Человек и познание

Чувственное и рациональное в познании. формы чувственного и рационального познания

Введение

Вопрос истины — главный вопрос эпистемологии. Все человеческие знания ориентированы на постижение истины. В первом приближении вопрос истины кажется чрезвычайно простым, но эта простота обманчива.  

Даже Аристотель считал, что истина — это знание, содержащее верное суждение о конкретной реальности. Другими словами, истина — это соответствие мысли реальности. Но соответствие мысли действительности можно понимать по-разному.  

Для Платона истина состоит в соответствии знания вечным и неизменным идеям, поскольку для него идеи являются изначальной реальностью. Что касается чувственного материального мира, знание о нем не может быть истиной, поскольку этот мир изменчив. В нее, как и в реку, нельзя войти дважды. Он появляется на время, но исчезает навсегда.   

Материалисты, напротив, считали, что истина — это соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело так думать, а другое — устанавливать это соответствие. Чувство — не лучший свидетель этого соответствия, и разум может ошибаться.  

И тем не менее только разум имеет необходимые, хотя и недостаточные, основания для установления истины, потому что только он обеспечивает принцип гносеологического совпадения мышления и бытия, только он воплощает творческую направленную активность гносеологического отношения в субъекте-объекте. система.

Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверена практикой. 

Истина: критерии, структура, формы познания

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.

В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Оппозиция сенсуализма и рационализма

В философии Нового времени
сложилась оппозиция сенсуализма и рационализма. Сенсуализм (от
лат.sensus – чувство) решающую
роль в познании отводил чувственному
познанию. Рационализм (от лат. ratio –
разум) решающую роль в познании отводил
разуму.

Сенсуализм на первое место в процессе
познания ставит в противовес разуму чувственную
познавательную способность. Сенсуалисты
считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде
не было бы в чувствах».

Противоположной линии придерживаются рационалисты.
Они признают основой познания и поведения
людей разум отрицая чувства в качестве
источника достоверной первичной информации,
мотивируя неточностью и ограниченностью
сведений о мире, получаемых при помощи
органов чувств.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались. 

Чем отличается заблуждение от лжи? Ложь — это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Что такое истина и заблуждение

Существуют различные подходы к пониманию данных категорий. Это одни из основополагающих понятий:

  • науки;
  • философии;
  • культуры;
  • религии;
  • истории;
  • обыденного сознания.

Наиболее распространены следующие определения.

Определение

Истина — это:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • адекватное отражение действительности познающим субъектом;
  • гносеологическая характеристика мышления;
  • идеал знания, вид и способ его постижения.

Вопросы о познаваемости мира и возможности существования истинных знаний — центральные в гносеологии (теории познания).

Определение

Заблуждение — это знание, не соответствующее реальности; искаженное отображение действительности.

Источником заблуждений является ограниченность мышления и практического опыта на конкретном историческом этапе.

Заблуждения следует отличать от лжи.

Определение

Ложь — это преднамеренное искажение знания в корыстных целях.

Пример

Примеры отличия: пропаганда в целях дезинформации — это ложь. Идеи средневековых алхимиков, вера в гороскопы — заблуждения.

Заблуждения содержат фрагменты истинного знания и являются необходимой частью познавательного процесса. Они возникают в результате абсолютизации познания и отражают неразвитость гносеологической стороны мышления на том или ином историческом этапе.

Заблуждения могут быть связаны с:

  • ошибками логики (например — софистика);
  • с фактическими ошибками (например — попытки изобрести «вечный двигатель»).

С точки зрения диалектики, заблуждения — необходимый и постоянный спутник истины. Это неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

В русской культуре широко используется понятие «правда». Оно не синонимично философской категории «истина», но имеет с ней тесную взаимосвязь. Правда имеет духовно-нравственное содержание. Она может не соответствовать объективной действительности, но важна для подлинного понимания личностью явлений и процессов, происходящих в мире. Правда выступает в роли мотивирующего фактора. Она заставляет человека действовать согласно его убеждениям. Термин «правда» не имеет точного соответствия в других языках. Но в мировой философии накоплен значительный опыт по осмыслению нравственных основ истины.

Современные подходы к проблеме истины и заблуждения

Истина — это объективное содержание сознания, адекватное отражение объектов и явлений реальности. Истина по праву ассоциируется с самым благородным, самым возвышенным и значимым в процессе познания мира, человека и общества. Истина — это процесс адекватного (правильного, истинного) отражения действительности в человеческом сознании. Правда унитарная, но она различает объективные, абсолютные и относительные аспекты, которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина отражает реальное состояние вещей, мир в том виде, в котором он существует вне нашего сознания и независим от него. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит от человека или человечества. Это не должно восприниматься как означающее, что истина возможна и существует вне темы. В самой действительности нет никаких истин. Истина характеризуется только нашими познавательными образами, нашим знанием реальности.

Поэтому истина субъективна (не путать с субъективизмом). Вот, скажем, график. Это неправда и не ложь — это просто говорит о том, что она существует. Правдой или ложью может быть только наш образ, наше восприятие стола, не похожее на дальтоника или, наоборот, на близорукого человека. Правда, мы все еще используем такие выражения, как «истинная политика», «истинный человек». Но ясно, что в таких случаях истина используется во вторичной, оценочной функции, и мы знаем, что такое истина политики, а что такое человек как истина.

Истина всегда субъективна по своей форме, но объективна по своему содержанию, то есть по тому, что содержится в знании. Содержание этих знаний не зависит от сознания людей. Это соответствует реальности, законам и явлениям природы и общества. Например, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина — это полное, всестороннее, точное знание объекта исследования, знание, которое не опровергается, а только дополняется и развивается, последующее развитие науки. Такие истины, конечно, недоступны для нас. Абсолютная истина — это лишь регулятивная идея, т.е. некий идеал, к которому нужно стремиться, но который не может быть достигнут и подтвержден. В своем реальном проявлении абсолютная истина — это понятие потенциальной бесконечности человеческих знаний о мире, предел, к которому стремятся наши знания.

Абсолютные истины часто называют «вечными» или «конечными», истинами факта (Маркс родился 5 мая 1818 года). Хотя и здесь есть относительная точка зрения: сама хронология. В исламской хронологии (начиная с хиджры) числа по понятным причинам будут отличаться. Наиболее правильное определение абсолютной истины — это совокупность моментов полного, неизменного знания в композиции относительных истин. Возьмите атом в качестве примера. Древние верили, что он неделим. В начале двадцатого века она «состояла» из электронов. В настоящее время она «состоит» из масс элементарных частиц. И количество элементарных частиц постоянно растет. Все эти изображения атома относительны. Но сам факт, что атом — это реальность, что он существует, относительно стабилен — этот факт сам по себе является знаком, элементом абсолютного знания.

Плотин: метод познания Единого

Плотин был последним великим мыслителем античной эпохи. Его главным интересом была не философия, как таковая, а религия. Плотин считал своей целью через божественное единство определить истинное назначение всего сущего и вернуть его обратно к Богу.

Согласно Плотину, есть два способа познания: ум и чувство. Они позволяют изучать окружающий мир, не ну могут напрямую познать Единое. Оно находится над всем и не имеет определения. Но человек все же может приблизиться к Единому чрез предметный мир. Каждый предмет – часть Единого, он имеет свою душу. Узнать душу предмета возможно не умом или чувством, а только особым видом сосредоточенного наблюдения: созерцанием. Истинное постижение предмета – слияние души с Единым.

Что такое философия? Определение

В отличие от других дисциплин, философия не имеет строгих определений, не ограничена в вопросах изучения и в прямом смысле объединяет в себе все и сразу. Попытка дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы о мироздании кажется успешной, потому что благодаря науке о жизни, на сегодняшний день есть боле менее четкое понимание роли человека в разрезе мироздания.

Итак, что такое философия?

Определение

Мировоззренческое течение и философские размышления действуют сообща, они словно дополняют друг друга. Мыслительная деятельность упорядочивает взгляды на окружающую действительность и придает им теоретичность. Можно смело предположить, что мировоззрение является частью философской мысли. «Любовь к мудрости» широко демонстрирует мироздание и место индивида в нем. Мировоззрение дает конкретные ответы на возникающие вопросы. Действуя сообща, оба направления дополняют друг друга и дают человечеству возможность увидеть полную картину деятельности всего живого на земле.

Есть такая категория людей, которая не воспринимает философскую мыслительную деятельность серьезно, они уверены – это пустая трата времени. Так происходит, потому что люди не понимают прикладного значения философии. Им сложно понять глобальные размышления о мироздании, они не видят, как решаются теоретические задачи и главное, для них остается загадкой, как «любовь к мудрости» можно применять в повседневной жизни.

Отвечая на вопрос, что такое философия, стоит отметить, что это, прежде всего наука о жизни. Она помогает решить ряд жизненных задач. Между тем, «любовь к мудрости» нельзя классифицировать, как точную науку. Она не дает конкретных ответов, она рассуждает, выдвигает гипотезы, озвучивает теории. Эта наука, которую возможно постичь, только самостоятельно, через собственный выстраданный опыт и путем личных исканий истины. Мысль в разрезе данной науки объединяет в себе ценности и знания, таким образом, давая людям полное понимание происходящего вокруг.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Личное познание

Личное познание принадлежит отчасти индивидуальному ненаучному опыту человека, отчасти коллективному (научному) познанию, если субъект личного познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей науки. Во втором случае личное познание подчиняется стандартам научной деятельности.

Личное познание первого типа (ненаучное познание) может существовать как совместно с индивидуальной научной деятельностью, так и независимо от нее, когда человек не занимается научной деятельностью. Это личное познание обычно неотделимо от остального индивидуального жизненного опыта каждого человека и вплетается в ткань этого опыта. Личный опыт человека — это то, что включает в себя элементы познания, элементы игровой (художественной, спортивной) деятельности, элементы управленческой трансформации. В то время как в науке выдвигают и проверяют гипотезы — теории — в ненаучном индивидуальном познании выдвигают и проверяют гипотезы.

Наука — это форма коллективного познания, ставшая особой сферой человеческой деятельности. Более того, она возникла в результате разделения человеческой деятельности на познавательную, художественную, управляющую — преобразующую и многое другое. Одни люди занимались в основном познанием, другие — в основном преобразованием управления и так далее.

Каждый человек, который ведет научную деятельность, является не только познавательным субъектом, но и ученым, ученым — субъектом научно-познавательной деятельности. В этом процессе, намеренно или непреднамеренно, он координирует свои когнитивные усилия с когнитивными усилиями других ученых.

Личное познание принимает форму ощущений, восприятий и представлений. Это психические формы отражения реальности или, как их еще называют, сенсорные формы познания.

Восприятие — это отражение индивидуальных свойств, характеристик объектов.

Восприятие — это целостное рассмотрение объектов и их взаимосвязей.

Представление представляет собой обобщенное отражение объектов, их характеристик и отношений, основанное на сравнении во времени различных восприятий и ощущений.

Разница между ними, как и в математике — между точкой, прямой и плоскостью, или между первым измерением (прямой), вторым измерением (плоскость), третьим измерением (объемное тело).

Следует помнить, что эти формы чувствительности могут искажать саму реальность. В таких случаях говорят о видимости, а также о миражах, фантомах, галлюцинациях, видениях.

Насколько сложно понять ощущения и восприятия как формы познания, показывает следующий пример: оазис в пустыне — мираж или реальность? Когда человек видит оазис, он, несомненно, задается вопросом: это мираж, призрак или реальность? Если он заранее знает, что не может быть оазиса в этом месте, он будет оценивать свое восприятие оазиса, как своего рода мираж, иллюзия видения. Если он заранее знает, что должен быть оазис в этом месте, он будет оценивать свое восприятие оазиса как реального доказательства существования оазиса в этом месте. Если он заранее не знает, должен ли быть оазис в том или ином месте, он оценивает свое восприятие оазиса в зависимости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пустыне или нет. Если он не знает о возможности миражей, он примет видение оазиса как истинное. Если он заранее знает о возможности миража, то, вероятно, задаст себе вопрос: Оазис в этом месте — мираж или реальность? Более того, он займет позицию скептика, признавая равную вероятность истины и лжи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Здоровые дети
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: