. Возможно, пройду еще курсы этой онлайн-школы, например по медиадизайну.
Профориентация в старшей школе
Введение
Глава 1. Теоретические основания профессиональной ориентации
и профессионального самоопределения старшеклассников
.1 Профессиональная ориентация как система
.2 Понятие и сущность профессионального самоопределения
.3 Особенности профессиональной ориентации и
профессионального самоопределения старшеклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование о влиянии профессиональной
ориентации на профессиональное самоопределение старшеклассников
.1 Методологические основания проведения эмпирического исследования
влияния профессиональной ориентации на профессиональное самоопределение
старшеклассников
.2 Анализ результатов эмпирического исследования о влиянии
профессиональной ориентации на профессиональное самоопределение молодежи.
.3 Выводы и рекомендации по исследованию о влиянии
профессиональной ориентации на профессионально самоопределение
старшеклассников.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
История № 6 Начать применять новые навыки прямо во время обучения и расширить спектр услуг
Елена Бикташева планирует полностью уйти в творчество
Где учили: «Школа видео» Алексея РадонцаЧему учили: видеомонтажСтоимость: 20 000 Р
Когда поступило предложение пройти платный двухмесячный курс, я сразу решила для себя, что мне это необходимо. Это было как раз то, что назревало в моих смутных идеях: неплохо было бы к моим навыкам для продвижения в соцсетях добавить еще что-то. Дизайн на любительском уровне я делала, а вот видео было пока закрытой темой.
Учиться было интересно. Конечно, иногда я пропускала вебинары — в пятницу вечером не всегда хочется два часа сидеть в онлайне.
Полученные навыки я стала использовать еще в процессе обучения. Именно так нас и учили: не ждите, начинайте прямо сейчас, пробуйте. Очень много ценного материала по общению с заказчиками. Я фрилансер, и полученные знания и навыки дали мне возможность расширить спектр предлагаемых услуг. Вложенные в курс деньги уже окупились. Возможно, я отойду от продвижения и окончательно уйду в создание видеороликов. Творческие направления мне все-таки ближе.
Помощь в выборе профессии школьнику
Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:
Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых
Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль»
Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.
Вижу цель, не вижу препятствий
Совсем скоро абитуриенты начнут штурмовать приемные комиссии вузов и колледжей, но только часть из этих ребят пойдут подавать документы на профессию мечты. Некоторые выпускники будут ориентироваться на результаты своих экзаменов и выбирать ту специальность, на которую проходят, а кто-то пойдет учиться, чтобы получить хоть какое-то образование. Но, как правило, успеха добивается тот, кто четко знает, чего он хочет и зачем. И чем раньше ребенок определится с будущей профессией, тем лучше.
Статья по теме
Как подростку и взрослому определиться с профессией. Семь советов
«Изначально абитуриенту очень важно знать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься
Но очень часто желаемое не совпадает с возможностями и способностями. Например, инженерную ментальность нужно развивать с раннего возраста, зачастую ребята, которые случайно приходят на инженерные направления, не справляются с нагрузкой, теряют интерес, время и переходят на другие направления, — говорит начальник отдела профориентационной работы Управления профессиональной ориентации и довузовской подготовки Тюменского индустриального университета Любовь Чикишева. — Со студентами, которые нашли интерес к профессии, легко. Они проводят много времени как в работе с преподавателем, так и в самостоятельной подготовке».
Фото: АиФ/ Артем Дергунов
Согласно статистике, 40% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. А число взрослых, которые повторно идут учиться, получить новую профессию, с каждым годом растет. Причины этого как в профессиональном выгорании, так и в осознании того, что работа мечты совсем другая.
«Свой вклад внесла и цифровая трансформация бизнеса — главный тренд нынешней эпохи. Теперь технологии интенсивно внедряются во все сферы, до этого не менявшиеся десятилетиями. Влияет она также на рынок труда. Ряда профессий просто не станет. И сейчас многие уже поняли, что, чем больше компетенций в разных сферах ты имеешь, тем больше шансов в самореализации», — отмечает Любовь Чикишева.
Специалисты Центра занятости населения Тюмени и Тюменского района каждый день помогают соискателям найти работу по душе. Причины, по которым люди оказываются на рынке труда, многообразны: у кого-то изменилось состояние здоровья, кто-то поменял место жительства, кто-то реализовался полностью в своей профессии и теперь хочет попробовать себя в другой сфере.
Новость по теме
Тюменским родителям рассказали, как школьнику помочь с выбором профессии
«Сегодня уходить из одной профессии в другую — это нормально. Люди взрослеют, у них меняются приоритеты, потребности, ценности. И если имеющаяся профессия не удовлетворяет уже эти потребности, не соответствует представлениям человека, то ее можно и нужно менять», — уверена ведущий психолог отдела профессиональной ориентации граждан Центра занятости Любовь Заворина.
Несмотря на это, детям важно знать, кем они хотят в будущем работать. Профессия — часть жизни, она тесно связана со всеми ее аспектами
По словам Любови Аркадьевны, пандемия показала, что остаться без работы могут специалисты абсолютно любой сферы и любой квалификации. С наименьшими потерями этот период пережили те, кто сумели быстро подстроиться под новые реалии, кто оказались гибкими.
«Это еще раз подтверждает то, что профориентация важна как жизненное, а не только профессиональное самоопределение», — считает эксперт.
Литература
- Александров Е. Л. Модель развивающей образовательной среды как условие формирования личности учащихся: вклад калужских педагогов-новаторов // Вестн. ТГПУ. 2019. № 8 (205). C. 48–54. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-8-48-54
- Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб, 2006.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Москва; Воронеж, 1997.
- Демин А. Н. Новые экономико-психологические факторы профессиональной ориентации молодежи // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: материалы Междунар. науч.-практ. конф., МГУ, Москва, 12–15 окт. 2016 г. М., 2016. С. 856–858.
- Дидковская Я.В. Трансформация социального механизма взаимосвязи профессионального самоопределения и профессиональной карьеры в российском обществе: дис. … д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2016.
- Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 168–187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187
- Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестн. ТГПУ. 2015. № 5 (158). C. 244–247.
- Севрюкова А.А., Ильясов Д.Ф., Костенко О.А. Развитие готовности тьюторов общеобразовательной организации к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся // Вестн. ТГПУ. 2018. № 8 (197). C. 102–109. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-8-102-109
- Тужилкин А. Ю., Носкова Л. П., Тузикова И. В. Организационно-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками с использованием потенциала различных практик. Н. Новгород, 2014. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/10/Tujilkin.pdf. (дата обращения: 12.06.2019).
- Хасьянов В. Б., Погодаева М. В. Влияние образовательной среды на становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников // Вестн. ТГПУ. 2019. № 8 (205). С. 21–29. https://doi. org/10.23951/1609-624X-2019-8-21-29
- Чистякова С. Н. Цель Концепции определена верно // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 10. С. 11–13.
- Шевцов В. С. Трансформация ценностей и национальная безопасность Российского государства // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 116–121.
- Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 64. P. 125–134. https://doi. org/10.1016/j.jvb.2015.11.009
- Thijs A., Fisser P., Van Der Hoeven M. Digitale geletterdheid en 21e eeuwse vaardigheden in het funderend onderwijs: een conceptueel kader // Digital literacy and 21st century skills in primary and secundary education: a conceptual framework / SLO nationaal expertisecentrum leerplanontwikkeling. Enschede, 2014.
- Walma van der Molen J. & Kirschner P. Entering the labour market with the right skills]. White paper Nederlandse Vereniging voor Psychotechniek (NSvP). 2017.
- Zhou X. L., Li X. X., Gao Y. M. Career Guidance and Counseling in Shanghai, China: 1977 to 2015 // Career Development Quarterly. 2016. Vol. 64, № 3. P. 203–215.
Резюме
Итак, как же правильно выбрать будущую профессию и какие тесты в этом помогут? Давайте пройдемся по основным моментам, на которые стоит обратить внимание. Начинать поиск профессионального пути нужно с понимания себя
Кто вы есть? Каковы ваши сильные и слабые стороны, цели в жизни? В Интернете есть много полезных тестов, которые помогут ответить на эти вопросы. Пройдите, например, тест на тип личности по Майерс-Бриггс
Начинать поиск профессионального пути нужно с понимания себя. Кто вы есть? Каковы ваши сильные и слабые стороны, цели в жизни? В Интернете есть много полезных тестов, которые помогут ответить на эти вопросы. Пройдите, например, тест на тип личности по Майерс-Бриггс.
Полезным будет также выполнить следующее:
- Возьмите лист бумаги и разделите его на 3 колонки: «быть», «делать», «иметь».
- В третей колонке напишите, чем бы вы хотели заниматься в идеале и какие у вас цели (признание, высокий доход, расширение связей). Во второй колонке перечислите навыки, которые у вас есть.
- Теперь перечитайте вторую колонку и определитесь, какая профессия соответствует вашим умениям. Напишите варианты в графе «быть», даже те, что кажутся вам совсем неправдоподобными.
- Теперь здраво оцените свои возможности и вычеркните то, что вам совсем не подходит. Оставшиеся варианты – наиболее подходящие для вас профессии .
Ваша задача понять, что именно вам мешает принять решение. Не нужно идти на поводу мнения или моды, оцените свои мотивацию, желания и предпочтения. А если причина сомнений в отсутствии необходимой информации, так этот вопрос решается просто: почитайте соответствующую литературу, посмотрите ролики в Интернете об интересующей профессии, пообщайтесь с уже состоявшимся профессионалом в этой области, найдите способ попрактиковаться, чтобы «вживую» оценить все «за» и «против».
Интересную подборку книг, которые помогут определиться с профессией и ответить себе на вопрос, занимаетесь ли вы делом своей жизни, предлагает издательство «МИФ». Посмотреть ее можно здесь.
Идеально, если вы будете рассматривать не одну область, а сразу несколько, ведь так вы лучше поймете, что действительно вам подходит. Попробуйте начать изучать азы профессий самостоятельно. А если вы сомневаетесь, что справитесь с изучением большого объема информации и освоением разнообразных тем, рекомендуем заглянуть на нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где вы научитесь применять различные техники и модели самообразования и убедитесь, что обучение может быть увлекательным и эффективным одновременно.
Если вы не уверены, правильно ли выбрана профессия, обратитесь за помощью к карьерному консультанту и пройдите профессиональную ориентацию.
А вот и обещанные полезные ссылки, которые помогут сделать правильный выбор:
- Профориентация онлайн от сайта hh.ru.
- Опросник Голланда на определение профессионального типа личности.
- Дифференциально-диагностический опросник Климова.
- Выбор профессии по объекту труда и действию с ним. Методика ПрофГида.
- Тест на профориентацию от WhyEducation.
- Тест на профориентацию «Карта интересов».
Выбор профессии – это важный шаг, ведь от него зависит ваше будущее. Конечно, нельзя гарантировать, что вы сможете определиться с направлением раз и навсегда и это дело станет делом всей жизни, ведь реалии современного мира обязывают подстраиваться под изменения и находить для себя лучшие варианты, что касается и профессии в том числе.
Но если сделать свой выбор осознанно, можно обеспечить себя счастьем заниматься любимым делом, приносящим достойный доход, хотя бы на ближайшие несколько лет.
Желаем успехов и предлагаем пройти небольшой опрос:
Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Взаимодействие между школой и семьей
В первую очередь, и родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример.
Вовлеченность в воспитательный процесс обеих сторон очень важна. Ведь даже если ребенку и расскажут в школе, как правильно нужно себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения все равно будет доминировать. А значит, несмотря на все усилия учителей школьник будет вести себя так, как принято в его семье. То есть, ответственность за формирование нравственных основ личности ребенка лежит полностью на родителях.
Однако и роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход.
Ни изменившиеся ценности, ни преобразование системы обучения не отменяют того факта, что ребенок – маленькая личность со своими взглядами, убеждениями, приоритетами. И чтобы направить его на правильный путь совсем не обязательно ругать, унижать или наказывать. Нужно воспользоваться мудростью и знаниями, и стать для него другом и авторитетом, демонстрируя доброжелательность, отзывчивость, честность… И тогда, скорее всего, ребенок станет более внимательным к тому, что ему говорят, и захочет ответить взаимностью.
Советы психолога
Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.
Для школьника
Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной
Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.
Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.
И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности
Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном
Для родителей
Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:
- Узнать о планах ребенка на будущее можно исключительно во время беседы с ним по душам. Ни за что нельзя обсуждать такую тему наспех. Также не стоит вызывать сына или дочь для разговора «на ковер». Постарайтесь завести его невзначай. Запаситесь терпением, будьте максимально тактичны и проявляйте неподдельный интерес ко всему, что вы услышите.
- Если старшеклассник всячески уклоняется от ответов или говорит, что у него еще нет планов, нужно попробовать найти причину такого неопределенного отношения к будущему.
- Предложите своему ребенку работу на каникулы. Выберите вместе с ним посильное занятие, не запрещенное законодательством.
- Подросток шокировал вас выбором профессии? Ни в коем случае не запрещайте ему и не оскорбляйте его. Попытайтесь спокойно узнать, чем он руководствовался и почему ему нравится именно этот вид деятельности.
- Старшеклассник витает в мечтах, но не предпринимает никаких шагов, чтобы реализовать их? Помогите ему с составлением плана действий. Подскажите, какими сроками он на данный момент располагает и что надо успеть за это время.
- Подготовьте вместе со своим ребенком альтернативный вариант, если с основным его постигнет неудача.
Нет проблем с профессиональным самоопределением в тех семьях, где дети чуть ли не с детского сада твердо знают, что они будут врачами, юристами или космонавтами, и усердно учатся, готовясь поступать в соответствующий вуз. Однако таких случаев очень мало. У большинства выбор будущей профессии сопряжен с постоянными сомнениями и сложностями. Что тогда делать родителям? Не рассчитывая на школу, самостоятельно приступать к активной профориентационной работе. Начинать заниматься этим желательно уже с 8-9 класса.
Родина зовет!
Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства
И тут важно четко улавливать актуальные тенденции
В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.
В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.
В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.
Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.
Профориентация в России
Увы, в большинстве российских школ нет «карьерных бюро», как в европейских странах. Наши школьники встречаются с представителями других профессий в основном только в старших классах, и вся профориентация в целом построена больше на теории, чем на пользе.
У студентов вузов возможностей больше: здесь как минимум обязательно проходить практику. Но чаще всего этого очень мало, и студентам гораздо проще совмещать полноценную работу и учебу, чем после вуза искать работу с нулевым опытом в ней.
Для тех, кто уже закончил и школу, и колледж или университет, основу профориентации составляет все, что проводят местные центры занятости. Обычно это ярмарки вакансий, консультации психологов. Здесь о пробном периоде уже почти не приходится говорить: нужно выбирать вакансию и сразу бросаться в бой.
Остальная профориентация — это уже информация из интернета и от знакомых: отзывы о компаниях, полезные статьи о поиске работы, психологические тесты и многое другое.
Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы определиться с профессией