Смешарики: Пин-код (Россия)
IMDb: 7,7 Кинопоиск: 7,6
У знаменитого российского мультсериала, посвящённого приключениям смешариков, есть познавательный спин-офф «Пин-код». Полюбившиеся персонажи Крош, Ёжик, Бараш и Нюша знакомят юного зрителя со строением планеты Земля, физическими законами, объясняют механизм образования природных явлений. Отдельные серии мультфильма посвящены биологии, медицине, химии, астрономии и другим наукам.
Просмотр мультсериала будет интересен и полезен любому ребёнку. Профессионализм создателей и хороший сюжет сделали мультфильм «Смешарики» популярным и среди взрослой аудитории. Многие родители с удовольствием смотрят «Пин-код» вместе со своими детьми и освежают в памяти знания, подзабытые после школьных лет.
«Дорога домой»
Студия/страна: Netflix, США/Австралия
Год создания: 2021
Возрастной ценз: 7+
Из зоопарка сбегает компания опасных существ — змея, скорпион, паук, крокодил, ящерица. Их цель — добраться до своего настоящего дома — далекой Австралии. В своем путешествии они доказывают миру, что, несмотря на свой устрашающий вид, ядовитые жала и острые зубы, они обладают добрыми сердцами и достойны любви и принятия. Казалось бы, главная мысль мультика — в том, чтобы воспитать у подрастающего поколения терпимость. Но все не так просто.
В чем вред?
В главных ролях мультфильма — смертельно опасные животные, которые своим ядом могут отравить или обездвижить жертву, но они подаются зрителям как добрые и приветливые. Их опасная инстинктивная сторона совершенно игнорируется.
Виктория Яковенко:
Вред мультиков для ребёнка
Основной вред в зависимости детей от мультфильмов. При её возникновении дети эмоционально требуют включить мультик, а при попытке его выключить – закатывают настоящие истерики. Дело в том, что мозг человека устроен так, что в нём вырабатываются определённые вещества и закрепляются связи при получении удовольствия. И если малышу нравится какой-то мультик или вообще их просмотр, то при отсутствии ограничений со стороны родителей – заинтересованность быстро превращается в эмоциональную зависимость. Бороться с ней очень не просто, а вот изначально держать под контролем ситуацию и не позволять ежедневные многочасовые просмотры бессмысленных мультиков – намного легче.
Это негативно сказывается на многом: на психике и характере, на зрении. А когда кроха раздражён отказом в просмотре мультиков – может нарушаться аппетит и сон, а также готовность к более полезным занятиям.
Основные рекомендации по использованию мультфильмов и фрагментов фильмов
(как части развивающих занятий с детьми)
Развивающий эффект просмотр мультфильмов и фрагментов фильмов дает не ранее двух с половиной – трех лет.
Продолжительность просмотра зависит от возраста ребенка. Единовременный просмотр не должен превышать десяти минут для детей до пяти лет и 15 минут для детей пяти–семи лет. Детям до поступления в школу рекомендуется показывать максимум три мультфильма или небольшой фрагмент детского фильма соответствующей возрастной категории за один раз. Максимально допустимое время ежедневного просмотра – не более 40 минут до пяти лет и одного часа – с пятилетнего возраста.
Оптимально, чтобы мультфильм или фрагмент фильма предварительно просмотрел кто-нибудь из взрослых. Проверил возрастную маркировку, ознакомился с рецензиями и отзывами, а также ответил на следующие вопросы: «Нравится ли этот мультфильм мне? Понравится ли он ребенку? Чем он будет полезен для него?».
Просмотр мультфильма и фрагмента фильма должен быть совместным с одним или обоими родителями (другими значимыми взрослыми). Не стоит связывать его с приемом пищи, прогулкой, настаивать, если малышу неинтересно или он устал.
Зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60–70 см. Желательно, чтобы ребенок ровно сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку.
Лучше не смотреть видео вечером позднее, чем за два часа до сна, чтобы малыш не переутомился
Оптимальное время – в первой половине дня.
После просмотра важно обсудить увиденное. Вопросы готовим заранее
Они должны касаться прежде всего поступков героев, но можно развивать внимание и память ребенка, спрашивая об отдельных моментах и деталях в содержании
Если у вас или малыша вопросы появляются в процессе, то останавливаем видео и общаемся, а после продолжаем просмотр
Некоторые видео нуждаются в ваших комментариях в процессе, например, по какой причине так огорчилась бабушка, когда гуси решили спрятаться от нее (мультфильм «Два веселых гуся»), и почему поступать, как они, не следует.
После обсуждения переносим интересное действие из мультфильма в реальную жизнь. Например, отправляемся в морское путешествие или устраиваем маскарад, как герои мультсериала «Смешарики»; используем душ как телефон по примеру Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся» или ищем, что дома или на улице напоминают предметы, как в мультфильме «Что на что похоже». Что можно взять из конкретного мультфильма, необходимо продумать заранее, предложить ребенку минимум два варианта на выбор. Ребенка старше пяти лет можно попросить придумать интересную игру самому. Ориентиром выбора занятия после просмотра должны быть двигательная активность ребенка и максимальное уменьшение нагрузки на зрение.
Возможна ситуация, при которой ребенок хочет пересматривать мультфильм много раз. Поддержите его в этом желании, но каждый день смотрите по одному разу, разнообразьте вопросы и активность по результатам просмотра.
Вся процедура работы с мультфильмом может занимать до 40–50 минут, из них на просмотр отводится не более 15 минут, а на обсуждение и игры – от получаса и больше.
«Босс Молокосос»
Студия/страна: 20th Century, США
Год создания: 2017
Возрастной ценз: 6+
Главный герой — мальчик Тим. Он живет с мамой и папой и в целом очень этим доволен. Но все меняется, когда в семье появляется младший брат. Тим сразу замечает: ребенок — вовсе не тот, за кого себя выдает. Однажды он застает его свободно говорящим по телефону. А вскоре узнает, что малыш — тайный агент, который борется за то, чтобы люди продолжали заводить детей вместо собак.
В чем вред?
На первый взгляд, мультфильм пропагандирует семейные ценности и борется с движением «чайлдфри». Только этот смысл направлен, скорее, на родителей. А что же мульт транслирует детям? Кажется, что основной посыл — сложность отношений между братьями: необходимость делить любовь родителей, ревность старшего ребенка по отношению к младшему. И это была бы отличная воспитательная тема, но, увы, авторы пошли другим путем.
В мультфильме показаны дети, которые кидаются деньгами, покупая все и всех. Они обманывают, воюют со старшими братьями, узаконивают (теми же деньгами) свое незаконное поведение.
Виктория Яковенко:
Почему взрослым тоже полезно смотреть мультики?
Если взрослые смотрят мультфильмы, в этом нет ничего плохого. Общество обычно считает взрослых, которые смотрят мультики, инфантильными и ребячливыми. Но не стои огорчаться по этому поводу. Скорее гордитесь тем, что душой вы еще молоды.
Знакомы ли вы с мультипликационной психологией? Это не просто яркие и анимированные персонажи. На самом деле есть некоторые преимущества и для взрослых, чтобы смотреть мультфильмы.
Вот некоторые преимущества просмотра мультиков взрослыми людьми:
- Повышают уверенность в себе
Мультфильмы могут заряжать энергией и весельем. По сей день просмотр «Суперсемейки» или фильма «Супермен» действительно заряжает вас энергией и дает вам возможность смотреть в лицо миру.
- Оживите свои воспоминания
Мультипликационные персонажи могут легко манипулировать и имитировать психологию нашего мозга. Мы влюбляемся в этих персонажей и хотим подражать им. Вы можете воссоздать прошлое, посмотрев мультфильмы во взрослом возрасте. Есть так много прекрасных воспоминаний.
Например, просмотр фильма «Холодное сердце» напомнит вам о любви и связи ваших друзей. Или другие ваши воспоминания о детстве, включая еду вашей матери, бегущую позади вас, когда на заднем плане играли мультфильмы.
- Учитесь хорошим жизненным урокам
Мультики преподают невероятные уроки жизни, передавая сообщения социальной осведомленности. В мультфильмах есть сказки, в центре которых герои. Хороший человек выигрывает битву, а плохой всегда ее проигрывает. В нашей жизни всегда бывает счастливый конец.
- Средство для снятия стресса
Мультфильмы — это, прежде всего, лучшее средство от стресса. Включите телевизор и посмотрите «Тома и Джерри» или мультсериал про мистера Бина. Лучшее лекарство — это смех, исследования показали, что мультфильмы у взрослых также вызывают меньше стрессовых заболеваний.
Некоторые исследования также показывают, что мультфильмы полезны для мозга, поскольку они вырабатывают эндорфины из-за смеха. В результате вырабатывает гормоны хорошего самочувствия, когда вы смеетесь.
- Специальные мультики для взрослых
Есть несколько мультфильмов, специально для взрослых, если вы не любитель типичных мультфильмов для детей. Некоторые анимационные шоу предназначены исключительно для взрослых: Гриффины, Симпсоны, Южный парк, Бриклберри и т.д.
Таким образом, мультфильмы косвенно влияют на ваше улучшение психического здоровья и счастья. Они воздействуют на все наши эмоции, заставляя нас грустить, смеяться, радоваться и с самого раннего возраста учат нас реальным жизненным навыкам.
Однозначно сказать хороши мультфильмы или плохи, нельзя. Выбор хороших мультиков с правильным посылом — вот секрет того, как накормить мозг полезными навыками или просто развлекательным контентом.
Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям
Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.
- Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
- Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
- Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
- Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
- Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.
Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках
Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы
Похожие посты
Положительные идеи
Вера в себя и понимание своих интересов (+)
Главная героиня истории, Моана, обладает большим количеством положительных черт и во многом представляет собой хороший пример для подражания. Все плюсы мультфильма имеют отношение именно к образу главной героини.
Изображено, что Моана обладает здоровой самооценкой, понимает свои истинные интересы (тягу к океану и мореплаванию), уверена в них и в итоге не боится им последовать. Это даёт зрителю соответствующую установку с уважением относиться к себе и своим увлечениям.
Желание сделать вклад в общество и принести ему пользу (+)
Ещё один положительный момент – искреннее желание Моаны помочь своему обществу, сделать существенный вклад в его благополучие
Осознав, что ей дали «повестку» к важному подвигу, который улучшит жизнь на острове (Океан выбирает Моану для важной миссии по восстановлению мира и порядка), Моана самоотверженно отправляется в путь
Ответственность (+)
На своём пути Моана действует с полной ответственностью за свои поступки. Всё, что необходимо сделать, делается и делается качественно. Когда в один момент героиня сомневается в своих силах, она не пытается просто убежать от ответственности, а обращается к Океану и просит перепоручить задание кому-то более опытному.
Оказание эмоциональной поддержки (+)
Ещё одно важное положительное качество героини – это способность эмоционально поддержать другого. Это прослеживается в двух эпизодах с Мауи и ключевом моменте возврата сердца богине жизни:
- Моана дважды вдохновляет Мауи, положительно воздействуя на его эмоции. Сначала напоминает, как все его будут уважать, если он совершит подвиг. Позже, после неудачи, готовой вот-вот «сломать» Мауи, героиня снова оказывает ему эмоциональную поддержку. Напоминает о его успехах и хороших качествах, о том, что несмотря ни на какие невзгоды и трагедии, Мауи всё равно молодец.
- В конце истории героиня, по сути, проводит работу по эмоциональному восстановлению богини жизни.
Интересно, что эмоциональное поддерживание – очень женственная линия поведения. И насколько на примере героини это выглядело более здоровым, чем орудование веслом как оружием, ремонт хижины и т.п.
Неглянцевая красота (+)
И последний однозначно положительный момент, который хочется отметить – это неглянцевый визуальный типаж героини. Моана выглядит, как обычная, здоровая девушка среднего телосложения, что очевидно добавляет плюсов героине как примеру для подражания.
Теперь посмотрим на две темы со смешанными тенденциями – тему семьи и общества, и после перейдем к отрицательным.
Смотреть современные мультфильмы – или те, на которых выросли родители?
При выборе мультфильма лучше всего ориентироваться на интересы и возраст малыша. Если он увлечен животными, то вряд ли ему понравится мультсериал про поезда — и наоборот. Но есть и “универсальные” варианты — те, которые делают акцент не столько на деталях вселенной, сколько на взаимодействии героев.
Многие мультфильмы учат детей дружбе и взаимовыручке: “Поли Робокар”, “Пираты Нетландии”, “Доктор Плюшева” и много-много других. “Фиксики” и “Смешарики” включают в себя познавательный компонент и при этом нескучные. А считающаяся “малышовой” “Свинка Пеппа” исподволь воспитывает не только дошкольников, но и их родителей. В этом мультике очень здорово показан образ спокойной принимающей мамы: она никогда не ругает малышей за шалости, даже если они валяются в лужах, разбрасывают игрушки через минуту после уборки и отказываются снимать новые сапожки две недели.
Сегодня выходит очень много мультфильмов и сериалов, есть даже отдельные детские телеканалы, на которых показывают в основном только мультики, поэтому выбор действительно впечатляющий. Другое дело, что нередко от родителей (и бабушек с дедушками) можно услышать: “Не могу смотреть нынешние мультфильмы — у нас были совершенно другие!”.
Это справедливое наблюдение, однако изменилась не только анимация, но и сама реальность. Старшее поколение росло в мире, где был совершенно другой темп, а сегодня жизнь требует приспосабливаться к быстрому ритму. И в этом детям помогают в том числе и мультики.
Выбор психолога: мультики и фильмы о дружбе
Если у вас сейчас нет времени на то, чтобы искать ребенку подходящий репертуар, воспользуйтесь подборкой, которую составила Ольга Никитина.
Мультфильмы о дружбе: «Приключения кота Леопольда», «Приключения поросенка Фунтика», «В стране ловушек», «Чебурашка и крокодил Гена», «Серая шейка», «Цветик-семицветик», «Про больших и маленьких», «Золотая антилопа», «Друзья-товарищи», «Котенок по имени Гав», «Самый большой друг», «38 попугаев», «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Давай дружить», «Варежка», «Крошка Енот», «Приключения Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок» ⠀Фильмы о детской дружбе: ⠀ Для детей 7−10 лет: «Приключения Петрова и Васечкина», «Мост в Терабитию», «Пеппи Длинныйчулок», «Боба и слон», «Арабелла — дочь пирата». ⠀ Для 10−13 лет: «Дневник слабака», «Чудо», «Инопланетянин», «Замок в Испании», «Джуманджи», «Сорванец», «Останься со мной», «Великан», «Таинственный сад». «Привет, Джули!», «Гостья из будущего», «Где ты, Багира?», «Потапов, к доске!», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Кортик», «Бронзовая птица», «Чудак из 5 „Б“». ⠀ Для подростков 13+ лет: «Большой», «Короли лета», «Мад», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней», «Клуб „Завтрак“».
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Чему могут научить мультфильмы, если смотреть их вместе с родителями
Еще один очень важный момент в мультфильмах — это то, как их смотреть. Лучше всего это делать вместе с родителями. Во-первых, так мама или папа смогут пояснить малышу непонятные моменты, проговорить какие-то сложные места. Во-вторых, совместный досуг может стать хорошей почвой для сближения, даст темы для разговоров, позволит ненавязчиво транслировать сыну или дочери, “что такое хорошо и что такое плохо”, при обсуждении сюжета, героев, их поведения.
Полезно задавать вопросы:
“Как ты понял эту фразу?”
“Как ты думаешь, почему герой так поступил?”
“Что бы ты сделал в такой ситуации?”
“Прав персонаж в данном случае или нет, как ты считаешь?”
Так, мультсериал Cartoon Network “Вся правда о медведях” учит ребенка принимать непохожесть людей между собой как нечто само собой разумеющееся. После просмотра можно, например, задать вопрос, почему именно главные герои опекают маленькую девочку-вундеркинда и принимают ее такой, какая она есть. (Потому что они сами очень разные, но при этом прекрасно уживаются вместе и всегда приходят друг другу на помощь.)
По современным полнометражкам можно и вовсе лекции по психологии читать. мультфильм “Головоломка” рассказывает очень близко к реальности, как устроен наш мозг и эмоции, а “Ральф против интернета” затрагивает много разных и важных тем: самореализация, созависимые отношения, безопасность в интернете.
Если смотреть диснеевские анимационные фильмы про принцесс в хронологическом порядке, можно заметить, как менялось представление о роли девушки в жизни: от безмолвной кроткой ожидающей спасителя Белоснежки к самоуверенной, независимой Эльзе, главная задача которой – найти себя и свое предназначение.
Мультфильм “Валли” покажет малышу мир, в котором Земля погибает, задыхаясь от мусора — на примере этой полнометражки можно поговорить о том, почему мы сортируем отходы и что с ними происходит потом.
“Человек-паук через Вселенную” можно порекомендовать к просмотру родителям и детям, которые вот-вот вступят в подростковый возраст. Взрослым этот мультфильм метафорически продемонстрирует, что происходит с человеком, когда он становится подростком: физические изменения тела, обострение отношений с родителями, поиск ответа на вопросы “кто я” и “что я могу”.
Можно после просмотра задать ребенку вопрос: “Как ты думаешь, в чем настоящая сила Человека-паука?”, а затем — “А как ты думаешь, в чем твоя сила?”. Такое ролевое моделирование способствует развитию воображения и фантазии, гибкости мышления, формирует навыки адаптации и позволяет реализовать творческий потенциал.
Как показывать развивающие фильмы малышам
Перед просмотром следует обратить внимание на рекомендуемый возраст. Есть фильмы, предназначенные детям с 3х месяцев, с 6 месяцев, с 9 месяцев и т.д. Соответственно, и направленность у них будет разная
Например, фильмы «Волшебная мозаика» и «Карусель» из серии «Я все могу. Гениями становятся» рассчитаны на малышей от 3 месяцев. В них показаны яркие образы, картинки, куклы, дети и т.д. Цель этих серий – научить малышей задерживать внимание на объектах, запоминать первые образы и познавать окружающий мир. А вот фильмы ABC’s («Алфавит»), 123’s («Цифры»), Art («Искусство») подходят для детей постарше, от 2 до 5 лет
Соответственно, и направленность у них будет разная. Например, фильмы «Волшебная мозаика» и «Карусель» из серии «Я все могу. Гениями становятся» рассчитаны на малышей от 3 месяцев. В них показаны яркие образы, картинки, куклы, дети и т.д
Цель этих серий – научить малышей задерживать внимание на объектах, запоминать первые образы и познавать окружающий мир. А вот фильмы ABC’s («Алфавит»), 123’s («Цифры»), Art («Искусство») подходят для детей постарше, от 2 до 5 лет
В них малыши знакомятся с английским алфавитом, изучают счет, а также погружаются в мир искусства и учатся рисовать
Для ребенка раннего возраста особенно важно живое общение со взрослыми. Поэтому нет смысла включать телевизор и оставлять малыша с ним наедине
Гораздо лучше, если мама или папа будут смотреть развивающие фильмы вместе с ребенком, объясняя и комментируя ему то, что он видит на экране. Можно дополнять просмотр игровыми моментами, тем более в некоторые фильмы включены соответствующие задания на творчество и игры. Например, в фильме Baby da Vinci («С головы до пят») из серии Baby Einstein дети изучают свое тело при помощи игр. Им будет интересно не только посмотреть, как играют малыши на экране, но и повторить это вместе с мамой. Таким образом, развивающие фильмы могут стать еще и подсказкой для родителей, во что поиграть со своими детьми. А вот с помощью фильма «Умелые ручки» из серии «Я все могу. Гениями становятся» малыши старше 18 месяцев смогут научиться рисовать, лепить, собирать картинки из мозаики, ведь на глазах у них другие дети будут выполнять все это на экране. Поэтому было бы хорошо, если бы мама и папа во время просмотра таких фильмов, ориентированных на занятия творчеством, воплощали увиденное вместе с малышами. Из фильмов родители могут позаимствовать песенки и стихотворения, которые дети с удовольствием будут повторять в течение дня. Например, в серии «Профессор карапуз» есть фильм «Поющие ручки». В нем показаны занятия для пальчиковой гимнастики, есть короткие стихи и песенки, при помощи которых малыши осваивают счет, знакомятся с буквами, цветами и геометрическими фигурами. Просмотр развивающих фильмов должен быть многоразовым. Его необходимо сопровождать комментариями к увиденному сюжету на экране («Это кораблик – на нем люди плывут по морю»), задавать малышу уточняющие вопросы, пояснять увиденное на экране
Во время просмотра стоит обратить внимание, адаптирован ли развивающий фильм для русскоязычных зрителей. Для просмотра фильма на английском языке малышу обязательно понадобится дублирование слов родителями по-русски
Также обратите внимание, что изучение алфавита в некоторых фильмах проходит на английском языке, а потому название буквы на экране не совпадает с названием животного в русском переводе. Показывать развивающие фильмы малышам необходимо строго дозировано, маленькими порциями, чередуя их с другими видами деятельности. Специалисты советуют ограничить просмотр телевидения детьми до следующих пропорций: до двух лет – не более 10-15 минут в день, в 3-6 лет – не более 40 минут, с 7 лет – до полутора часов в день, делая перерывы. При правильном подходе развивающие фильмы могут стать отличным дополнением к обучению и развитию малышей.
Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков
Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?
Образовательный
Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.
Коммуникативный
Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм — ему придется остаться в стороне.
Речевой
Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема — мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.
Сюжетно-ролевой
Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.
Творческий
Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них — необычайно популярный мультик «Бумажки».
Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран — это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс — это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.
Как лучше организовать просмотр мультфильмов?
Как лучше организовать просмотр мультфильмов? Непопулярный, но правильный вариант – смотреть мультики вместе с ребенком.
Во-первых, если смотрите советскую мультипликацию, которая выбрана вами, сможете объяснить малышу непонятную для него эпоху или ситуацию, уберечь от страшных моментов.
Если выбираете мультфильм по литературному произведению, прочтите его с ребенком до просмотра. Там сможете кое-что рассказать малышу пока читаете. Например, множество мультфильмов снято по произведениям Александра Пушкина. Если ребенок постарше, прочтите «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», а потом устройте семейный просмотр с обсуждением.
Можно пойти и другим путем: попросить ребенка самого выбрать мультфильм для совместного просмотра и откомментировать. Скорее всего, ребенок выберет западный мульт.
Родители увидят, что интересует малыша и поймут, о чем он думает. Ребенок расскажет вам о персонажах мультфильма, пояснит смысл их действий. Возможно, после совместного просмотра родители поменяют отношение к иностранной мультипликации и заинтересуются ей.
В любом случае не следует резко высказываться о качестве и содержании мульта. Помните, что это ваш ребенок выбрал мультфильм для просмотра, значит, чем-то он его привлек. Постарайтесь выяснить, чем именно. Возможно, разгадаете какую-то детскую тайну или увидите проблему.
Для какого возраста подходят советские мультики и какие следует выбрать?
Малышам от года до пяти лет лучше показывать советские мультики, главными персонажами которых являются дети и животные. «Коза-дереза», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Машенька и медведь», «Ну, погоди!», «Каникулы Бонифация», серия новогодних мультов. Эти мультики рассказывают о дружбе, доброте, взаимопомощи. Они оптимальны по продолжительности и не утомят маленьких детей.
Малышам от пяти лет подойдут мультфильмы с главными героями – людьми, фантастическими сюжетами: серия мультфильмов «Простоквашино», «Карлсон, который живет на крыше», «Тайна Третьей планеты», «Остров сокровищ». Они имеют большую продолжительность, более сложный сюжет и рассчитаны на обсуждение со взрослыми.
Многие мультфильмы иностранного производства типа «Шрэка», «Мадагаскара», «Ледникового периода» детям до 8 лет лучше не показывать.
Вред современных мультфильмов для детской психики
Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.
Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.
Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.
Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.
Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.
Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов
Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни
Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.
Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.
Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.
Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .